Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Гаврилова

     
     В каком размере предоставляются вычеты физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, при продаже ими банку ценных бумаг?
     
     Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30 %. Соответственно, фиксированные имущественные налоговые вычеты, предусмотренные абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, не предоставляются лицам, которые не являются налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Вместе с тем банк, совершающий операции купли-продажи ценных бумаг в пользу физического лица - нерезидента и имеющий возможность определить доход (убыток) по совокупности сделок купли-продажи ценных бумаг соответствующей категории с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение, реализацию и хранение таких бумаг, вправе на основании заявления налогоплательщика и представленных им банку документов предоставить вычет в размере фактически произведенных затрат на приобретение ценных бумаг.
     
     Относятся ли к компенсационным выплатам и, соответственно, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ денежные средства, выплаченные в качестве оплаты ежегодного дополнительного отпуска, физическим лицам - работникам организации, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, или они являются льготой и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке?
     
     Если организацией за прошедшие периоды на данные денежные средства были начислены и уплачены суммы налога на доходы физических лиц, за какой период и в каком порядке бухгалтерия организации по месту работы может возвратить излишне уплаченные денежные средства работникам и возместить их из бюджета?
     
     В соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, имеют право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.
     
     Согласно ст. 217 НК РФ выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Таким образом, суммы, израсходованные на денежные выплаты физическим лицам - участникам ликвидации Чернобыльской аварии по предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц при наличии всех необходимых подтверждающих документов.
     
     Статьей 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанные суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8 ст. 78 НК РФ).
     
     Благотворительный фонд осуществляет благотворительные выплаты в пользу физических лиц согласно законодательному акту субъекта Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом выплаты осуществляются по следующим основаниям:
     
     - приобретение и строительство жилья;
     
     - организация и (или) осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
     
     - переезд на новое место жительства, приобретение жилья и имущества;
     
     - получение и (или) повышение образования и т.д.
     
     Вышеуказанный законодательный акт не вводит дополнительных льгот по налогу на доходы физических лиц, но содержит элементы, необходимые для реализации имеющейся в федеральном законодательстве о налоге на доходы физических лиц льготы.
     
     Подлежат ли в соответствии с НК РФ обложению налогом на доходы физических лиц суммы благотворительных выплат, осуществляемых благотворительным фондом физическим лицам в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации? Следует ли в связи с осуществлением благотворительным фондом вышеуказанных благотворительных выплат физическим лицам направлять сведения в налоговые органы по форме N 2-НДФЛ?
     
     Благотворительная помощь, оказываемая гражданам благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ, не облагается налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ.
     
     До утверждения перечней благотворительных организаций налогоплательщики не могут пользоваться вышеуказанной льготой.
     
     В связи с отсутствием такого перечня все выплаты денежной помощи, осуществляемые благотворительными организациями, в том числе и на основании законодательного акта субъекта Российской Федерации, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     При этом благотворительная организация - источник выплаты дохода согласно ст. 230 НК РФ представляет в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за этот налоговый период не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В настоящее время Минтруд России внес в Правительство РФ проект постановления «О перечнях российских и иностранных благотворительных организаций, суммы единовременной материальной помощи которых физическим лицам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах) освобождаются от налогообложения». Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан в виде сумм адресной социальной помощи за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
     
     С целью реализации жилищных прав семей военнослужащих органами военного управления по договорам переуступки права требования (цессии) переданы в собственность военнослужащих и членов их семей квартиры в соответствии с утвержденными списками распределения жилой площади, оплаченные за счет средств федерального бюджета. Освобождаются ли в соответствии с действующим налоговым законодательством военнослужащие и члены их семей от уплаты налога на доходы физических лиц за полученные жилые помещения?
     
     Согласно п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     Стоимость квартир, полученных военнослужащими в собственность в соответствии с вышеуказанным положением Закона N 76-ФЗ, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ.
     
     При получении военнослужащими в собственность квартиры в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ, стоимость таких квартир учитывается при определении налоговой базы вышеуказанных лиц.
     
     Какие документы являются подтверждением пребывания физического лица - жителя Украины на территории Российской Федерации (в целях применения налоговой ставки 13 или 30 %)? Имеет ли право организация производить перерасчет налога на доходы физических лиц в 2002 году за прошедший год при представлении физическим лицом, работающим вахтовым методом, соответствующих документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации? Правомочно ли организация удерживает налог на доходы физических лиц в размере 30 % до конца календарного года, если годовой табель (график) рабочего времени составлен на 160 рабочих дней в текущем году и работником организации представлен документ, подтверждающий пребывание на территории Российской Федерации на недостающее количество дней до 183 дней?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Для приобретения статуса налогового резидента Российской Федерации достаточно находиться на ее территории не менее 183 дней в течение любого промежутка времени, начинающегося или заканчивающегося в отчетном календарном году.
     
