Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики


Потребительская кооперация в условиях глобализации мировой экономики

     
     О.Б. Буздалина,
советник налоговой службы I ранга

     
     Глобализация международных отношений и мировой экономики получила в последние годы широкое распространение по нескольким причинам. Во-первых, западный мир вышел из тяжелых испытаний 70-80-х годов и восстановил свою роль мировой экономической доминанты. Во-вторых, информационная революция связала воедино отдельные регионы планеты. В-третьих, развал СССР, а затем кризис в странах Азии создали иллюзию победы либеральных ценностей в мировом масштабе. В-четвертых, серьезное значение приобретает растущий культурный обмен и взаимозависимость между странами периферии и «первого мира».
     
     Мировые процессы глобализации, прежде всего в области экономики, не могли в последние годы не коснуться Российской Федерации. Либерализация внешнеэкономических связей страны, открытость российской экономики всему миру, членство Российской Федерации во многих международных экономических организациях - все это наглядно демонстрирует дальнейшую интеграцию нашего государства в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного партнера.
     
     С точки зрения положительных тенденций, глобализация означает централизацию, возможность маневрирования финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, внедрение новых технических достижений и новейших технологий. В процессе глобализации происходит увеличение объемов деятельности, растет прибыль и уменьшаются затраты.
     
     В то же время существуют и отрицательные аспекты последствий глобализации, в том числе для потребительской кооперации. Так, в процессе глобализации мировой экономики в основном решаются  проблемы предпринимателя, а не потребителя. Создаются крупные банковские, промышленные, оптовые предприятия, транснациональные и национальные розничные сети; следовательно, идет процесс свертывания внутреннего рынка. Это приводит к росту безработицы и, соответственно, к невыполнению главной функции глобализации - борьбы с бедностью.
     
     Глобализация не могла не затронуть международное движение кооперативов, в котором занято свыше 700 миллионов человек.
     
     В Международный Кооперативный Альянс (МКА), образованный в 1895 году, входят 200 кооперативных организаций из разных стран мира.
     

     Одной из главных целей МКА является защита кооперативных ценностей, которые предусматривают самоусовершенствование, ответственность, демократию, равенство, солидарность.
     
     Основная ценность потребительской кооперации состоит в ее социальной направленности, которая заключается в заботе о каждом своем члене-пайщике, о его благосостоянии и здоровье.
     
     В настоящее время особое значение приобретают иностранные инвестиции в реальный сектор российской экономики, включая систему потребительской кооперации. Процесс обновления основных фондов и техническое перевооружение действующих предприятий на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса, создание и техническое оснащение новых предприятий в различных отраслях деятельности, способных производить конкурентную на мировом рынке продукцию, невозможны без привлечения иностранных инвестиций.
     
     Поэтому в настоящее время в Российской Федерации достаточно остро стоит проблема установления международных связей организаций потребительской кооперации. Это обусловлено тем, что отечественная потребительская кооперация все еще имеет неустойчивое экономическое положение. Кроме того, кооперативное движение слабо развито в городах, особенно крупных, что привело к потере прежних позиций потребительской кооперации в городской торговле. Несмотря на жесткие методы конкуренции на рынке товаров и услуг, система потребительской кооперации может вернуть утерянные позиции. В частности, члены потребительской кооперации могут выступать в роли конкурентов на сформировавшихся в последнее время городских рынках по продаже продовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции, способствовать оживлению работы кооперативных магазинов, расположенных в городах, рабочих поселках, а также осваивать новые рынки сбыта товаров. Не следует забывать, что кооперативы имеют существенное преимущество по сравнению с предприятиями других организационно-правовых форм, заключающееся в оптимальном сочетании социальной миссии с хозяйственной и финансовой деятельностью. Многие кооперативы, имеющие традиционные международные связи, создают в настоящее время совместные предприятия с участием иностранного капитала.
     
