Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров    
     

Об учете имущества коммерческой организации, которое получено безвозмездно или в рамках целевого финансирования

     
     Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде денежных средств, полученных коммерческой организацией безвозмездно, в частности денежные средства, полученные от дочернего или зависимого акционерного общества? Каковы особенности учета для целей налогообложения прибыли доходов от имущества (работ, услуг) или имущественных прав, полученных безвозмездно или в рамках целевого финансирования?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 38 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     Согласно ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
     
     На основании вышеизложенного под имуществом понимаются, в частности, денежные средства.
     
     Подпунктом 11 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации;
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации;
     
     - от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица.
     
     При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения оно (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ) общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество (товарищество) в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
     

     Пунктом 4 ст. 6 Закона N 208-ФЗ установлено, что общество признается зависимым, если другое (преобладающее) общество имеет более 20 % голосующих акций первого общества.
     
     Из вышеизложенного следует, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде денежных средств, полученных российским акционерным обществом безвозмездно от его дочерних и зависимых обществ, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 248 НК РФ для целей настоящего Кодекса имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
     
     Что касается особенностей учета для целей налогообложения прибыли доходов от имущества (работ, услуг) или имущественных прав, полученных безвозмездно или в рамках целевого финансирования, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно ст. 250 «Внереализационные доходы» НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы:
     
     1) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже устанавливаемой в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (п. 8 ст. 250 НК РФ).
     
     Для определения налоговой базы по доходам, указанным в п. 8 вышеуказанной статьи НК РФ, следует учитывать положения ст. 274 настоящего Кодекса, согласно которой рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку установления рыночных цен согласно п. 4-10 ст. 40 НК РФ, на момент реализации или совершения внереализационных операций (без включения НДС, акциза и налога с продаж).
     

     Пунктами 4-10 ст. 40 НК РФ установлено следующее.
     
     Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
     
     Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
     
     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
     
     При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
     
     Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     
     При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.
     
     При установлении рыночных цен товаров, работ или услуг принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут учитываться только в случае, если взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок.
     
     При определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
     
     При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
     

     При отсутствии на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или предложения таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для установления рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем этих товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных этим покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены вышеуказанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
     
     При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, работ или услуг, в последующем реализованных покупателем) используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты (п. 10 ст. 40 НК РФ).
     
     Следует учитывать, что в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» до введения в действие соответствующих глав части второй настоящего Кодекса, в которых предусмотрено налогообложение финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг, положения, предусмотренные п. 10 ст. 40 части первой НК РФ, не применяются при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг.
     
     Кроме того, при определении доходов от безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ, за исключением случаев, указанных в ст. 251 настоящего Кодекса) следует обратить внимание на то, что при получении имущества в безвозмездное пользование в составе внереализационных доходов отражается стоимость имущественных прав на пользование этим имуществом.
     

     Стоимость этих имущественных прав определяется исходя из их рыночных цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, как это и предусмотрено п. 5 ст. 274 настоящего Кодекса, согласно которому внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены сделки с учетом положений ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.
     
     Выбирая источник информации о рыночных ценах на товары (работы или услуги), необходимо руководствоваться п. 11 ст. 40 НК РФ, в соответствии с которым при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.
     
     Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценщиком, получившим лицензию в установленном порядке. Статьей 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотрено, что к объектам оценки относятся:
     
     - отдельные материальные объекты (вещи);
     
     - совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);
     
     - право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;
     
     - права требования, обязательства (долги);
     
     - работы, услуги, информация;
     
     - иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
     
     Таким образом, к объектам оценки в рамках названного Федерального закона относятся работы, услуги, информация.
     
     Доходы от безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав возникают, в частности, по мере получения в безвозмездное пользование имущества, а также при получении беспроцентного займа, кредита и т.п.
     
     При этом следует иметь в виду, что норма подпункта 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, предполагающая не учитывать в составе доходов безвозмездно полученное имущество, относится только к операциям получения имущества и не распространяется на случаи безвозмездного получения работ, услуг, имущественных прав.
     

     Согласно подпункту 15 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации такие операции, как оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме.
     
     Получение от банка беспроцентного займа в денежной форме свидетельствует о том, что заемщик получил во временное пользование на условиях возвратности денежные средства, то есть бесплатную финансовую услугу, которая должна быть отражена в составе доходов исходя из рыночной цены подобной услуги.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, устанавливаемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).
     
     Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком - получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.
     
     Таким образом, при безвозмездном получении объектов основных средств их первоначальная стоимость формируется как сумма дохода, признанного налогоплательщиком в составе внереализационных доходов, и расходов налогоплательщика, связанных с доведением этого объекта до состояния, пригодного к эксплуатации.
     
     Суммы, распределяемые и выплачиваемые в пользу юридических лиц при ликвидации организации сверх их взносов в уставный (складочный) капитал, следует рассматривать как безвозмездно полученные и подлежащие включению в облагаемую базу при исчислении налога на прибыль;
     
     2) в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых не для производственных целей (п. 12 ст. 250 НК РФ);
     
     3) в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
     
     Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств по форме, утверждаемой МНС России (п. 14 ст. 250 НК РФ).
     

     Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных бюджетными и некоммерческими организациями в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (далее - отчет о целевом использовании полученных средств), представляется налогоплательщиками по окончании налогового периода в налоговые органы по месту своего учета в составе декларации по налогу на прибыль организаций по форме, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542, с учетом внесенных в дальнейшем дополнений и изменений (лист 14 декларации);
     
     4) в виде использованных не по целевому назначению полученных целевых денежных средств, предназначенных для формирования резервов на развитие и обеспечение функционирования и безопасности атомных электростанций, либо денежных средств, полученных атомными станциями из указанных резервов (п. 15 ст. 250 НК РФ).
     
     При применении подпункта 15 ст. 250 НК РФ необходимо учитывать, что в составе внереализационных доходов учитываются использованные эксплуатирующей организацией не по целевому назначению средства, предназначенные для формирования резервов по развитию и обеспечению функционирования и безопасности атомных электростанций на всех стадиях их жизненного цикла, в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.
     
     Правила отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 N 68.
     
     Эксплуатирующие организации по средствам сформированных резервов заполняют отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых средств, целевого финансирования в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, и представляют в налоговые органы по месту своего учета.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, следующие доходы:
     

     - в виде средств и иного имущества, которые получены как безвозмездная помощь (содействие) в порядке, установленном Федеральным законом, от 04.05.1999 N 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (далее - Закон N 95-ФЗ) (подпункт 6 п. 1 ст. 251 НК РФ).
     
     Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Понятия «безвозмездная помощь», «техническая помощь», «гуманитарная помощь» для целей налогообложения применяются в том значении, в каком они используются в Законе N 95-ФЗ.
     
     При этом необходимо учесть, что документом, подтверждающим принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической или гуманитарной помощи (содействию), является удостоверение, составленное по форме и выдаваемое в порядке, определенном постановлениями Правительства РФ от 17.09.1999 N 046 «Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием» и от 14.12.1999 N 1335 «Об утверждении порядка оказания гуманитарной помощи (содействия) Российской Федерации».
     
     При применении подпункта 6 п. 1 ст. 251 НК РФ следует учитывать, что средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия), использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения);
     
     - в виде основных средств и нематериальных активов, безвозмездно полученных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также согласно законодательству Российской Федерации атомными станциями для повышения их безопасности, используемых для производственных целей (подпункт 7 п. 1 ст. 251 НК РФ);
     
     - в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно (подпункт 11 п. 1 ст. 251 НК РФ):
     

     - в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета вышеуказанные средства рассматриваются у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, как подлежащие налогообложению с даты их получения.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности:
     
     а) в виде полученных грантов. В целях главы 25 НК РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
     
     гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
     
     гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
     
     гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным представлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
     
     б) в виде инвестиций, полученных при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
     
     в) в виде инвестиций, полученных от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения;
     
     г) в виде аккумулированных на счетах организации-застройщика средств дольщиков и (или) инвесторов.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что полученные заказчиком согласно заключенным договорам денежные средства от предприятий-дольщиков в порядке долевого участия на строительство объектов, в том числе жилья, являются источником целевого финансирования и не облагаются налогом на прибыль при условии, что размер денежных средств, полученных от каждого дольщика на долевое участие в строительстве, в момент подписания актов выполнения этапов работ либо сдачи объекта «под ключ» (в зависимости от условий договора между заказчиком и инвесторами строительства) не превышает фактических затрат по строительству переданной части объекта предприятию-дольщику.
     
