Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,
консультант Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В связи с возникшей производственной необходимостью просим разъяснить, является ли изменение, внесенное постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, обязательным для бухгалтерского учета при исчислении сроков полезного использования ранее принятых к учету объектов основных средств? Считаем, что для принятия решения необходимо учитывать, что исчисленные и установленные ранее сроки определялись централизованно, так как они исчислялись предприятием не самостоятельно, а строго в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072.

     
     В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года положений постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России письмом от 28.02.2002 N 16-00-14/75 «О порядке применения постановления Правительства Российской Федерации от 01.01.02 N 1» разъяснил, что правила, зафиксированные этим документом, распространяются на объекты основных средств, которые приняты к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, срок полезного использования, установленный при принятии объекта основных средств к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит.
     
     Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» считается фактически утратившим силу на территории Российской Федерации.
     

     Вправе ли организация в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, относить на расходы затраты по подготовке и проведению мероприятий по гражданской обороне?

     
     В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     В связи с этим Правительство РФ приняло постановление от 16.03.2000 N 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».
     
     Вышеуказанным постановлением определены источники возмещения затрат на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне. В основном мероприятия по гражданской обороне финансируются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств.
     
     В остальных случаях финансирование мероприятий по гражданской обороне осуществляется в соответствии с вышеуказанным постановлением бюджетными учреждениями - за счет утвержденных смет доходов и расходов, а организациями (за исключением бюджетных учреждений) - в размерах, согласованных с соответствующими органами по управлению гражданской обороной, путем отнесения данных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Главой 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) принят открытый перечень доходов и расходов организаций.
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ организации вправе учитывать для целей налогообложения прибыли документально подтвержденные и экономически оправданные расходы.
     
     Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ предоставляет право налоплательщику-организации учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Кроме этого, в соответствии с подпунктом 17 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов (при соответствующем подтверждении) организации имеют право включать в виде не подлежащих компенсации из бюджета расходов расходы на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая за-траты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана.
     
     Следует также отметить, что одной из программных задач проводимой в Российской Федерации налоговой реформы является выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое может быть обеспечено только отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам.
     

     Акционерное общество в течение нескольких лет, получая прибыль, уплачивало все установленные законодательством налоги и сборы и не распределяло оставшуюся чистую прибыль отчетного года на выплату дивидендов своим акционерам.
     
     Кроме того, совет директоров рекомендовал обществу также распределить дивиденды за счет накопленной нераспределенной прибыли прошлых лет.
     
     До 1 января 2002 года российское законодательство об акционерных обществах, а именно ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, допускало возможность выплаты дивидендов исключительно из чистой прибыли общества за текущий год. Данное ограничение было изъято после внесения изменений в п. 2 ст. 42 вышеуказанного Закона Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ. Таким образом, акционерное общество получило право выплачивать дивиденды из чистой прибыли общества.
     
     Просим подтвердить, что в случае распределения обществом всей накопленной нераспределенной чистой прибыли прошлых лет в пользу его акционеров выплаченные суммы будут признаваться дивидендами по смыслу ст. 43 НК РФ и соответствующим образом облагаться налогами.

     
     Понятия «чистая прибыль» и «нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» не являются предметом ведения законодательства о налогах и сборах и поэтому находятся вне правового поля этого законодательства.
     
     Вместе с тем согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, показатели «чистая прибыль» и «нераспределенная прибыль» формируются на различных счетах бухгалтерского учета и имеют различное значение.
     
     Показатель чистой прибыли формируется на балансовом счете 99 «Прибыли и убытки» к концу отчетного года и представляет собой конечный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.
     
     Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, не предусмотрена возможность списания каких-либо расходов за счет чистой прибыли, кроме тех расходов, которые определены нормативными актами по бухгалтерскому учету, что и получило свое отражение в Плане счетов.
     
     Направление части прибыли отчетного года на выплату доходов учредителям (участникам) акционерного общества по итогам утверждения годовой бухгалтерской отчетности отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» или счета 75 «Расчеты с учредителями». Балансовый счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» предназначен для обобщения информации о наличии и движении суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).
     
