Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ МНС России от 05.07.2002 N БГ-3-05/344 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога"


Приказ МНС России
от 05.07.2002 N БГ-3-05/344

     

Об утверждении Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 10. — C. 200/45.

     
     5. При применении пунктов 1 и 4 статьи 237 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     Согласно статье 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи относятся: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные).
     
     Понятие "работник" применяется в значении, определенном статьей 20 ТК РФ.
     
     Так, в соответствии со статьей 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно статье 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     
     5.1. Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, не за результаты трудовой деятельности, например, суммы призов, подарков, премий за участие в спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, за активное участие в общественной работе и т.п., подлежат налогообложению только в случае, если эти работники связаны с налогоплательщиком трудовым договором (контрактом).
     
     5.2. Если физическое лицо - работник становится владельцем товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав) в результате оплаты их стоимости работодателем, то стоимость этих товаров (работ, услуг, имущественных и иных прав), в частности оплата за работника коммунальных услуг, отдыха и т.п., включается в налоговую базу в общеустановленном порядке.
     
     Например, если работодатель производит оплату стоимости путевки за работника, то ее стоимость подлежит налогообложению.
     
     5.3. При определении налоговой базы следует учитывать, что не включаются в налоговую базу выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
     
     Например, если физическое лицо - работник заключает с организацией-работодателем договор купли-продажи, предметом которого является передача права собственности на имущество, принадлежащее данному физическому лицу, то стоимость передаваемого имущества по такому договору не подлежит налогообложению.
     

     5.4. В стоимость товаров (работ, услуг) в виде выплат в натуральной форме включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.
     
     5.5. Выплаты и вознаграждения, указанные в пункте 1 статьи 237 НК РФ, не подлежат включению в налоговую базу по налогу, если они отнесены налогоплательщиками-организациями к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Например, согласно пункту 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы страховых взносов по пенсионному страхованию и (или) негосударственному пенсионному обеспечению. Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда.
     
     Пунктом 7 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, кроме взносов, указанных в статье 255 НК РФ.
     
     Таким образом, сумма платежей налогоплательщика-работодателя, выплачиваемая по договору негосударственного пенсионного обеспечения своих работников и отнесенная к расходам для целей налогообложения налогом на прибыль, учитывается при расчете налоговой базы по единому социальному налогу, а остальная часть расходов включается в состав расходов, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и не подлежит налогообложению единым социальным налогом.
     
     5.6. Начисление выплат и вознаграждений физическим лицам, выполняющим работы в рамках совместной деятельности, производится теми участниками совместной деятельности (простого товарищества), с которыми данное физическое лицо связано трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским договором.
     
     Этими же участниками совместной деятельности (простого товарищества) производится уплата налога.
     

     6. В налоговую базу лиц, производящих выплаты физическим лицам, не включаются вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям.
     
     7. При применении пункта 3 статьи 237 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     7.1. Состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения индивидуальных предпринимателей, определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     К указанным статьям главы 25 НК РФ относятся статьи, определяющие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в частности статья 254 "Материальные затраты", статья 255 "Расходы на оплату труда", статья 256 "Амортизируемое имущество", статья 260 "Расходы на ремонт основных средств", статья 263 "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества", статья 264 "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией".
     
     Не включаются в состав расходов затраты, поименованные в статье 270 НК РФ.
     
     7.2. Суммы налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), а именно: налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж - подлежат исключению из дохода индивидуального предпринимателя при определении его налоговой базы для исчисления единого социального налога по следующим основаниям.
     
     Пунктом 19 статьи 270 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). К таким налогам относятся, в частности, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог с продаж.
     
     Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 248 НК РФ суммы указанных налогов исключаются из доходов для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Исключение в части налога на добавленную стоимость и сумм акцизов составляют включаемые в доход индивидуального предпринимателя вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), учитываемые при расчете налоговой базы как стоимость этих товаров (работ, услуг).
     
     7.3. Из налоговой базы адвокатов исключаются, наряду с расходами, принимаемыми к вычету в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ, отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений) по следующим основаниям.
     

     Согласно пункту 35 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в том числе, расходы в виде сумм целевых отчислений, произведенных налогоплательщиком на цели, указанные в пункте 2 статьи 251 НК РФ. К данным целевым отчислениям относятся, в частности, отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений), указанные в подпункте 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ.
     