     В то же время весьма изношенная материально-техническая база потребительской кооперации остро нуждается в инвестициях на реконструкцию и техническое перевооружение. Расширение сферы деятельности потребительской кооперации, связанное с выполнением значительных функций на селе, создание новых рабочих мест в сельской местности потребуют крупных финансовых вложений. Дальнейшему развитию системы потребительской кооперации в Российской Федерации могут способствовать иностранные инвестиции, для привлечения которых должен быть создан благоприятный инвестиционный климат, заключающийся прежде всего в государственной защите инвестиций и в их льготном налогообложении.
     

     Привлечение иностранных инвестиций в экономику российских регионов зависит от совершенствования всей системы налогообложения. Большое значение в создании общего благоприятного инвестиционного климата имеет Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), благодаря которому:
     
     - достигается четкое распределение полномочий между законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по формированию законодательной базы налогообложения на федеральном, региональном и местном уровнях. Так, в соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются настоящим Кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
     
     - создается рациональная налоговая система, обеспечивающая сбалансированность государственных и частных интересов;
     
     - совершенствуется система ответственности за налоговые правонарушения, а также устанавливаются четкие процедуры обжалования решений налоговых органов.
     
     НК РФ предусмотрено предоставление льгот организациям потребительской кооперации на федеральном уровне. Так, ст. 297 НК РФ установлены особенности определения расходов организациями потребительской кооперации, что позволяет этим организациям включать в расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг), кроме затрат, указанных в ст. 253 настоящего Кодекса, расходы на содержание потребительских обществ и их союзов, проценты, выплачиваемые за привлекаемые у пайщиков и других граждан заемные средства, а также отчисления в фонд развития потребительской кооперации. В соответствии с главой 21 НК РФ не подлежат обложению НДС реализация долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок. Кроме того, главой 23 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы доходов охотников-любителей, получаемых от сдачи организациям, в том числе потребительской кооперации, добытых пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных.
     
     Современное экономическое состояние зарубежной потребительской кооперации характеризуется общими с экономикой Российской Федерации чертами: влиянием роста инфляции, снижением темпов роста производительности труда, увеличением издержек обращения.
     

     Общепринятым в мировой практике выходом из создавшейся экономической ситуации является концентрация экономических возможностей путем укрупнения кооперативов; причем интеграция приводит к сокращению абсолютного числа кооперативных организаций.
     
     В некоторых странах, например в Великобритании, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков. Внутренние проблемы современных кооперативов возникают из противоречивости целей, которые они преследуют: с одной стороны, необходимо защищать интересы пайщиков, а с другой - следует соблюдать законы рыночной экономики.
     
     Перечислим общие для всех кооперативов проблемы, связанные с образованием капитала и распределением результатов работы:
     
     1) заинтересованность пайщиков в распределении прибыли препятствует созданию фондов развития кооператива и резервных фондов;
     
     2) кооперативы имеют гораздо меньше возможностей привлечения собственного капитала, чем акционерные общества, так как размер собственного капитала зависит от числа членов кооператива. В связи с тем, что каждый член кооператива имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев становится нецелесообразным. Если из кооператива выбывают его члены и получают принадлежащие им паи обратно, то собственный капитал кооператива, а вместе с ним и его кредитная основа уменьшаются;
     
     3) привлечение кооперативом заемного капитала негосударственных (коммерческих) банков весьма затруднено, так как получение кредитов зависит от платежеспособности кооперативов, которая далеко не всегда стабильна. Поэтому кооперативы (особенно мелкие) на рынке капитала не всегда пользуются доверием, что приводит к тому, что кредиты предоставляются им на неблагоприятных условиях, а это, в свою очередь, делает их труднодоступными для кооперативов;
     
     4) государство оказывает финансовую поддержку кооперативам в рамках определенных программ путем выдачи льготных кредитов и установления льготного налогообложения, но в некоторых странах большинство кооперативов по разным причинам не может участвовать в этих программах.
     
     В отличие от зарубежных кооперативов организации российской потребительской кооперации имеют сравнительно высокий уровень производства, производственный и интеллектуальный потенциал.
     