     Нераспределенная прибыль прошлых лет представляет собой остаток прибыли, находящейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию (направление в резервы, образуемые в соответствии с законодательством или учредительными документами, на покрытие убытков, на выплату дивидендов и пр.).
     
     Исходя из этого чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года, то есть отражается организацией на счетах бухгалтерского учета за текущий период.
     
     Кроме того, внесенные Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акционерных обществах”« поправки в ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в части выплаты дивидендов за счет чистой прибыли организаций, по нашему мнению, не изменили сущности порядка выплаты дивидендов. В соответствии с указанным Федеральным законом выплата дивидендов осуществляется один раз в год. Установлено, что если уставом акционерного общества либо решением общего собрания акционеров дата выплаты дивидендов не определена, то выплата должна состояться не позднее 60 дней со дня принятия решения акционерного общества о выплате годовых дивидендов.
     
     Правом на получение дивидендов обладают лица, имеющие право участвовать в годовом общем собрании акционеров на день составления списка лиц для участия в данном собрании акционеров.
     
     Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, дивиденды могут быть начислены и выплачены за счет чистой прибыли организации отчетного года. Вышеуказанный порядок нашел отражение в правилах ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации для организаций, образованных в форме акционерных обществ.
     
     Одновременно сообщаем, что по вопросам трактовки отдельных положений Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществам следует обращаться в Минюст России.
     

     Общество с ограниченной ответственностью по итогам 9 месяцев 2001 года получило чистую прибыль, которая была распределена в октябре 2001 года по решению совета учредителей. В 2001 году дивиденды не выплачивались. Общество уплатило по итогам 9 месяцев и за 2001 год налог на прибыль в размере 35 %.
     
     В январе, феврале 2002 года общество вы-плачивало дивиденды учредителям на основании того, что налог на доходы в размере 30 % зачтен согласно ст. 214 НК РФ, действовавшей до 1 января 2002 года. Правильно ли ООО поступило?
     
     По итогам 2001 года имеется нераспределенная прибыль, в I квартале 2002 года нерас-пределенная прибыль начисляется по решению учредителей как дивиденды и выплачивается. Применяется ли в этом случае механизм зачета налога на доходы (6 %) оплаченным налогом на прибыль за 2001 год (35 %)?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
     
     Так, в соответствии со ст. 28 вышеуказанного Федерального закона участники общества вправе еже-квартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества.
     
     Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендами признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     
     Часть чистой прибыли общества с ограниченной ответственностью, распределяемой между его участ-никами пропорционально их долям в уставном капитале общества, признается для целей налогообложения выплатой дивидендов.
     
     В соответствии с положениями главы 23 НК РФ доход физического лица возникает в момент его фактического получения.
     
     Налоговый период по налогу с доходов физических лиц определен как календарный год. Соответственно, налоговые ставки будут применяться в зависимости от того, в каком налоговом периоде физическое лицо получило доход.
     
     Таким образом, не имеет значения, к какому налоговому периоду относятся выплачиваемые дивиденды в целях налогообложения, важна дата получения дохода.
     
     Исходя из этого если физическое лицо фактически получило доход в виде дивидендов в январе, феврале 2002 года, то налог с дивидендов удерживается в соответствии с подпунктом 1 п. 3 ст. 284 НК РФ по ставке 6 % и не подлежит зачету налогом на прибыль, уплаченным за 2001 год.
     

     Организация осуществляет экологическую аудиторскую деятельность. При оплате услуг по проведению экологического аудита у заказчиков возник вопрос, должны ли были относиться затраты на оплату этих услуг на себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с п. 2 Положения о составе затрат, которым было предусмотрено, что оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг включалась в себестоимость продукции?

     
     Официальный правовой статус экологического аудита как одного из видов аудиторской деятельнос-ти утвержден Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 «О классификаторе правовых актов».
     
