Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) *1


     _____
     *1 Продолжение. Начало и продолжение комментария см.: Налоговый вестник. — 2002. — № 7. — С. 118; № 8. — С. 142; № 9. — С. 125; № 10. — С. 140; № 11. — С. 132; № 12. — С. 141.     

     
     В.В. Егиазарова,
к.ю.н.

     
     15. Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.16 КоАП РФ)
     
     Статьей 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусмотрена ответственность за непринятие предусмотренных законодательством мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств в установленный срок.
     
     Под таможенным оформлением понимается процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Выпуском признается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после таможенного оформления в полное распоряжение лица (ст. 18 ТК РФ). В соответствии со ст. 21 ТК РФ выпуск товаров, в отношении которых установлены ограничения на ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации, производится таможенными органами только при условии соблюдения требований, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
     
     Таможенное законодательство не содержит конкретного перечня мер, принятие которых необходимо для таможенного оформления или выпуска товаров. Однако исходя из вышеприведенных определений можно сделать вывод о том, что к таким мерам могут быть отнесены подача таможенной декларации, уплата таможенных платежей, представление документов, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования, выполнение иных действий, необходимых для помещения товаров под избранный таможенный режим. При этом лицом должны быть приняты все вышеуказанные меры в совокупности.
     
     Товары и транспортные средства находятся на временном хранении под таможенным контролем с момента их предоставления таможенному органу и до выпуска либо предоставления в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом (ст. 145 ТК РФ). В соответствии со ст. 146 ТК РФ временное хранение осуществляется в специально выделенных и обустроенных помещениях или иных местах (складах временного хранения). Ответственность, наступающая по ст. 16.16 КоАП РФ, не сопряжена с физическим присутствием товаров на складе временного хранения: она применяется также в случае нахождения товаров в местах, не являющихся складами временного хранения, с их передачей на ответственное хранение лицу, перемещающему товары, на основании приказа или распоряжения таможни (вышестоящего таможенного органа). Такая возможность предусмотрена п. 74 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290.
     
     В соответствии со ст. 155 ТК РФ общий предельный срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев, а в случаях, предусмотренных другими статьями ТК РФ, - указанных в них сроков. ГТК России вправе устанавливать более короткие, специальные предельные сроки хранения отдельных категорий товаров. Такой срок, например, установлен приказом ГТК России от 06.11.1996 N 677 «Об организации таможенного оформления подакцизных товаров», согласно которому срок временного хранения ввозимых подакцизных товаров не может превышать 20 суток. Таможенный орган вправе исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации, характера товаров и используемого для их перевозки транспортного средства уменьшить срок нахождения товаров на складе временного хранения (п. 104 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем). Установленный таможенным органом срок может быть им продлен в рамках предельного срока хранения товаров на складе временного хранения.
     

     Противоправным в контексте диспозиции ст. 16.16 КоАП РФ является нарушение не только предельного срока временного хранения, но и срока временного хранения товаров, установленного таможенным органом.
     
     Состав рассматриваемого правонарушения необходимо отличать от схожих по характеру объективной стороны составов правонарушений, предусмотренных иными статьями главы 16 КоАП РФ.
     
     Так, согласно части 3 ст. 20 ТК РФ предельный срок хранения на складе временного хранения товаров и транспортных средств, ввоз которых в Российскую Федерацию запрещен, составляет трое суток. Однако в отношении таких товаров и транспортных средств ст. 16.16 КоАП РФ применена быть не может, так как их выпуск (под которым согласно п. 13 ст. 18 ТК РФ понимается передача таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица) невозможен. Невывоз таких товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.18 КоАП РФ.
     
     В соответствии с п. 110 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем товары и транспортные средства после их выпуска либо предоставления лицу в распоряжение в соответствии с избранным таможенным режимом могут храниться на складе временного хранения не более трех суток. Таможенный орган может продлевать данный срок с учетом особенностей вида товаров, а также используемых для их перевозки транспортных средств до десяти суток. В случае нарушения вышеуказанного срока применение ст. 16.16 КоАП РФ также не представляется возможным, поскольку хранение данных товарных партий не сопряжено с выполнением кем-либо обязанности по таможенному оформлению или выпуску этих товаров (они уже выпущены). Такие деяния подлежат квалификации как простое превышение сроков хранения товаров на складах по ст. 16.14 КоАП РФ, которой предусмотрено более мягкое наказание.
     
