Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности через сеть Интернет

     

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности через сеть Интернет

     
     Т.В. Матвеева

     
     В «Налоговом вестнике» N 11 за 2002 год были освещены общие вопросы представления бухгалтерской и налоговой отчетности через сеть Интернет с использованием электронной цифровой подписи. УМНС России по г. Москве расширяет список инспекций, работающих по безбумажной технологии, что ведет к увеличению количества юридических лиц, пользующихся этой системой сдачи отчетности. Ответим на наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков, связанные с технологией передачи данных и порядком взаимодействия налоговых инспекций и налогоплательщиков.
     
     Сдача налоговой отчетности по безбумажной технологии основана на применении электронной цифровой подписи. Каков принцип использования ЭЦП?
     
     При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы в электронном виде применяются средства криптографической защиты информации (СКЗИ) - комплекс аппаратно-программных средств, обеспечивающих защиту информации в соответствии с утвержденными стандартами и сертифицированных в соответствии с действующим законодательством. В состав СКЗИ входят средства шифрования и электронной цифровой подписи (ЭЦП).
     
     Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (далее - Закон N 1-ФЗ) документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает юридический статус, то есть имеет такую же юридическую силу, как и бумажный документ с печатью и подписью.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 1-ФЗ электронная цифровая подпись - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
     
     Для использования ЭЦП необходимо наличие двух ключей: закрытого и открытого. Ключи представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов и предназначены для снабжения документа электронной цифровой подписью и проверки этой подписи. Содержание закрытого ключа известно только владельцу данной пары ключей ЭЦП (в Законе N 1-ФЗ он называется владельцем сертификата ключа подписи). Закрытый ключ ЭЦП используется для подписывания документа. Открытый ключ, напротив, должен быть известен любому потенциальному получателю электронного документа, подписанного с помощью этой ЭЦП. Открытый ключ используется для проверки подлинности ЭЦП.
     
     Использование ЭЦП документа обеспечивает:
     

     - однозначность идентификации уполномоченного лица налогоплательщика или налогового органа, приславшего подписанный электронный документ;
     
     - защиту файлов электронных документов от несанкционированных изменений.
     
     Результатом подписания документа ЭЦП является добавление к тексту строки, содержащей информацию как о тексте документа, так и о закрытом ключе его автора. Если такой документ получит участник переписки, имеющий открытый ключ автора, то он сможет, применив программу анализа ЭЦП, установить два факта: что подпись действительно принадлежит автору (только ему известен использованный закрытый ключ) и в текст после подписания не вносились никакие изменения (иначе будет утрачено соответствие между текстом и его подписью).
     
     Формы налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению в архиве юридически значимых документов и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.
     
     Где можно получить ключи? Кто выдает ключи ЭЦП для сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по безбумажной технологии?
     
     Согласно Закону N 1-ФЗ существуют два класса информационных систем, порядок создания ключей для которых существенно различается.
     
     К первому классу относятся так называемые информационные системы общего пользования, то есть системы, которые открыты для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которых этим лицам не может быть отказано. В этих системах ключи создаются участником системы или по его обращению - удостоверяющим центром. В настоящее время отсутствуют подзаконные акты, развивающие и уточняющие положения Закона N 1-ФЗ, и можно говорить, что в стране практически нет инфраструктуры удостоверяющих центров.
     
     Ко второму классу информационных систем относятся корпоративные системы, участниками которых может быть ограниченный круг лиц, определенный владельцем системы или соглашением ее участников. В таких системах предусматривается специальный порядок создания ключей. Система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи является корпоративной системой МНС России. В настоящее время правилами этой системы предусмотрено, что функции удостоверяющих центров в ней выполняют специализированные операторы связи. Специализированные операторы связи - это лицензированные ФАПСИ и Минсвязи России юридические и физические лица, уполномоченные налоговыми органами предоставлять налогоплательщикам услуги поддержки электронного документооборота, управления ключевой информацией и поддержки актуальных форматов форм налоговых деклараций в системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи. При этом ключи, полученные (сертифицированные) налогоплательщиком у специализированного оператора связи, будут действительны только для данной области правоотношений, то есть для обмена информацией с налоговой инспекцией.
     
     Что происходит в случае утраты закрытого ключа?
     