     Определение экологического аудита дано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому экологический аудит - это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной или иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
     
     В то же время в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
     
     Подпунктом 2 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона установлено, что аудит осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
     
     Однако, как следует из вышеуказанного Федерального закона, в понятие «аудиторская деятельность» не входит деятельность по осуществлению экологического аудита, а также отсутствуют специальный федеральный закон, регулирующий деятельность экологического аудита, и изданные в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» нормативные правовые акты по проведению экологического аудита.
     
     Что касается ссылки в вопросе на постановление Правительства РФ от 26.02.1996 N 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», то в связи с вступлением в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства РФ от 08.05.2002 N 302 оно признано утратившим силу.
     
     Учитывая, что в настоящее время отсутствует законодательная база по установлению порядка, определяющего в том числе случаи проведения организациями обязательного экологического аудита, за исключением приказа Госкомэкологии России от 30.03.1998 N 181 «Об экологическом аудировании в системе Госкомэкологии России», у организаций до 1 января 2002 года отсутствовали правовые основания включать для целей налогообложения расходы, связанные с проведением аудиторской фирмой экологического аудита, в себестоимость продукции (работ, услуг) как расходы по оказанию аудиторских услуг согласно подпункту «и» п. 2 Положения о составе затрат.
     
     Иными словами, для целей налогообложения прибыли не было предусмотрено отнесение затрат, связанных с проведением экологического аудита, на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Одновременно сообщаем, что с 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Предусмотренный главой 25 НК РФ перечень доходов и расходов является открытым: принимаются к вычету все документально подтвержденные и экономически обоснованные затраты, осуществленные налогоплательщиком в рамках предпринимательской деятельности, независимо от факта получения дохода от реализации либо внереализационных доходов.
     
     Учитывая актуальность проблемы, связанной с охраной окружающей среды, организация начиная с 1 января 2002 года может отнести расходы по проведению обязательного экологического аудита к экономически оправданным затратам, которые будут учтены для целей налогообложения прибыли.
     

     Каков порядок налогообложения доходов, возникающих при доверительном управлении, для организаций, применяющих метод начисления?
     
     Учредитель доверительного управления (не являющийся профессиональным участником рынка ценных бумаг) имеет два источника дохода: по договору доверительного управления ценными бумагами и от операций купли-продажи ценных бумаг, совершаемых им самостоятельно.
     
     1. Просим разъяснить, каким образом формируется налоговая база у доверительного управляющего?
     
     Имеет ли право учредитель доверительного управления уменьшать в целях налогообложения доходы, полученные от доверительного управления ценными бумагами, на убытки, полученные от совершенных самостоятельно сделок с аналогичными ценными бумагами?
     
     2. Каков порядок налогообложения процентного дохода (накопленного купонного дохода) по ОФЗ и аналогичным ценным бумагам, находящимся в доверительном управлении? Кто - доверительный управляющий или учредитель доверительного управления - должен исчислять и уплачивать налог на прибыль (по ставке 15 %) с процентного дохода (накопленного купонного дохода) по ОФЗ и аналогичным ценным бумагам?
     
     3. Как действует порядок признания доходов в виде процентов (купонов) по ОФЗ и аналогичным ценным бумагам в целях налогообложения? Правильно ли, что признание доходов в виде процентов (купонов) по ОФЗ осуществляется в настоящее время на конец налогового (отчетного) периода даже в случае, если в течение этого налогового (отчетного) периода у налогоплательщика не было ни выбытия ценной бумаги, ни погашения купона по ней в соответствии с условиями эмиссии?

     
     1. В вопросе отсутствуют сведения об условиях договора доверительного управления, в частности, какой предусмотрен порядок возмещения расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, а именно: производится оплата расходов за счет средств учредителя либо удерживается управляющим доверительного управления из доходов, полученных по договору доверительного управления. Вследствие этого дать исчерпывающий ответ не представляется возможным.
     
     Согласно ст. 274 НК РФ налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Применительно к ситуации, изложенной в вопросе, организация должна раздельно вести учет доходов и расходов по операциям доверительного управления и операциям с ценными бумагами. Кроме этого, в соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ организация должна определять налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 276 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 110-ФЗ) имущество, переданное по договору доверительного управления имуществом, не признается доходом доверительного управляющего.
     