     Уточнение налогового статуса налогоплательщика - резидента Российской Федерации (определение количества дней) производится по итогам календарного года или на дату фактического завершения пребывания иностранного гражданина в текущем году на территории Российской Федерации.
     
     При определении срока нахождения физического лица на территории Российской Федерации следует руководствоваться ст. 6.1 НК РФ, которой установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Следовательно, период нахождения на территории Российской Федерации определяется со следующего дня после приезда на территорию Российской Федерации по день отъезда включительно.
     
     Количество дней нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан устанавливается на основе данных их регистрации по месту пребывания в Российской Федерации.
     
     Даты отъезда и даты прибытия физических лиц с (на) территории(ю) Российской Федерации определяются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
     
     Следовательно, физическим лицам, работающим в российских организациях вахтовым методом, для подтверждения факта постоянного местопребывания на территории Российской Федерации необходимо представить свидетельство о регистрации по месту их временного проживания и иные документы, подтверждающие статус налогового резидента Российской Федерации. В таком случае налогообложение их доходов, полученных на территории Российской Федерации, будет производиться по ставке 13 %. В случае нахождения на территории Российской Федерации менее 183 дней в году в соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ применяется ставка в размере 30 %.
     
     Согласно ст. 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления.
     
     Согласно ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы. Таким образом, при представлении физическим лицом документов, подтверждающих количество дней (не менее 183) нахождения на территории Российской Федерации в 2001 году, и соответствующего заявления налоговый агент (организация) обязан произвести перерасчет.
     
     В соответствии с подпунктом 4.2 раздела IV Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденных постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31.12.1987 N 79433-82, рабочее время и время отдыха в рамках учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается администрацией предприятия по согласованию с соответствующим профсоюзным комитетом, как правило, на год и доводится до сведения работников не позднее чем за один месяц до его введения в действие. В графиках также предусматриваются дни, необходимые для доставки работников на вахту и обратно.
     
     Если согласно составленному графику на текущий год предусмотренное количество рабочих дней составляет менее 183, то, следовательно, до момента уточнения налогового статуса налогоплательщика налогообложение его доходов производится по ставке в размере 30 %. Уточнение налогового статуса налогоплательщика может быть осуществлено на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации.
     
     Физическое лицо - студент иностранного вуза получает грант от правительства страны, в которой учится. Облагается ли этот грант налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Следовательно, налогообложение доходов студента вуза, находящегося за пределами Российской Федерации, должно осуществляться по месту его постоянного пребывания в порядке, установленном законодательством соответствующего иностранного государства.
     
     Налогоплательщик продал на международной валютной бирже два пакета акций, при этом один из них находился у него более трех лет. Имеет ли право налогоплательщик получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный ст. 220 НК РФ, в полной сумме (по пакету акций, который находился в собственности свыше трех лет) и в размере 125 000 руб. по второму пакету?
     
     Налогоплательщик, получивший выплаты по двум сделкам купли-продажи ценных бумаг, расходы на приобретение которых не могут быть подтверждены документально, вправе заявить при подаче налоговой декларации имущественный налоговый вычет в сумме, полученной от продажи акций, находившихся в его собственности более трех лет, и в сумме 125 000 руб. по выплате от продажи ценных бумаг, находившихся в его собственности менее трех лет.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы, оплаченные организацией за проживание их работника в гостинице в связи с невозможностью предоставления служебного помещения?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат.
     
     Стоимость оплаченных учреждением расходов по найму жилого помещения не подпадает под понятие компенсационных выплат и, следовательно, подлежит налогообложению на общих основаниях у источника выплаты таких доходов.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в соответствии с п. 5 ст. 226 НК РФ налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств  письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     На основании полученных данных налоговый орган выписывает налоговое уведомление на уплату налога в сроки, указанные в п. 5 ст. 228 НК РФ, в два платежа: первый - не позднее 30 дней с даты вручения налогового уведомления, второй - не позднее 30 дней после первого срока уплаты налога. В случае уплаты налогоплательщиком налоговых платежей в установленные сроки пеня не начисляется.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц ежемесячное денежное содержание и дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение выдающимся спортсменам, спортсменам, входящим в состав сборных команд Российской Федерации, и их тренерам, а также работникам физкультурно-оздоровительных учреждений за счет средств республиканского бюджета?
     