     Доходы в виде средств дольщиков, аккумулированных на счетах организации-застройщика, подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически не использовал такие средства до  момента завершения строительства объекта в сроки, установленные в договоре о долевом участии в строительстве;
     

     д) в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций - членов общества взаимного страхования;
     
     е) в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций;
     
     ж) в виде средств, полученных предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, из резервов, предна-значенных для обеспечения безопасности вышеуказанных производств и объектов на всех стадиях жизненного цикла и их развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии. Данные средства подлежат включению в состав внереализационных доходов в случае, если получатель фактически использовал такие средства не по целевому назначению либо не использовал по целевому назначению в течение одного года после окончания налогового периода, в котором они поступили;
     
     з) в виде средств сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации, полученных специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (подпункт 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
     
     - в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности (подпункт 22 п. 1 ст. 251 НК РФ).     

    

О применении ставок по налогу на прибыль

     
     В соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации собственные доходы бюджета этого субъекта от закрепленного за ним налога на прибыль частично переданы местным бюджетам. В этой связи правомерно ли подобное фактическое изменение налоговой ставки, установленной НК РФ? По какой ставке в декларации по налогу на прибыль должна в данном случае исчисляться сумма налога, зачисляемая в  местный бюджет? Каковы в целом особенности применения ставок по налогу на прибыль?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается (если иное не предусмотрено п. 2-5 указанной статьи Кодекса) в размере 24 %.
     
     Законами субъектов Российской Федерации размер предусмотренной названным пунктом ст. 284 НК РФ ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     При применении вышеуказанного пункта ст. 284 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     Статьей 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено, что бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
     
     Сумма налога, зачисляемая в соответствующий бюджет, исчисляется исходя из ставок, установленных п. 1 ст. 284 НК РФ. Субъектам Российской Федерации не предоставлено право перераспределять ставки между бюджетами, предусмотренные вышеуказанной статьей настоящего Кодекса.
     
     В связи с вышеизложенным зачисление налога на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации и в местные бюджеты должно производиться в суммах, исчисленных по установленным в НК РФ ставкам, без их разбивки по этим двум видам бюджетов. Эти же ставки налога применяются и организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, при распределении общей суммы авансовых платежей и налога на прибыль между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по месту нахождения обособленных подразделений.
     
     Таким образом, в налоговой декларации сумма налога на прибыль, подлежащая зачислению в местный бюджет, исчисляется по налоговой ставке только в размере 2 %.
     
     Что касается возможности уменьшения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации размера ставки, предусмотренной для субъектов Российской Федерации, то размер этой ставки не может уменьшаться более чем на 4 пункта.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что под отдельными категориями налогоплательщиков следует понимать совокупность налогоплательщиков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для которых характерны общие признаки. К таковым, в частности, могут быть отнесены признаки налогового резидентства, территориальной, отраслевой общности, однородности деятельности (в том числе имеющей социальную направленность). Если к данному виду деятельности или отрасли относится только одно предприятие, то на него также распространяются положения последнего абзаца п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     Одновременно сообщаем, что ст. 58 «Передача собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам других уровней» БК РФ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
     
     Таким образом, вышеуказанные органы утверждают не иной размер названной ставки, а процентную долю, в которой вышеперечисленные доходы бюджета субъекта Российской могут быть переданы местным бюджетам.
     
     При этом перераспределение поступивших в доход бюджетов субъектов Российской Федерации сумм налога на прибыль между бюджетами может быть произведено только на основании ст. 58 БК РФ.
     
     Вышеприведенные выводы согласуются с позицией, отраженной в письме МНС России и Минфина России от 06.03.2002 N ВГ-6-02/263 и N 04-02-04/32 «О ставках по налогу на прибыль».
      

Об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения

     
     Каковы в целом особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения? Как, в частности, рассчитать долю прибыли, приходящуюся на обособленное подразделение организации, если остаточная стоимость его амортизируемого имущества в 2002 году равна нулю?
     
     Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, приведены в ст. 288 НК РФ.
     
     Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     
     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.
     
     Под основными средствами в целях главы 25 НК РФ понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с главой 25 НК РФ остаточной стоимости - по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) - по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам).
     
     Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п. 4-11 ст. 40 НК РФ.
     
     Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных  (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
     
     Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории Российской Федерации или за пределами Российской Федерации.
     
     Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.
     
     При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
     
     Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.
     
     Первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ.
     
     Восстановительная стоимость основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как их первоначальная стоимость с учетом проведенных переоценок на дату вступления данной главы НК РФ в силу.
     
     Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между восстановительной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации (с учетом переоценки этой суммы).
     
     Остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу главы 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.
     
     При использовании налогоплательщиком объектов основных средств собственного производства первоначальная стоимость таких объектов определяется как стоимость готовой продукции, исчисленная в соответствии с п. 2 ст. 319 НК РФ, увеличенная на сумму соответствующих акцизов для основных средств, являющихся подакцизными товарами.
     
     Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам незавершенного производства (НЗП). Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.
     
     Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств вышеуказанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода.
     
     При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться, - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
     
     Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со ст. 255 НК РФ. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения в общих расходах налогоплательщика на оплату труда.
     
     Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется по формуле:
     

налоговая база х (уд. вес СЧР + уд. вес ОСАИ) х 1/2 : 100 %,

     
     где налоговая база - налоговая база в целом по организации;
     
     уд. вес СЧР - удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом;
     
     уд. вес ОСАИ - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.
     
     Среднесписочная численность работников исчисляется согласно порядку определения средней численности работников, установленному Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121.
     
     Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.
     
     Если в каком-либо субъекте Российской Федерации установлена пониженная ставка налога на прибыль, то такая ставка применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации, где установлена пониженная ставка налога на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, то такая ставка применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.
     
     Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, сообщаются налогоплательщиком своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 288 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
     
     Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
     
     При этом следует учитывать, что в ст. 289 НК РФ согласно п. 93 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ) внесены изменения и дополнения.
     
     Согласно ст. 16 Закона N 57-ФЗ этот Закон вступил в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования [31 мая 2002 года («Российская газета», N 97)].
     
     Пункт 93 ст. 1 Закона N 57-ФЗ введен в действие с 1 июня 2002 года.
     
     Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
     
     Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
     
     Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
     
     Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
     
     Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
     
     Правильность распределения налоговой базы и исчисления налога на прибыль по обособленным подразделениям проверяется налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.
     
     Положения ст. 288 НК РФ применяются в случае, если организация и ее обособленные подразделения находятся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории разных субъектов Российской Федерации.
     
     Если налогоплательщик имеет обособленное подразделение за пределами Российской Федерации, налог подлежит уплате в бюджет с учетом особенностей, установленных ст. 311 НК РФ.
     
     Статьей 311 НК РФ определен порядок устранения двойного налогообложения.
     
     Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Вышеуказанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.
     
     Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
     
     Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - документа, заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
     
     Вышеуказанное подтверждение действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.
     
     Следует учитывать, что в ст. 288 НК РФ внесены изменения и дополнения согласно п. 92 ст. 1 Закона N 57-ФЗ.
     
     При этом в соответствии со ст. 16 Закона N 57-ФЗ действие положений п. 92 ст. 1 Закона N 57-ФЗ распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
      

Об учете доходов прошлых лет, выявленных в отчетном периоде

     
     Как в случае обнаружения организацией занижения прибыли (в частности занижения себестоимости работ) в прошедших отчетных (налоговых) периодах правильно исчислить налог на прибыль за текущий год? Каков в данном случае порядок представления уточненной налоговой декларации?
     
     В соответствии с п. 10 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде.
     
     В целях применения п. 10 ст. 250 НК РФ в случае, если по выявленным в отчетном (налоговом) периоде доходам прошлых лет не представляется возможным определить конкретный период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, то вышеуказанные доходы отражаются в составе внереализационных доходов, то есть корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Таким образом, если обнаружены ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, и можно определить период совершения ошибок (искажений), перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки с учетом положений п. 1 ст. 54 НК РФ.
     
     При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию.
     
     Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
     
     В связи с этим по перерасчетам налоговых обязательств, связанным с выявлением ошибок (искажений) в прошлых отчетных (налоговых) периодах до 1 января 2002 года, налогоплательщик был обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по форме, установленной инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций».
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в отчетных (налоговых) периодах после 1 января 2002 года налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542, с учетом внесенных дополнений и изменений.