     При этом расходы, связанные с осуществлением доверительного управления, признаются расходами доверительного управляющего, если в договоре доверительного управления имуществом не предусмотрено возмещение указанных расходов учредителем доверительного управления.
     
     У учредителя доверительного управления налоговая база для исчисления налога на прибыль формируется в соответствии с положениями ст. 276 НК РФ.
     
     Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду дохода) для учета этого результата учредителем управления при определении налоговой базы.
     
     Доходы учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его внереализационных доходов.
     

     Расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются внереализационными расходами учредителя управления. При этом в соответствии с п. 47 ст. 270 НК РФ в целях налогообложения не принимаются расходы учредителя доверительного управления, связанные с осуществлением договора доверительного управления (вознаграждение доверительному управляющему), если договором доверительного управления предусмотрено, что выгодоприобретатель не является учредителем.
     
     Убытки, полученные в течение срока действия договора доверительного управления от использования имущества, переданного в доверительное управление, не признаются убытками учредителя для целей налогообложения.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно. Поэтому на сумму убытков, полученных организацией от операций с ценными бумагами, нельзя уменьшать доходы, полученные учредителем от обращения ценных бумаг, переданных в доверительное управление.
     
     Согласно п. 10 ст. 280 НК РФ доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг.
     
     2. В соответствии со ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
     
     Учитывая это и следуя положениям п. 2 ст. 276 НК РФ, плательщиком налогов по доходам, полученным в результате доверительного управления имуществом, является учредитель доверительного управления.
     
     Доверительный управляющий может выступать в качестве налогового агента по условиям договора доверительного управления, то есть удерживать налог у источника выплаты процентного дохода (накопленного купонного дохода) по ОФЗ и аналогичным ценным бумагам, только в случае, если владельцем ОФЗ и аналогичных ценных бумаг являются физические лица.
     

     3. При определении доходов в виде процентов налогоплательщик, применяющий метод начисления при определении доходов и расходов, при осуществлении операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, при реализации которых в цену сделки включается накопленный процентный (купонный) доход, должен руководствоваться положениями п. 7 ст. 328 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
     
     При этом вышеуказанная норма вступает в действие по истечении месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

* * *

Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Организация выполняет функции заказчика-застройщика и получает для строительства объектов целевое финансирование в рублях. Для обеспечения строительства заказчик-застройщик приобретает оборудование за рубежом. Оплата поставок осуществляется с использованием аккредитива, открытого в долларах США в российском банке.
     
     В связи с изменением курса рубля к доллару США между датой открытия аккредитива и датой поставки оборудования образуются курсовые разницы. Являются ли эти курсовые разницы объектом обложения налогом на прибыль организаций?

     
     В соответствии с п. 11 ст. 250 НК РФ в состав внереализационных доходов включаются доходы в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.
     
     Положительной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, либо при уценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
     
     Согласно ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Банком России.
     
     Отрицательной курсовой разницей в целях налогообложения прибыли признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств.
     
     С учетом вышеизложенного курсовые разницы по средствам целевого финансирования, полученным заказчиком-застройщиком от инвестора для приобретения оборудования у иностранного поставщика и размещенным в валютном аккредитиве в исполнительном банке, учитываются для целей налогообложения прибыли у организации-застройщика в порядке, установленном ст. 250 и 265 НК РФ.
     
     Курсовые разницы, возникшие по вышеуказанным основаниям до 1 января 2002 года, учитывались для целей налогообложения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
     

     Каким нормативным актом следует руководствоваться при определении критериев отнесения предприятий к градообразующим для целей исчисления налога на прибыль организаций?

     
     Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, установлены ст. 275.1 НК РФ, в которой определено, что налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание вышеуказанных объектов. Данные расходы признаются для целей налогообложения в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщики вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     В связи с тем, что НК РФ не дает определение понятия «градообразующая организация», то при отнесении предприятий к градообразующим для целей налогообложения следует руководствоваться п. 1 ст. 132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которому градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта.
     
