Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменены ранее действовавшие льготные условия по обложению НДС судоремонтных работ. Просим дать разъяснение, что означает выражение «в период стоянки в портах», что понимается под словом «порт» и будут ли распространяться льготы по НДС на судоремонтные работы, выполняемые судоремонтным заводом у заводских причалов.

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения НДС, установлен ст. 149 НК РФ. Данным перечнем предусмотрены услуги по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах.
     
     Пунктом 1 ст. 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Согласно ст. 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 30.04.1999 N 81-ФЗ, под морским торговым портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, а также используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту.
     
     Под морским рыбным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для осуществления основного вида деятельности - комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота.
     
     Под морским специализированным портом понимается комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, осуществляющих перевозки определенных видов грузов (леса, нефти и других).
     
     Таким образом, от обложения НДС освобождаются операции по реализации услуг по ремонту морских судов и судов внутреннего плавания, оказываемых в период стоянки в указанных портах.
     
     Что касается услуг по ремонту судов, выполняемых судоремонтными заводами у заводских причалов, то такие услуги облагаются НДС в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке налога в размере 20 %.
     

     Российская организация осуществляет экспортные поставки товаров в счет погашения части задолженности бывшего СССР и Российской Федерации перед Чешской Республикой. Подлежат ли обложению НДС суммы авансовых платежей, полученные вышеуказанной организацией в счет предстоящих поставок товаров?

     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), за исключением экспортируемых товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, определяемых Правительством РФ), включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Вышеуказанный перечень товаров утвержден постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602 «Об утверждении Порядка определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым или иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, и перечня товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев».
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок не поименованных в вышеуказанном постановлении Правительства РФ товаров, экспортируемых в счет погашения задолженности бывшего СССР, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     
     Согласно п. 8 ст. 171 и п. 6 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат вычету после даты реализации товаров.
     

     Российское предприятие осуществляет ввоз товаров на территорию Российской Федерации. При таможенном оформлении груза в стоимость ввозимых товаров в соответствии со ст. 18 и 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» включается стоимость услуг по доставке товаров.
     
     Соответственно, налоговая база для исчисления и уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации определяется как сумма таможенной стоимости товара, включая суммы доставки.

     Кроме того, оказание услуг по доставке оплачивается российским предприятием по отдельному договору, и с данной суммы производится исчисление и уплата НДС.

     Таким образом, имеет место факт двойного налогообложения одного и того же вида услуг, то есть стоимости транспортировки (до-ставки) товаров.

     На основании вышеизложенного просим разъяснить, подлежит ли освобождению от уплаты НДС услуга по договору на доставку товара?

     
     Статьей 146 НК РФ установлено, что ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации является объектом обложения НДС. При этом согласно ст. 160 НК РФ налоговая база по НДС при ввозе товаров на таможенную территорию определяется с учетом таможенной стоимости ввозимого товара.
     
     Однако в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ услуги по транспортировке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, оказываемые российскими перевозчиками, облагаются НДС по ставке 0 % в части услуг, стоимость которых включена в таможенную стоимость импортируемых товаров. При этом для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % в налоговые органы должны быть представлены документы, предусмотренные п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе копия грузовой таможенной декларации.
     
     Таким образом, в случае применения российским перевозчиком в отношении услуг по транспортировке импортируемых товаров ставки НДС 0 % факт двойного налогообложения, о котором говорится в вопросе, не возникает.
     

     В соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, для обоснования применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы представляется наряду с другими документами выписка банка. Вместе с тем подпунктом 2 п. 1 ст. 165 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров в случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование.
     
     Возможно ли в случае оказания услуг согласно подпункту 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и последующего расчета со стороны иностранного партнера путем предоставления иных услуг представление в налоговый орган документов, подтверждающих оказание услуг, а также акта взаимозачета между сторонами, поскольку иное противоречило бы принципу равноправия налогоплательщиков?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение НДС по налоговой ставке 0 % производится при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Согласно подпункту 3 п. 1 вышеуказанной  статьи НК РФ налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) товаров через таможенную территорию Российской Федерации, помещенных под таможенный режим транзита через вышеуказанную территорию, производится также по налоговой ставке 0 %.
     
     Право на применение ставки НДС в размере 0 % в отношении таких услуг предоставляется налогоплательщику на основании перечня необходимых документов, установленного п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе при наличии выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
     
     При оказании вышеуказанных услуг для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0 % представление в налоговые органы взамен выписки банка иных документов (за исключением случаев незачисления валютной выручки в установленном порядке) главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, применять ставку НДС в размере 0 % в отношении услуг, перечисленных в подпунктах 2 и 3 п. 1 ст. 164 НК РФ, в случае отсутствия выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке, не следует.
     

     В каком порядке и при каких условиях производится возмещение предприятиям (организациям) НДС, уплаченного за приобретенные товары (работы, услуги)?

     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, и товаров, приобретаемых для перепродажи.
     
     Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся после принятия на учет товаров (работ, услуг) на основании счетов-фактур с выделенной отдельной строкой суммой налога, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     
     НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, принимается к вычету на основании таможенных деклараций по ввозимым товарам и платежных документов, подтверждающих фактическую уплату НДС таможенным органам.
     
     Особый порядок применения налоговых вычетов действует в отношении налогоплательщиков, осуществляющих операции по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК РФ, то есть операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 %. В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса, в порядке, определенном п. 4 ст. 176 НК РФ. Иными словами, суммы НДС подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации. Возмещение производится не позднее трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации, указанной в п. 6 ст. 164 НК РФ, и документов, предусмотренных ст. 65 настоящего Кодекса.
     
     Кроме того, согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 % в отношении экспортируемых товаров налоговые органы вправе требовать иные документы, не перечисленные в ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Случаи, когда суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на таможенную территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), перечислены в п. 2 ст. 170 НК РФ.
     
     Так, суммы НДС относятся на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг):
     
     - при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
     
     - при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
     
     - при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с главой 25 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;
     
     - при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.
     
     Согласно п. 3 вышеуказанной статьи НК РФ в случае принятия налогоплательщиком вышеуказанных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.