Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Как учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на осуществление мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в государственном оборонном заказе, производимые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне»?
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, понесенные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от формы собственности (далее - организации), возмещаются при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Расходы на подготовку и проведение меро-приятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в государственном оборонном заказе, возмещаются организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, посредством отнесения вышеуказанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Согласно ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходы на гражданскую оборону включаются в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли. С учетом вышеизложенного расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, осуществляемые организациями в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.03.2000 N 227, возмещаются за счет средств федерального бюджета при включении этих мероприятий в состав государственного оборонного заказа. Расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых не предусмотрено в государственном оборонном заказе, принимаются к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль как прочие расходы, связанные с производством продукции, в соответствии со ст. 264 НК РФ.
     
     Должна ли организация-кредитор, применяющая метод начисления, отразить суммы штрафных санкций в составе внереализационных доходов на дату их возникновения в соответствии с условиями договора в случае, если должник официально не признал данные штрафные санкции?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов дата получения дохода при методе начисления определяется как дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба). Согласно ст. 317 НК РФ при определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают в налоговом учете причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу. С учетом вышеизложенного считаем, что организация-кредитор, применяющая метод начисления, должна отразить суммы штрафных санкций в составе внереализационных доходов на дату их возникновения в соответствии с условиями договора только в случае, если должник официально признал (например, дал  письменное согласие уплатить) данные штрафные санкции.
     
     Правомерно ли отнесение расходов по уплате налога на операции с ценными бумагами к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, для целей исчисления налога на прибыль?
     
     В соответствии со ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением сумм, перечисленных в ст. 270 НК РФ.
     
     Согласно ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым для целей налогообложения, относятся, в частности, суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), расходы в виде суммы налога на прибыль и платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
     
     Таким образом, в состав расходов включаются все налоги и сборы, начисляемые организацией в соответствии с законодательством о налогах и сборах, плательщиком которых она является, за исключением вышеперечисленных. При этом налоги и сборы учитываются в составе расходов для целей налогообложения вне зависимости от того, определен источник уплаты подобных налогов и сборов в законодательном акте, устанавливающем порядок их уплаты, или нет.
     
     С учетом вышеизложенного расходы на уплату налога на операции с ценными бумагами уменьшают налоговую базу плательщика налога на прибыль.
     

Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Банк при формировании налоговой политики определил, что для целей налогообложения в соответствии с уставной деятельностью доходами от реализации являются проценты от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, от предоставления кредитов, а расходами от реализации - проценты по межбанковским кредитам и депозитам, по привлеченным средствам юридических и физических лиц. Правомерно ли отнесение данных доходов и расходов для целей налогообложения к доходам и расходам от реализации?
     
     Порядок признания доходов для целей налогообложения доходами от реализации товаров (работ, услуг) или внереализационными доходами (расходами) установлен ст. 249 и 250 главы 25 НК РФ.
     
     Так, в соответствии с п. 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком.
     
     В ст. 290 и 291 НК РФ приведены особенности определения доходов и расходов банков.
     
     Принимая во внимание, что в ст. 290 НК РФ доходы банков не разделены на доходы от реализации и на внереализационные доходы, то при отнесении доходов к доходам от реализации или внереализационным доходам банкам следует исходить из принципов, предусмотренных ст. 249 и 250 НК РФ.
     
     Аналогичный порядок действует и в отношении расходов банков в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком.
     
     Одновременно сообщаем, что главой 25 НК РФ предусмотрены открытые перечни доходов и расходов.
     
     Учитывая это, перечни доходов от реализации и внереализационных доходов, предусмотренные соответственно ст. 249 и 250 НК РФ, не являются исчерпывающими, и банк вправе самостоятельно классифицировать доходы, не перечисленные в вышеуказанных статьях Кодекса, в своей учетной политике для целей налогообложения как доходы от реализации или внереализационные доходы в зависимости от того, признаются ли операции, проводимые банком, операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью. Это право в полной мере распространяется и на расходы банка.
     

