Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Мониторинг налогового потенциала региона


Мониторинг налогового потенциала региона

     
     А.Д. Морозов

     
     Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной и социально-бытовой сферами устанавливается определенная согласованность, взаимозависимость, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения. Мониторинг налогового потенциала региона предназначен для более глубокого исследования проблем теории и практики региональной экономики, мер антикризисной политики, стабилизации режима функционирования хозяйственных связей, кредитования инвестиций в реальный сектор экономики, а также моделирования эффективных схем формирования регионального бюджета. Концепция моделирования региональных экономических систем допускает два различных подхода: один - единой модели региона, охватывающей все его связи; другой - взаимосвязанной системы моделей, каждая из которых описывает отдельный элемент структуры региона. В первом случае модель должна располагать достаточно детализированной информацией о возможностях функционирования всех элементов региона, что является идеальным, но практически недостижимым вариантом. Во втором случае выделяются отдельные функциональные части, которые описываются с помощью различных экономико-математических моделей.
     
     Декомпозиционный подход структурного анализа позволяет выделить следующие региональные подсистемы:
     
     - производственный комплекс региона, обеспечивающий воспроизводство товаров и услуг производственно-технического назначения;
     
     - социальный комплекс, обеспечивающий условия жизнедеятельности и воспроизводства населения региона;
     
     - финансово-бюджетную систему, обеспечивающую перераспределение валового регионального продукта между производственной и социальной системами.
     
     Свойства и отношения элементов финансово-бюджетной системы формально однороднее, чем экономические свойства и отношения региональных систем в целом. Существует большое количество конкретных отношений между элементами финансово-бюджетной системы. Вместе с тем в основе этого многообразия отношений находится конечный набор базовых отношений. Базовый набор отражает способность человека вычленять те или иные отношения при реализации. Остальные отношения сводятся к комбинации базовых отношений. Базовые отношения делятся на группы: временные, пространственные и др.
     
     Системная модель, построенная в синтетическом процессе «моделирование - проектирование», должна быть многоуровневой моделью, способной представить проектируемую систему на любом из нескольких имеющихся уровней детализации. Поэтому моделирование на многих уровнях естественным образом вытекает из принципа синтеза моделирования и проектирования. Кроме того, этот метод моделирования играет важную роль при построении и использовании любой имитационной модели большого размера. Мониторинг оценки налогового потенциала региона должен базироваться на многокритериальной оптимизации функционирования региональных экономических систем с диалоговым компьютерным обеспечением на базе сценарных вариантов поведения систем. С методической точки зрения, речь идет о процессе, в котором должны учитываться, во-первых, основные тенденции динамики налогового потенциала региона, а во-вторых, должен производиться анализ соответствия полученного базового варианта фактическим показателям функционирования региональных экономических систем, то есть адекватности. Организационная схема формирования и функционирования мониторинга финансово-бюджетной системы, производственного и социально-экономического комплексов региона может быть представлена в следующем виде (см. схему).
     

     


     
     Целевая функция подобного типа строится исходя из содержательных предпосылок, представляя собой функциональную зависимость из комбинации субмоделей. В таких моделях цели и приоритеты не являются неизменными, застывшими и жестко фиксированными. В процессе функционирования системы могут происходить существенные изменения во внутренней и внешней среде и открываться возможности более рационального использования, в том числе и налогового потенциала.
     
     Подобные схемы компьютерного мониторинга оценки налогового потенциала позволяют:
     
     - производить диагностику социально-экономического положения региона с целью выявления особенностей его функционирования;
     
     - выявлять основные факторы, влияющие на экономическую стабильность и финансовую устойчивость региона;
     
     - проводить региональное индикативное, программно-целевое и бюджетное планирование;
     
     - выявлять возможные социально-экономические последствия воздействия негативных вариантов развития ситуаций;
     
     - осуществлять научно обоснованную оценку налогового потенциала региона;
     
     - прогнозировать динамику развития налогового потенциала региона;
     
     - прогнозировать объемы налоговых поступлений всех видов;
     
     - прогнозировать объемы инвестиционных поступлений;
     
     - оценивать региональные инвестиционные проекты;
      
     - определять цели, задачи и приоритетные направления развития на региональном уровне;
      
     - определять оптимальную структурную динамику развития региона, совокупность показателей функционирования финансово-бюджетной системы, промышленно-экономического комплекса и социальной сферы;
     
     - анализировать изменения отраслевой структуры выпуска продукции и взаимосвязи динамики роста отраслей промышленности со сдвигами в региональной структуре производства.