     Основное отличие рассматриваемой статьи КоАП РФ от части 1 ст. 16.2 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, состоит в том, что она применяется в случае недекларирования товаров, находящихся на временном хранении.
     
     Как следует из диспозиции данной статьи, субъектом правонарушения по данной статье является лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, под которым понимается лицо, являющееся собственником товаров, их покупателем, владельцем либо выступающее в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с товарами действий, предусмотренных ТК РФ, от собственного имени (ст. 18 ТК РФ).
     

     Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.16 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй стоимости товаров и транспортных средств, явившихся предметами правонарушения, с их конфискацией или без таковой. Наказание в таком размере назначается независимо от того, привлекается к ответственности гражданин, должностное лицо или юридическое лицо.
     
     Ранее ответственность за аналогичное деяние была установлена ст. 266 ТК РФ, которая была признана не соответствующей ст. 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку она предусматривала в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначавшуюся без судебного решения и являвшуюся несоразмерной деянию, указанному в этой статье ТК РФ (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П).
     
     16. Неисполнение требований таможенного режима экспорта (ст. 16.17 КоАП РФ)
     
     Введение ст. 16.17 КоАП РФ является новеллой для законодательства о нарушении таможенных правил. До вступления в силу КоАП РФ экспортеры, не зачислившие валютную выручку от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках либо не осуществившие ввоз товаров, эквивалентных по стоимости экспортированным, привлекались к ответственности по ст. 273 ТК РФ, предусматривавшей ответственность за несоблюдение всех условий, ограничений и требований таможенных режимов (за исключением некоторых условий, ограничений и требований таможенных режимов переработки, свободной таможенной зоны, свободного склада, временного ввоза и уничтожения).
     
     Частью 1 ст. 16.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам.
     
     Под таможенным режимом экспорта понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства их ввоза на эту территорию (ст. 97 ТК РФ). В соответствии со ст. 98 ТК РФ экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации по таможенном делу.
     

     Требование таможенного режима экспорта о зачислении валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки и в установленном порядке введено приказом ГТК России от 24.07.1995 N 467 «О порядке применения нормы права, установленной статьей 16.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и впоследствии подтверждено Указом Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок», также установившим требование к товарам, экспортированным по внешнеторговым бартерным сделкам.
     
     Объективная сторона нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.17 КоАП РФ, может выражаться:
     
     - в полном или частичном незачислении на счет экспортера в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров;
     
     - в неввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, или их части.
     
     Требование таможенного режима экспорта об обязательном зачислении экспортной валютной выручки на счет в уполномоченном банке Российской Федерации либо об обязательном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных экспортированным, может быть предъявлено только в отношении товаров, оформленных в соответствии с таможенным режимом экспорта. Привлечение лица к ответственности по части 2 ст. 16.2 КоАП РФ по факту заявления в таможенной декларации сведений о количестве товаров, меньшем, чем фактически было вывезено за пределы таможенной территории Российской Федерации, исключает возможность привлечения его к ответственности по части 1 ст. 16.17 КоАП РФ за незачисление валютной выручки от продажи не указанной в таможенной декларации части товара.
     
     Аналогичным образом неправомерно предъявление вышеуказанного требования в отношении товаров, не вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации, поскольку в данном случае имеет место нарушение иного требования таможенного режима экспорта (об обязательном вывозе товаров), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.19 КоАП РФ.
     
