Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Справка об отсутствии задолженности: порядок получения


Справка об отсутствии задолженности: порядок получения

     
     М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы II ранга, Московская обл.

     
     Согласно законодательству в некоторых случаях организация должна представить в государственный орган, например в лицензионную палату, в администрации городов, районов, наряду с прочими документами справку налогового органа об отсутствии у заявителя просроченной задолженности по уплате налогов и сборов.
     
     Раньше подобные справки выдавались налоговым инспектором отдела камеральных проверок, принимающим бухгалтерскую отчетность у соответствующего предприятия. В настоящее время этот порядок существенным образом изменен: выдача справок возложена в большинстве налоговых инспекций на отдел учета и отчетности.
     
     Для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом бухгалтер должен подать в налоговую инспекцию заявление о предоставлении справки, которое должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером и содержать данные о юридическом адресе предприятия, его фактическом адресе, контактном телефоне, месте предоставления справки.
     
     Все данные, содержащиеся в таком письме, должны строго соответствовать сведениям, поданным предприятием в отдел, занимающийся учетом организаций, в этой же налоговой инспекции. При малейшем несоответствии указываемых сведений, например фамилии, имени, отчества главного бухгалтера или руководителя предприятия, подписавшего письмо с просьбой предоставить справку об отсутствии задолженности, с фамилией, именем и отчеством главного бухгалтера или руководителя предприятия, указанными при постановке предприятия на учет в данный конкретный налоговый орган, предприятию может быть отказано в выдаче справки.
     
     Если изменения, происшедшие в руководстве предприятия, а также с самим предприятием, по каким-то причинам не доведены до отделов по учету налогоплательщиков, а получать справку об отсутствии задолженности надо, необходимо сначала внести все необходимые изменения в документы о постановке на налоговый учет предприятия, а уже затем обращаться с письмом о выдаче справки об отсутствии задолженности. Допустим, у предприятия поменялся руководитель. В этом случае необходимо сразу же подать заявление об изменении данных в учетной карточке предприятия, а затем уже направлять письма, подписанные этим новым руководителем, в соответствующий налоговый орган. В противном случае можно  столкнуться со следующей ситуацией.
     
     Письмо, подписанное новым руководителем, будет подано. Однако сотрудники налогового органа могут сравнить его подпись и фамилию с соответствующими данными, указанными в карточке постановки на учет данного предприятия. Выявив противоречие, сотрудник налогового органа, которому будет расписано на исполнение письмо предприятия, может отказать в выдаче справки об отсутствии задолженности по той причине, что данная справка содержит сведения о деятельности налогоплательщика, по сути, составляющие налоговую тайну.
     
     Например, в адрес организации может прийти ответ о том, что при обращении к базе данных, имеющейся у налоговой инспекции, не подтверждается тот факт, что лицо, подписавшее письмо, действительно является руководителем организации, указанной в письме. Разумеется, в письме будет указано, что запросы налогоплательщиков, в которых искажены данные об организации, в том числе об ИНН, фамилии, имени, отчестве руководителя, рассмотрению не подлежат. Это связано, прежде всего, с соблюдением налоговой тайны в соответствии с п. 6 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     В рассматриваемом нами случае это может привести к значительным потерям времени при получении справки об отсутствии задолженности. Налоговая инспекция, сообщив налогоплательщику о том, что не может предоставить ему требуемую справку, ответит тем самым на направленное в его адрес письмо. Налогоплательщик же в этой ситуации только потеряет время и окажется на исходной позиции.
     
     Ответ о невозможности выдачи налоговым органом справки об отсутствии задолженности перед бюджетом организация может получить также в случае, если по данным налоговой инспекции организация имеет задолженность в бюджет. С точки зрения быстроты получения требуемой справки результат будет такой же, как в предыдущем случае: организация потеряет время.
     
     Поэтому, по нашему мнению, целесообразнее сначала провести выверку своих расчетов с бюджетом в отделе учета и отчетности и только после выверки направлять заявление с просьбой о выдаче справки об отсутствии задолженности.
     
