Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     

Н.Н. Шелемех,
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга

     

Л.В. Комарова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Подлежат ли налогообложению выплаты физическим лицам, не состоящим в трудовых отношениях со спортивной организацией, производимые согласно приказу Госкомспорта России от 23.03.1995 N 71 (командировочные расходы, расходы на питание, суммы на питание, на приобретение медикаментов)?
     
     В соответствии с абзацем пятым подпункта 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат обложению единым социальным налогом компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
     
     Вышеуказанная норма применима только к выплатам, произведенным физкультурно-спортивными организациями в пользу физических лиц, состоящих с ними в трудовых и гражданско-правовых отношениях. При этом следует учитывать, что вышеуказанная норма распространяется на спортсменов и работников физкультурно-спортивных организаций, деятельность которых регулируется ст. 24, 25 и 27 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон N 80-ФЗ).
     
     Статьей 6 Закона N 80-ФЗ определено, что в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта входит разработка федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта.
     
     В обеспечение этого приказом Госкомспорта России от 23.03.1995 N 71 (в ред. от 13.09.1999 N 99 и от 31.12.1999 N 276) утверждены Порядок и нормы расходования средств на материальное обеспечение участников спортивных мероприятий, проводимых в соответствии с Единым календарным планом всероссийских массовых физкультурно-спортивных мероприятий (далее - Порядок), которые разработаны с целью установления порядка покрытия расходов и норм материального обеспечения участников спортивных мероприятий.
     
     Затраты по материальному обеспечению участников спортивных мероприятий, проводимых в соответствии с нормами, в состав расходов на все виды служебных командировок не включаются.
     
     Материальное обеспечение (в пределах норм), оказываемое организатором спортивного мероприятия его участникам, заключившим с организатором этого соревнования трудовые и гражданско-правовые договоры, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам, не подлежит обложению единым социальным налогом в соответствии с абзацем пятым подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ только в части выплат, связанных с оплатой стоимости питания. Остальные выплаты, а именно: обеспечение фармакологическими восстановительными средствами, витаминами и белково-глюкозными препаратами и другими средствами; оплата найма жилого помещения; оплата судейства; расходы по награждению победителей (в пределах норм) - подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Материальное обеспечение (в пределах норм), оказываемое организатором спортивного мероприятия его участникам, не состоящим с организатором соревнования в трудовых отношениях, в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ не является объектом обложения единым социальным налогом, и, следовательно, с данных выплат единый социальный налог не уплачивается.
     
     Статьей 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при служебной командировке работнику возмещаются иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (например оплата питания, оплата разъездов на такси, экскурсионное обслуживание). Подлежат ли данные выплаты налогообложению ?
     
     Разъяснения по налогообложению компенсационных выплат изложены в п. 9 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344.
     
     Следует также иметь в виду, что выплаты по командировочным расходам (оплата питания сверх норм расхода суточных, оплата разъездов на такси, экскурсионное обслуживание и т.п.), произведенным работником с разрешения или ведома работодателя [абзац шестой ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ)], не признаются объектом обложения единым социальным налогом в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Подлежит ли обложению единым социальным налогом стоимость месячных проездных билетов для работников, работа которых носит разъездной характер: для бюджетных организаций - согласно п. 2 постановления Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521, для остальных категорий работников - по перечню, утвержденному руководителем организации?
     
     Согласно ст. 144 ТК РФ порядок и условия применения стимулирующих надбавок и компенсационных выплат в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления.
     
     В соответствии с абзацем девятым подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ компенсационные выплаты, возмещаемые физическому лицу в связи с выполнением им трудовых обязанностей, в частности оплата стоимости месячных проездных билетов для работников бюджетных организаций, работа которых носит разъездной характер (п. 2 постановления Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521), не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Так, не является объектом обложения единым социальным налогом компенсация расходов по проезду сотрудника организации, в том числе денежные средства, выданные под отчет для приобретения проездных билетов при выполнении им работы, носящей разъездной характер, при необеспечении его служебным транспортом, так как данные расходы относятся не к выплатам в пользу конкретного работника, а в соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ являются расходами организации, связанными с производством и (или) реализацией продукции. При этом разъездной характер работы такого сотрудника должен подтверждаться должностной инструкцией или приказом руководителя организации.
     
