Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)

     _____
     * Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 7. — С. 118; N 8. — С. 142, N 9. - C. 125, N 10. - С. 140, N 11. - С. 132.
     

А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

     
     12. Проведение грузовых и (или) иных операций без разрешения таможенного органа (ст. 16.13 КоАП РФ)
     
     Под объектом нарушения таможенных правил, о котором идет речь в комментируемой статье КоАП РФ, подразумевается порядок таможенного контроля и таможенного оформления, устанавливаемый в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу Российской Федерации.
     
     До вступления в силу КоАП РФ ответственность за совершение такого правонарушения предусматривалась ст. 260 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     В соответствии со ст. 16.13 КоАП РФ перевозчик, а также иные субъекты таможенных правоотношений (получатель товара, декларант, владелец склада временного хранения) могут быть привлечены к ответственности за невыполнение требований следующих статей ТК РФ:
     
     - ст. 134 «Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного оформления»;
     
     - ст. 135 «Взятие проб и образцов товаров в целях таможенного оформления»;
     
     - ст. 142 «Представление товаров и транспортных средств в месте доставки»;
     
     - ст. 195 «Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля».
     
     В ст. 134 ТК РФ устанавливается обязанность лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению, осуществлять в отношении таких товаров и транспортных средств по требованию таможенного органа следующие грузовые операции:
     
     - транспортировку;
     
     - взвешивание или иное определение количества товаров;
     
     - погрузку;
     
     - выгрузку;
     
     - перегрузку;
     
     - исправление поврежденной упаковки;
     
     - вскрытие упаковки;
     
     - упаковку;
     
     - переупаковку.
     
     Кроме того, по указанию таможенного органа должно быть произведено вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному оформлению.
     
     При этом особое значение в связи с применением комментируемой статьи КоАП РФ имеет положение части 2 ст. 134 ТК РФ, предусматривающее следующее: если таможенное оформление товаров и транспортных средств, в отношении которых возникла необходимость совершения грузовых и иных операций, не завершено, упомянутые действия (операции) могут осуществляться только с разрешения таможенного органа.
     

     Осуществление вышеуказанных действий, как правило, вызвано необходимостью проведения таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их идентификации, определения точного количества и наименования.
     
     В большинстве случаев необходимость проведения грузовых операций с товарами, подлежащими таможенному оформлению, возникает при осуществлении предварительных операций *1: уведомлении таможенного органа о пересечении таможенной границы Российской Федерации, доставке товаров под таможенным контролем, представлении товаров таможенному органу по завершении доставки, временном хранении и пр. Однако их проведение по требованию таможенного органа возможно и по завершении предварительных операций, например при изменении таможенного режима товаров.
     _____
     *1. Действия, имеющие отношение к таможенному делу, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим (ст. 137 ТК РФ).

     
     Производство таких операций может потребоваться для обеспечения сохранности имущества, подлежащего таможенному оформлению, недопущения его смешивания с декларированными товарами и транспортными средствами либо товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации другим лицом, в соответствии с иным внешнеторговым договором и т.д.
     
     В отдельных случаях нормативными правовыми актами по таможенному делу оговаривается возможность совершения определенных грузовых операций с товарами и транспортными средствами, подлежащими таможенному оформлению, без получения предварительного согласия таможенного органа. Так, п. 7.6 Правил доставки товаров под таможенным  контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304, установлено, что при наличии реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров перевозчик вправе по собственному усмотрению принять решение о выгрузке или перегрузке товаров. В этом случае перевозчик должен привести доказательства того, что его действия были обусловлены необходимостью сохранения транспортного средства или товаров, и обеспечить перевозку товаров в ближайший таможенный орган или доставку должностных лиц таможенного органа к месту нахождения товара.
     
     Согласно ст. 135 ТК РФ таможенные органы вправе брать пробы и образцы товаров и проводить их исследование (экспертизу) в целях таможенного оформления; при этом лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, их представителями и другими органами государственного контроля пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, могут взиматься только с разрешения таможенного органа.
     

     Предметом экспертизы (исследования), проводимой с взятыми пробами и образцами, могут быть установление точного описания товаров для их классификации согласно ТН ВЭД России, их соответствия фитосанитарным, гигиеническим и иным требованиям, а также определение прочих характеристик товаров в целях таможенного оформления и таможенного контроля.
     