     При этом положения п. 2 ст. 132 вышеуказанного Федерального закона, которым установлено, что правила, предусмотренные параграфом «Банкротство градообразующих организаций» данного законодательного акта, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает 5000 человек, для целей налогообложения не учитываются.
     
     Одновременно сообщаем, что после вступления в силу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» не применяются критерии отнесения организаций к градообразующим, установленные ранее постановлением Правительства РФ от 29.08.1994 N 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенностях продажи предприятий-должников, являющихся градообразующими».
     

     Распространяется ли упрощенная система налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ на потребительские общества и потребительские союзы, а также на хозяйственные общества, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов потребительских обществ и союзов потребкооперации?

     
     В соответствии со ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж). Исчерпывающий перечень видов организаций, не имеющих права перейти на упрощенную систему налогообложения, установлен п. 3 указанной статьи настоящего Кодекса.
     
     С учетом вышеизложенного потребительские общества и союзы потребкооперации могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения при соблюдении условий, определенных ст. 346.12 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 346.12 НК РФ упрощенная система налогообложения не применяется организациями, доля непосредственного участия других организаций в которых составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется только на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 %.
     
     Таким образом, упрощенная система налогообложения не может применяться обществами, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов организаций потребкооперации.
     

О налогообложении малого бизнеса

     
     В.К. Мареева

     

     Организация в 2002 году применяет упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, выплачивает дивиденды физическим лицам. Должна ли такая организация с указанных сумм удерживать единый социальный налог?

     
     Правовые основы введения и применения в 2002 году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Названный Закон предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, перейти на упрощенную систему налогообложения, при которой юридические лица вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов уплачивают один налог (единый) с валовой выручки (в федеральный бюджет в размере 3,33 % и в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет в размере не более 6,67 % от суммы валовой выручки) или совокупного дохода (в размере 10 % в федеральный бюджет и не более 20 % в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет), исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
     
     Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности в 2002 году, выплачивает дивиденды физическим лицам, то такая организация должна в общеустановленном порядке удерживать у источника налог по ставке 6 % и вносить его в доход федерального бюджета. Единый социальный налог с указанных сумм не удерживается.
     
     Кроме того, в соответствии со ст. 346.11 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ применение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения предусматривает замену ряда существующих налогов уплатой единого налога. При этом предлагается, в частности, освобождение указанных налогоплательщиков от уплаты единого социального налога при сохранении обязанности уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Должна ли вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с Правилами бухгалтерского учета организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход в 2002 году, применяющая упрощенную систему налогообложения и (или) осуществляющая иную деятельность, не связанную с уплатой единого налога на вмененный доход?

     
     Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон N 148-ФЗ) предусмотрено, что Закон N 222-ФЗ применяется в части, не противоречащей Закону N 148-ФЗ.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона N 148-ФЗ налогоплательщики (вне зависимости от места регистрации), осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     Организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на основе свидетельства об уплате единого налога и применяющие по конкретному виду деятельности упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны по такому виду деятельности (связанному с применением упрощенной системы) вести Книгу учета доходов и расходов по форме, утвержденной приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18, выписку из которой (наряду с другими документами) следует представлять в налоговый орган в порядке, установленном п. 7 ст. 5 Закона N 222-ФЗ.
     
     Таким образом, организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход на основе свидетельства об уплате единого налога, применяющие упрощенную систему налогообложения и (или) осуществляющие иную деятельность, не связанную с уплатой единого налога на вмененный доход, должны вести бухгалтерский учет и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность в соответствии с Правилами бухгалтерского учета.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии с главой 26.2 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиком в добровольном порядке (ст. 346.11 НК РФ). Подпунктом 12 п. 3 ст. 346.12 НК РФ также предусмотрено, что не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ.
     

     Вправе ли организация, применяющая в 2002 году упрощенную систему налогообложения, учитывать для целей налогообложения расходы по ремонту, содержанию и эксплуатации автотранспорта?

