Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     

Р.Н. Митрохина,

консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Как осуществляется налогообложение возмещения потерь сельскохозяйственного производства при изъятии сельскохозяйственных угодий для использования в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, или при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий в соответствии со ст. 58 Земельного кодекса Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 58 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) потери подлежат возмещению в двух случаях:
     
     - при изъятии сельскохозяйственных угодий и оленьих пастбищ, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, для их использования в несельскохозяйственных целях;
     
     - при изменении целевого назначения сельскохозяйственных угодий и оленьих пастбищ, находящихся в частной собственности.
     
     Законодательством предусмотрено, что потери должны возмещаться теми лицами, которым предоставляются соответствующие земельные участки для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 58 ЗК РФ средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, зачисляются в соответствующий местный бюджет и могут направляться на финансирование мероприятий по охране земель, в том числе мероприятий по повышению плодородия почв.
     
     Пунктом 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что земельные участки относятся к недвижимым вещам (недвижимому имуществу).
     
     Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) к неналоговым доходам бюджетов всех уровней относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Следовательно, организации, изымающие сельскохозяйственные угодья, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для их использования в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства, перечисляют средства, поступающие в порядке возмещения потерь сельскохозяйственного производства, в соответствующий местный бюджет после уплаты налога на прибыль.
     
     В соответствии со ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) расходами организаций для целей налогообложения признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Исходя из этого организации вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с возмещением потерь сельскохозяйственного производства, в составе внереализационных расходов.
     
     Статьей 257 НК РФ установлено, что при использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 настоящего Кодекса, то есть в оценке по прямым расходам.
     
     Означает ли это, что при проведении строительства объектов основных средств хозяйственным способом для собственного потребления расходы на приобретение топлива, энергии всех видов, услуг подрядных организаций и другие расходы, произведенные при строительстве в текущем периоде и квалифицируемые как косвенные согласно ст. 318 НК РФ, в полном объеме должны относиться к расходам текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 318 настоящего Кодекса?
     
     Согласно главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ и порядку ведения бухгалтерского учета в приведенной в вопросе ситуации можно дать два варианта ответа.
     
     1. Если организация осуществляет строительство объектов основных средств, в том числе хозяйственным способом, то все затраты, связанные с данным строительством, являются капитальными затратами и отражаются до принятия объекта основных средств в эксплуатацию на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». После принятия объекта основных средств к учету на счете 01 «Основные средства» затраты организации, связанные со строительством объекта основных средств, списываются на расходы через амортизационные отчисления и участвуют, таким образом, в формировании налоговой базы при исчислении налога на прибыль.
     
     2. Если организация производит товар (работы, услуги) для реализации с целью получения прибыли (дохода) от осуществления деятельности и часть этого товара переводит в состав основных средств, которые будут использоваться для собственных нужд, то стоимость таких основных средств определяется как расходы, связанные с производством указанной части товара, и учитываются для целей налогообложения согласно п. 2 ст. 319 НК РФ, то есть учитываются в сумме прямых расходов.
     
     В связи с необходимостью решения вопроса о дислокации вновь организуемого производства, использующего технологию, приобретаемую по неисключительной лицензии, просим разъяснить вопрос о правоприменимости в настоящее время ст. 28 Закона СССР «Об изобретениях в СССР».
     
     Исходя из вопроса речь идет о правоотношениях, возникших до 1 января 2002 года.
     
     К правоотношениям в области патентного права, возникшим после 14 октября 1992 года (даты официального опубликования Патентного закона Российской Федерации в «Российской газете»), применяется Патентный закон Российской Федерации.
     
     Порядок применения льгот по налогам и сборам применительно к правоотношениям в области патентного права устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Так, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     До 1 января 2002 года порядок исчисления и уплаты налога на прибыль определялся Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1).
     
     Статьей 6 Закона N 2116-1 были определены состав и условия предоставления льгот по налогу на прибыль, которой не было предусмотрено предоставление льгот предприятию-патентообладателю в виде освобождения от уплаты налога прибыли от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи лицензии на него. Аналогичная норма действовала и в отношении предприятия, использовавшего изобретения в результате покупки лицензии.
     
     Исходя из изложенного положения ст. 28 Закона СССР от 31.05.1991 N 2213-1 «Об изобретениях в СССР» не могли служить основанием для предоставления льгот по налогу на прибыль.
     
     Одновременно сообщаем, что с 1 января 2002 года на территории Российской Федерации плательщикам налога на прибыль надлежит руководствоваться положениями главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
     
     Налоговое законодательство не всегда учитывает особенности, имеющиеся в строительной индустрии.
     