О налоге на добавленную стоимость и налоге с продаж

     
     Е.С. Лобачева,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Освобождаются ли от обложения НДС автомобили «Ока» в стандартном исполнении, реализуемые инвалидам?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации технических средств, включая автомототранспорт, материалы (по перечню, утверждаемому Правительством РФ), которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов. Данный перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 N 998. Согласно вышеуказанному перечню от обложения НДС освобождены автомобили с ручным управлением и оборудование к ним (в том числе механизмы для погрузки кресла-коляски, поворотные сиденья, приспособления для закрепления кресла-коляски), устройства для ручного управления (в том числе механические, электрические, пневмогидравлические) и для переоборудования автомобилей.
     
     Учитывая вышеизложенное, автомобили «Ока» в стандартном исполнении, реализуемые инвалидам, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС в соответствии с подпунктом 8 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по проведению всероссийской благотворительной лотереи организацией, не являющейся организацией игорного бизнеса?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат обложению этим налогом.
     
     Так, согласно подпункту 9 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1004 «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации» выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей, а также их регистрация осуществляются Минфином России.
     
     Таким образом, от обложения НДС освобождается реализация лотерейных билетов всероссийской благотворительной лотереи организацией, проводящей лотерею, при наличии разрешения на проведение данной лотереи, выданного Минфином России.
     
     Согласно подпункту 8 п. 3 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по проведению лотерей, осуществляемые только организациями игорного бизнеса.
     
     Научная организация, имеющая государственную аккредитацию, выполняет НИОКР на основе хозяйственных договоров. Освобождаются ли от обложения НДС эти работы, если в отдельные налоговые периоды объем данных работ составляет менее 70 % общего объема выполненных работ?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) учреждениями науки на основе хозяйственных договоров не подлежит обложению НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Подтверждением того, что научная и (или) научно-техническая деятельность является основным предметом деятельности, может служить свидетельство о государственной аккредитации.
     
     Согласно п. 2 ст. 5 вышеуказанного Федерального закона свидетельство о государственной аккредитации является основанием для предоставления научной организации льгот по уплате налогов. Свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации, основной деятельностью которой является научная и (или) научно-техническая деятельность, при этом объем этой деятельности составляет в среднем не менее 70 % общего объема выполненных работ за последние три года (или за весь период деятельности, если организация существует менее трех лет), и уставом которой предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет в качестве одного из органов управления.
     
     Таким образом, при наличии у организации свидетельства о государственной аккредитации, НИОКР, выполняемые на основе хозяйственных договоров, освобождаются от обложения НДС независимо от того, какой удельный вес такие работы составляют в общем объеме выполняемых работ в отчетном налоговом периоде.
     
     С 1 января 2002 года ООО в учетной политике для целей обложения НДС утвердило момент определения налоговой базы - по мере отгрузки товаров. Следовало ли ее единовременно уплатить в бюджет НДС по товарам, отгруженным в 2001 году, но не оплаченным на 1 января 2002 года?
     
     Согласно п. 12 ст. 167 НК РФ учетная политика для целей обложения НДС применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации. В связи с этим при утверждении ООО с 1 января 2002 года в учетной политике для целей обложения НДС момента определения налоговой базы - по мере отгрузки товаров суммы НДС по товарам, отгруженным в 2001 году (то есть в период определения налоговой базы для целей обложения НДС по мере оплаты товаров), подлежат перечислению в бюджет в ранее действующем порядке, то есть по мере поступления оплаты за эти товары. Единовременно уплачивать НДС по товарам, отгруженным в 2001 году, но не оплаченным на 1 января 2002 года, не следовало.
     
     При этом ООО должно было обеспечить раздельный учет таких операций.
     