     В приказе ГТК России от 25.06.1993 N 264 образец товара определяется как единица продукции, являющаяся тождественной по структуре, составу и свойствам всей серии (партии) продукции, а под пробой понимается оптимально необходимая часть образца товара, тождественная по составу и свойствам всему объекту исследования (экспертизы). Пробы и образцы товаров берутся в минимальном количестве, достаточном, однако, для проведения их анализа с учетом возможных контрольных проверок (часть 3 ст. 135 ТК РФ).
     
     Основанием для получения разрешения таможенного органа для отбора проб и образцов иными государственными органами, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, является ходатайство таких государственных органов и лиц, подаваемое в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товаров, в письменном виде и содержащее следующие сведения:
     
     - наименование и адрес лица, подающего ходатайство;
     
     - фамилию, имя, отчество и должность лица, подписавшего обращение;
     
     - основание для взятия проб и образцов;
     
     - местонахождение товаров;
     
     - сведения о товаре, в том числе и указанные в товаросопроводительных документах;
     
     - идентификационные сведения о транспортных средствах, в которые загружены товары, подлежащие исследованию;
     
     - прочие сведения, необходимые для взятия проб и образцов товаров;
     
     - обязательство представления в таможенный орган результатов исследования взятых проб и образцов незамедлительно после его проведения (п. 8 Положения о порядке взятия таможенными органами Российской Федерации проб и образцов товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264).
     
     Обязательным условием для получения согласия таможенного органа на взятие третьими лицами проб и образцов товаров, подлежащих таможенному оформлению, является обеспечение присутствия должностных лиц таможенного органа при производстве такого отбора.
     

     О взятии проб и образцов таможенным органом, иным государственным органом и лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, составляется акт по форме, утвержденной приказом ГТК России от 25.06.1993 N 264 «Об утверждении нормативно-методических документов, принятых коллегией по вопросу “О программе развития таможенных лабораторий ГТК России”«. Копии актов отбора проб и образцов, составленных третьими лицами, в обязательном порядке представляются таможенному органу, выдавшему разрешение на проведение такой операции.
     
     Таможенный орган извещается о результатах экспертного исследования, проведенного по пробам и образцам, взятым третьими лицами. Лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, также вправе знакомиться с результатами исследования отобранных проб и образцов.
     
     В ст. 142 ТК РФ устанавливается следующее:
     
     - после представления товаров с разрешения таможенного органа лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители могут брать пробы и образцы товаров с целью их помещения под таможенный режим;
     
     - оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение места стоянки, выгрузка и перегрузка товаров, изменение первоначального места нахождения товаров, высадка пассажиров, вскрытие упаковки, упаковка или переупаковка товаров, изменение, удаление или уничтожение средств идентификации допускаются только с разрешения таможенного органа.
     
     Нарушение положений данной статьи ТК РФ не влечет ответственности перевозчика только в случае, если он докажет, что существовала реальная угроза жизни и здоровью пассажиров и экипажа транспортного средства, угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортного средства. Об обстоятельствах, вызвавших нарушение вышеуказанных положений, перевозчик обязан незамедлительно уведомить таможенный орган.
     
     В ст. 195 ТК РФ закрепляется, что грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, а также взятие проб и образцов для проведения таможенного контроля подпадают под действие ст. 134 и 135 ТК РФ, регулирующих аналогичные действия на этапе таможенного оформления.
     
     Нарушение требований ст. 134, 135, 142 и 195 ТК РФ, связанных с транспортировкой, погрузкой, выгрузкой, перегрузкой, исправлением повреждений упаковки, упаковкой, переупаковкой, принятием для перевозки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, взятием проб и образцов таких товаров либо вскрытием помещений или других мест, где могут находиться вышеуказанные товары и (или) транспортные средства, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
     

     13. Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций (ст. 16.14 КоАП РФ)
     
     Комментируемая статья КоАП РФ имеет целью обеспечение установленного законодательством порядка таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, помещаемых (помещенных) на склад временного хранения, таможенный склад, свободный склад.
     
     Правовой режим склада временного хранения определен главой 23 ТК РФ, а также другими нормативными правовыми актами (приказ ГТК России от 23.03.2001 N 290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем»). Временное хранение товаров и транспортных средств под таможенным контролем представляет собой процедуру таможенного оформления, в соответствии с которой товары и транспортные средства хранятся под таможенным контролем в специально выделенных и обустроенных помещениях (складах временного хранения или иных предусмотренных законодательством местах временного хранения).
     
