Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы

     

Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Каков порядок расчета сумм амортизации в 2002 году на имущество, приобретенное до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости.
     
     Формирование остаточной стоимости основных средств для целей исчисления налога на имущество предприятий должно производиться в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, исходя из суммы амортизации, начисленной налогоплательщиком в соответствии с принятым им порядком, который утвержден учетной политикой организации на соответствующий отчетной год.
     
     Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, то сумма износа определяется исходя из Единых норм амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов, утвержденных в установленном порядке.
     
     Статьей 322 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие особенности налогового учета амортизируемого имущества, приобретенного до вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса.
     
     По основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, полезный срок их использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с учетом Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, и сроков полезного использования по амортизационным группам согласно ст. 258 НК РФ.
     
     Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации по имуществу, введенному в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 Кодекса, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости вышеуказанного имущества.
     
     Сумма начисленной за один месяц амортизации по данному имуществу определяется как:
     
     1) произведение остаточной стоимости и нормы амортизации (исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования), установленной налогоплательщиком для этого имущества в соответствии с п. 5 ст. 259 НК РФ, - при применении нелинейного метода начисления амортизации;
     
     2) произведение остаточной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2002 года, и нормы амортизации (исчисленной исходя из оставшегося срока полезного использования), установленной налогоплательщиком для этого имущества в соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ, - при применении линейного метода начисления амортизации.
     
     Амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования амортизируемых основных средств, установленный в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ, выделяются налогоплательщиком по состоянию на 1 января 2002 года в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления главы 25 НК РФ в силу.
     
     По основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла вышеуказанная передача, начисление амортизации не производится.
     
     Аналогичный порядок применяется по основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, а также по основным средствам, находящимся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации свыше двенадцати месяцев.
     
     При окончании договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику (а также при расконсервации или окончании реконструкции) амортизация начисляется в порядке, установленном главой 25 НК РФ, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли возврат основных средств налогоплательщику, окончание реконструкции или расконсервация основного средства.
     
     Первоначальной стоимостью нематериальных активов, которые не числились в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2002 года в составе нематериальных активов, но в соответствии с главой 25 НК РФ относятся к нематериальным активам, признается сумма расходов, определенная как разница между суммой расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, и суммой расходов, ранее уменьшавших налоговую базу налогоплательщика в порядке, действовавшем до вступления в силу главы 25 настоящего Кодекса.
     
     Организация является некоммерческим партнерством, источниками пополнения бюджета которой являются доходы от коммерческой деятельности, не противоречащей уставу, и целевое финансирование в виде членских взносов.
     
     Базой распределения расходов на коммерческие расходы и расходы на осуществление основной уставной деятельности является смета использования средств целевого финансирования, утверждаемая организацией.
     
     Каким в данном случае будет порядок распределения управленческих расходов организации?
     
     В соответствии со п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическими лицами могут быть коммерческие организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации), либо организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
     
     Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
     
     Некоммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность при налогообложении прибыли до 1 января 2002 года, следовало руководствоваться п. 2.12 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в соответствии с которой некоммерческие организации (в том числе некоммерческое партнерство), имевшие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивали налог с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Порядок исчисления сумм превышения доходов над расходами некоммерческих организаций производился аналогично порядку, установленному для исчисления налогооблагаемой прибыли предприятий.
     
     В составе доходов и расходов организаций не учитывались доходы, образовавшиеся в результате целевых отчислений на содержание вышеуказанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые) вклады участников этих организаций и расходы, производимые за счет этих средств. Ведение учета доходов и расходов вышеуказанных средств, а также сумм доходов и расходов от предпринимательской деятельности производилось раздельно.
     
     Расходы организации, связанные с осуществлением управленческих и координирующих функций, и другие расходы, связанные с осуществлением основной уставной деятельности организации (расходы по оплате труда ее административно-управленческого персонала, по содержанию зданий, автомобилей, услуг телефонной связи и т.п.), в полной сумме покрываются за счет целевых отчислений, поступивших организации на осуществление основной уставной деятельности.
     
     При определении суммы расходов от предпринимательской деятельности, принимавшихся для целей налогообложения до 1 января 2002 года, некоммерческим организациям следовало руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с изменениями и дополнениями).
     
     Определение состава доходов и расходов некоммерческой организации, учитываемых при определении налоговой базы, а также целевых средств некоммерческой организации производится в настоящее время в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     Так, согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     Какие организации из не признаваемых в целях налогообложения сельскохозяйственными организациями не относятся к сельскохозяйственным товаропроизводителям?
     