     
     Пунктом 2 ст. 3 Закона N 222-ФЗ определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта обложения используется показатель совокупного дохода. При исчислении единого налога учитываются стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, затраты на эксплуатационные расходы, текущий ремонт, затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затраты на аренду транспортных средств, расходы на уплату процентов за пользование банковским кредитом в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс 3 % стоимость оказанных услуг, а также суммы НДС, уплаченные поставщикам, суммы налога на приобретение автотранспортных средств, единого социального налога, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
     
     Перечисленные в данной статье Закона N 222-ФЗ расходы принимаются при расчете базы налогообложения только в случае, если они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства. Данный перечень видов расходов является исчерпывающим.
     
     Расходы по ремонту, содержанию и эксплуатации автотранспорта в перечень расходов не включены.
     
     Затраты, не приведенные в указанном перечне, должны быть зачтены за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организации.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     П.И. Савельев,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     В рамках исполнения контрактов предприятие осуществляет поставку продукции на экспорт. Условиями заключенных контрактов предусматривается обязательство предприятия как продавца заменить поставленное покупателю изделие в случае обнаружения его несоответствия качеству, предусмотренному соответствующим контрактом.
     
     При ввозе заменяемых изделий на таможенную территорию Российской Федерации согласно главе 5 Таможенного кодекса Российской Федерации заявляется режим реимпорта. При этом в соответствии с п. 2 ст. 151 НК РФ предприятием уплачивается НДС, исчисляемый таможенным органом исходя из заявленной таможенной стоимости изделия.
     
     Просим разъяснить, имеет ли право налогоплательщик, уплативший НДС при ввозе товара в таможенном режиме реимпорта, на вычет этих сумм при условии, что эти же товары ранее были вывезены в режиме экспорта этим же налогоплательщиком?

     
     Реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
     
     При одновременном соблюдении ряда условий товар может быть помещен под таможенный режим реимпорта в следующих случаях:
     
     - российский товар ранее вывезен (не более 10 лет назад) в таможенном режиме экспорта;
     
     - изменение ранее обозначенных целей.
     
     Фактически изменение целей является основной причиной изменения таможенного режима экспорта на режим реимпорта.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщик уплачивает суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые ему были возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     При реимпорте товаров лицо, перемещающее товары, возвращает суммы, полученные в качестве выплат или в результате иных льгот, предоставленных при вывозе товаров. Возвращаются все суммы, полученные в качестве возмещения НДС при экспорте товаров, а также суммы НДС, не уплаченные экспортером со всего объема реализации по ставке 20 % в соответствии с действующей льготой до 1 января 2001 года, определенной ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».
     
     Учитывая, что с 1 января 2001 года в соответствии с НК РФ операции по реализации товаров на экспорт от НДС не освобождаются, а облагаются по ставке 0 %, при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме реимпорта налогоплательщик должен уплатить возмещенный (возвращенный) ему в связи с экспортом этого товара НДС в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 172 НК РФ. Необходимость возврата НДС в бюджет обусловлена тем, что товар находится на таможенной территории Российской Федерации и не может считаться экспортированным.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     С.А. Колобов,
советник налоговой службы II ранга

     

     Предприниматель без образования юридического лица от своего имени заключил в 2001 году договор займа с некредитной организацией. Целью получения займа было приобретение ценных бумаг на организованном рынке ценных бумаг. Как производится расчет налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по данным операциям в соответствии со ст. 214.1 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход по сделке купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, уменьшается на сумму процентов, уплаченных за пользование денежными средствами, привлеченными для совершения сделки купли-продажи ценных бумаг, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Банка России.
     
     Следовательно, в данном случае для определения налоговой базы по операциям купли-продажи ценных бумаг учитывается сумма, полученная от реализации ценных бумаг, за вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с их приобретением, реализацией и хранением, включая суммы процентов, уплаченных за пользование денежными средствами, привлеченными для приобретения ценных бумаг.
     

