Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде


Налоговое администрирование и борьба с уклонением от уплаты налогов в Канаде

     

И.И. Кучеров,
начальник Правового управления ФСНП России, д.ю.н., профессор

     
     Канада является федеративным государством, в состав которого входит 10 провинций и 3 территории.
     
     Население Канады насчитывает 30,4 млн. человек. В крупнейших городах Торонто и Монреале проживают соответственно 4,4 и 3,3 млн. человек. Средний доход канадской семьи составляет около 56 тыс. канадских долларов (далее - доллары) в год.
     
     Разработкой и совершенствованием законов, регулирующих налогообложение в Канаде, занимается Министерство финансов. Непосредственно за осуществление налоговой политики отвечает Управление налоговой политики Министерства финансов, которое призвано обеспечивать эффективное налогообложение. Направления налоговой политики одобряются Министром по национальным доходам и реализуются посредством разработки соответствующих законов.
     
     Изменения, вносимые в налогообложение, увязываются с бюджетным процессом.
     
     В случае обнаружения пробелов в налоговом законодательстве, позволяющих уклоняться от уплаты налогов, Министерство финансов заранее уведомляет налогоплательщиков посредством опубликования пресс-релизов о возможности придания соответствующим законодательным изменениям ретроспективного действия, то есть придания им обратной силы. Соответствующее решение может быть принято Парламентом по представлению Министерства финансов. Подобная практика позволяет существенно сократить число лиц, желающих воспользоваться несовершенством налогового законодательства.
     
     Канада относится к государствам, в бюджетах которых поступления налоговых доходов считаются основными. Так, общая сумма доходов федерального бюджета в 2001-2002 финансовом году составила 171,3 млрд. долларов, при этом подоходный налог составил 80,3 млрд. долларов, НДС - 25,7 млрд. долларов, налог на доходы корпораций - 23,6 млрд долларов, страховые платежи - 17,8 млрд долларов, таможенные сборы - 4 млрд долларов. На неналоговые доходы пришлось лишь 8,4 млрд долларов.
     
     Федеративное устройство Канады оказывает влияние на взаимоотношения, существующие между Федерацией и провинциями в вопросах финансов. Многие провинции не удовлетворены уровнем финансирования, поступающего из центра, хотя ежегодно они получают из федерального бюджета значительную часть доходов в виде трансфертов. Так в 1999-2000 финансовом году провинциям было направлено трансфертов на общую сумму 39,8 млрд долларов, в том числе на здравоохранение и социальные программы - 28,4 млрд долларов, на выравнивание финансирования - 9,3 млрд долларов и в рамках так называемой территориальной формулы финансирования - 1,3 млрд долларов.
     
     Доли трансфертов в доходах провинций различаются. Наивысшее значение они имеют в доходах следующих провинций: Ньюфаундленд - 43 %, Острова принца Эдуарда - 42 %, Британская Колумбия - 21 %. Больше всего возражают против подобного перераспределения провинции Онтарио и Альберта, которые фактически являются донорами бюджета.
     
     Аналогично строятся финансовые отношения между провинциями и муниципальными образованиями.
     
     Подоходное налогообложение на уровне провинции в Канаде было введено в 1867 году. На уровне Федерации налоги стали взиматься лишь пятьдесят лет спустя исключительно для целей финансирования военных расходов на войну. При этом федеральный подоходный налог рассматривался как временный.
     
     Взаимоотношения Федерации с провинциями по вопросам налогообложения носят принципиальный характер. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что вопрос о том, должны ли федеральные чиновники при исполнении своих служебных обязанностей платить провинциальные налоги на продажи, урегулирован соглашениями, заключенными между Федерацией и провинциями.
     
     Тем не менее подоходное налогообложение в Канаде удалось в значительной степени централизовать. По федеральному и провинциальному налогам подается единая декларация, в которой предусмотрены соответствующие разделы. Декларации подаются в срок до 30 апреля. Лишь в провинции Квебек налогоплательщики подают две декларации.
     