     Индивидуальный предприниматель являлся в 2002 году плательщиком НДС. Должны ли были ему возмещаться суммы НДС, уплаченные при приобретении грузового автомобиля, использовавшегося индивидуальным предпринимателем для осуществления операций по реализации продовольственных товаров?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» индивидуальные предприниматели, перешедшие в установленном порядке на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являлись плательщиками НДС (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 4 п. 1 ст. 146 и ст. 161 НК РФ). При этом ст. 3 данного Федерального закона был установлен перечень сфер предпринимательской деятельности, в отношении которых мог применяться единый налог на вмененный доход. Данным перечнем деятельность по реализации товаров в режиме оптовой торговли не была предусмотрена.
     
     Таким образом, операции по реализации товаров в режиме оптовой торговли, осуществлявшиеся налогоплательщиками, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, облагались НДС в общеустановленном порядке. При этом налогоплательщики должны были обеспечить раздельный учет операций, осуществлявшихся в режиме розничной и оптовой торговли.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Если аптека реализует лекарство, изготовленное непосредственно в данной аптеке с использованием компонентов (лекарственных средств), на которые установлены разные ставки НДС - 10 и 20 %, то какая ставка НДС должна применяться на такое лекарство? В каком порядке следует вычитать суммы НДС, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, используемых для изготовления данного лекарства?
     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 164 НК РФ (в ред. от 28.12.2001 N 179-ФЗ) с 1 января 2002 года при реализации лекарственных средств применяется ставка НДС в размере 10 %.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 164 НК РФ коды видов продукции, операции по реализации которой облагаются НДС по ставке в размере 10 %, определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
     
     Согласно письму МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 до утверждения Правительством РФ вышеуказанных кодов при реализации лекарственных средств организациям следует руководствоваться письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 20.04.1996 N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», согласно которому реализация отечественных и зарубежных лекарственных средств на территории Российской Федерации осуществляется предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии.
     
     Что касается вычета сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, используемых для изготовления лекарств, то необходимо иметь в виду следующее. В соответствии со ст. 171 НК РФ в случае использования приобретаемых товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по таким товарам (работам, услугам), в их стоимости не учитываются, а принимаются к вычету при исчислении сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные по материальным ресурсам, облагаемым по ставке 20 %, налогоплательщиками, производящими продукцию, в том числе лекарства, операции по реализации которой облагаются НДС по ставке 10 %, подлежат вычету в общеустановленном порядке. При этом если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превысит общую сумму налога, начисленную по налогооблагаемым операциям, возникающая разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщикам в порядке, предусмотренном ст. 176 НК РФ.
     
     Малое предприятие реализует строительные материалы индивидуальным предпринимателям, которые оплачивают данные материалы наличными денежными средствами через некоторое время после их поставки. Должно ли оно начислять налог с продаж и когда оно должно его уплачивать, если учетная политика для целей налогообложения принята по отгрузке?
     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. При этом из объектов налогообложения услуги, оказываемые за наличный расчет физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям), не исключаются.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому для целей обложения налогом с продаж индивидуальные предприниматели могут рассматриваться как физические лица.
     
     В связи с вышеизложенным при реализации индивидуальным предпринимателям товаров (работ, услуг), оплата которых осуществляется наличными денежными средствами, следует начислять налог с продаж.
     
     В соответствии со ст. 354 НК РФ сумма налога включается налогоплательщиком в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
     
     Согласно п. 4 ст. 354 НК РФ датой осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, считается день поступления средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в банках, или день поступления выручки в кассу, или день передачи товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, в рассматриваемом примере уплата налога с продаж предприятием, реализующим строительные материалы, должна осуществляться при отгрузке этих материалов.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Может ли общественная организация при иностранном посольстве быть приравнена к иностранному дипломатическому представительству, и, соответственно, распространяется ли на нее действие подпункта 7 п. 1 ст. 164 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 7 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, обложение НДС производится по ставке 0 %.
     
     Рассматривать общественную организацию в качестве дипломатического или приравненного к нему представительства оснований не имеется. Поэтому товары (работы, услуги), реализуемые такой организации, должны облагаться НДС в общеустановленном порядке.
     