     В случае утраты закрытого ключа, разглашения, несанкционированного копирования, увольнения сотрудника, имевшего доступ к ключевым носителям, и в других ситуациях, в результате которых посторонние лица могут получить несанкционированный доступ к содержанию закрытого ключа, налогоплательщик должен немедленно сообщить об этом оператору связи, используя пароль, содержащийся в специальной карточке отзыва ключа. Получение новых ключей осуществляется также у оператора связи уполномоченным представителем организации.
     
     Кто является оператором связи?
     
     Оператор связи - это компания, предоставляющая налогоплательщикам и налоговым органам в рамках системы сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи следующие услуги:
     
     - поддержка обмена электронными документами, к которым относятся услуги электронной почты, мониторинг выполнения регламента электронного документооборота, подтверждение даты сдачи отчетности;
     
     - распространение СКЗИ в системе и управление ключевой информацией, к которым относятся создание и сертификация ключей СКЗИ, распределение их в системе, плановая и внеплановая замена ключей;
     
     - поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.
     
     Специализированные операторы связи должны иметь лицензии ФАПСИ и Минсвязи России на осуществление лицензируемых видов деятельности. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.
     
     УМНС России по г. Москве заключило соглашение от 16.09.2002 N 144 о совместных действиях по организации и эксплуатации регионального сегмента системы представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в г. Москве, согласно которому функции специализированного оператора связи системы выполняет ООО «Такском». Таким образом, в Москве пока есть только один специализированный оператор связи.
     
     В настоящее время МНС России разрабатывает нормативные документы, регламентирующие получение статуса оператора связи. Им может стать любая коммерческая организация, удовлетворяющая установленным требованиям и заключившая соглашение с налоговыми органами субъекта Российской Федерации.
     
     Может ли специализированный оператор связи просмотреть содержимое передаваемой налоговой отчетности в электронном виде?
     

     Нет, не может. Информация, циркулирующая в системе, является конфиденциальной, поскольку содержит сведения, составляющие налоговую тайну. Так как передача файлов отчетности ведется через открытую сеть общего пользования Интернет, файлы отчетности должны быть закрыты от несанкционированного их просмотра любыми третьими лицами (кроме отправителя и получателя). Для такого закрытия файлы шифруются отправителем и расшифровываются получателем. В системе используется система шифрования с асимметричными ключами. В таких системах каждый пользователь имеет закрытый ключ шифрования, который он должен держать в тайне от всех, и открытый ключ шифрования, который необходимо сообщить всем другим абонентам системы, которые планируют обмениваться с ним информацией. Открытый ключ используется для шифрования файлов, закрытый - для расшифровки. При этом главное свойство системы заключается в том, что информация, зашифрованная на открытом ключе, может быть расшифрована только на парном к нему закрытом ключе и ни на каком другом. Применяемые в системе средства шифрования аналогичны по используемым алгоритмам, длине ключа и уровню стойкости тем средствам, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
     
     Специализированный оператор связи не может просмотреть содержимое проходящего через него сообщения, поскольку он не знает закрытого ключа налоговых инспекций МНС России, то есть не может расшифровать сообщение. Оператор связи фиксирует только факт прохождения отчетности в электронном виде от налогоплательщиков в налоговые органы и обратно подобно тому, как почтовая служба может поставить штемпель с текущей датой на запечатанном конверте.
     
     Каков порядок взаимодействия участников системы формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности по безбумажной технологии?
     
     При сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы по электронной почте применяется специальная технология электронного документооборота, которая обеспечивает не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных ситуаций (см. рис.).
     
     Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами в рамках такого документооборота только с налоговым органом и оператором связи.
     

     При передаче электронных документов, имеющих юридическую силу, налогоплательщик после подготовки документа подписывает его электронной цифровой подписью с использованием своего закрытого ключа, зашифровывает содержание документа с использованием открытого ключа налоговой инспекции, в которой он состоит на учете, и отправляет его в адрес инспекции.
     
     В течение суток налогоплательщик получает из инспекции два ответных сообщения. Первое сообщение содержит тот же самый электронный документ, который налогоплательщик отправил в инспекцию, но подписанный двумя электронными цифровыми подписями (собственной ЭЦП налогоплательщика и ЭЦП налоговой инспекции) и зашифрованный открытым ключом данного налогоплательщика.
     