     Подоходный налог уплачивается физическими лицами и корпорациями. При этом ставка федерального налога для физических лиц установлена в пределах от 17 до 29 %, а для корпораций - 28 %.
     
     К числу основных федеральных налогов наряду с подоходным налогом относится налог на товары и услуги, который фактически является многоступенчатым НДС на товары и услуги, реализуемые в Канаде. Ставка этого налога составляет 7 %.
     
     На уровне провинций основным источником бюджетных доходов является налог на имущество. Например, в провинции Онтарио ежегодно взимается около 15 млрд долларов этого налога, что составляет более 50 % доходов провинции. Из них примерно 9 млрд долларов уплачиваются физическими лицами - собственниками жилья, а 6 млрд долларов - организациями.
     
     Имущество облагается налогом на имущество исходя из его оценочной стоимости, определяемой на основе рыночных показателей. При этом оценка производится общественной организацией - Муниципальной корпорацией по оценке имущества (MPAC). Достоверность ее заключений проверяется отделом по рассмотрению правильности оценки, который и рассматривает соответствующие жалобы налогоплательщиков.
     
     Ставка налога на имущество включает две составляющие, одна из которых устанавливается провинциями, а вторая - муниципальными образованиями. Базовая ставка налога для жилого фонда составляет 2 %, а предельный размер изъятий не должен превышать 5 %. Порядок исчисления налога на имущество предусматривает различные вычеты, например, допускается перечисление до 40 % причитающихся к уплате сумм не в бюджет, а на благотворительные цели.
     
     На уровне провинций уплачивается налог на розничные продажи.
     
     В Канаде взимаются также разовый налог на кондиционеры в автомобилях в размере 100 долларов (что позволяет получать в бюджет ежегодно в общей сложности около 150 млн долларов); акциз на ювелирные изделия в размере 10 % (100 млн долларов) и т.д.
     
     Взиманием налогов и сборов от имени Правительства Канады занимается Канадское агентство таможен и сборов (Canada Customs and Revenue Agency, CCRA), которое подотчетно Парламенту через Министра по национальным доходам, входящего в Кабинет министров Канады.
     
     Агентство создано вместо упраздненного Министерства доходов. Подобное изменение в системе органов исполнительной власти осуществлено с целью придания налогообложению характера услуг, оказываемых налогоплательщикам налоговыми органами.
     
     В задачи Агентства входит контроль за соблюдением налогового законодательства (более 180 законов). При этом сотрудники Агентства, общая численность которых составляет 45 тыс. человек, наделены правом толкования законодательных актов о налогах.
     
     Федеральные налоги взимаются повсеместно Агентством через его отделения, расположенные на всей территории страны. Лишь в провинции Квебек федеральные налоги собираются провинциальным Министерством доходов.
     
     На большей части территории Канады Агентство также взимает провинциальные налоги, в частности подоходный налог, за символическую плату на основе специальных соглашений, заключенных между центром и территориями. Собранные таким образом налоги перечисляются Агентством провинциям в течение года с периодичностью 2-4 выплаты в месяц. Исключение составляют провинции Альберта, Квебек и Онтарио, не подписавшие подобных соглашений. Например, исчисление и уплата налогов в провинции Онтарио контролируются отделом налоговой политики провинциального Министерства финансов.
     
     Состав контролируемых налогоплательщиков включает 23,3 млн физических лиц и 1,2 млн корпораций. В структуре податного состава выделяются 2 млн плательщиков налога на товары и услуги и 1,3 млн работодателей. В 1999-2000 финансовом году Агентством взыскано с них налогов на сумму более 212 млрд долларов. Из них поступления от федерального подоходного налога составили 106,2 млрд долларов, налога на товары и услуги - 22,8 млрд долларов, налога на доходы в провинциях - 35,6 млрд долларов, страховых сборов - 18,8 млрд долларов, пенсионных сборов - 16,9 млрд долларов, акцизов - 10,4 млрд долларов, таможенных сборов - 1,7 млрд долларов. При этом около 70 % налогов было удержано у источника вы-платы, что позволило существенно уменьшить возможность неуплаты налогов.
     