     В системе отношений «государство - кооператив» в подавляющем большинстве стран прослеживается тенденция государственного регулирования деятельности кооперативов исключительно правовыми и экономическими методами.
     
     В настоящее время повышается роль кооперативных объединений на государственном уровне, что объясняется следующим:
     
     - возрастает конкуренция со стороны крупных объединений предприятий других организационно-правовых форм собственности;
     
     - современные технологии весьма дороги и не могут быть использованы мелкими кооперативами из-за недостаточности их оборотных средств;
     
     - постоянно меняющиеся условия хозяйствования кооперативов вынуждают кооперативы координировать свою хозяйственную деятельность, обмениваться информацией, повышать уровень квалификации работников;
     
     - появляется возможность осуществлять кооперирование в кредитно-финансовой сфере путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования.
     
     В современных условиях кооперативные организации самостоятельно выбирают наиболее привлекательную для них правовую форму деятельности.
     
     Традиционно выделяются три основные разновидности организационно-правовых форм современных кооперативов:
     
     1) «чистые кооперативы» - это кооперативы, в которых установлено равенство прав пайщиков как в управлении, так и в распределении прибыли;
     
     2) «кооперативы акционерного типа» - это кооперативы, в которых преобладают элементы акционерного общества. Они наиболее распространены в США и Бельгии. Прибыль распределяется в них в виде дивидендов пропорционально величине пая при равенстве прав в управлении и обычно ограничивается верхним пределом;
     
     3) кооперативы, занимающие промежуточное положение между «чистыми кооперативами» и «кооперативами акционерного типа».
     
     Рассмотрим особенности законодательства, регламентирующего деятельность и налогообложение кооперативов ведущих европейских стран.
     
     Так, в ФРГ деятельность кооперативов регламентируется законом «О коммерческих и торговых кооперативах», законодательно закрепившим социальные обязательства кооператива перед своими членами. Последние изменения в этот закон, касающиеся установления двойного статуса членства в кооперативе (по соглашению партнерства и контракту занятости), были внесены в 1994 году. Льготы кооперативам не предоставляются.
     
     В Бельгии деятельность кооперативов определяется специальными законами (первый из них был принят в 1935 году) и специальными Королевскими указами. Согласно бельгийскому законодательству кооперативы были в течение долгого времени чисто коммерческими компаниями индивидуального типа. Лишь поправкой к действующему законодательству, принятой в 1995 году, признана социальная цель их деятельности. Бельгийская налоговая система предоставляет льготы по налогообложению кооперативов. Так, например, налогом не облагается прибыль кооперативов в сумме до 5000 бельгийских франков. Но для получения налоговых льгот кооперативу необходимо получить официальное разрешение на это от Национального совета кооперации (CNC) Бельгии.
     

     В Дании деятельность кооперативов не регулируется государством. Кооперативы действуют только согласно своим уставам. Ставка налогообложения прибыли кооперативов составляет 14,3 %, тогда как предприятия иных организационных форм уплачивают налог на прибыль в размере 34 %.
     
     В Испании кооперативы представляют собой компании с переменным капиталом и демократической структурой управления. Для членов кооперативов обязательным является внесение пая, минимальная сумма которого устанавливается уставом. Члены рабочих кооперативов в Испании ежемесячно получают авансовые платежи, имеют свои доли в прибылях кооператива. В испанских кооперативах широко развита система социального обеспечения. Кооперативы пользуются значительными налоговыми льготами: они освобождены от таких налогов, как налог на корпорацию, налог на компанию, налог на строения, налог на капитал. Члены кооперативов освобождаются от подоходного налога.
     
     Законодательство Франции, касающееся кооперативов, также признает коммерческий характер их деятельности, но в то же время ремесленные, транспортные, морские и сельскохозяйственные кооперативы полностью освобождаются от уплаты налогов на прибыль.
     
     Весьма поучительной является система уплаты подоходного налога с кооперативов в Италии. Так, если социальные расходы и выплаты вознаграждений составляют более 60 % всех расходов кооператива, то они полностью освобождаются от уплаты подоходного налога. Если же эти выплаты составляют от 40 до 60 % всех расходов, то кооперативам предоставляется скидка с подоходного налога в размере 50 %. Если же социальные расходы кооператива менее 40 %, то они вынуждены нести полное бремя подоходного налога.
     