     В ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налога и сборах» установлено, что Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» отменяется не полностью.
     
     В частности, предусмотренный абзацем первым п. 5 ст. 1 вышеуказанного Закона порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует до перевода вышеуказанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 НК РФ.
     
     Статьей 346.1 НК РФ установлено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.
     
     Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
     
     Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 %.
     
     Не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
     
     Из вышеприведенного текста НК РФ следует, что на Правительство РФ возлагается обязанность утвердить порядок разработки перечня птицефабрик, тепличных комбинатов, зверосовхозов, животноводческих комплексов и других, которые не будут в целях налогообложения признаваться сельскохозяйственными организациями. Сам перечень таких организаций должен быть утвержден законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     
     Критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа, которые не будут в целях налогообложения признаваться сельскохозяйственными организациями, утверждены постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 N 282. Согласно данному Постановлению к сельскохозяйственным организациям индустриального типа относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие), которые не используют сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства, а также у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20 % общего объема использованных кормов.
     

О налогообложении малого бизнеса

     
     В.К. Мареева

     
     Имеет ли организация, имеющая обособленное подразделение, право перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения?
     
     С 1 января 2003 года вводятся в действие специальные налоговые режимы (главы 26.2 и 26.3 НК РФ), предусмотренные ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российское Федерации о налогах и сборах».
     
     В частности, ст. 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ предусмотрено, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиком в добровольном порядке.
     
     Согласно подпункту 1 п. 3 ст. 346.12 вышеуказанной главы НК РФ организации, имеющие филиалы и (или) представительства, не имеют право применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Статьей 55 ГК РФ установлено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством считается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Таким образом, организации, имеющие обособленные подразделения, не вправе с 1 января 2003 года применять упрощенную систему налогообложения.
     
     Может ли организация, перешедшая в 2003 году на упрощенную систему налогообложения, выбравшая объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», при определении единого налога учитывать в составе расходов затраты на приобретение покупных товаров, уменьшать доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества и цену приобретения прочего имущества при реализации имущества?
     
     В ст. 346.16 главы 26.2 НК РФ приведен перечень расходов, на которые налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов [право выбора объекта налогообложения предоставлено самому налогоплательщику (ст. 346.14 Кодекса)] имеет право уменьшать полученные доходы.
     
     При этом в отличие от порядка налогообложения прибыли организаций, предусмотренного главой 25 НК РФ, этот перечень носит исчерпывающий характер. В главе 26.2 НК РФ также отсутствуют иные нормы, позволяющие учитывать расходы на приобретение покупных товаров (в дальнейшем реализуемых потребителю), а также остаточную стоимость амортизируемого имущества и цену приобретения прочего имущества (при реализации имущества) при определении налоговой базы налогоплательщиком, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Таким образом, организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и избравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе учитывать расходы на приобретение покупных товаров в составе расходов, уменьшающих доходы при определении единого налога уплате в соответствии с этой системой налогообложения. Не уменьшаются также доходы на остаточную стоимость амортизируемого имущества и цену приобретения прочего имущества при реализации имущества.
     
     Следует также иметь в виду, что в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик имеет право уменьшать полученные доходы на сумму расходов на приобретение основных средств:
     
     - в отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, - в момент их ввода в эксплуатацию;
     
     - в отношении основных средств, приобретенных налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, включать стоимость основных средств в расходы на приобретение основных средств:
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения упрощенной системы налогообложения;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 % стоимости, второго года - 30 % стоимости и третьего года - 20 % стоимости;
     
     - в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями от стоимости основных средств.
     
     При этом стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
     
     Вместе с тем в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения 3 лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Наша организация со 100%-ми иностранными инвестициями учреждена иностранной компанией в 2000 году. В уставе зафиксирован взнос в уставный капитал организации: тягач и два прицепа с правом ввоза этой техники в течение года. В уставе также указано, что данная техника с момента регистрации является собственностью нашей организации. В марте 2001 года наша организация ввезла технику на территорию Российской Федерации. Для уплаты таможенных платежей мы взяли кредит в банке и оплатили НДС на таможне (кредит до настоящего времени не возвращен). Имеем ли мы право на вычет сумм НДС, уплаченных за счет кредита банка при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал организации с иностранными инвестициями?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в случае, если товары приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. При этом вычет производится независимо от источника оплаты приобретаемых товаров
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, производятся в полном объеме после принятия на учет основных средств.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы НДС, уплаченные организацией за счет кредита банка при ввозе на территорию Российской Федерации основных средств (тягача и двух прицепов) в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, подлежат вычету в общеустановленном порядке, независимо от возврата банку суммы полученного кредита.
     