О едином социальном налоге

     
     В.Н. Дольнова

     
     Какая из организаций - участников совместной деятельности должна производить исчисление и уплату единого социального налога?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, начисление выплат и вознаграждений физическим лицам, выполняющим работы в рамках совместной деятельности, производится теми участниками совместной деятельности (простого товарищества), с которыми данное физическое лицо связано трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором.
     
     Этими же участниками совместной деятельности (простого товарищества) производится уплата единого социального налога.
     
     Распространяется ли льгота, предусмотренная в подпункте 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, на инвалидов, работающих по договорам гражданско-правового характера?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющего инвалидом I, II или III группы.
     
     Понятие «работник» используется в значении, определенном ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     
     Таким образом, под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам.
     
     В связи с вышеизложенным на вознаграждения, выплачиваемые инвалидам I, II, III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктом п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова

     
     Производится ли налогообложение выплат наследнице авторских прав за бездоговорное использование перевода литературного произведения по мировому соглашению?
     
     В соответствии с п. 18 ст. 217 НК РФ доходы в денежной и натуральной формах, получаемые физическими лицами в порядке наследования и дарения, за исключением авторского вознаграждения, выплачиваемого наследникам, в целях исчисления налога на доходы физических лиц не учитываются.
     
     Следовательно, суммы, выплаченные издательством наследнице авторских прав на основании мирового соглашения за бездоговорное использование перевода литературного произведения, подлежат включению в ее налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Подлежит ли налогообложению вознаграждение в размере 75 % стоимости выполненных работ, выплачиваемое инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством.
     
     Постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 N 1285 «О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» предусмотрена выплата вознаграждения в размере 75 % стоимости выполненных работ гражданам, участвующим в лечебно-трудовой деятельности.
     
     Вышеуказанное вознаграждение не может быть отнесено к компенсационным выплатам, поэтому подлежит включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Лица, проживающие и работающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 НК РФ, по получаемым в этих организациях доходам.
     
     Подлежат ли освобождению от налогообложения пенсии по старости, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.
     
     Статьей 4 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 1 января 2001 года, было установлено, что проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имели право на пенсию на общих основаниях с гражданами Российской Федерации. Такой же порядок назначения пенсий установлен с 1 января 2002 года Федеральным законом от 17.12.1991 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
     
     Следовательно, пенсии по старости, назначенные при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, не включаются в их налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц на основании п. 2 ст. 217 НК РФ.
     
     Подлежат ли налогообложению денежные компенсации, выплачиваемые работникам организации согласно ст. 126 и 236 ТК РФ?
     
     Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией, выплачиваемой в соответствии со ст. 126 ТК РФ, кроме денежной компенсации за все неиспользованные отпуска, выплачиваемой работнику при увольнении согласно ст. 127 ТК РФ, а также денежная компенсация, выплачиваемая работодателем на основании ст. 236 ТК РФ при нарушении срока выплаты заработной платы, относятся к компенсационным выплатам, освобождаемым от налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
     

О налогообложении природопользования

     
     О.В. Семенова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Как перечисляют природопользователи платежи за загрязнение окружающей природной среды и каков порядок возврата денежных сумм, уплаченных в течение последних трех лет в связи с решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178?
     
     Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 признано незаконным (недействительным) постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».
     
     Минфин России подготовил и направил в Верховный Суд Российской Федерации кассационную жалобу на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178. Кассационная коллегия оставила жалобу Правительства Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 без удовлетворения (4 июня 2002 года).
     
     В соответствии с частью первой ст. 208 Гражданского процессуального кодекса РСФСР (далее - ГПК РСФСР) при подаче кассационной жалобы решение федерального суда (если оно не отменено) вступает в законную силу после рассмотрения дела вышестоящим судом.
     
     Согласно ст. 312 ГПК РСФСР определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу с момента его вынесения.
     
