Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налогообложение малого бизнеса


Налогообложение малого бизнеса

     
     И.М. Андреев,  
советник налоговой службы I ранга
     

     Налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с сервисным обслуживанием автотранспортных средств, принадлежащих как физическим лицам, так и организациям. В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» под действие единого налога на вмененный доход подпадает только предпринимательская деятельность, связанная с сервисным обслуживанием автотранспортных средств, принадлежащих физическим лицам. При этом налогоплательщики, осуществляющие одновременно виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход и облагаемые в общеустановленном порядке, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по каждому виду деятельности.

     
     Обязан ли в этом случае налогоплательщик уплачивать единый налог на вмененный доход в полном размере, если фактические доходы от оказанных им физическим лицам услуг по сервисному обслуживанию автотранспортных средств составляют лишь 60 % от общего объема полученных им доходов?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (далее - Закон N 148-ФЗ) единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных ст. 3 Закона N 148-ФЗ, в том числе и в сфере оказания бытовых услуг физическим лицам, к которым относится сервисное обслуживание автотранспортных средств.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом обложения единым налогом на вмененный доход признается вмененный доход на очередной календарный месяц, определяемый налогоплательщиками расчетным путем исходя из предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации значений базовой доходности на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности в различных сопоставимых условиях, фактического объема таких показателей, а также значений корректирующих коэффициентов базовой доходности, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, для субъектов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие Закона N 148-ФЗ, объектом обложения единым налогом на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению облагаемого дохода от осуществляемого ими вида предпринимательской деятельности, а не фактические результаты такой деятельности.
     
     Если налогоплательщики занимаются наряду с деятельностью на основе свидетельства иной предпринимательской деятельностью, то они учитывают имущество, обязательства и хозяйственные операции, относящиеся к деятельности, ведущейся на основе свидетельства, и к иной деятельности, раздельно. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с Законом N 148-ФЗ.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сферах, подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, а также иную предпринимательскую деятельность (например сервисное обслуживание автотранспортных средств, принадлежащих юридическим лицам), вне зависимости от общих (фактических) результатов предпринимательской деятельности обязаны уплачивать единый налог на вмененный доход в сумме, исчисленной ими в соответствии с положениями действующего на территории субъекта Российской Федерации законодательства о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Доходы, полученные налогоплательщиками от видов деятельности, не подпадающих под действие единого налога на вмененный доход, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке на основе данных раздельного учета доходов и расходов.
     

     Могут ли быть признаны розничными продавцами для целей применения единого налога на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли налогоплательщики, осуществляющие реализацию пластиковых карточек предоплаты услуг мобильной телефонной связи?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных данной статьей Закона N 148-ФЗ, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно п. 4 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» под розничной торговлей понимается торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     К товарам относятся любые вещи, не ограниченные в обороте, свободно отчуждаемые и переходящие от одного лица к другому по договору купли-продажи (п. 64 ГОСТ Р 51303-99).
     
     Услуга торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров (п. 98 ГОСТ Р 51303-99).
     
     Таким образом, розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, связанных с передачей покупателям на платной основе любых вещей, относящихся в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), к товарам, за исключением тех вещей, нахождение которых в обороте законом не допускается либо ограничено, а также вещей и имущества, обращение которых регулируется федеральным законодательством (деньги, ценные бумаги, исключительные права и т. п.).
     
     В этой связи следует иметь в виду, что в соответствии с Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235, оказание услуг телефонной связи (в первую очередь услуги по предоставлению доступа к телефонной сети) осуществляется операторами связи на основании заключенных ими с абонентами договоров возмездного оказания услуг (глава 39 ГК РФ), в которых определяются формы и порядок оплаты таких услуг. При этом разделом X вышеуказанных Правил определено, что все расчеты за услуги телефонной связи могут производиться абонентами с операторами связи или уполномоченными ими лицами как наличными деньгами, так и в безналичной форме, в том числе с использованием любых пластиковых карточек, включая предварительно оплаченные телефонные карточки (карточки экспресс-оплаты), кредитные карточки и другие.
     
     Таким образом, приобретенные абонентами у операторов связи или у уполномоченных ими лиц пластиковые карточки (карточки «экспресс-оплаты» и так называемые «sim-карты») являются по своей природе лишь средством оплаты услуг телефонной связи (в том числе услуги по предоставлению доступа к телефонной сети) и, следовательно, не могут быть признаны товаром, реализуемым по договорам розничной купли-продажи, а вышеуказанные лица - розничными продавцами для целей их перевода на уплату единого налога на вмененный доход.
     