     Таким образом, подпунктом 8 пункта 2 статьи 251 НК РФ отчисления адвокатов на содержание коллегии адвокатов (ее учреждений) отнесены законодателем к целевым отчислениям, не учитываемым при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль организаций.
     
     7.4. В отношении индивидуальных предпринимателей, являющихся участниками простого товарищества, в том числе осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, необходимо иметь в виду следующее.
     
     Индивидуальный предприниматель - участник совместной деятельности (простого товарищества) является налогоплательщиком налога с собственных доходов, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Индивидуальный предприниматель - участник совместной деятельности (простого товарищества), осуществляющий предпринимательскую деятельность в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, является налогоплательщиком с налоговой базы, определяемой как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1.
     
     При этом налоговая база индивидуального предпринимателя - участника совместной деятельности (простого товарищества) определяется пропорционально доходам, полученным каждым участником совместной деятельности.
     
     7.5. При определении налоговой базы членов крестьянского (фермерского) хозяйства необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" учет, в том числе бухгалтерский, результатов работы крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется в целом по хозяйству.
     
     Поэтому правила абзаца первого пункта 3 статьи 237 НК РФ (налоговая база определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период, за вычетом расходов, связанных с их извлечением) применяются к доходам всего хозяйства.
     

     Доход, полученный в текущем налоговом периоде в целом крестьянским (фермерским) хозяйством от предпринимательской деятельности, уменьшается на сумму расходов, принимаемых в целях налогообложения единым социальным налогом, состав которых определяется аналогично порядку определения затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Законодателем установлено, что из дохода членов крестьянских (фермерских) хозяйств исключаются также фактически произведенные расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства (абзац третий пункта 2 статьи 236 НК РФ). К таким расходам относятся, в частности, затраты по возведению производственных зданий и сооружений, приобретению машин, оборудования, взрослого рабочего и продуктивного скота и другие капитальные вложения. При этом следует иметь в виду, что стоимость амортизируемого имущества, определяемого согласно статье 256 НК РФ, погашается путем начисления амортизации. Поэтому указанные расходы будут приниматься в виде амортизационных отчислений.
     
     В соответствии с пунктом 3 статьи 257 ГК РФ плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.
     
     С учетом изложенного налоговая база каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства может быть определена только после распределения доходов между его членами. Из налоговой базы не исключаются авансовые платежи, выплачиваемые в счет будущих доходов в их пользу в течение текущего налогового периода.
     
     При этом налоговая база по налогу определяется отдельно по каждому члену крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом положений подпункта 5 пункта 1 статьи 238 НК РФ и подпункта 3 пункта 1 статьи 239 НК РФ.
     
     8. При применении подпункта 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует иметь в виду, что выплаты государственных пособий должны быть регламентированы:
     
     либо актами федерального законодательства,
     
     либо законодательными актами субъектов Российской Федерации,
     

     либо решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     Пособия в Российской Федерации являются одной из форм социальной помощи и определяются как регулярные или единовременные выплаты из средств социального страхования или средств бюджетов всех уровней.
     
     Таким образом, суммы пособий, установленных в соответствии с вышеназванными актами, не включаются в налоговую базу.
     
     Кроме того, к государственным пособиям, выплачиваемым в соответствии с законодательством РФ, относятся пособия, выплачиваемые за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов и ассигнований в эти фонды из федерального бюджета.
     
     Так, в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" видами обязательного страхового обеспечения граждан являются, в том числе:
     
     трудовые пенсии (пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
     
     пособия по временной нетрудоспособности;
     
     пособия по беременности и родам;
     
     единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
     
     единовременное пособие при рождении ребенка;
     
     ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
     
     пособие на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
     
     пособие по безработице;
     
     социальное пособие на погребение.
     
     Выплаты, произведенные физическим лицам в виде вышеуказанных пособий, не подлежат налогообложению.
     
     С 1 февраля 2002 года не подлежат налогообложению суммы пособий, выплачиваемых женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании статьи 256 ТК РФ с учетом положений статей 5 и 423 ТК РФ.
     
     9. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует иметь в виду, что нормы компенсационных выплат, которые не подлежат налогообложению, должны быть установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Компенсационные выплаты могут быть установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления.
     