     Правовые основы таможенного режима таможенного склада определены главой 7 ТК РФ, приказом ГТК России от 24.07.2001 N 720 «Об утверждении Положения о таможенном режиме таможенного склада». Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам мер экономической политики в период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных ТК РФ (ст. 41 ТК РФ).
     
     Свободный склад - это таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к вышеуказанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом ТК РФ (ст. 75 ТК РФ). В соответствии со ст. 3 ТК РФ периметры свободных складов являются таможенной границей Российской Федерации. Порядок помещения и хранения товаров на свободный склад определен главой 12 ТК РФ.
     
     К ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ субъект правонарушения (декларант, владелец склада, получатель товара и т.д.) может быть привлечен за нарушение:
     

     а) установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения или свободный склад;
     
     б) порядка хранения;
     
     в) сроков хранения;
     
     г) порядка проведения с товарами, находящимися на складе, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.
     
     Ответственность по ст. 16.14 КоАП РФ наступает в случае, если не применяются другие статьи главы 16 КоАП РФ. Прежде всего это касается следующих статей:
     
     - ст. 16.5 «Нарушение режима зоны таможенного контроля»;
     
     - ст. 16.9 «Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них»;
     
     - ст. 16.11 «Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации»;
     
     - ст. 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета»;
     
     - ст. 16.16 «Непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и (или) транспортных средств»;
     
     - ст. 16.19 «Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами».
     
     Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения или порядка проведения с ними операций влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 3 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 100 МРОТ.
     
     14. Непредставление в таможенный орган отчетности и несоблюдение порядка ведения учета (ст. 16.15 КоАП РФ)
     
     Комментируемая статья КоАП РФ охраняет установленный таможенным законодательством порядок таможенного контроля в части, касающейся одной из его форм, - ведения учета и представления отчетности.
     
     В ст. 180 ТК РФ закрепляется следующее: «Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (до-смотра товаров и транспортных средств, личного до-смотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации; в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу либо не противоречащих законодательным актам Российской Федерации». Таким образом, проверка системы учета и отчетности является одной из форм таможенного контроля.
     
     Действующее таможенное законодательство обязывает вести учет товаров и транспортных средств:
     

     - владельцев таможенных складов. В соответствии со ст. 49 ТК РФ владелец таможенного склада обязан вести учет хранящихся товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России;
     
     - владельцев магазинов беспошлинной торговли. Статья 55 ТК РФ, устанавливая требования, предъявляемые к владельцам магазинов беспошлинной торговли, обязывает последних вести учет поступающих и реализуемых товаров и представлять таможенным органам отчетность об этих товарах в порядке, определяемом ГТК России;
     
     - владельцев складов временного хранения. Согласно ст. 152 ТК РФ они обязаны вести учет и представлять таможенному органу отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах в порядке, определяемом ГТК России;
     
     - владельцев свободных складов, а также лиц, осуществляющих операции в свободных таможенных зонах. Статья 82 ТК РФ предписывает следующее: «Лица, осуществляющие операции с товарами в свободных таможенных зонах, и владельцы свободных складов ведут учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представляют таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах в порядке, определяемом Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны отражаться в учетных документах».
     
     Вышеуказанные лица и могут стать субъектами правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей КоАП РФ.
     
     Если обязанность вышеперечисленных субъектов вести учет и представлять отчетность закрепляется в ТК РФ, то сам порядок ведения учета и представления отчетности устанавливается, как правило, актами ГТК России.
     
     Так, для складов временного хранения такой порядок установлен в п. 112-121 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290; для таможенных складов - в п. 117-121 Положения о таможенном режиме таможенного склада, утвержденного приказом ГТК России от 24.07.2001 N 720, для магазинов беспошлинной торговли - в п. 13 Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли, утвержденного приказом ГТК России от 23.07.1999 N 468.
     В диспозиции комментируемой статьи КоАП РФ исчерпывающим образом перечислены деяния, совершение которых составляет объективную сторону данного правонарушения:
     

     - непредставление отчетности;
     
     - несвоевременное представление отчетности;
     
     - представление недостоверной отчетности;
     
     - несоблюдение порядка ведения учета.
     
     Санкцией за совершение данного нарушения таможенных правил является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
     

(Продолжение следует.)