     Просим дать разъяснение по вопросу обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % при реализации товаров на экспорт через комиссионера в случае наличия у налогоплательщика лицензии Банка России, предоставляющей право на проведение расчетов с иностранными организациями - покупателями товаров в срок более 180 дней.
     
     При реализации товаров на экспорт через комиссионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить документы, предусмотренные п. 2 ст. 165 НК РФ, в том числе  выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке. При этом п. 2 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что если незачисление валютной выручки от реализации товаров на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, то налогоплательщик вместо выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке, представляет в налоговые органы документы, подтверждающие право на незачисление валютной выручки на территории Российской Федерации. В то же время представление в налоговые органы вместо указанной выписки банка документов, в том числе лицензии Банка России, подтверждающих право на зачисление валютной выручки в срок, превышающий 180 дней, НК РФ не предусмотрено.
     
     В связи с вышеизложенным, а также на основании п. 9 указанной статьи НК РФ если по истечении 180 дней считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта налогоплательщик не представил документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 %, в том числе вышеуказанную выписку банка, операции по реализации товаров подлежат обложению НДС по ставкам 10 (20) %, независимо от наличия у налогоплательщика лицензии Банка России, предоставляющей право на проведение расчетов с иностранными организациями - покупателями товаров в срок более 180 дней.
     
     Для приобретения виноматериалов в 1999-2001 годах наша организация заключила договоры поставок с предприятиями Республики Молдова и Республики Грузия. В заключенных договорах, а также в представляемых на предприятие поставщиками документах были указаны цены, увеличенные на сумму НДС.
     
     Согласно п. 2 ст. 10 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», действовавшего на тот момент, применение НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на территорию Российской Федерации хозяйствующими субъектами государств-участников СНГ, устанавливалось межгосударственными соглашениями о принципах взимания налога на добавленную стоимость. Информация об отсутствии таких соглашений с Республикой Молдова и Республикой Грузия опубликована в письме МНС России от 05.02.2001 N ВГ-6-03/100. Правомерно ли отнесение НДС по данным поставкам на стоимость приобретенных виноматериалов?
     
     Согласно письму МНС России от 05.02.2001 N ВГ-6-03/100@ товары, реализовавшиеся в 1999-2001 годах в Российскую Федерацию хозяйствующими субъектами Республики Молдова и Республики Грузия, облагались НДС по ставке в размере 0 %. В связи с этим в случае указания сумм НДС в первичных документах, оформляемых молдавскими и грузинскими продавцами товаров, такие суммы налога к вычету у российских налогоплательщиков не принимаются, а учитываются в стоимости приобретенных товаров.
      

Е.С. Лобачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Возможно ли применение ставки НДС в размере 0 % в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых представительствами ООН и Международного комитета Красного Креста?
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 164 НК РФ НДС по ставке в размере 0 % облагаются операции по реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей. Реализация таких товаров (работ, услуг) подлежит налогообложению по ставке в размере 0 % только в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации, то есть налогообложение по ставке 0 % применяется на условиях взаимности. При этом порядок применения данного подпункта п. 1 ст.164 Кодекса установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 года N 1033 «О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей».
     
     Поскольку международные организации ООН и Международный комитет Красного Креста не имеют государственной принадлежности, то к их представительствам не могут быть применены вышеназванные нормы.
     
     Подлежат ли обложению НДС услуги по проведению ревизий и финансовых проверок бюджетных учреждений, оказываемые территориальными контрольно-ревизионными управлениями на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим услуги по проведению ревизий и финансовых проверок бюджетных учреждений, оказываемые территориальными контрольно-ревизионными управлениями на основе договоров с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
      

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Российское предприятие, занимающееся импортом товаров, в декабре 2001 года предъявило к таможенному оформлению партию товаров из Республики Молдова в таможенном режиме выпуска для свободного обращения на территории Российской Федерации. В ходе таможенного оформления российские таможенные органы на основании ст. 15 Закона РФ «О таможенном тарифе» посчитали, что заявленная по счету-фактуре таможенная стоимость не является достаточной. Следовательно, заявленная предприятием таможенная стоимость не может быть принята для начисления таможенных платежей. Поэтому таможенная стоимость была пересчитана на основе рыночной стоимости товара.
     
