Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,

начальника отдела Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Предприятие списывает дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности. Возникает ли при списании объект обложения НДС?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 167 НК РФ для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей применения НДС момент определения налоговой базы - по мере поступления денежных средств, датой возникновения обязанности по уплате НДС является день оплаты отгруженных товаров. При этом на основании п. 5 ст. 167 НК РФ в случае неисполнения покупателем обязательства, связанного с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг), по которым истек срок исковой давности, признается наиболее ранняя из следующих дат: день истечения указанного срока исковой давности либо день списания дебиторской задолженности.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС уплачивается при списании дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
     
     До 1 июля 2002 года НДС с авансов исчислялся и уплачивался по ставке 16,67 %. Можно ли с 1 июля 2002 года исчислять НДС по ставке 16,67 %?
     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ) отменены расчетные ставки НДС 9,09 и 16,67 %. Согласно этому закону сумма НДС по авансам, полученным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), исчисляется как отношение суммы аванса, умноженного на соответствующую налоговую ставку 10 или 20 %, к 110 или 120 %.
     
     Можно ли предъявлять к вычету НДС по горюче-смазочным материалам без счетов-фактур?
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур. В связи с этим принимать к вычету суммы НДС по горюче-смазочным материалам без наличия счетов-фактур неправомерно.
     
     Уплачивается ли НДС со штрафов, полученных за нарушение условий договоров?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы штрафов, полученные за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), облагаемых НДС, включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Как составить счет-фактуру при определении продавцом налоговой базы по НДС исходя из п. 3 ст. 154 НК РФ? Какую сумму в этом случае может предъявить к вычету покупатель?
     
     Согласно п. 3 ст. 154 НК РФ при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного НДС, налоговая база устанавливается как разница между ценой реализуемого имущества, определяемого согласно положениям ст. 40 настоящего Кодекса, с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения налога с продаж и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
     
     В соответствии с п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны стоимость товаров за все количество поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров без НДС и сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.
     
     Учитывая вышеизложенное, при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом НДС, в счете-фактуре следует указывать не налоговую базу по НДС, а фактическую стоимость реализованного имущества и сумму НДС, исчисленную с разницы между ценой реализуемого имущества и его стоимостью (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории Российской Федерации, в случае использования товаров при осуществлении операций, облагаемых НДС.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров.
     
     Таким образом, покупатели вышеуказанного имущества должны принимать к вычету суммы НДС, указанные в счете-фактуре.
     
     Каков порядок применения НДС исполнителем и соисполнителями НИОКР, финансируемыми из бюджета?
     
     Согласно подпункту 16 п. 3 ст. 149 НК РФ выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, в том числе федерального, освобождено от обложения НДС. При этом данное освобождение распространяется как на основных исполнителей этих работ, так и на их соисполнителей.
     
     В соответствии с Методическими рекомендациями по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет федерального бюджета, является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ.
     
     Организация-поставщик отказалась ставить печати в счетах-фактурах на свои услуги, руководствуясь последними изменениями, внесенными в постановление Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Правомерны ли действия данной организации и будет ли возмещаться НДС по таким счетам-фактурам без печати?
     
     Пунктом 17 ст. 1 Закона N 57-ФЗ с 1 января 2002 года положение п. 6 ст. 169 НК РФ об обязательном заверении выставляемых счетов-фактур печатью организации отменено. Поэтому отказ организации-поставщика ставить печати на счетах-фактурах действующему законодательству о налогах и сборах не противоречит.
     
     Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ невыполнение требований к счетам-фактурам, не предусмотренных п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не может быть основанием для отказа принять к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом. В связи с этим суммы НДС, предъявленные организацией-продавцом, должны приниматься к вычету в общеустановленном порядке, несмотря на отсутствие на счетах-фактурах печати организации.
     
     Организация берет в аренду основное средство, которое ввозится на территорию Российской Федерации на условиях временного ввоза. Организация уплачивает НДС на таможне, и арендованное основное средство используется при осуществлении операций, облагаемых НДС. Возмещается ли НДС, уплаченный на таможне?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, принимаются к вычету в случае использования этих товаров при осуществлении операций, облагаемых НДС. В связи с этим суммы НДС, уплаченные таможенным органам при ввозе на территорию Российской Федерации арендованного основного средства, помещенного под таможенный режим временного ввоза, подлежат вычету в общеустановленном порядке.
     
     Могут ли условия поставки FСА (согласно Инкотермс) являться основанием для отказа в возмещении НДС на том основании, что право собственности на экспортируемый товар переходит в пункте Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров на территории Российской Федерации. При этом согласно ст. 147 НК РФ в целях НДС местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации экспортируемых товаров в целях НДС является территория Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, независимо от того, на территории какого государства происходит передача права собственности на экспортируемый товар. В то же время следует иметь в виду, что на основании вышеуказанного подпункта п. 1 ст. 164 НК РФ ставка НДС в размере 0 % применяется только в случае представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Российская организация оказывает услуги по обследованию авиационного оборудования в аэропортах Украины. С целью оказания этих услуг российская организация на самолетах, принадлежащих организации, совершает облет украинских аэропортов. Возникает ли в данном случае объект обложения НДС?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпунктам 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях обложения НДС местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если работы (услуги) связаны с недвижимым или движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то, что российская организация оказывает услуги, связанные с недвижимым и движимым имуществом, находящимся за пределами территории Российской Федерации, операции по реализации этих услуг объектом обложения НДС на территории Российской Федерации не признаются.
     
     Налоговая инспекция считает штамп «Выпуск разрешен», проставленный на ГТД, недостаточным для подтверждения того, что товар вывезен за пределы Российской Федерации. Права ли налоговая инспекция?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров на экспорт (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, применяется ставка НДС в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, перечень которых предусмотрен ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения правомерности применения вышеуказанной налоговой ставки в отношении экспортируемых товаров в налоговые органы должны быть представлены грузовые таможенные декларации (их копии) с отметками российских таможенных органов, осуществивших выпуск товаров в режиме экспорта, и российских таможенных органов, в регионе деятельности которых находятся пункты пропуска, через которые товары были вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, действия налоговых органов, отказавших в применении ставки НДС в размере 0 % в отношении товаров, по которым нет подтверждения пограничного таможенного органа о вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации, правомерны.
     
     Следует отметить, что подтверждение пограничными таможенными органами фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном приказом ГТК России от 26.06.2001 N 598.