     Компенсация расходов по проезду работника при служебных разъездах может осуществляться на основании заявления работника (с приложением проездных билетов) о выплате транспортных расходов со ссылкой на приказ, распоряжение или другой организационно-распорядительный документ направившей организации.
     
     Если выплаты денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях не подтверждаются должностной инструкцией, приказом руководителя организации, проездными документами или компенсируется оплата проезда работника, не связанного со служебной необходимостью, то такие компенсации (дотации) признаются выплатами в пользу работников и согласно п. 1 ст. 236 НК РФ подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Аналогичный порядок налогообложения денежных компенсаций сотрудникам за оплату проезда в служебных целях действовал в 2001 году.
     
     В 2002 году оплата стоимости месячных проездных билетов для работников организаций, произведенная по распоряжению руководителя организации, не подлежала обложению единым социальным налогом, если такие выплаты не были отнесены к расходам, уменьшавшим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Освобождается ли от налогообложения выходное пособие, выплачиваемое в соответствии со ст. 178 ТК РФ (выплачиваемое в повышенном размере)?
     
     Согласно ст. 178 ТК РФ трудовым или коллективным договором могут устанавливаться повышенные размеры выходных пособий.
     
     Обложению единым социальным налогом подлежит та часть компенсационных выплат, которая превышает предел норм, установленных по конкретным компенсациям ст. 178 ТК РФ.
     
     Если трудовым или коллективным договором предусматриваются другие случаи выплат выходных пособий, то есть сверх поименованных в ст. 178 ТК РФ и, соответственно, не имеющих установленных законодательством Российской Федерации пределов норм компенсационных выплат, то подобные выплаты облагаются единым социальным налогом, если только эти компенсации не отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Подлежит ли налогообложению компенсация за использование личного имущества работника, размер которой устанавливается соглашением сторон трудового договора согласно ст. 188 ТК РФ (в частности превышает нормы, установленные постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92)? Действует ли в настоящее время приказ Минфина России от 04.02.2000 N 16н?
     
     Возмещение работнику (в том числе надомнику) расходов по использованию личного имущества при выполнении трудовых обязанностей, в частности компенсация за использование инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, расходов, связанных с их использованием, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производится работодателем в порядке, определенном соглашением сторон трудового договора.
     
     Порядок выплаты компенсации работникам за использование ими легковых автомобилей в служебных целях регламентирован письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок». Нормы данной компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 20.06.1992 N 414 «О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях», постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92  «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» и приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н «Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок».
     
     Таким образом, по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы по вышеуказанным компенсациям определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - согласно постановлению Правительства РФ от 20.06.1992 N 414, с учетом письма Минфина России от 04.02.2000 N 16н.
     
     Исходя из построения ст. 5 ТК РФ трудовое законодательство состоит из Трудового кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. В отличие от ст. 4 КзоТ РФ иные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не относятся к трудовому законодательству. Учитывая вышеизложенное, облагаются ли единым социальным налогом:
     
     1) выплаты, предусмотренные распоряжением Совмина СССР от 24.01.1954 N 682, установившим нормы рациона бесплатного питания экипажей речных судов, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов»;
     
     2) выплаты работникам детских оздоровительных учреждений в виде скидки в размере 50 % при оплате их питания и стоимости проживания в общежитии, выплачиваемые согласно постановлению ВЦСПС от 11.05.1990 N 7-21?
     