     Предприятие представило дополнительно к ГТД корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС). На основании КТС были доначислены и дополнительно уплачены сбор за таможенное оформление и НДС исходя из расчетной таможенной стоимости с учетом соответствующих корректировок, после чего партия товара была выпущена таможенным органом для свободного обращения на территории Российской Федерации. Подлежит ли вычету дополнительно начисленная по КТС сумма НДС?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи, подлежат вычетам.
     
     НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату налога таможенным органам.
     
     Согласно письму ГТК России от 21.03.2001 N 13-12/0598 «О применении форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей» нормативными актами ГТК России предусматривается возможность корректировки таможенной стоимости товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в случае выявления фактов ее занижения (завышения) как на этапе таможенного оформления, так и после выпуска товара в соответствии с заявленным таможенным режимом. При проведении таких корректировок требуется заполнение форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1, КТС-2).
     
     В соответствии с Инструкцией по заполнению декларации таможенной стоимости, утвержденной приказом ГТК России от 05.01.1994 N 1, декларация таможенной стоимости является приложением к соответствующей грузовой таможенной декларации и без нее недействительна. Если была произведена корректировка таможенной стоимости в формах ДТС-1 или ДТС-2, то форма корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2) является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
     
     В связи с вышеизложенным НДС, фактически уплаченный российским таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации товаров (в том числе согласно КТС), принимается к вычету в общеустановленном порядке с учетом откорректированной таможенной стоимости товаров.
     
     Российский институт оказывает иностранной (японской) фирме инжиниринговые услуги по анализу свойств продукции этой фирмы. Контрактом предусмотрено командирование специалистов института на завод японской фирмы. Результаты оказания услуг излагаются в отчете. Приемка результатов осуществляется по акту сдачи-приемки.
     
     Являются ли услуги по данному контракту экспортными, имеет ли российский институт право на льготу по НДС?
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Понятие «экспортная услуга» отсутствует в главе 21 НК РФ, определяющей порядок применения НДС. При рассмотрении вопроса об обложении НДС той или иной услуги необходимо установить наличие объекта налогообложения, руководствуясь положениями ст. 148 НК РФ, определяющей место реализации работ (услуг).
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 вышеуказанной статьи НК РФ местом реализации инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации в случае, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Согласно вышеуказанному подпункту п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Учитывая вышеизложенное, инжиниринговые услуги, оказанные российским институтом японской фирме, местом осуществления деятельности которой территория Российской Федерации не является, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место оказания услуг за пределами территории Российской Федерации, являются контракт, заключенный с иностранной организацией, и документы, подтверждающие факт оказания услуг. Представление в налоговый орган грузовой таможенной декларации, подтверждающей перемещение через таможенную границу какой-либо документации, являющейся результатом оказанных услуг, действующим законодательством по НДС не предусмотрено.
     
     В апреле 2002 года российское предприятие отгрузило на экспорт в Республику Казахстан продукцию. Контракт с предприятием - резидентом Республики Казахстан заключен в рублях. До настоящего времени товар не оплачен. Распространяется ли на данный контракт действие п. 9 ст. 165 НК РФ (с учетом того, что выручка на счет российского предприятия поступит не в иностранной валюте), то есть будет ли относиться к этой задолженности срок 180 дней?
     
     Начиная с 1 июля 2001 года в соответствии с действующим соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле реализация товаров с таможенной территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан производится с применением ставки НДС в размере 0 %, то есть приравнивается к реализации товаров в страны дальнего зарубежья. Исключением из вышеуказанной нормы является реализация нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа. Данные товары, экспортируемые в Республику Казахстан, облагаются в Российской Федерации по ставке НДС в размере 20 %.
     
     Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов при реализации товаров, в том числе в Республику Казахстан, в налоговые органы должны представляться документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ, в том числе выписка банка (копия выписки банка), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке. В ст. 165 НК РФ не предусмотрено особенностей, касающихся представления вышеуказанного документа в случае, если выручка от иностранного лица поступает в рублях.
     