     В случае если федеральным законодательством установлены нормы компенсационных выплат в определенном интервале, то органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе установить своими законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями местных органов самоуправления нормы компенсационных выплат в пределах данного интервала, при этом компенсационные выплаты, установленные на уровне субъектов Российской Федерации и на местном уровне, не могут превышать норм, установленных в соответствии с федеральным законодательством.
     
     Если федеральным законодательством предоставлено органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления право устанавливать компенсационные выплаты, но не установлены нормы этих выплат, то такие компенсационные выплаты не подлежат налогообложению в пределах норм, установленных законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями органов местного самоуправления.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с данным подпунктом не подлежат налогообложению компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, а именно не подлежат налогообложению фактически понесенные расходы, подтвержденные документально, так как нормы этих расходов могут быть не установлены законодательством Российской Федерации, однако возмещение данных расходов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     9.1. Не подлежат налогообложению:
     
     9.1.1. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, установленные, в частности:
     
     статьями 2, 22 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
     
     Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
     
     9.1.1.1. Расходы, возмещаемые отдельным гражданам и членам их семей, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по переезду, провозу имущества и найму помещения, которые регламентированы Федеральным законом от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не подлежат налогообложению.
     

     В то же время налогообложению подлежит:
     
     оплата гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, гарантированного статьей 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так как данная гарантия не является компенсационной выплатой;
     
     оплата ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 дней, гарантированного согласно пункту 4 статьи 19 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1, работающим в зоне, продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 года, так как дополнительно оплачиваемый отпуск к компенсациям не относится.
     
     9.1.2. Компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения, установленные, в частности:
     
     Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
     
     Законом РСФСР от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий";
     
     Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
     
     Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
     
     Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
     
     Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности".
     
     9.1.3. Компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также выплатой денежных средств взамен этого довольствия, установленные, в частности:
     

     Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
     
     Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
     
     Федеральным законом от 03.12.1994 N 55-ФЗ "О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции";
     
     Федеральным законом от 10.01.1996 N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации";
     
     Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
     
     9.1.4. Компенсационные выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
     
     При применении данной нормы необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в области физической культуры и спорта входит разработка федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта.
     
     Так, например, Приказом Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 13.09.1999 N 99 "Об изменении норм расходов на обеспечение питанием спортсменов и других участников спортмероприятий, учащихся олимпийского резерва" утверждены нормы расходов обеспечения питанием спортсменов и других участников спортмероприятий, учащихся олимпийского резерва.
     
     9.1.5. Компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск, установленные, в частности:
     
     статьями 84, 127, 178, 180, 181, 291, 292, 296, 318 ТК РФ;
     
     Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
     
     Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации";
     

     Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
     
     9.1.5.1. В случае отзыва работника из отпуска ему должен быть произведен перерасчет выплаченных сумм, а оставшаяся часть отпуска использована в согласованный между работником и администрацией срок.
     
     При этом производится новый расчет заработка. Выплата в этом случае не рассматривается как компенсация за неиспользованный отпуск, и налог на нее должен быть начислен в общеустановленном порядке. В аналогичном порядке производится начисление налога на оплату ежегодного отпуска, включаемого в фонд оплаты труда, под видом так называемой компенсации за неиспользованный отпуск.
     
     9.1.5.2. Статьей 126 ТК РФ установлено, что часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть по заявлению работника заменена денежной компенсацией. Сумма такой компенсации облагается налогом в общеустановленном порядке.
     
     9.1.5.3. При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата увольняемому работнику в соответствии со статьей 178 ТК РФ выплачивается выходное пособие, которое не облагается налогом.
     
     Кроме того, не подлежат налогообложению сохраненные в размере средних месячных заработков выплаты, гарантируемые увольняемому работнику в соответствии с вышеуказанной статьей.
     
     9.1.5.4. Не подлежат налогообложению также выплаты дополнительной компенсации, производимые в соответствии со статьей 180 ТК РФ.
     