     Согласно ст. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.1993 N 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан», в ред. от 24.04.2002 N 8, в соответствии с частью третьей ст. 239.8 ГПК РСФСР решение суда о признании нормативного правового акта (включая закон субъекта Российской Федерации) либо отдельной его части незаконными влечет признание этого акта или его части не действующими со дня вступления решения в законную силу.
     
     Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 не относится к правовым актам, которые признаются недействующими и не влекущими правовых последствий со дня его издания, поскольку оно было издано во исполнение ст. 6 и 20 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» и опубликовано для всеобщего сведения в «Собрании актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации», 1992, N 10, ст. 726, а также в «Российской газете», N 205 от 16.09.1992.
     
     Учитывая вышеизложенное, постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 признается незаконным (недействительным) с момента вынесения определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, то есть с 4 июня 2002 года, и оснований для возврата налогоплательщикам денежных средств, уплаченных ими в бюджетную систему Российской Федерации, до вступления в законную силу решения не имеется.
     
     Для сведения сообщаем, что МНС России письмом от 23.07.2002 N НА-6-21/1065а довело до сведения УМНС России по субъектам Российской Федерации разъяснение по плате за загрязнение окружающей природной среды.
     

О государственной пошлине, о налоге с имущества,
переходящего в порядке наследования или дарения, и налоге на имущество физических лиц

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Взимается ли государственная пошлина при представлении организацией, зарегистрированной до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в регистрирующий орган сведений, предусмотренных п. 3 ст. 26 вышеуказанного Закона?
     
     Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон N 2005-1) не предусмотрено взимание государственной пошлины при представлении юридическим лицом, зарегистрированным до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», в регистрирующий орган сведений, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «л» п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона N 129-ФЗ.
     
     В 1993 году брак между супругами расторгнут решением районного суда, которым была предусмотрена уплата 100 руб. государственной пошлины каждым из супругов за выдачу им свидетельств о расторжении брака. Один из бывших супругов уплатил вышеуказанную сумму госпошлины в 1993 году, а за получением свидетельства о расторжении брака обратился в отдел ЗАГСа лишь в 2002 году, где ему сообщили, что выдача свидетельства о расторжении брака невозможна, так как после проведенной деноминации уплаченная сумма пошлины составляет 10 коп. Обоснованны ли действия работников ЗАГСа?
     
     Подпунктом 2 п. 5 ст. 4 Закона N 2005-1 предусмотрено, что за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств, по решению суда о расторжении брака взимается государственная пошлина в однократном размере минимального размера оплаты труда с каждого из супругов исходя из ее размера, действующего на день их обращения в органы ЗАГСа.
     
     В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» начиная с 1 января 1998 года в Российской Федерации проведена деноминация рубля и замена обращающихся рублей на новые по соотношению 1000 руб. в деньгах старого образца на 1 руб. в новых деньгах.
     
     Пунктом 7 постановления Правительства РФ от 18.09.1997 N 1182 «О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» предусмотрено, что все платежи по налогам, сборам, пошлинам и штрафам, а также задолженности по этим платежам пересчитываются по состоянию на 1 января 1998 года исходя из нового масштаба цен.
     

     Следовательно, уплаченные гражданином в 1993 году за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельства, по решению суда о расторжении брака 100 руб. государственной пошлины с учетом проведенной деноминации в настоящее время составляют 10 коп. (100 руб. : 1000).
     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» действующий с 1 января 2001 года однократный размер минимального размера оплаты труда составляет 100 руб., которые уплачиваются в учреждение банка в 2002 году за государственную регистрацию расторжения брака в ЗАГСе, включая выдачу свидетельства.
     
     По вопросу государственной регистрации расторжения брака, включая выдачу свидетельства, гражданину следует повторно обратиться в отдел ЗАГСа, имея при себе паспорт, выписку из решения суда о расторжении брака и квитанцию учреждения банка об уплате 100 руб. государственной пошлины, уплаченной в 2002 году.
     
     Начиная с какого месяца исчисляется новому собственнику налог на строение, помещение или сооружение при переходе права собственности?
     