     Налогоплательщик расшифровывает его, проверяет правильность ЭЦП налоговой инспекции и сохраняет документ в своем архиве для возможного использования в случае возникновения спорных ситуаций. Своей ЭЦП налоговая инспекция подтверждает налогоплательщику факт получения данного электронного документа. Это означает, что именно этот электронный документ будет использован в инспекции при дальнейшей обработке, если он соответствует требованиям стандартного формата.
     
     Второе сообщение содержит протокол входного контроля файла отчетности на соответствие требованиям стандартного формата. Если в обратном от инспекции сообщении содержится информация о том, что налоговая отчетность не прошла входной контроль, то налогоплательщик должен устранить указанные ошибки и повторить процедуру сдачи форм налоговой отчетности, по которым зафиксированы ошибки.     
     


         
     Оператор связи фиксирует в журнальном файле почтового сервера факт поступления сообщения с зашифрованным электронным документом в почтовый ящик налоговой инспекции с указанием даты и времени поступления сообщения. Затем он формирует подтверждение налогоплательщику на основе журнального файла, подписывает подтверждение своей ЭЦП, шифрует его с использованием открытого ключа налогоплательщика и посылает последнему. Таким образом, оператор связи своей ЭЦП подтверждает дату и время сдачи отчетности налогоплательщиком.
     
     В течение суток налогоплательщик, получивший подтверждение оператора связи, подписывает его своей ЭЦП и высылает в адрес оператора связи, сохранив файл, подписанный двумя ЭЦП (своей и оператора связи) в архиве, а оператор связи сохраняет в архиве полученное от налогоплательщика подтверждение, подписанное одновременно своей ЭЦП и налогоплательщика.
     

     Как разрешаются спорные ситуации, связанные с авторством или содержанием документа?
     
     При возникновении спорных ситуаций, связанных с оспариванием сторонами авторства и/или содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного документа получателю, проводится экспертиза ЭЦП документов, для осуществления которой привлекается оператор связи. Для проведения разбора конфликтной ситуации в течение семи рабочих дней создается комиссия, в состав которой входят уполномоченные представители сторон, участвующих в споре, и представитель оператора связи. Состав комиссии и дата проведения разбора согласовываются оператором связи в рабочем порядке в течение трех рабочих дней после поступления запроса оператору связи. Комиссия осуществляет свою работу на территории оператора связи с использованием одного из рабочих персональных компьютеров с уже установленными операционной системой и всем необходимым прикладным программным обеспечением. Подготовка компьютера осуществляется оператором связи с использованием серийного комплекта программного обеспечения. Все операции по подготовке компьютера производятся в присутствии представителей обеих сторон.
     
     По результатам проведения проверок комиссия подписывает заключение, в котором сообщает о признании или непризнании требований, содержащихся в запросе инициирующей разбирательство стороны. При полном или частичном отказе в удовлетворении требований комиссия указывает обоснованные мотивы отказа. К заключению прилагается перечень документов, сформированных в ходе проведения проверок.
     
     Можно ли при переходе юридического лица на безбумажную технологию сдачи налоговой отчетности все же дублировать сообщение на бумаге?
     
     Если при представлении налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи налогоплательщик самостоятельно или по согласованию с налоговой инспекцией в целях контроля дублирует ее на бумажном носителе, то на первом листе бумажной копии налоговой отчетности следует отметить, что оригинал был отправлен в электронном виде и указать реквизиты электронного документа - оригинала, заверив подписью руководителя и печатью.
     
     Каков регламент разрешения ситуации в случае технической неисправности со стороны оператора связи или налоговых органов?
     
     В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности УМНС России по г. Москве Управление и инспекция, в которой состоит на учете организация-налогоплательщик, представляющая налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным средствам связи, признают в качестве даты сдачи организацией налоговой отчетности день поступления сообщения в электронном виде на сервер оператора связи, указанный в подтверждении оператора.
     
     После восстановления работоспособности телекоммуникационных средств налоговая инспекция высылает в адрес налогоплательщика уведомление о признании указанной в подтверждении оператора связи даты сдачи налоговой отчетности данной организацией и о необходимости повторного представления налоговой декларации в электронном виде.
     
     В случае нарушения работоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи оператор несет ответственность в соответствии с действующим законодательством перед теми организациями-налогоплательщиками, представляющими налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которые не имели возможности сдать налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в сроки, установленные налоговым законодательством Российской Федерации, по причине неработоспособности телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности оператора связи.