     Налогоплательщику, получившему по месту основной работы доход за 2001 год в сумме 20 000 руб., предоставлены стандартные налоговые вычеты за 12 месяцев в соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ. В марте 2001 года он продал машину, находившуюся в собственности менее трех лет, за 150 000 руб. Следует ли налоговому органу пересчитывать с учетом дохода, полученного от продажи имущества, количество месяцев, за которые налогоплательщик имеет право на стандартные налоговые вычеты, при подаче налогоплательщиком налоговой декларации?

     
     В соответствии со ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется налогоплательщику до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.
     
     Если в течение налогового периода налогоплательщик получал доходы от нескольких источников и при этом только у одного из них налогоплательщику предоставлялись стандартные налоговые вычеты, то налоговый орган не должен пересчитывать данные вычеты на основании сведений, полученных от налоговых агентов, поскольку в данном случае налоговые агенты и налогоплательщик руководствовались положениями НК РФ, выполняли все возложенные на них обязанности.
     
     Положениями ст. 218 НК РФ возможность пересчета стандартных налоговых вычетов предусмотрена по окончании налогового периода при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в случае, если такие вычеты налогоплательщику не были предоставлены или были предоставлены в меньшем размере.
     

     В 1999 году гражданин купил однокомнатную квартиру, которую он продал в 2001 году своему отцу с целью приобретения квартиры большей площади. Права ли налоговая инспекция, отказав отцу гражданина в получении имущественного налогового вычета в связи с покупкой квартиры, мотивировав это тем, что данная сделка была осуществлена между взаимозависимыми лицами?

     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица, которые состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
     
     Согласно п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, не применяется в случае, если сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, взаимозависимые лица в целях применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, могут быть признаны судом таковыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, то есть основания взаимозависимости лиц, установленные п. 1 ст. 20 НК РФ, в указанных целях не применяются.
     
     Следовательно, отказ налоговой инспекции в предоставлении имущественного налогового вычета по причине взаимозависимости без решения на то судебных органов неправомерен.
     

     Согласно договору купли-продажи квартиры от 28.03.1999 квартира оценена в сумме 550 тыс. руб., оплата стоимости квартиры производится в течение шести лет с даты подписания договора. Свидетельство о государственной регистрации права собственности гражданину выдано 15.12.1999. Гражданин подарил жене и детям 21.07.2000 три четверти доли квартиры, и, согласно свидетельству от 28.08.2000, ему принадлежит одна четвертая доля квартиры. В каком размере гражданин имеет право на имущественный вычет: в сумме, уплаченной за всю квартиру, или за свою долю?

     
     В данном случае налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой по подоходному налогу в части расходов на приобретение квартиры в соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц». Сумма подоходного налога, подлежащая возврату, будет определяться на основании документов, подтверждающих расходы, произведенные в 1999 и 2000 годах. При этом представление свидетельства о регистрации права собственности для получения льготы не требуется.
     
     Если возврат налога, произведенный за 1999 и 2000 годы, будет произведен не полностью, то на остаток заявленной льготы налогоплательщик может подать заявление о предоставлении имущественного налогового вычета в порядке, предусмотренном ст. 220 НК РФ, с зачетом суммы расходов по строительству (приобретению) квартиры или жилого дома, ранее отнесенных на уменьшение совокупного дохода такого налогоплательщика.
     
     В соответствии со ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет может быть предоставлен налогоплательщикам, оформившим в установленном порядке общую долевую либо общую совместную собственность на приобретенные (построенные) жилой дом или квартиру. При этом размер имущественного налогового вычета предоставляется налогоплательщикам соразмерно их доле собственности на приобретенные (построенные) жилой дом или квартиру.
     
     Имущественный налоговый вычет в части произведенных налогоплательщиком расходов по приобретению (строительству) жилого дома или квартиры или их долей предоставляется налогоплательщику на основании налоговой декларации, заявления и документов, подтверждающих его фактические целевые расходы, право собственности на жилой дом или квартиру или их доли.
     
     Так как в данном случае оплата стоимости всей квартиры производится одним из совладельцев, то имущественный вычет за 2001 год может быть предоставлен ему только в пределах его доли собственности на момент подачи декларации за 2001 год.
     