     Пунктом 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-1) определено, что плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     Согласно п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, в том числе налога на имущество физических лиц, возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
     
     В соответствии с п. 1, 2 и 4 ст. 5 Закона N 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения на основании сведений, представляемых в налоговые органы учреждениями, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также организациями технической инвентаризации по состоянию на 1 января текущего года, которые заносятся в книгу учета плательщиков налогов на имущество и земельного налога.
     
     Пунктом 6 ст. 5 Закона N 2003-1 определено, что при переходе права собственности на строение, помещение или сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на вышеуказанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
     

     Таким образом, при переходе права собственности на строение, помещение или сооружение налог исчисляется новому собственнику начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
     
     Городской Думой, являющейся представительным органом местного самоуправления, установлены дифференцированные ставки налога на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в следующих размерах:     
     


     
     Пунктом 1 ст. 5 Закона N 2003-1 предусмотрено, что исчисление налогов на имущество физических лиц производится налоговыми органами.
     
     Каков порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения с учетом установленной дифференциации ставок данного налога на имущество стои- мостью 300 500 руб.? Исчисляется налог по ставке 0,3 % со всей стоимости имущества либо налог исчисляется со стоимости до 300 000 руб. по ставке 0,1 %, а со стоимости имущества, превышающей 300 000 руб., - по ставке 0,3 %?
     
     Согласно Закону N 2003-1 плательщиками налога на строения, помещения и сооружения признаются физические лица - собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     Пунктом 1 ст. 5 и п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 определено, что налоговые органы исчисляют налог на строения, помещения и сооружения путем умножения суммарной инвентаризационной стоимости имущества на ставку, устанавливаемую в процентном отношении к стоимости налогооблагаемого имущества.
     
     Представительные органы местного самоуправления вправе определять дифференцированные ставки в установленных Законом N 2003-1 пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, типа использования и по иным критериям.
     
     В приведенном примере нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления определено, что для находящегося на его территории имущества, имеющего суммарную инвентаризационную стоимость в пределах от 300 до 500 тыс. руб., установлена ставка 0,3 % от стоимости имущества. Это значит, что на налогооблагаемое имущество стоимостью 300 500 руб. налог на строения, помещения и сооружения будет исчислен в сумме 901 руб. 50 коп. (300 500 руб. х 0, 3 % : 100 руб.).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» одним из объектов налогообложения являются предметы антиквариата. Какие культурные ценности относятся к предметам антиквариата?
     

     В связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 18.02.2002 N 184 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1108» определение предметов антиквариата утратило юридическую силу и в настоящее время никакими другими нормативно-правовыми актами не регламентируется.
     
     Предоставляется ли льгота по уплате налога на имущество физических лиц несовершеннолетнему (десятилетнему ребенку), имеющему в собственности одну треть квартиры?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 и п. 1 ст. 2 Закона N 2003-1 граждане, имеющие в собственности жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, являются плательщиками налога на имущество физических лиц; иными словами, если дети являются собственниками имущества, они признаются налогоплательщиками.
     
     Пунктами 2 и 3 ст. 1 Закона N 2003-1 предусмотрено, что:
     
     - если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе;
     
     - если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то эти физические лица несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
     
     Закон N 2003-1 не освобождает детей от уплаты налога на имущество физических лиц.
     
     Имущественную ответственность по сделкам малолетнего в соответствии с п. 2 ст. 27 НК РФ несут законные представители детей, которыми согласно п. 3 ст. 28 ГК РФ от 08.07.99 N 138-ФЗ признаются родители, усыновители или опекуны.
     
     В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст. 23 НК РФ налог на имущество за своего несовершеннолетнего ребенка обязаны уплачивать его родители.
     
     Согласно ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Налоговые органы не вправе предоставить указанному в вопросе несовершеннолетнему ребенку льготу по уплате налога на имущество.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     В соответствии с п. 2 ст. 5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 термин «постоянное представительство», в частности, включает «место управления». Просим разъяснить, что включает в себя понятие «место управления» в соответствии с вышеуказанным Соглашением?
     