     В составе затрат при применении упрощенного способа налогообложения почему-то не предусмотрены расходы по оплате работ субподрядных организаций.
     
     Если расходы на оплату работ субподрядных организаций не включаются в состав расходов налогоплательщика (генерального подрядчика), то включаются ли в состав доходов генерального подрядчика суммы, поступающие от заказчика в качестве оплаты работ или услуг субподрядчиков?
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам налогоплательщика относятся в том числе расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, то есть генподрядчик имеет право учитывать стоимость субподрядных работ в составе материальных расходов.
     
     Так как согласно подпункту 1 п. 1 ст. 318 НК РФ для целей налогообложения в состав прямых расходов включаются только материальные расходы, перечисленные в подпунктах 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ, то исходя из требований ст. 318 настоящего Кодекса для целей налогообложения генподрядчика стоимость субподрядных работ учитывается в составе косвенных расходов и в полном объеме включается в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     С 1 января 2003 года вступил в действие Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», дополняющий НК РФ главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения».
     
     В соответствии со ст. 346.16 НК РФ в составе расходов налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, учитываются материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, предусмотренному ст. 254 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций.
     
     Таким образом, расходы по оплате стоимости субподрядных работ принимаются генподрядчиком к вычету из налоговой базы как составляющая материальных расходов на основании подпункта 6 п. 1 ст. 254 главы 25 НК РФ.
     
     По состоянию на 1 января 2002 года была осуществлена переоценка стоимости здания, которая отразилась на балансе банка после 1 января 2002 года. Принимаются ли доходы от этой переоценки в целях налогообложения в 2002 году?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных до 1 января 2002 года, определялась как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок (проведенных до 1 января 2002 года).
     
     В целях вышеуказанной статьи НК РФ при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года.
     
     Вышеуказанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 % от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм амортизации.
     
     При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах (после 1 января 2002 года) переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.
     
     Государственное учреждение, в состав которого входят 36 государственных учреждений - сельских лесхозов (некоммерческих организаций), является территориальным учреждением Минсельхоза России.
     
     Финансирование лесхозов осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, а также за счет собственных средств.
     
     В соответствии со ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по осуществлению ухода за лесами, проведению работ по селекции, лесному семеноводству, повышению плодородия почв, воспроизводству лесов входят в состав функциональных обязанностей лесхозов федерального органа управления лесным хозяйством.
     
     Из вышеуказанного следует, что вышеприведенная деятельность, осуществляемая специально созданными госучреждениями - лесхозами, не подпадает под понятие предпринимательской деятельности, содержащейся в ст. 2 ГК РФ.
     
     Средства, получаемые лесхозами от реализации лесопродукции от рубок ухода за лесом, являются собственными средствами лесхозов, учитываются на счете 270 «Средства специального назначения» бюджетного плана счетов, то есть направляются на осуществление основной деятельности лесхозов, которая должна была бы в полном объеме финансироваться из федерального бюджета.
     
     На приобретение и обновление основных средств из федерального бюджета до настоящего времени финансирование не выделялось, вследствие чего лесхозы вынуждены на приобретение и обновление основных средств расходовать до 20 % средств, получаемых от реализации. В связи с этим можно ли включить при исчислении налога на прибыль амортизацию по основным средствам в расходы государственных учреждений - лесхозов?
     
     При исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль лесхозами Федеральной службы лесного хозяйства России до 1 января 2002 года следовало руководствоваться письмом МНС России от 01.03.2001 N 02-2-07/Д087.
     
     С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, и исчисление и уплата налога на прибыль осуществляются бюджетными организациями в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 321.1 НК РФ (в ред. от 24.07.2002 N 110-ФЗ) налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения и получающих доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. В целях налогообложения иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
     
     Подпунктом 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) дан конкретный перечень имущества, которое относится в целях налогообложения к средствам целевого финансирования. Так, в частности, к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией - источником целевого финансирования в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.
     
     Исходя из этого собственные средства лесхозов, полученные ими от реализации лесопродукции от рубок ухода за лесом, в целях налогообложения прибыли рассматриваются как доход, полученный в результате осуществления предпринимательской деятельности, подлежащий налогообложению (за минусом расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) в общем порядке по ставке 24 %.
     
     Согласно п. 2 ст. 256 НК РФ для целей налогообложения не подлежит амортизации имущество бюджетных учреждений, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.