     Правомерно ли применение налогоплательщиком имущественного налогового вычета или вычета в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов у источника выплаты, являющегося прямым контрагентом физического лица по договору купли-продажи ценных бумаг (а не брокером, доверительным управляющим или лицом, совершающим операции по договору поручения)?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
     
     Если же доход был получен налогоплательщиком в 2001 году по договору купли-продажи ценных бумаг, то налогообложение таких доходов осуществляется только на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода не позднее 30 апреля 2002 года.
     

* * *

Т.В. Гаврилова,
Е.А. Иванова

     

     Производится ли перерасчет заработной платы в целях определения размера выплаченной суммы дохода?

     
     Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода является последний день месяца, за который начислен доход; с этой суммы исчисляется и удерживается налог на доходы физических лиц.
     
     Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ на источник выплаты дохода возлагается обязанность по удержанию налога с заработков работников в день их выплаты. Следовательно, возврат налога производится в пределах сумм налога, удержанного из фактически выплаченной заработной платы. При этом налоговый орган перерасчет заработной платы исходя из фактически удержанного налога не производит.
     

О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и о налоге на имущество физических лиц

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     В соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования, освобождаются наследники, которые проживали совместно с наследодателем на день открытия наследства. В связи с этим просим разъяснить:
     
     1) какое время (как минимум) должен проживать наследник вместе с наследодателем, чтобы ему была предоставлена такая льгота;
     
     2) если наследник не был зарегистрирован по месту нахождения наследства, но фактически там проживал вместе с наследодателем, какие документы являются доказательством его проживания;
     
     3) могут ли письменные свидетельские показания соседей или родственников наследодателя служить доказательством совместного проживания наследника с наследодателем;
     
     4) исчисляется ли налог с имущества, переходящего в порядке наследования, если стоимость имущества менее 850-кратного размера минимальной месячной оплаты труда?

     
     1. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон N 2020-1) граждане, принимающие имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования, являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 2020-1 от налогообложения освобождаются жилые дома (квартиры), если наследники проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем на день открытия наследства.
     
     Статьей 1114 ГК РФ определено, что днем открытия наследства является день смерти наследодателя.
     
     Минимальное время, в течение которого наследник должен совместно проживать с наследодателем на день его смерти для освобождения от уплаты налога с наследства, Законом N 2020-1 не установлено.
     
     2. Из п. 13 инструкции Госналогслужбы России от 30.05.1995 N 32 «О порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» следует, что факт совместного проживания наследника с наследодателем подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда.
     
     В частности, не лишаются права на льготу по налогу с наследства физические лица, получающие имущество в порядке наследования, проживающие совместно с наследодателем и временно выехавшие в связи с обучением (студенты, аспиранты, учащиеся), нахождением в длительной служебной командировке, прохождением срочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. В этом случае основанием для предоставления льготы является справка соответствующей организации о причинах отсутствия гражданина.
     
     3. Вопрос использования письменных свидетельских показаний соседей или родственников наследодателя для доказательства совместного проживания наследника с наследодателем на день его смерти находится в компетенции суда общей юрисдикции, рассматривающего этот вопрос по исковому заявлению наследника.
     
     4. Пунктом 1 ст. 5 Закона N 2020-1 предусмотрено, что налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества превышает на день открытия наследства 850-кратный установленный законодательством размер минимальной месячной оплаты труда.
     
     Если стоимость наследственного имущества на день открытия наследства составляет менее 850-кратного установленного законодательством размера минимальной месячной оплаты труда, налог с имущества, переходящего в порядке наследования, не исчисляется.
     

     Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 13-0 «По жалобе гражданки Кулаковой Маргариты Ильиничны на нарушение ее конституционных прав абзацем пятым статьи 4 Закона Российской Федерации “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”« (далее - Определение N 13-О) установлено, что положение, содержащееся в абзаце пятом ст. 4 Закона N 2020-1, не может служить основанием для отказа инвалидам I или II группы в освобождении от уплаты налога на переходящее в их собственность в порядке наследования имущество в виде квартиры.
     
     В связи с этим про