     В провинции каждому налогоплательщику присваивается идентификационный номер (taxpayer name), в пределах Федерации учет ведется с помощью социального идентификационного номера (SIN).
     
     Ход уплаты налогов контролируется 43 территориальными подразделениями Агентства, в штате которых насчитываются около 9000 человек, которые обеспечивают в первую очередь своевременность и полноту уплаты федеральных налогов. Основными из них являются налог на товары и услуги и налог на доходы. Так, в 1999-2000 финансовом году налоговым ведомством проведено 52 340 проверок плательщиков налога на товары и услуги и 23 219 - плательщиков подоходного налога. Общая сумма штрафов по результатам проверок составила соответственно 887 и 517 млн долларов.
     
     Ежегодно удается проверить не более 2 % налогоплательщиков. Поэтому контрольная деятельность налоговых органов нацелена на проверку тех из них, у кого велик риск неуплаты налогов. Отбор осуществляется компьютером посредством централизованной обработки данных, прямо или косвенно характеризующих финансовое состояние конкретного плательщика, на основе их сопоставления с усредненными показателями. Во внимание принимаются около 150 различных параметров по физическим лицам, и 30 - по корпорациям. Например, о принадлежности налогоплательщика - физического лица к группе риска может свидетельствовать несовпадение доходов этого лица и доходов лиц, проживающих с ним по соседству. Чем больше параметров налогоплательщика не совпадают, тем выше вероятность того, что этот налогоплательщик не исполнил должным образом налоговую обязанность. По этим основаниям все налогоплательщики подразделяются на четыре уровня риска: от низкого до высокого. Данные о налогоплательщиках с высокой степенью риска передаются в территориальные подразделения для проведения проверок.
     
     В соответствии с законодательством проверки могут осуществляться как непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, так и в территориальных подразделениях налогового ведомства.
     
     Проверки по месту нахождения налогоплательщиков производятся инспекторами (аудиторами), о чем проверяемые лица предупреждаются за пять дней до начала проверки. Срок проверок законодательно не ограничен, однако в соответствии с ведомственными нормативами он не должен превышать 50 часов при проверке уплаты мелкими и средними предпринимателями НДС и 100 часов - при проверке уплаты подоходного налога. В случае бесперспективности проверки она может быть прекращена по истечении двух дней с момента ее начала.
     
     Особый порядок предусмотрен для проверок крупных компаний, которых насчитывается 880, с доходами более 250 млн долларов. Около 200 компаний подписали с Агентством соглашения, в которых оговорены условия проведения проверок (время, возможности, средства, способы разрешения разногласий). В состав группы проверяющих включаются несколько инспекторов, в том числе специалисты по подоходному налогу, НДС и провинциальным налогам. Срок такой проверки составляет от 3 до 8 месяцев. При этом проверкой может быть охвачен период, не превышающий 4 лет.
     
     В ходе проверок аудиторы информируют налогоплательщика о выявленных нарушениях. В соответствии с законодательством налогоплательщики обязаны давать соответствующие пояснения и устранять имеющиеся недостатки.
     
     По результатам проверок составляется уведомление с указанием недоплаченных налогов, которое вручается налогоплательщику. В случае несогласия с требованиями, содержащимися в уведомлении, налогоплательщик может обратиться с жалобой в отдел рассмотрения апелляций, являющийся структурным подразделением Агентства. Такое право сохраняется за налогоплательщиком в течение 90 дней со дня получения уведомления. Налогоплательщик не вправе обращаться в Налоговый суд Канады до рассмотрения жалобы в административном порядке.
     