     Таким образом, согласно п. 9 ст. 165 НК РФ если по истечении 180 дней считая с даты выпуска товаров региональными таможенными органами в режиме экспорта российское предприятие не представило в налоговый орган документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, в том числе копию выписки банка, вышеуказанная операция подлежит обложению НДС по ставке 20 % (10 %).
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 9 ст. 167 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) если налогоплательщиком-экспортером не собран полный пакет документов, подтверждающих фактический экспорт товаров, моментом возникновения обязанности по уплате НДС является день отгрузки товаров, а не 181-й день после помещения товаров под таможенный режим экспорта. При этом налогоплательщики должны уплатить в бюджет сумму НДС, а также соответствующие пени за каждый день просрочки, исчисленные начиная с даты отгрузки товаров.
      

О государственной пошлине, о налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и налоге на имущество физических лиц

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Взимается ли государственная пошлина при выдаче МИД России приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по ходатайству федеральных органов государственной власти, международных организаций и их представительств в Российской Федерации, представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, либо федеральным органом исполнительной  власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом.
     
     Подпунктом 4 п. 7 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон N 2005-1) определено, что за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства, за исключением приглашения указанного лица в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении, взимается госпошлина в размере 200 руб.
     
     При выдаче МИД России приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении по ходатайству федеральных органов государственной власти, международных организаций и их представительств в Российской Федерации, представительств иностранных государств при международных организациях, находящихся в Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации государственная пошлина взиматься не должна.
     
     Кроме наследодателя, земельный участок принадлежал на праве пожизненного наследуемого владения еще нескольким совладельцам.
     
     С какой стоимости земельного участка: со стоимости целого земельного участка либо его части - следует исчислять государственную пошлину при выдаче свидетельства о праве на наследство?
     
     Согласно п. 1 ст. 266 ГК РФ гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству.
     
     В соответствие с подпунктом 19 п. 4 ст. 4 Закона N 2005-1 государственная пошлина взимается за выдачу свидетельств о праве на наследство в размере:
     
     - наследникам первой очереди - 1 % от стоимости наследуемого имущества;
     
     - другим наследникам - 2 % от стоимости наследуемого имущества.
     
     В случае если земельный участок принадлежал, кроме наследодателя, на праве пожизненного наследуемого владения еще нескольким совладельцам, государственная пошлина при выдаче свидетельства о праве на наследство должна исчисляться со стоимости части принадлежавшего наследодателю земельного участка. Если доли в праве не определены, они считаются равными.
     
     Кто и за счет каких средств должен уплатить государственную пошлину при государственной регистрации внесения записи о ликвидации юридического лица после завершения конкурсного производства, утверждения баланса предприятия и констатации факта отсутствия у него денежных средств?
     
     Статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - Закон N 129-ФЗ) определено, что одним из документов, необходимых для представления в регистрирующий орган для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, является документ об уплате государственной пошлины.
     
     Согласно п. 6 ст. 4 Закона N 2005-1 за государственную регистрацию юридических лиц, в том числе за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.
     
     Абзацем вторым ст. 1 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Законом.
     
     Следовательно, при государственной регистрации внесения записи о ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина в размере 2000 руб.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Вопрос о том, кто и за счет каких средств должен уплатить государственную пошлину при государственной регистрации внесения записи о ликвидации юридического лица после завершения конкурсного производства, не относится к компетенции МНС России.
     
     Вышеуказанный вопрос находится в ведении ФСФО России.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Российский предприниматель осуществляет деятельность по поставке товаров в Республику Беларусь по внешнеторговому контракту. При выплате дохода российскому резиденту белорусская сторона удерживает у источника подоходный налог в размере 20 %. Где в данном случае должен взиматься налог с дохода российского предпринимателя?
     
     Доход российского предпринимателя от поставки товаров в Республику Беларусь является доходом от источника в Российской Федерации и не является доходом от источника в Республике Беларусь на основании ст. 308 НК РФ, и налогообложение этого дохода регулируется ст. 7 межправительственного российско-белорусского Соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, в соответствии с которой налог с дохода резидента Российской Федерации от деятельности, осуществляемой в Российской Федерации и не осуществляемой через постоянное представительство в Республике Беларусь, взимается в Российской Федерации.
     
     Однако положения вышеуказанного Соглашения об избежании двойного налогообложения в части предоставления освобождения от налогообложения или налогообложения по пониженным ставкам применяются не автоматически.
     
     Для устранения двойного налогообложения дохода российскому предпринимателю следует направить в налоговые органы Республики Беларусь подтверждение российского резидентства, выдаваемого МНС России, подтверждение об уплате налогов с вышеуказанного дохода в Российской Федерации со ссылкой на российско-белорусское Соглашение об избежании двойного налогообложения, копию контракта, заключенного с резидентом Республики Беларусь.
     