     Большие налоговые льготы предусмотрены для кооперативов в Португалии: они освобождены от налога на строения, используемые под офисы и для осуществления хозяйственной деятельности, от налога на корпорации, дополнительного налога и налога на капитал.
     
     Напротив, в Великобритании, несмотря на то, что Закон о производственных и сберегательных обществах был принят еще в 1852 году, кооперативы не пользуются какими-либо налоговыми льготами. Они платят в полном объеме все налоги на корпорации и на капитал.
     
     В Швеции отсутствует специальное законодательство о кооперативах, которые рассматриваются как обычные компании. Поэтому они имеют такой же налоговый статус, как и другие коммерческие компании.
     

     Таким образом, несмотря на то, что в отдельных странах Европы (Великобритании, Швеции) кооперативы приравнены к коммерческим структурам и не пользуются какими-либо льготами при налогообложении, в целом же прослеживается тенденция государственной поддержки деятельности кооперативов. Многие европейские страны законодательно признали высокую социальную роль кооперативного движения и предоставляют кооперативам различные льготы, в первую очередь по налогообложению. Как видно из произведенного анализа, правительства многих ведущих европейских государств (Бельгии, Испании, Франции, Португалии), признавая кооперативы скорее социальными, чем коммерческими организациями, освобождают их деятельность от обложения многими налогами.
     
     По нашему мнению, этот положительный мировой опыт необходимо в полном объеме распространить и на налогообложение хозяйственной деятельности российских кооперативов.
     
     Зная проблемы и тенденции мирового кооперативного движения, можно сопоставить их с тенденциями и проблемами российской потребительской кооперации и выявить отличия действующих принципов, на которых основана деятельность современной российской потребительской кооперации, от принципов МКА.
     
     Можно выделить две группы экономических проблем, стоящих перед современной российской кооперацией:
     
     - проблемы, характерные для всех предприятий российской экономики: отсутствие ясной государственной экономической политики, низкая платежеспособность населения и некредитоспособность предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и недоступность банковских кредитов, большое налоговое бремя и т.п.;
     
     - проблемы самих кооперативных организаций: невозможность получения высокой прибыли из-за преимущественного обслуживания малоимущих слоев населения (в том числе и населения отдаленных районов), наличие малоэффективных, зачастую морально и физически устаревших основных фондов, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально значимых кооперативных предприятий и т.п.
     
     Пути реформирования российской потребительской кооперации на принципах МКА следующие.
     
     Установленная в современном кооперативном законодательстве цель потребительской кооперации совпадает, по сути, с целями международной кооперации, но методы ее достижения сформулированы в следующих принципах:
     

     - экономическое участие членов [снятие ограничений участия кооперативов в коммерческой деятельности любых форм, в том числе путем создания контролируемых кооперативом отдельных предприятий с условием кооперативного распределения прибыли (ограниченный процент на паевой капитал, направление прибыли на развитие кооператива, на совместные нужды пайщиков и на бонус по товарообороту); реальное привлечение пайщиков к экономическому участию в виде бонуса по товарообороту в размере не менее 3-5 %; соответствие отчислений в паевой фонд мировой практике; достижение размера дохода пайщиков не ниже величины учетной ставки банков для физических лиц];
     
     - управление и контроль (равенство прав; подотчетность руководства; взаимное доверие; демократия; регламентация);
      
     - автономия и независимость (приведение нормативных документов, определяющих деятельность потребительской кооперации, в соответствие с международными нормами с включением кооперативных принципов МКА; создание социальной базы потребительской кооперации).
     
     Существенных новаций требует налогообложение системы потребительской кооперации. В последние годы в связи с ростом социальной направленности в деятельности кооперативных организаций в Российской Федерации они все больше приобретают черты социальных кооперативов, которым согласно мировому опыту должны предоставляться налоговые льготы.