     В 2001-2002 финансовом году налоговыми органами на основе проведенных проверок было дано более 27 млн оценок добросовестности налогоплательщиков. Из них 49 тыс. (1,17 %) было обжаловано, при этом удовлетворено полностью 31 % апелляций, частично - 19 %, оставлено без удовлетворения - 32 %. Отдел обжалований рассматривает также явки налогоплательщиков с повинной. За этот период зарегистрировано 3432 подобных факта.
     
     Налоговый суд Канады создан в 1983 году и призван осуществлять независимый пересмотр решений Агентства по таможням и сборам Канады. В 2001 году он рассмотрел 5179 жалоб и заявлений (в 2000 году - 5479), в том числе жалоб в связи с уплатой подоходного налога - 2709 (2805), налога на товары и услуги - 494 (507).
     
     Налоговый суд Канады имеет региональные отделения, располагающиеся в городах Торонто, Ванкувер и Монреаль. Прием апелляций от налогоплательщиков осуществляется также представительствами Налогового суда Канады, имеющимися более чем в 80 населенных пунктах страны.
     
     Основной задачей Налогового суда Канады является разрешение споров между лицом или корпорацией, с одной стороны, и Правительством Канады, с другой, по вопросам, отнесенным к его ведению. В соответствии с п. 12 (1) Закона Канады «О Налоговом суде» (в ред. от 01.11.2000) Налоговый суд Канады имеет исключительную юрисдикцию по рассмотрению и разрешению дел и апелляций, возникающих в связи с применением Законов Канады «Об акцизном налоге» (часть IX), «О подоходном налоге», «О налогообложении доходов в нефтяной и газовой промышленности», «О пенсиях по старости», «О страховании по случаю потери трудоспособности» и другим законам, в случаях, ими предусмотренных.
     
     В состав Налогового суда Канады входят председатель суда, заместитель председателя суда и судьи, которые и отправляют правосудие. Общий состав суда - 20 человек.
     
     Налоговое судопроизводство начинается с подачи иска одной из спорящих сторон. Однако сторона, инициировавшая рассмотрение дела в Налоговом суде Канады, может в любое время отказаться от иска путем подачи заявления в письменном виде. В этом случае дело считается прекращенным со дня получения судом письменного заявления.
     
     Рассмотрение налоговых споров может осуществляться как в рамках общей процедуры, так и в порядке так называемого неформального (упрощенного по форме) судопроизводства.
     
     Общая процедура предусматривает участие стороны по делу только лично или через профессионального адвоката. В этом случае дело начинается с подачи в суд первоначального документа по установленной форме при условии оплаты регистрационного сбора.
     
     Положения Закона «О Налоговом суде Канады» в части общей процедуры конкретизируются в Правилах Налогового суда Канады. Несоблюдение Правил является нарушением, однако оно не приводит к недействительности иска, меры, документа или распоряжения.
     
     Апелляция может быть подана инициатором судебного рассмотрения как лично, так и через канцелярию Налогового суда, прислана по почте либо направлена с помощью иных средств, включая электронные. Датой ее регистрации считается день, когда документ получен канцелярией.
     
     После проверки соответствия оригинала и копий апелляции одна из копий направляется канцелярией суда заместителю Генерального прокурора Канады. После этого заявителю доставляется или высылается заказным письмом подписанная служащим канцелярии суда справка с указанием даты регистрации и даты передачи копий первоначального документа в указанную инстанцию.
     
     В качестве доказательств по делу в основном используются письменные свидетельства, предоставляемые по определенной форме. В них должны излагаться только факты, которые лично известны свидетелю, либо факты, которые свидетель мог бы привести, лично давая показания в суде. Если в письменном свидетельстве делается ссылка на какое-либо вещественное доказательство, то в свидетельстве должны содержаться признаки, его идентифицирующие. Документы, предоставляемые сторонами в подтверждение своей правоты, относятся к категории состязательных бумаг, порядок представления которых суду также регламентируется Правилами.
     