     Обязан ли налогоплательщик, уплативший единый налог на вмененный доход авансом за весь календарный год, произвести перерасчет уплаченной им суммы единого налога в случае внесения в региональное законодательство о едином налоге на вмененный доход изменений и дополнений, приводящих к ухудшению его положения? Если обязан, то как в этом случае такая обязанность согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу, изложенной в определении от 09.04.2001 N 82-О?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Вышеуказанным органам предоставлено право определять конкретные сферы деятельности в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ, результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Исходя из предоставленных полномочий законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить изменения и дополнения в принятые ими ранее законодательные акты о едином налоге на вмененный доход, в том числе в части корректировки значений базовой доходности, а также значений повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, используемых при исчислении единого налога на вмененный доход.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона N 148-ФЗ в случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленный ст. 3 этого Закона, а также в случае внесения количественных или качественных изменений в формулы расчета единого налога единый налог на вмененный доход должен быть пересчитан начиная со дня вступления в силу соответствующего закона и (или) нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) законодательные акты о внесении указанных изменений вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по единому налогу.
     
     Таким образом, уточнение (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) размера налоговых обязательств по единому налогу на вмененный доход с учетом внесенных в региональный законодательный акт о налогах и сборах изменений и дополнений осуществляется налогоплательщиками начиная с того налогового периода (квартала), с которого вводятся в действие данные изменения и дополнения (вступает в силу законодательный акт о налогах и сборах).
     
     Что касается определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 N 82-0, согласно которому перерасчет уже предъявленной налогоплательщику суммы единого налога на вмененный доход в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 6 Закона N 148-ФЗ, возможен только в пользу налогоплательщика, то следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации, давая в определении данное разъяснение, не делает каких-либо выводов о признании п. 3 ст. 6 Закона N 148-ФЗ не соответствующим Конституции Российской Федерации, а лишь указывает на право налогоплательщика в случае, если он полагает, что внесенные в действующее законодательство о налогах и сборах изменения и дополнения тем или иным образом ухудшают его положение, обратиться в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, к компетенции которых относится выбор в каждом конкретном случае (с учетом фактических обстоятельств) подлежащих применению норм права.
     

     Вправе ли налоговый орган отказать налогоплательщику в предоставлении в письменном виде необходимой информации по вопросам, касающимся порядка исчисления и уплаты налогов (сроков уплаты, порядка предоставления налоговых льгот, реквизитов получателя платежей и т.д.), мотивируя свой отказ тем, что такая информация предоставляется налогоплательщикам только при личном посещении налогового органа?

     
     В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц; получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя (глава 4 НК РФ), а также имеют иные права, установленные данной статьей НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.
     
     Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные данной статьей НК РФ и иными федеральными законами.
     
     Таким образом, получение налогоплательщиком от налоговых органов любой интересующей его информации, касающейся вопросов налогообложения (уплаты сборов), а также документов, связанных с уплатой налогов и (или) сборов, является законным правом налогоплательщика, а для налоговых органов представление налогоплательщикам такой информации и таких документов - предусмотренной законом обязанностью.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно положениям главы 4 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 2 НК РФ) через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (подпункт 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
     
     Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишат его права иметь представителя (ст. 27, 29 НК РФ), равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в вышеуказанных правоотношениях.
     
     Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что формы личного участия налогоплательщика в налоговых правоотношениях НК РФ не определены, налогоплательщик вправе, а налоговые органы обязаны осуществлять взаимодействие в рамках вышеуказанных правоотношений как при непосредственном контакте (личном присутствии) сторон, так и посредством взаимной переписки (почтовых отправлений), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет реализацию принадлежащего ему на праве собственности товара через магазин на основе агентского договора. В соответствии с условиями данного договора розничная торговля товарами осуществляется магазином с использованием зарегистрированной на имя индивидуального предпринимателя контрольно-кассовой машины, а покупателям выдаются кассовые чеки, содержащие реквизиты предпринимателя. Кто в этом случае осуществляет розничную торговлю для целей перевода на уплату единого налога на вмененный доход: индивидуальный предприниматель или магазин?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей Закона N 148-ФЗ, в том числе и в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
     
     В связи с этим следует иметь в виду, что розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.
     
     Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Как следует из вышеприведенной нормы гражданского законодательства, сторонами договора розничной купли-продажи являются розничный продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, и покупатель.
     
     В рамках вышеуказанного договора розничным продавцом признается лицо, которое в силу данного вида обязательств обязано совершить в пользу другого лица (покупателя) определенные действия, связанные с передачей ему на возмездной (платной) основе любых вещей, относимых действующим гражданским законодательством к товарам.
     
     Однако при этом следует иметь в виду, что в процессе своей деятельности розничный продавец в качестве хозяйствующего субъекта вправе заключать и иные договора гражданско-правового характера, необходимые ему для нормального осуществления этой деятельности.
     
     К таким договорам, в частности, относятся и агентские договора.
     
     В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала, либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
     
     Исходя из смысла данной нормы ГК РФ возникновение прав и обязанностей у той или иной стороны агентского договора зависит прежде всего от условий, на которых заключен такой договор, и, в первую очередь, от условия, определяющего сторону сделки (агент или принципал), от имени которой агентом будут совершаться юридические и иные действия.
     
     В связи с этим данное условие будет являться определяющим и при решении вопроса об отнесении к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли в целях обложения единым налогом на вмененный доход сделок по продаже товаров в розницу, совершаемых агентами на основе агентских договоров.
     