     Статьей 32 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусмотрены выплаты ежемесячного денежного содержания, а также дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения отдельным выдающимся спортсменам, их тренерам и работникам физкультурно-спортивных организаций за счет средств бюджетов (в том числе региональных).
     
     Вышеуказанным Федеральным законом эти выплаты не отнесены к пособиям или компенсациям. В связи с этим выплаты ежемесячного денежного содержания и дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям спортсменов, их тренерам и работникам физкультурно-спортивных организаций не подпадают под действие п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц материальная помощь, оказываемая Общероссийской общественной организацией инвалидов своим членам - инвалидам, не состоящим с ней в трудовых отношениях? Уставный капитал данной организации полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов в 2002 году. Общественная организация создана для реабилитации и адаптации граждан, ставших инвалидами в период прохождения военной службы во внутренних войсках Российской Федерации. Одна из форм деятельности организации - оказание материальной помощи инвалидам - членам организации. Средства расходуются также на приобретение дорогостоящих медикаментов, медтехники для инвалидов, получивших тяжелые увечья. Организация получает благотворительные средства на свою уставную деятельность от организаций, уставный капитал которых состоит из ее вкладов.
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, при условии, что суммы помощи не превышают 2000 руб.
     
     При применении данной льготы следует иметь в виду, что в соответствии с нормами трудового законодательства работодателем может быть юридическое или физическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с физическим лицом, по которому работник (физическое лицо) обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности.
     
     В связи с этим при оказании общественной организацией материальной помощи инвалидам, не состоявшим в трудовых отношениях с данной организацией, налог на доходы физических лиц удерживается со всей суммы выплаты по ставке 13 %.
     
     Вместе с тем при вручении общественной организацией подарков неработающим инвалидам предоставляется не облагаемый налогом вычет в размере 2000 руб. в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ независимо от того, являлись они работниками данной организации или нет, поскольку НК РФ не конкретизирует категорию физических лиц, которым может быть предоставлен такой налоговый вычет.
     
     Вправе ли налоговый орган предоставить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, лицам, признаваемым для целей налогообложения взаимозависимыми лицами в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 20 НК РФ, то есть лицам, которые состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя или усыновленного, а также попечителя и опекаемого и отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности?
     
     Налогоплательщики, приобретающие на праве собственности жилой дом или квартиру, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, кроме случаев совершения таких сделок купли-продажи между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, взаимозависимые лица в целях применения имущественного налогового вычета могут быть признаны таковыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, то есть основания взаимозависимости лиц, установленные п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, при предоставлении имущественного налогового вычета не применяются.
     
     Религиозная организация получает от организаций и физических лиц благотворительные целевые взносы для осуществления паломнических поездок по святым местам согласно уставной деятельности. Для этой цели приобретаются проездные билеты, билеты в музеи, оплачивается питание, проживание для верующих из малоимущих слоев населения.
     
     Облагаются ли налогом физические лица, участвующие в таких паломнических поездках?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ в налоговую базу включаются все доходы, полученные физическими лицами как в денежной, так и натуральной форме, включая оплаченную организацией за вышеуказанных лиц стоимость питания, отдыха.
     
     Эта норма предполагает, что доходы должны иметь адресный характер, то есть должны быть получены конкретными лицами.
     
     Следовательно, религиозная организация - налоговый агент, обеспечивающая бесплатное питание, проезд и проживание физических лиц, участвующих в паломнических поездках, обязана согласно ст. 230 НК РФ вести учет таких доходов и исчислять сумму налога на доходы физических лиц. При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога организация обязана сообщать сведения о задолженности налогоплательщика в налоговый орган по месту своего учета.
     
     При этом следует иметь в виду, что дети-сироты и дети, являющиеся членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, участвующие в паломнических поездках, согласно п. 26 ст. 217 НК РФ освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц.
     
     Подлежат ли налогообложению средства, затраченные работниками банка на оплату получения медицинской справки и разрешения на оружие, необходимое для выполнения служебных обязанностей, которые возмещаются работникам за счет средств банка?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению установленные действующим законодательством компенсационные выплаты, связанные, в частности, с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
     
     Статьей 164 ТК РФ установлено, что компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей.
     
     Следовательно, суммы, выплачиваемые банком их работникам в порядке возмещения расходов на оплату получения разрешения на хранение и ношение оружия, а также на получение медицинской справки, необходимой для получения такого разрешения, являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением служебных обязанностей, и не подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.