     После вынесения решения регистратор суда направляет его копию с письменным обоснованием каждой из сторон по делу.
     
     Налоговый суд Канады является лишь судом первой инстанции. Поэтому апелляции на его решения подаются в Федеральный апелляционный суд в соответствии с п. 27 Закона «О Федеральном суде».
     
     Упрощенное производство по общему правилу допускается в случае, если налогоплательщик избрал неформальную процедуру при подаче уведомления об апелляции при условии, что совокупность всех оспариваемых сумм не превышает 12 тыс. долларов.
     
     Неформальная процедура позволяет сторонам представлять свои интересы самим, через адвокатов или использовать посредничество иных лиц (агентов). В этом случае апелляции подаются в письменном виде, и в них в произвольной форме излагаются причины спора и соответствующие факты. По просьбе заявителя, изложенной в письменной апелляции, суд может освободить его от уплаты регистрационного сбора, если посчитает, что уплата этого сбора вызовет серьезные финансовые трудности для заявителя. В рамках такой процедуры суд не связан юридическими и техническими правилами представления доказательств, а апелляции рассматриваются настолько быстро, насколько позволяют обстоятельства и соображения справедливости. Решения суда, принятые в рамках неформальной процедуры, не признаются прецедентом для вынесения решений по другим делам.
     
     Согласно канадскому законодательству нарушения налогового законодательства приобретают криминальный характер в случае, если они сопряжены с обманом налогового ведомства посредством умышленного искажения сведений, необходимых для налогообложения, то есть фактически речь идет о налоговом мошенничестве. Налоговое мошенничество определяется как сознательное действие или намерение действия с целью обмана налоговых органов, позволяющее сократить размер подлежащих уплате налогов или получения незаконного возмещения налогов из бюджета.
     
     Непосредственно налоговое преступление может выражаться в преднамеренном уменьшении налога или в безосновательных требованиях о возмещении налога или предоставлении налоговой скидки. Наряду с уклонением от уплаты налогов выделяется и такая форма поведения налогоплательщика, как избежание налогообложения, основывающееся на толковании норм законодательства.
     
     Ответственность за противоправные действия налогоплательщиков предусматривается различными актами, в частности ст. 239 Кодифицированного акта о подоходном налоге *1, ст. 327 Акта об акцизе, ст. 160 Акта о таможне. Например, ст. 239 Акта о подоходном налоге предусматривает наказание в виде штрафа в размере не меньше 50 и не больше 200 % от суммы сокрытого налога или в виде того же штрафа и лишения свободы на срок, не превышающий два года, за производство, участие или согласие на создание ложных или вводящих в заблуждение утверж-дений, заявлений или официальных отчетов о доходах. Налогоплательщики несут также ответственность за укрывание бухгалтерских документов, внесение в них ложных поправок или умышленный отказ от исполнения соответствующих законодательных предписаний. В качестве квалифицирующего признака налогового правонарушения определено наличие сговора с любыми лицами об уклонении от уплаты налогов.
     _____
     *1 См.: Canadian Income Tax Act with Regulations. — 2001. — P. 1713—1714.

     
     Наиболее опасные формы преступного поведения налогоплательщиков, приведшие к неуплате налогов на сумму более 5 тыс. долларов, наказываются в соответствии с Уголовным кодексом Канады либо как за представление поддельных документов (ст. 368), либо как за обман или подлог (ст. 380). В этом случае наказание может составить до 10 лет лишения свободы *1.
     _____
     *1 См.: Canada. Criminal Code. — 2002. — P. 1029, 1033—1034, 1054—1055.

     
     Налоговые правонарушения, содержащие признаки преступлений, рассматриваются сотрудниками Управления расследований, являющегося структурным подразделением Агентства по таможням и сборам Канады. Однако компетенция следователей Агентства не распространяется на налоговые преступления, за которые предусмотрено наказание, превышающее два года лишения свободы. Их расследование отнесено к компетенции Королевской конной полиции Канады, то есть криминальной полиции. Ежегодно расследуются около 200 налоговых преступлений.
     