     Если организация просто подаст в налоговую инспекцию заявление с просьбой о выдаче справки об отсутствии задолженности и при этом не сделает выверку расчетов с отделом учета и отчетности налоговой инспекции, она рискует по прошествии определенного срока получить письменный ответ о том, что справку об отсутствии задолженности выдать невозможно в связи с наличием у организации задолженности по налогам и сборам. При этом главному бухгалтеру организации остается только догадываться, какие расчеты налогов и платежные документы учитывались сотрудником налогового органа, а какие нет при определении размеров задолженности предприятия и на какую дату он определял сальдо расчетов предприятия с бюджетом. Следует иметь в виду, что один не разнесенный в срок в лицевую карточку налоговый расчет или одно неразнесенное платежное поручение может кардинально изменить в лицевой карточке предприятия состояние расчетов с бюджетом.
     
     При этом в определенных случаях это может быть вина банка, зачислившего уплаченную сумму налога на счета бюджета, однако не представившего своевременно в налоговый орган экземпляр платежного поручения. Это может быть вина налогового органа, в срок не проведшего в лицевой карточке организации представленные расчеты налогов или платежные документы. Это может быть вина самого предприятия, уплатившего налог на другой счет, не указавшего в платежном поручении назначение платежа или допустившего какую-либо ошибку в бланке налогового расчета, не приведя наименование предприятия или его ИНН (в случае, если предприятие имеет часто употребляемое название, которое имеют еще целый ряд других предприятий).
     
     Организация может допустить ошибку, представив в нарушение установленного порядка уточненный расчет за какой-либо период с указанием в нем всей суммы налога за данный период с включением суммы налога, заявленной в налоговом расчете за аналогичный период, представленном ранее, без пояснения, что предыдущий расчет учету не подлежит. В лицевой же карточке предприятия этот налоговый расчет может быть проведен как дополнительный к налоговому расчету за тот же период, представленному ранее. Сумма задолженности предприятия перед бюджетом по лицевой карточке предприятия в этом случае резко возрастает.
     
     Как видно из вышеизложенного, вероятность какой-либо технической неувязки при разнесении платежей в лицевой карточке предприятия и определении сальдо расчетов с бюджетом достаточна велика, что делает необходимым для предприятия выверку расчетов с бюджетом.
     
     Необходимо также помнить, что с 1 января 2001 года введен единый социальный налог, поступление которого во внебюджетные фонды контролируется налоговыми органами, но до 1 января 2001 года налоговые органы не вели лицевых карточек по учету данных платежей. В связи с этим представление налоговых органов о сальдо расчетов по единому социальному налогу может отличаться от представления самого предприятия. Поэтому при выверке расчетов главному бухгалтеру полезно иметь при себе акты сверки по платежам во внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года.
     
     При выверке расчетов по единому социальному налогу следует иметь в виду, что согласно существующему инструктивному материалу зачеты между внебюджетными фондами не проводятся. Поэтому если предприятие ошибочно перечислило единый социальный налог в фонд социального страхования на код бюджетной классификации единого социального налога в пенсионный фонд, придется доплачивать недостающую сумму в фонд социального страхования и пени за просрочку платежа.
     
     Но вот письмо с просьбой о выдаче справки об отсутствии задолженности расписано инспектору отдела учета и отчетности, акты сверок с внебюджетными фондами представлены, расчеты проведены. Теперь главному бухгалтеру предстоит провести сверку своих платежей с данными налоговой инспекции. Это наиболее сложная операция, поскольку задолженность даже в один рубль является основанием для отказа.
     
     Результатом сверки расчетов с бюджетом является акт сверки, подписанный инспектором и бухгалтером предприятия.
     
     Довольно часто бухгалтер сталкивается с ситуацией, когда по одному налогу у него переплата, а по другому - недоимка. В таких случаях он может написать письмо о проведении соответствующего зачета. Однако при этом необходимо иметь в виду, что согласно ст. 78 НК РФ зачеты проводятся только в рамках одного бюджета. Естественно, при сверке расчетов могут возникнуть разногласия в данных налогоплательщика и налоговой инспекции при выдаче справки об отсутствии задолженности.
     
     Как правило, получением подобных справок занимается главный бухгалтер предприятия. Но если данная работа поручается другому должностному лицу, желательно на него оформить доверенность для налоговой инспекции о том, что данному лицу поручается выверка расчетов и получение справки об отсутствии задолженности. К сожалению, довольно часто случается, что доверенность на сверку платежей и получение справки выдается курьеру. Однако поскольку курьер не имеет достаточной квалификации для сверки платежей, его посещение налоговой инспекции принесет мало пользы.