Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения


Применение соглашений об избежании двойного налогообложения

     
     Е.Л. Васюкова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Сотрудники российского предприятия направляются на работу в другие страны на длительный срок. В соответствии с условиями контракта несколько дней в году они могут проводить в Российской Федерации. Российское предприятие производит начисление и выплату этим сотрудникам вознаграждения за работу.

     
     Будет ли такое вознаграждение относиться к доходам от источников за пределами Российской Федерации?

     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия физическими лицами в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации, и в соответствии со ст. 209 НК РФ такой доход признается объектом налогообложения в Российской Федерации.
     
     Если физическое лицо осуществляет деятельность за пределами Российской Федерации, то в соответствии с подпунктом 6 п. 3 ст. 209 НК РФ вознаграждение за осуществление подобной деятельности относится к доходам от источников за пределами Российской Федерации и признается объектом налогообложения в Российской Федерации, если физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации.
     
     Таким образом, если сотрудники предприятия, осуществляющие деятельность за пределами Российской Федерации, фактически находятся в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году (то есть не являются налоговыми резидентами Российской Федерации), то вознаграждение за их деятельность, начисляемое и выплачиваемое в Российской Федерации, подлежит налогообложению в соответствии с законодательством того государства, налоговым резидентом которого они являются.
     
     Однако если Российская Федерация имеет со страной, в которую направлены на работу сотрудники российского предприятия, двустороннее Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов, то вопросы налогообложения резидентов одного или обоих государств регулируются положениями такого Соглашения (ст. «Доходы от работы по найму»).
     

     Наше предприятие заключило контракт с иностранным юридическим лицом на выполнение работ для нашего предприятия на территории Российской Федерации. В какой валюте удерживается налог с дохода иностранного юридического лица?

     
     Порядок исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом, регулируется положениями НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 310 НК РФ сумма налога, удержанного с доходов иностранных организаций, перечисляется налоговым агентом (российским предприятием, выплачивающим доход иностранной организации) в федеральный бюджет одновременно с выплатой дохода либо в валюте выплаты этого дохода, либо в валюте Российской Федерации по официальному курсу Банка России на дату перечисления налога.
     

     Предприятие выплачивает иностранному резиденту роялти, которые по двустороннему соглашению об избежании двойного налогообложения доходов не подлежат обложению налогом в Российской Федерации. Может ли предприятие не удерживать налог с дохода иностранного юридического лица при выплате дохода?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение (является резидентом) в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, такого подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, такой доход освобождается от налогообложения у источника выплаты или облагается налогом по пониженным ставкам.
     

     Российское предприятие получает доходы из источников, находящихся на территории Украины.

     
     Какой документ и кем выданный необходимо представить в налоговые органы Украины для устранения двойного налогообложения на основании Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 08.02.1995?

     
     Согласно п. 1ж ст. 3 вышеуказанного Соглашения компетентным органом по применению Соглашения в Российской Федерации является Минфин России или уполномоченный им представитель.
     
     Минфин России, являясь компетентным органом, письмом от 19.01.1996 N 04-06-02 уполномочил Госналогслужбу России (ныне - МНС России), но не районные налоговые инспекции МНС России, вести работу по выдаче справок, подтверждающих резидентство российских юридических и физических лиц.
     
     В связи с вышеизложенным российской организации следует обратиться в Управление международных налоговых отношений МНС России для получения документа, подтверждающего его российское резидентство, для предъявления налоговым органам Украины с целью устранения двойного налогообложения одного и того же вида дохода в Российской Федерации и в Украине.
     

     Российская организация - комиссионер в соответствии с договором комиссии подписала контракт с чешской компанией от своего имени, но за счет комитента (российской организации) на осуществление комитентом инженерно-консультационных услуг на территории Чешской Республики. Комиссионер зарегистрировал от своего имени в Чешской Республике постоянное представительство и оплачивает из доходов комитента за оказанные услуги налог в соответствии с чешским законодательством.

     
     Кто должен производить вычет налога, уплаченного в Чешской Республике, из налога, подлежащего уплате в Российской Федерации: комитент или комиссионер?

     
     В соответствии со ст. 996 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
     
     В соответствии с договором комиссии, заключенным между комитентом и комиссионером, комиссионер получает и перечисляет денежные средства, полученные от чешской компании за оказанные комитентом услуги и принадлежащие комитенту, на счет комитента.
     
     Учитывая вышеизложенное, обязательства по уплате налога с дохода, полученного за оказанные на территории Чешской Республики услуги, несет комитент. Следовательно, и вычет налога, уплаченного в Чешской Республике, должен производиться в Российской Федерации из налогооблагаемого дохода комитента в соответствии со ст. 23 «Устранение двойного налогообложения» Конвенции «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал», согласно которой если резидент Российской Федерации получает доход, который в соответствии с положениями настоящей Конвенции может облагаться налогом в Чешской Республике, то сумма налога на такой доход, подлежащая уплате в Чешской Республике, вычитается из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Однако такой вычет не должен превышать сумму налога, рассчитанного в связи с таким доходом в соответствии с налоговыми законами Российской Федерации.
     