     Согласно абзацу второму п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы единого социального налога учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением указанных в ст. 238 НК РФ), производимые организациями в пользу физических лиц, вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, такие выплаты, как полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его  семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 13 ст. 264 НК РФ стоимость бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов», относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, то есть данные расходы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Стоимость бесплатного питания сверх таких норм относится согласно с п. 40 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях обложения налогом на прибыль, то есть они не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Пунктом 3 ст. 236 НК РФ определено, что выплаты не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если они не отнесены у налогоплательщиков-организаций к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     С учетом вышеизложенного, стоимость бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей морских, речных и воздушных судов в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов», подлежит обложению единым социальным налогом, а суммы выплат сверх таких норм - не подлежат.
     
     В 2001 году стоимость бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей судов флота рыбной промышленности в соответствии с постановлением Совмина СССР от 08.02.1990 N 145 «О нормах расходования продуктов на бесплатное коллективное питание членов экипажей судов флота рыбной промышленности», подлежала обложению единым социальным налогом, поскольку при расчете налоговой базы учитывалась материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя.
     
     Пунктами 25 и 29 ст. 270 НК РФ расходы налогоплательщика, связанные с компенсацией удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно [за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных законодательством, и за исключением случая, если бесплатное питание или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами), а также другими расходами, произведенными в пользу работников (в частности, частичная оплата организацией стоимости проживания в общежитии работников детских оздоровительных учреждений)], отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     По основаниям, приведенным в п. 3 ст. 236 НК РФ, такие расходы не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     В остальных случаях частичная оплата организацией питания и стоимости проживания в общежитии работников детских оздоровительных учреждений (в том числе в случае, если такие выплаты предусмотрены законодательством Российской Федерации либо предусмотрены трудовыми договорами) подлежит обложению единым социальным налогом в установленном порядке.
     
     Положениями главы 26 ТК РФ предусмотрена выплата денежных компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением. При этом согласно ст. 173, 174, 175, 176, 177 ТК РФ размер компенсации устанавливается в коллективном (трудовом) договоре. Подлежат ли обложению единым социальным налогом вышеназванные компенсации?
     
     Статьями 196 и 197 ТК РФ определены права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров и право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
     
     При возмещении физическим лицам иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников, следует учитывать, что обложению единым социальным налогом не подлежали компенсационные вы-платы, установленные, например, нормами ст. 184 КЗоТ РФ. При этом в случае, если обучение входило в программу подготовки кадров организации, осуществлялось не по личной инициативе работников организаций, а по распоряжению руководителя организации, направившей работников для повышения квалификации в связи с производственной необходимостью, и не предусматривало получение среднего профессионального, высшего профессионального или послевузовского профессионального образования, за исключением случаев профессиональной переподготовки специалиста, когда ему присваивалась дополнительная квалификация на базе полученной специальности, стоимость такого обучения не подлежала обложению единым социальным налогом в 2001 году.
     
     Кроме того, необходимо учитывать, что согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Расходы работодателя по оплате обучения работников для получения ими впервые такого образования учитываются при определении налогооблагаемой базы по единому социальному налогу.
     
     К иным расходам, возмещаемым организациями физическим лицам, в частности, относятся расходы работодателя, связанные с оплатой компенсационных расходов, предусмотренных главой 26 ТК РФ. Конкретные виды компенсационных выплат работникам, совмещающим работу с обучением, предусмотрены ст. 173-177 ТК РФ.
     
     При этом следует иметь в виду, что не подлежат обложению единым социальным налогом только те суммы компенсационных выплат, на которые в соответствии со ст. 173-177 ТК РФ установлены пределы норм (для работников, которые обучаются в учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию).
     
     Кроме того, ст. 173-177 ТК РФ определено, что гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
     
     В данном случае не введены ограничения, установленные подпунктом 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, и не определены пределы норм по таким компенсационным выплатам.
     
     Следовательно, та часть компенсационных выплат работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, которая выплачена сверх установленных ст. 173-177 ТК РФ норм, подлежит обложению единым социальным налогом в установленном порядке, если только эти компенсации не отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 177 ТК РФ гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
     
     Подлежит ли налогообложению стоимость медицинских осмотров, в том числе предварительных, проводимых согласно ст. 266 ТК РФ?
     