     Не могут быть признаны правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.17 КоАП РФ, факты незачисления валютной выручки от экспорта товаров, связанные:
     

     - с возвратом ранее вывезенного в соответствии с таможенным режимом экспорта товара в Российскую Федерацию;
     
     - с несоответствием стоимости товара, указанной в таможенной декларации, размеру валютной выручки от экспорта товара, причитающейся экспортеру в соответствии с условиями сделки, вызванным оплатой нерезидентом транспортных (при изменении базисных условий поставки) и иных расходов, непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, если эти расходы первоначально должен был нести экспортер;
     
     - с несоответствием стоимости товара, указанной в таможенной декларации, контрактной цене товара вследствие изменения котировок товара на международных биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта, либо вследствие несоответствия его качества условиям контракта. При этом если качество товара ухудшилось при транспортировке, то уменьшение цены товара может быть признано только в случае, если риск повреждения товара согласно условиям контракта нес экспортер;
     
     - с несоответствием количества товара, указанного в таможенной декларации, количеству, указанному в товаросопроводительных и иных коммерческих документах. Если потери товара предусматриваются условиями транспортировки (выветривание, усушка и т.д.), то размеры данных потерь не должны превышать объема убыли, определяемого действующими в Российской Федерации нормами (ГОСТ, стандартами, ТУ и т.д.) для соответствующего товара;
     
     - с оплатой банковских расходов и комиссий, если их оплата предусмотрена внешнеторговым договором за счет экспортера;
     
     - с иными обстоятельствами, если это прямо следует из законодательства Российской Федерации, а также из международных договоров, участником которых является Российская Федерация.
     
     Частью 2 ст. 16.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка исполнения требования таможенного режима экспорта о зачислении на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров либо об обязательном ввозе эквивалентных по стоимости экспортированным товарам товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности.
     
     Под установленным порядком исполнения рассматриваемого требования следует понимать как нарушение собственно порядка зачисления валютной выручки (например, ее зачисление в другой уполномоченный банк при условии идентификации поступивших денежных средств применительно к экспортному договору), так и нарушение установленного срока зачисления валютной выручки.
     

     Под установленными сроками зачисления валютной выручки либо ввоза эквивалентных по стоимости товаров следует понимать:
     
     - срок исполнения текущих валютных операций, составляющий 90 дней;
     
     - срок, установленный для валютных операций, связанных с движением капитала (например, три года при экспорте товаров, указанных в разделах XVI, XVII, XIX ТН ВЭД РФ);
     
     - срок, определенный в разрешении Банка России для валютных операций, связанных с движением капитала;
     
     - срок, определенный в разрешении Минэкономразвития России на превышение срока исполнения текущих валютных операций при исполнении внешнеторговых бартерных  сделок.
     
     В соответствии с п. 9, 13 ст. 1 Закона РФ от 09.10.1992 «О валютном регулировании и валютном контроле» отсчет сроков платежа при осуществлении расчетов, связанных с экспортом товаров, ведется с даты фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. Для бартерных сделок исчисление сроков ввоза товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), эквивалентных ранее вывезенным, осуществляется с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами (п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1209).
     
     При применении ст. 16.17 КоАП РФ возникает вопрос, по какой части этой статьи Кодекса следует привлекать к ответственности лицо, обеспечившее зачисление валютной выручки (ввоз эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в процессе производства по делу об административном правонарушении, возбужденному по части 1 ст. 16.17 КоАП РФ, в том числе на стадии рассмотрения дела или жалобы на постановление по делу. С одной стороны, факт совершения лицом правонарушения, выразившегося в незачислении валютной выручки (неввозе товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), в протокол зафиксирован, и административное законодательство не предусматривает возможности изменения квалификации правонарушения. С другой стороны, фактически совершенное лицом правонарушение выражается в нарушении срока исполнения требования таможенного режима экспорта, и назначение ему наказания, предусмотренного частью 1 ст. 16.17 КоАП РФ, не отвечало бы принципам справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию. С учетом названных принципов, а также принимаемых экспортером мер по зачислению валютной выручки представляется более правильным изменять квалификацию деяния на часть 2 ст. 16.17 ТК РФ (либо снижать размер наказания в пределах санкции этой статьи).
     
     Субъектом ответственности по ст. 16.17 КоАП РФ могут быть только юридические и должностные лица.
     

     Согласно части 1 ст. 16.17 КоАП РФ нарушение таможенных правил влечет наложение штрафа как на должностных, так и на юридических лиц - от одного до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Санкция части 2 указанной статьи КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти, а на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
     

(Продолжение следует.)