     В соответствии с контрактом, заключенным с российской фирмой на 2002-2004 годы, немецкая компания собирается регулярно заниматься организацией международных промышленных выставок в Российской Федерации в арендованном для этих целей помещении (монтаж и демонтаж оборудования, художественных стендов для выставок, подготовка рекламных материалов). Для этих целей немецкая компания направляет в Российскую Федерацию специалистов. Согласно учредительным документам компании организация выставок за рубежом является для немецкой компании основным видом деятельности. Приводит ли такая деятельность немецкой компании в Российской Федерации к образованию постоянного представительства?

     
     В соответствии со ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается, в частности, место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с проведением предусмотренных контрактами работ, в частности по установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования и т.д.
     
     Согласно положениям ст. 5 «Постоянное представительство» Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 для целей настоящего Соглашения выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично.
     
     В соответствии с комментариями к модели Конвенции по налогам на доход и капитал, на основании которой заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения, выражение «место деятельности» включает любые помещения, средства или установки, используемые для осуществления бизнеса предприятия, независимо от того, исключительно они используются для этой цели или нет. Не имеет значения, принадлежат или арендуются находящиеся в распоряжении предприятия помещения, средства или установки.
     
     Учитывая вышеизложенное, деятельность немецкой фирмы по организации выставок на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, и доход от такой деятельности подлежит налогообложению в Российской Федерации в соответствии со ст. 7 «Прибыль от предпринимательской деятельности» вышеуказанного Соглашения.
     

     Российский резидент получает доход в виде дивидендов из источников, находящихся на территории Монголии. Как осуществляется зачет налога, уплаченного в Монголии, при расчете налога с доходов этого резидента в Российской Федерации?

     
     Вопросы налогообложения резидентов (лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации и/или Монголии) регулируются Соглашением между Правительством РФ и Правительством Монголии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 05.04.1995.
     
     Положениями п. 1а ст. 24 «Устранение двойного налогообложения» вышеуказанного Соглашения предусматривается, что сумма налога, уплаченная российским резидентом в Монголии, может быть вычтена из налога, подлежащего уплате этим резидентом в Российской Федерации, но вычет не должен превышать сумму российского налога на такой доход, рассчитанный в соответствии с российским налоговым законодательством.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в Монголии был уплачен налог с дивидендов, полученных из источников, находящихся на территории Монголии, то в Российской Федерации размер вычета не должен превышать сумму налога, которую российский резидент уплатил бы с такой суммы дивидендов в соответствии с российским налоговым законодательством.
     

     Перевозчик, являющийся резидентом Республики Чили, осуществляет морскую перевозку груза из российского порта в порт Уругвая.

     
     Освобождается ли чилийский резидент - морской перевозчик от налога на доход, полученный из источника в Российской Федерации, на основании письма Минтранса России Минфину Республики Чили об освобождении от налога на доходы чилийских судов, перевозящих грузы в/из Российскую Федерацию, от 18.08.1993?

     
     Вопросы налогообложения доходов иностранных юридических лиц, в частности налогообложение доходов нерезидентов от международных перевозок, регулируются в Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации, если иные нормы и правила не предусмотрены положениями международных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
     
     Однако Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Чили об избежании двойного налогообложения доходов не заключено, поэтому следует руководствоваться положениями НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от международных перевозок относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты доходов по ставке 10 %.
     

     Физическое лицо работало по найму для американской компании на борту морского судна, которое находилось за пределами территориального моря Российской Федерации, в течение семи месяцев в 2001 году.

     
     Подлежат ли налогообложению в Российской Федерации доходы, полученные за работу по найму на борту американского морского судна?

     
     В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Вопросы налогообложения юридических и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации и (или) США (лиц с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве), регулируются Договором между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992.
     
     Согласно п. 1b ст. 3 вышеуказанного Договора термин «Россия (Российская Федерация)» при использовании в географическом смысле включает территориальное море, а также экономическую зону и континентальный шельф, в которых Российская Федерация может для определенных целей осуществлять суверенные права и юрисдикцию в соответствии с международным правом и в которых действует налоговое законодательство Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также информацию, содержащуюся в вопросе, если физическое лицо осуществляло деятельность на борту морского судна, находящегося за пределами территориального моря, но в пределах экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, то для целей налогообложения эта деятельность будет рассматриваться как осуществляемая на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ налоговые резиденты Российской Федерации - это физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Следовательно, налогообложение доходов физического лица, полученных от американской компании за работу по найму на борту принадлежащего ей судна, если физическое лицо являлось налоговым резидентом Российской Федерации, регулируется положениями российского налогового законодательства.
     
     Однако в соответствии со ст. 22 вышеуказанного Договора каждое Договаривающееся Государство разрешает лицам с постоянным местопребыванием в нем (резидентам) (и применительно к США - его гражданам) использовать в качестве зачета против налога на доходы подоходный налог, уплаченный такими лицами другому Договаривающемуся Государству.
     

     Американская компания проводит консультации на российском предприятии. Для этих целей компания направляет своих специалистов. Образует ли такая деятельность постоянное представительство на территории Российской Федерации?

     
     В соответствии со ст. 306 НК РФ если иностранная организация имеет в Российской Федерации место деятельности, через которое эта организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную, в частности, с оказанием услуг, то такая деятельность для целей налогообложения рассматривается как осуществляемая в Российской Федерации через постоянное представительство.
     
     Если деятельность осуществляется подобным образом, то согласно положениям ст. 6 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 прибыль от такой деятельности может облагаться налогом в Российской Федерации.