     9.1.6. Компенсационные выплаты, связанные с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня, установленные, в частности:
     
     Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (выплаты, производимые педагогическим работникам образовательных учреждений на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий);
     
     Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Размеры этих выплат регламентированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1996 N 504 "О порядке предоставления бесплатных путевок в санаторно-курортное или другое оздоровительное учреждение либо выплаты денежной компенсации в случае невозможности предоставления путевок участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС";
     
     Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
     

     Федеральным законом от 21.07.1997 N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации";
     
     статьями 196, 197, 204, 212, 213, 221, 222 ТК РФ.
     
     9.1.6.1. Стипендия (статья 204 ТК РФ), выплачиваемая ученику - работнику организации на период ученичества, размер которой определяется ученическим договором, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
     
     9.1.6.2. Расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных ТК РФ (статьями 212 и 213), законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.
     
     9.1.6.3. Расходы по применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников, а также приобретением и выдачей за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (статьи 212 и 221 ТК РФ).
     
     Перечень работ с особо вредными условиями труда, а также рационы лечебно-профилактического питания со специальным набором продуктов, нейтрализующих производственные вредности, и нормы бесплатной выдачи на них витаминных препаратов, а также правила этой выдачи утверждены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.01.1977 N 4/п-1. Указанный перечень работ относится ко всем отраслям народного хозяйства, где производятся такие работы.
     
     9.1.6.4. Расходы по оплате бесплатно выдаваемых работникам на работах с вредными условиями труда по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов, а на работах с особо вредными условиями труда - лечебно-профилактического питания. Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 16.12.1987 N 731/П-13 "О порядке бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда" (статья 222 ТК РФ).
     

     9.1.6.5. Суммы расходов, возмещаемые в связи с переездом лиц в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности и выездом из этих районов, определенные статьей 326 ТК РФ и статьей 35 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
     
     Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029 (с изменениями и дополнениями).
     
     Нормы возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также размеры компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей, определены Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 04.11.1993 N 1141 "О нормах возмещения расходов по найму, аренде и приобретению жилой площади гражданам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о размерах компенсаций, выплачиваемых за освобождаемое жилье при выезде граждан из указанных районов и местностей".
     
     9.1.6.6. Компенсационные выплаты, связанные с повышением профессионального уровня работников (статьи 196, 197 ТК РФ).
     
     Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
     
     Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновления их теоретических и практических знаний. Оно осуществляется на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности, с организациями всех форм собственности.
     
     Расходы работодателя по оплате обучения работников для получения ими впервые высшего и среднего специального образования учитываются при определении налоговой базы, за исключением случаев профессиональной подготовки специалиста, когда ему присваивается дополнительная квалификация на базе полученной специальности.
     
     Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283, предусмотрено повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета и проведение аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров и бухгалтеров-экспертов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     

     Таким образом, расходы, связанные с оплатой работодателем обучения бухгалтера для получения квалификационного аттестата профессионального бухгалтера, не подлежат налогообложению налогом.
     
     При этом подлежит налогообложению сумма единовременного взноса, перечисляемого налогоплательщиком за претендента на специальный счет Аттестационной комиссии Института профессиональных бухгалтеров России на проведение организационной работы, связанной с проведением квалификационных экзаменов, и финансирование методической и методологической работы Института профессиональных бухгалтеров России в размере, равном 20-кратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом.
     
     9.1.7. Расходы физического лица при командировках и переезде на работу в другую местность, возмещаемые налогоплательщиком в соответствии со статьями 168 и 169 ТК РФ.
     
     9.1.7.1. Статьей 166 ТК РФ установлено, что служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     Порядок и условия командирования работников определены Инструкцией Минфина СССР, Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам, ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР".
     
     При командировании лица, работающего по совместительству, средний заработок сохраняется в той организации, которая его командировала. В случае направления в командировку одновременно по основной и совмещаемой работе средний заработок сохраняется по обеим должностям, а командировочные расходы распределяются между командирующими организациями по соглашению между ними.
     
     Если работник командирован в такую местность, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту своего постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Вопрос о возможности возвращения к месту жительства работника в каждом конкретном случае решается руководителем организации, которая направила работника в командировку, с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха.
     
     В течение трех дней после возвращения из командировки работник обязан представить авансовый отчет об израсходованных суммах, к которому прилагаются командировочное удостоверение, документы о найме жилого помещения, расходов по проезду и другие документы.
     