     Понятие «место управления» наряду с другими определениями, данными в п. 2 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, рассматривается на фоне общего определения, приведенного в п. 1 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которым термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. С учетом этого предполагается, что Договаривающиеся Государства будут толковать понятие «место управления» таким образом, что это место деятельности составит постоянное представительство только по удовлетворении требованиям вышеуказанного Соглашения.
     
     Российское предприятие командирует своих работников 4-5 раз в год в Республику Беларусь для оказания услуг белорусскому предприятию по диагностическому испытанию оборудования, тестированию программного обеспечения, проверке электронных источников питания, замене дефектных элементов оборудования. Образует ли такая деятельность постоянное представительство для целей налогообложения?
     
     Вопросы налогообложения доходов резидентов Российской Федерации и/или Республики Беларусь регулируются межправительственным Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 5 вышеуказанного Соглашения термин «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое предприятие одного Договаривающегося Государства полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. Выражение «место деятельности» включает, в частности, помещения или их часть, принадлежащие другому предприятию, средства или установки, оборудование. Деятельность не обязательно должна быть постоянной, то есть проводиться без перерыва в операциях, но операции должны носить регулярный характер. Учитывая вышеизложенное, указанная в вопросе деятельность российского предприятия может рассматриваться белорусскими налоговыми органами как осуществляемая на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, и прибыль от такой деятельности в этом случае подлежит налогообложению в Республике Беларусь в соответствии со ст. 7 вышеуказанного Соглашения.
     
     Российское предприятие оказывает услуги по ремонту оборудования белорусскому предприятию на его территории, направляя в Республику Беларусь своих специалистов несколько раз в год.
     
     Правомерно ли требование белорусских налоговых органов относительно регистрации постоянного представительства для целей налогообложения и уплаты налога на прибыль в соответствии с законодательством Республики Беларусь?
     
     Учитывая определение термина «постоянное представительство», данное в п. 1 ст. 5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, деятельность российского предприятия может рассматриваться как осуществляемая через постоянное представительство на территории Республики Беларусь; в связи с этим требование налоговых органов Республики Беларусь о регистрации постоянного представительства для целей налогообложения на своей территории правомерно, если регистрация предусмотрена белорусским налоговым законодательством.
     

О тарифах на услуги железнодорожного транспорта

     
     О.В. Семенова,
к.э.н

     
     Являются услуги по обеспечению безопасности движения подвижного состава, принадлежащего предприятиям других ведомств, при его выходе на пути общей сети железных дорог, а именно: осмотр локомотива, проверка знаний и документов у локомотивных бригад, освидетельствование подвижного состава, контрольно-инструкторская проверка локомотивных бригад, в том числе выдача заключений, - возмездной услугой или обязанностью железной дороги, которая должна оказывать ее безвозмездно?
     
     В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» организация обеспечения безопасности движения, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
     
     Необходимость и порядок проверки знаний правил технической эксплуатации, инструкций, технических условий определены ст. 57 Федерального закона от 08.01.1998 N 2-ФЗ «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации». В то же время четкая нормативная база, определяющая порядок оплаты вышеперечисленных в обращении услуг, отсутствует.
     
     По нашему мнению, за предоставление услуг, оказываемых работниками федерального железнодорожного транспорта, связанных с обеспечением безопасности движения подвижного состава, не принадлежащего федеральному железнодорожному транспорту, должна взиматься плата на основе договора между железной дорогой и собственником подвижного состава.
     
     Затраты на выполнение этих видов услуг в тариф на перевозку не включены, так как они связаны с подвижным составом и работниками за пределами сферы федерального железнодорожного транспорта, а для качественного выполнения услуг, связанных с обеспечением безопасности, они должны осуществляться на платной основе. Практика расчетов подтверждает обоснованность такого подхода.
     