     Если вышеуказанные сделки будут совершаться агентом в соответствии с условиями договора от своего имени и за счет принципала, то такую деятельность агента следует квалифицировать как розничную торговлю, а самого агента - переводить на уплату единого налога на вмененный доход; если же данные сделки будут совершаться агентом от имени и за счет принципала, то к розничной торговле следует относить деятельность принципала и уже его привлекать к уплате единого налога на вмененный доход.
     

     Вправе ли индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, воспользоваться имущественными налоговыми вычетами, предусмотренными ст. 220 НК РФ в отношении доходов, полученных им от осуществления предпринимательской деятельности, указанной в патенте на право применения данной системы налогообложения?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее - Закон N 222-ФЗ) применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ уплачиваемая индивидуальными предпринимателями годовая стоимость патента является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период, и, следовательно, не подлежит уточнению в зависимости от фактических результатов предпринимательской деятельности, переведенной на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на доходы физических лиц в части фактических доходов, полученных ими от осуществления деятельности, указанной в патенте, положения ст. 220 НК РФ (в отношении таких доходов) на них не распространяются.
     
     При получении в течение календарного года иных доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, определяют налоговую базу для исчисления данного налога с учетом положений ст. 220 НК РФ на общих основаниях.
     

     С 1 января 2003 года вводится в действие глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ. Предусмотрены ли данной главой НК РФ для индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание перейти на применение данного налогового режима, ограничения по размеру полученного ими дохода от реализации за девять месяцев того года, в котором они подают заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения? Должны ли содержаться в заявлении индивидуального предпринимателя о переходе на упрощенную систему налогообложения сведения о полученных доходах?

     
     В соответствии со ст. 346.12 главы 26.2 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном данной главой НК РФ.
     
     При этом организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС и налога с продаж).
     
     Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения, подают в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере своих доходов за девять месяцев текущего года.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что положениями главы 26.2 НК РФ в отношении индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, не предусмотрено ограничений по размеру полученного ими дохода от реализации, переход данной категории налогоплательщиков на применение этого налогового режима осуществляется в уведомительном порядке по заявлениям, поданным ими в установленные сроки, без указания таких сведений.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет розничную торговлю через магазин с площадью торгового зала 60 м и на прилегающей к нему открытой площадке. Подлежит ли он в этом случае переводу на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ? Обязан ли предприниматель учитывать площадь открытой площадки, на которой он осуществляет розничную торговлю, при определении площади торгового зала в целях исчисления единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии со ст. 346.26 главы 26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие на территории субъектов Россий-ской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины с площадью торгового зала не более 70 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     При исчислении суммы единого налога на вмененный доход по вышеуказанному виду деятельности в качестве физического показателя базовой доходности используется площадь торгового зала в квадратных метрах (в отношении магазинов и павильонов) или торговое место (в отношении иных объектов розничной торговли) (ст. 346.29 НК РФ).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, а под торговым местом - место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
     
     Таким образом, при исчислении суммы единого налога на вмененный доход налогоплательщиком, осуществляющим розничную торговлю через объект стационарной торговой сети, имеющий торговый зал, учитывается площадь всех помещений такого объекта и прилегающих к нему открытых площадок, фактически используемых налогоплательщиком для осуществления розничной торговли товарами.
     
     При этом в целях применения единого налога на вмененный доход площадь таких помещений в вышеуказанном объекте не должна превышать 70 м.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет торговлю товарами в помещении, имеющем торговый зал площадью 30 м , а также поставляет на личном автотранспорте товар магазинам для дальнейшей реализации населению.

     
     Реализация товара через торговый зал осуществляется индивидуальным предпринимателем как населению, так и организациям за наличный расчет. Подлежит ли переводу на уплату единого налога на вмененный доход осуществляемая им деятельность по реализации товаров за наличный расчет организациям, а также по поставке товаров магазинам для дальнейшей реализации населению?

     
     В соответствии со ст. 346.26 главы 26.3 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие с 1 января 2003 года на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, предусмотренные п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе и розничную торговлю, осуществляемую через магазины с площадью торгового зала не более 70 м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ розничной торговлей признается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет.
     
     Стационарная торговая сеть - это торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски.
     
     К нестационарной торговой сети относится торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети.
     
     Под площадью торгового зала понимается площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиками для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
     
     Торговое место - это место, используемое для совершения сделок купли-продажи.
     
     Таким образом, в целях применения положений главы 26.3 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 главы 30 ГК РФ) через объекты стационарной торговой сети, как имеющие, так и не имеющие торговые залы (магазины с площадью торгового зала не более 70 м, павильоны, киоски и т.п.), а также через объекты нестационарной торговой сети (торговля с лотков, корзин, тележек, автомобилей и т.п.), независимо от целей дальнейшего использования покупателями приобретенных у них товаров, признаются розничными продавцами и подлежат в установленном порядке переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, осуществляемые налогоплательщиками на основе договоров поставки (параграф 3 главы 30 ГК РФ), в том числе и с использованием принадлежащих им автотранспортных средств, относятся к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.