     Предусмотренные ст. 213 и 266 ТК РФ предварительные медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя. Данные расходы не соответствуют нормам, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, и согласно п. 49 ст. 270 НК РФ относятся к расходам, не учитываемым в целях обложения налогом на прибыль организаций.
     
     Вместе с тем если на момент проведения предварительного медицинского осмотра (обследования) физического лица между ним и работодателем не было трудовых отношений либо отношений гражданско-правового характера в рамках договоров, связанных с выполнением работ (оказанием услуг), то оплата работодателем расходов такого физического лица за предварительный медицинский осмотр (обследование) не может быть признана выплатой или вознаграждением в пользу физического лица. Поэтому согласно п. 1 ст. 236 НК РФ такие выплаты не являются объектом обложения единым социальным налогом.
     
     С учетом положений части второй ст. 164 ТК РФ подлежит ли обложению единым социальным налогом в соответствующих случаях выплата среднего заработка донорам, относимого согласно ст. 186 ТК РФ к компенсациям?
     
     Статьей 186 ТК РФ определено, что при безвозмездной сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи крови и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
     
     Согласно п. 20 ст. 255 НК РФ данные выплаты относятся к расходам на оплату труда и по основаниям п. 1 ст. 236 НК РФ подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке.
     
     Подлежат ли обложению единым социальным налогом денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, размер которой установлен трудовым договором, а также стоимость возмещенного работнику морального вреда в размере, определенном соглашением сторон трудового договора (без судебного решения)?
     
     Статьей 4 ТК РФ нарушение сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном объеме квалифицируется как принудительный труд, который согласно этой же статье Кодекса запрещен на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 130 ТК РФ определены основные государственные гарантии по оплате труда работников, в систему которых включаются, в частности, сроки и очередность выплаты заработной платы.
     
     Ответственность работодателя за нарушение сроков выплаты заработной платы и иных причитающихся работнику сумм определена ст. 142 ТК РФ, согласно которой работник в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
     
     Время простоя не по вине работника, если работник предупредил администрацию о начале простоя (ст. 94 ТК РФ), оплачивается из расчета не ниже двух третей тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада).
     
     Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, предусматривающая обязанность работодателя погасить задолженность по заработной плате с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки.
     
     Работник может также потребовать возмещения морального вреда в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
     
     Следовательно, выплаты:
     
     - за время простоя не по вине работника, если работник предупредил администрацию о начале простоя;
     
     - по возмещению имущественного ущерба (не выплаченная в срок заработная плата с учетом сумм денежной компенсации сверх норм, установленных ст. 236 ТК РФ);
     
     - по возмещению морального вреда в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, - подлежат обложению единым социальным налогом в установленном порядке, за исключением случая, если такие выплаты не отнесены налогоплательщиком к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Выплаты по возмещению имущественного ущерба (денежная компенсация в пределах норм, установленных ст. 236 ТК РФ) согласно абзацу седьмому подпункта 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, а также выплаты возмещения морального вреда в порядке и размерах, установленных судом, по основаниям п. 1 ст. 236 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом.
     
     Однако при наличии в трудовом договоре положения о возмещении морального вреда суммы, выплачиваемые работодателями работникам по исполнительным листам в возмещение морального вреда, размеры и факт причинения которого определяются судом, подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Согласно ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю действительный ущерб. Статья 240 ТК РФ устанавливает, что работодатель имеет право отказаться от взыскания с работника такого ущерба. Подлежит ли налогообложению стоимость невозмещенного ущерба в данном случае?
     
     Поскольку в случае отказа работодателя взыскать с работника причиненный работодателю прямой действительный ущерб (ст. 240 ТК РФ) работнику не производится никаких выплат и иных вознаграждений, то по основаниям п. 1 ст. 236 НК РФ суммы невозмещенного ущерба не могут быть признаны объектом налогообложения.