     Учитывая, что Примерный перечень работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, утвержденный решением Правления МАП России от 26.05.2000 N 14/06-4-жд, не является закрытым, он может быть дополнен рассматриваемыми видами услуг. Для этого необходимо, чтобы грузоотправители, грузополучатели в инициативном порядке предложили начальнику железной дороги внести соответствующие дополнения в вышеуказанный документ.
     
     Каков порядок регулирования тарифов на услуги по доставке грузов, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях?
     

     В настоящее время тарифы на услуги по доставке грузов, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях, регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства РФ от 17.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
     
     Вместе с тем в нормативных актах единое определение понятия «предприятия промышленного железнодорожного транспорта» отсутствует. К тому же в это понятие не входят все организации, осуществляющие перевозочную деятельность на железнодорожных подъездных путях.
     
     По нашему мнению, государственное регулирование следует распространять на деятельность самостоятельных транспортных организаций (вне зависимости от того, как они называются), оказывающих услуги по доставке грузов по железнодорожным подъездным путям, или на деятельность структурных подразделений предприятий, оказывающих эти услуги сторонним организациям.
     
     В связи с вышеизложенным постановлением Правительства РФ от 07.05.2001 N 350 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239» последний абзац перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, изложен в следующей редакции:
     
     «Транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта».
     
     Просим дать разъяснение по вопросам правильности применения регулируемых тарифов на грузовые перевозки и свободных тарифов на дополнительные услуги, выполняемые железными дорогами:
     
     1) взыскиваются с грузоотправителей сборы (по договорным тарифам) за подборку вагонов для подачи под погрузку на подъездные пути ветвевладельцев, не предусмотренные договором на эксплуатацию подъездного пути, или они включены в регулируемые сборы на подачу и уборку вагонов;
     
     2) является ли распыление вагонов переадресовкой со станции назначения (пункта переадресовки);
     

     3) должны ли дополнительно оплачиваться услуги за визирование железнодорожных документов, за разрешение на погрузку груза, за информацию о прибытии груза, за приказ на внеплановую заявку на перевозку груза?
     
     1. За подборку вагонов для подачи на железнодорожные подъездные пути ветвевладельцев под погрузку или выгрузку в случаях, не предусмотренных договором на эксплуатацию подъездного пути или договором на подачу и уборку вагонов, взыскиваются сборы (по договорным тарифам) (решение Правления МАП России от 26.05.2000 N 14/06-4-жд).
     
     2. Распыление и переадресовка - это разные организационно-технологические операции.
     
     3. Уведомление о прибытии груза и о подаче груженых или порожних вагонов на подъездные пути или к фронтам погрузки (выгрузки) входит в Перечень основных работ и услуг, входящих в начально-конечные операции и включенных в тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, и оплачиваться не должно.
     
     Такие затраты на экспедиционные операции, как визирование накладной, учетной карточки, декадной заявки и др., учтены в тарифе и дополнительно взиматься не должны.
     
     Перевозки грузов с сокращенным сроком доставки, включая время на подачу заявки, по сравнению с нормативами, установленными правилами перевозок грузов согласно Примерному перечню работ и услуг, которые выполняются железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве, утвержденному решением Правления МАП России от 26.05.2000 N 14/06-4-жд, оплачиваются по договорному тарифу.
     
     Должны ли дополнительно оплачиваться затраты на выполнение операций по переводу стрелок, открытию и закрытию ворот, шлагбаумов на переездах, на закрепление вагонов тормозными башмаками на железнодорожных подъездных путях, находящихся на балансе железной дороги?
     
     Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией подъездных железнодорожных путей, в том числе с проведением указанных в вопросе работ, учитываются при установлении соответствующих тарифов и сборов и, следовательно, дополнительно оплачиваться не должны.
     
     Номенклатура расходов по основной деятельности железных дорог Российской Федерации (согласована с Минэкономики России, Минфином России, МПС России 31.03.1998) предусматривает затраты на оплату труда рабочих, занятых текущим содержанием и обслуживанием станционных и подъездных путей, принадлежащих федеральному железнодорожному транспорту.