     Сотрудники Агентства вправе осуществлять расследование в рамках уголовно-розыскной программы (CIP) или программы принудительного взыскания недоимки через суд (SEP). Реализуется также программа оказания помощи при проведении налоговых расследований в части сбора соответствующей информации за пределами страны. В процессе расследования часто проводятся компьютерные исследования и восстанавливаются доказательства.
     
     В процессе расследования могут проводиться такие следственные действия, как обыск помещений и выемка документов и черновых записей обвиняемого. Однако проведение подобных действий возможно лишь при наличии судебного ордера. Исключение составляют случаи, когда у органа расследования имеется необходимость экстренного задержания преступника.
     
     После предъявления обвинения уголовное дело передается в Министерство юстиции для согласования и поддержки его в суде.
     
     За вынесением обвинительного приговора в отношении налогового преступника следует опубликование информации о нем в средствах массовой информации.
     
     Главная особенность налогообложения в Канаде заключается в том, что государство оставляет за собой право требовать уплаты налогов с любых доходов, в том числе незаконных, например полученных от торговли наркотиками. Поэтому в ходе расследования помимо факта преступной деятельности во всех случаях устанавливается размер дохода, полученного в результате ее осуществления.
     
     Свои особенности имеет борьба с уклонением от уплаты налогов на уровне провинций. Например, в провинции Квебек начиная с 1996 года она осуществляется специальным подразделением Министерства по доходам (Ministere du Revenu) - отделом по борьбе с неуплатой налогов (BLEF).
     

     В качестве основных целей противодействия уклонению от налогообложения определены соблюдение налоговой справедливости, возврат выведенных из-под налогообложения доходов, стимулирование самодекларирования.
     
     Опросы общественного мнения свидетельствуют о поддержке населением провинции проводимых налоговым ведомством мероприятий, 26 % канадцев удовлетворены нынешним уровнем борьбы с уклонением от уплаты налогов, а 59 % требуют ее усиления.
     В этой связи основными задачами BLEF являются анализ проблемы уклонения от уплаты налогов, выработка рекомендаций по противодействию незаконной деятельности в сфере налогообложения, подготовка предложений по совершенствованию порядка взимания налогов.
     
     В своей деятельности сотрудники BLEF должны неукоснительно соблюдать налоговую тайну, обеспечивать конфиденциальность при работе со сведениями, ее составляющими.
     
     Непосредственное расследование фактов уклонения от уплаты налогов осуществляется в провинции Квебек специальным подразделением - Главной дирекцией расследований (DPE), которое призвано обеспечивать противодействие финансовым правонарушениям. В задачи DPE наряду с расследованием входит обеспечение возмещения ущерба, причиняемого налоговыми преступлениями.
     
     Около 80 % данных о совершении налоговых правонарушений добываются в ходе непосредственных проверок налогоплательщиков, а также поступают из полиции, федеральных и провинциальных министерств и ведомств, службы сведений о преступной деятельности в провинции Квебек (SRCQ) и других источников.
     
     В процессе расследования сотрудники DPE вправе получать показания свидетелей, копировать и изымать документы, проводить обыск, совместно с полицией арестовывать и конфисковывать имущество. Такие действия, как обыск и конфискация, санкционируются судом.
     
     Специфической является задача по участию в программе окрашивания нефтепродуктов, реализация которых для коммунальных целей подлежит налогообложению на льготных условиях. Придание нефтепродуктам окраски затрудняет их использование другими потребителями, которые не имеют право на подобную льготу.
     
     Очевидно, что в силу различия экономических и правовых традиций далеко не все положительные конструкции канадского налогового администрирования могут быть восприняты отечественной налоговой системой, однако изучение и разумное использование соответствующего опыта следует признать полезным.