Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     В каком порядке применяются вступившие в законную силу решения арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов?
     
     В соответствии со ст. 138 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
     
     Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
     
     Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
     
     Согласно ст. 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) арбитражный суд принимает решение именем Российской Федерации.
     
     Если арбитражный суд устанавливает порядок исполнения решения, то об этом указывается в самом решении.
     
     Если арбитражный суд не устанавливает в решении порядка исполнения принятого решения, то согласно ст. 135 АПК РФ решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия.
     
     Решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вступают в силу с момента их принятия.
     
     В соответствии со ст. 145, 161 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, и кассационную жалобу на решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, и постановление апелляционной инстанции.
     
     В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено, вступает в законную силу с момента вынесения постановления апелляционной инстанцией.
     
     Согласно ст. 177 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы принимается постановление, которое подписывается всеми судьями.
     
     Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
     
     В соответствии со ст. 13 АПК РФ вступивший в законную силу судебный акт обязателен для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.
     
     При этом неисполнение судебных актов арбитражного суда влечет ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
     
     Таким образом, судебные акты о признании недействительными нормативных правовых актов налоговых органов подлежат обязательному исполнению всеми органами, в том числе налоговыми, организациями и должностными лицами с момента вступления судебного акта в законную силу.
     
     При этом нормативный правовой акт налогового органа, признанный недействительным, не применяется с момента вступления судебного акта в законную силу, если иной порядок не установлен в самом судебном акте.
     
     В какой момент считается исполненной обязанность налогоплательщика по уплате налога в случае взыскания налога за счет иного имущества в соответствии со ст. 46 НК РФ?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа  местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
     
     Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
     
     Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
     
     При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47 НК РФ.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
     
     При этом судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
     
     В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении вышеуказанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае добровольного исполнения налогоплательщиком требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк в установленный судебным приставом - исполнителем срок.
     
     Вместе с тем в случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика-организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм (п. 5 ст. 47 НК РФ).
     
     Необходимо иметь в виду, что условия взаимодействия территориальных органов МНС России и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника-организации и иных исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», определены в Порядке взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденном приказом МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 от 25.07.2000.
     
     Каков порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах для проведения выездной налоговой проверки?
     
     В соответствии со ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки включает фактическое нахождение представителей налогового органа на территории проверяемого налогоплательщика. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проведения проверки каждого филиала и представительства.
     
     В соответствии со ст. 6.1 НК РФ установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями или днями.
     
     Согласно ст. 6.1 НК РФ срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. При этом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца. В случае если последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями и днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
     
     Исходя из вышеизложенного если решение на проведение налоговой проверки вручено налогоплательщику 28 декабря 2001 года, то течение двухмесячного срока проведения проверки, если она не приостанавливалась, начинается с 29 декабря 2001 года, а истекает 28 февраля 2002 года (так как 29 февраля в 2002 году нет). Если же вышеназванная налоговая проверка приостанавливалась с 25 февраля 2002 года по 11 марта 2002 года, то срок ее проведения истекает 15 марта 2002 года.
     
     Если решение о проведении налоговой проверки вручено налогоплательщику 1 июля 2002 года, то течение двухмесячного срока на проведение налоговой проверки начинается со 2 июля 2002 года, а истекает 2 сентября 2002 года. Если же вышеназванная налоговая проверка приостанавливалась в период с 26 августа 2002 года по 6 сентября 2002 года, то срок ее проведения истекает 14 сентября 2002 года, если в организации этот день рабочий; если 14 сентября 2002 года нерабочий день, то двухмесячный срок на проведение налоговой проверки истекает в ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     В каком случае обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом имущества налогоплательщика и каков порядок осуществления налоговым органом исполнения вышеуказанной обязанности за счет заложенного имущества?
     
     В соответствии с п. 1, 2, 3, 7 ст. 73 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.
     
     Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо.
     
     При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 349 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) требования залогодержателя (кредитора) удовлетворяются из стоимости заложенного недвижимого имущества по решению суда.
     
     Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора и соответствующих пеней, обеспеченной залогом недвижимого имущества, налоговый орган вправе обратить взыскание на заложенное недвижимое имущество путем подачи на основании ст. 349 ГК РФ искового заявления в суд либо заключить после наступления срока уплаты вышеуказанных сумм с залогодателем соглашение об исполнении обязанности налогоплательщика по уплате сумм налога, сбора и пени за счет заложенного недвижимого имущества, удостоверив такое соглашение в нотариальном порядке.
     
     Какие меры воздействия предусмотрены законодательством Российской Федерации в отношении лиц, уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и не представляющих отчеты о своей финансово-хозяйственной деятельности?
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     При этом нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока постановки на учет в налоговом органе, а также уклонение от постановки на учет в налоговом органе влечет применение к налогоплательщику мер ответственности, предусмотренных ст. 116, 117 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
     
     В силу подпункта 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
     
     Так, непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок является основанием привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.
     
     Кроме того, в силу п. 2 ст. 76 НК РФ в случае непредставления налогоплательщиками-организациями и налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации, а также в случае отказа от представления налогоплательщиком-организацией и налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем налоговых деклараций руководителем (его заместителем) налогового органа может быть принято решение о приостановлении операций этих налогоплательщиков по их счетам в банке, отменяемое решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вышеуказанными налогоплательщиками налоговой декларации.
     
     Налоговые органы вправе применять аналогичные меры воздействия к налогоплательщикам в случае непредставления ими (или отказа в представлении) налоговым органам и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».
     
     Пунктами 3, 12 ст. 7 вышеназванного Закона предусмотрено также право налоговых органов налагать административные штрафы:
     
     - на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
     
     - на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан, не представляющих по требованиям налоговых органов и их должностных лиц документы и копии с них, касающиеся хозяйственной деятельности налогоплательщика и необходимые для правильного налогообложения.