     Российское предприятие от собственного имени в лице своего представителя регулярно заключает на территории Республики Беларусь контракты на поставку продукции. На территории Республики Беларусь отсутствуют филиал, место управления, контора и т.д., указанные в п. 2 ст. 5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995. Приводит ли вышеуказанная деятельность представителя российского предприятия на территории Республики Беларусь к образованию постоянного представительства для целей налогообложения?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 5 межправительственного Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 если лицо (физическое лицо или юридическое лицо) иное, чем агент с независимым статусом, к которому применяется п. 5 вышеуказанного Соглашения, действует в одном Договаривающемся Государстве (в данном случае в Республике Беларусь) от имени предприятия другого Договаривающегося Государства (Российской Федерации), то считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в первом упомянутом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если это лицо имеет полномочия заключать контракты в этом первом Договаривающемся Государстве от имени этого предприятия и обычно использует эти полномочия при условии, что его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 3 вышеуказанного Соглашения, которая, если и осуществляется через постоянное место деятельности, не превращает это постоянное место деятельности в постоянное представительство согласно положениям этого пункта российско-белорусского Соглашения.
     
     В соответствии с комментариями к п. 5 (в российско-белорусском Соглашении это п. 4) Модели Конвенции по налогам на доход и на капитал, на основании которой разрабатываются все соглашения об избежании двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами, этот пункт вышеуказанных комментариев обуславливает, что только наличие лиц, имеющих полномочия заключать контракты, может привести к образованию постоянного представительства предприятия, содержащего этих лиц. К полномочиям на заключение контрактов должны относиться полномочия, связанные с операциями, касающимися собственно деятельности предприятия. Лицо, имеющее полномочия обговаривать все элементы и подробности контракта, накладывающего обязательства на предприятие, можно считать использующим свои полномочия, вследствие чего оно создает собой постоянное представительство для целей налогообложения.
     
     Термин «постоянное представительство» в данном контексте также предполагает, что вышеуказанное лицо пользуется своими полномочиями многократно, а не в единичных случаях.
     
     С учетом вышеизложенного, если деятельность представителя российского предприятия на территории Республики Беларусь удовлетворяет вышеуказанным признакам, то деятельность этого лица приводит к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь для целей налогообложения.
     
     Иностранная компания, зарегистрированная на Кипре, получает доход в особо крупных размерах от источников на территории Российской Федерации с 1998 года вследствие выполнения контрактов, заключаемых физическим лицом, представляющим интересы этой компании в Российской Федерации.
     
     Каким образом регулируется в Российской Федерации налогообложение доходов резидента Республики Кипр от вышеуказанной деятельности?
     
     Вопросы налогообложения доходов иностранных юридических лиц в настоящее время регулируются НК РФ и положениями соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенными Российской Федерацией с иностранными государствами; причем в соответствии со ст. 7 НК РФ правила и нормы, предусмотренные международными договорами, касающимися налогообложения, превалируют над нормами, установленными налоговым законодательством.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (применяется с 1 января 2000 года) если лицо осуществляет деятельность в Российской Федерации от имени предприятия Республики Кипр, считается, что это предприятие имеет постоянное представительство в Российской Федерации в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для этого предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в Российской Федерации полномочия заключать контракты от имени иностранного предприятия, за исключением случая, если деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 4 ст. 5 вышеуказанного Соглашения.
     
     В случае, указанном в вопросе, деятельность физического лица приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения, и налогообложение прибыли резидента Республики Кипр регулируется ст. 7 вышеуказанного Соглашения, в соответствии с которой прибыль иностранной компании, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в части, относящейся к этому постоянному представительству.
     
     Следует иметь в виду, что предприятие одного Договаривающегося Государства не будет рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве, если это предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности (п. 6 ст. 5 Соглашения об избежании двойного налогообложения).
     
     До 1 января 2000 года вопросы налогообложения регулировались Соглашением между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29.10.1982, согласно которому (подпункт «с» ст. 4) заключение сделок через агента или иного уполномоченного лица, действующего на основе доверенности или иного письменного полномочия, если подобная деятельность не являлась для него обычной профессиональной деятельностью, не рассматривалось как осуществляемое через постоянное представительство, то есть деятельность физического лица по заключению контрактов на территории Российской Федерации от имени резидента Республики Кипр с 1998 года по 1 января 2000 года могла подпадать под действие этого пункта вышеуказанного Соглашения, и прибыль, полученная в этот период, подлежала налогообложению в Республике Кипр.