     В соответствии со статьями 168 ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
     
     Нормы возмещения командировочных расходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 "О нормах возмещения командировочных расходов", письмом Минфина России от 12.05.1992 N 30 "О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах", Приказом Минфина России от 06.07.2001 N 49н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных и полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
     
     Таким образом, по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы по компенсационным выплатам определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 с учетом Приказа Минфина России от 06.07.2001 N 49н.
     
     В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 64 "О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации" для работников Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, направляемых в командировки для проведения работ по борьбе с особо опасными заболеваниями животных - сапом, бруцеллезом, сибирской язвой, бешенством и туляремией, предусмотрена выплата суточных в размере 6 % от их месячных должностных окладов, установленных в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, но не свыше двукратного установленного размера суточных.
     
     На выданные работникам денежные авансы на командировочные, представительские и другие аналогичные расходы, целевое использование которых не подтверждено в установленные сроки оправдательными документами, налог начисляется в установленном порядке.
     

     9.1.7.2. Не считаются командировками служебные поездки работников, постоянная работа которых протекает в пути или носит разъездной (либо подвижной) характер.
     
     В этих случаях им производится выплата надбавок к заработной плате в соответствии с Постановлением Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" (далее - Постановление).
     
     В соответствии с пунктами 1 и 3 приложения к указанному Постановлению рабочим, специалистам и руководителям, направленным для выполнения монтажных, наладочных и строительных работ, при выполнении работ вахтовым методом выплачивается за каждый календарный день пребывания на месте производства работ (вахты) надбавка к заработной плате взамен суточных в размере 50 процентов тарифной ставки, должностного оклада, но не свыше размера установленной нормы суточных при командировках на территории Российской Федерации.
     
     9.1.7.3. В соответствии со статьей 169 ТК РФ размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность определяются соглашением сторон трудового договора. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
     
     Возмещение расходов по проезду, провозу имущества и найму помещения при переводе либо переезде на работу в другую местность осуществляется в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.07.1981 N 677 "О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность".
     
     9.1.8. Расходы налогоплательщиков, возмещаемые физическим лицам, при выполнении ими трудовых обязанностей, в частности:
     
     Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах";
     
     Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
     

     статьями 188, 310 ТК РФ.
     
     9.1.8.1. Расходы, возмещаемые работнику (в том числе надомнику) при использовании ими личного имущества при выполнении трудовых обязанностей, в частности компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также расходы, связанные с их использованием.
     
     Выплата такой компенсации, а также возмещение иных расходов, связанных с выполнением работ на дому, производятся работодателем в порядке, определенном соглашением сторон трудового договора.
     
     Порядок выплаты компенсации работникам за использование ими легковых автомобилей в служебных целях регламентирован письмом Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок". Нормы данной компенсации установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 414 "О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей в служебных целях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" и Приказом Минфина России от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
     
     Таким образом, по организациям, формирующим налоговую базу по налогу на прибыль, с 1 января 2002 года нормы по указанным компенсациям определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 92, а по бюджетным и иным некоммерческим организациям - в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 N 414 с учетом Приказа Минфина России от 04.02.2000 N 16н.
     
     9.1.8.2. Компенсационные выплаты, установленные в соответствии со статьей 219 ТК РФ, а именно компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
     

     При этом необходимо учитывать следующее.
     
     В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
     
     Таким образом, заработная плата работников состоит из двух основных частей: вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера.
     
     Согласно статье 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
     
     Статьей 147 ТК РФ определено, что для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     До определения Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда следует руководствоваться отраслевыми перечнями указанных работ, утвержденными постановлениями Госкомтруда СССР и ВЦСПС.
     
     Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
     
     Размеры доплат в процентах к тарифной ставке (окладу) за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями установлены Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.
     
     Доплаты и надбавки, указанные в разделе VI ТК РФ "Оплата и нормирование труда", в том числе за условия труда на работах с тяжелыми и вредными условиями и на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" одним из основных направлений в области охраны труда является установление компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Данное положение закреплено также в статье 210 ТК РФ.
     

     Согласно статье 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     При этом следует учитывать, что в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах для работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, наряду с компенсациями, предусмотренными статьей 219 ТК РФ, в обязательном порядке должна быть регламентирована оплата труда в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, предусмотренная статьей 147 ТК РФ, которая подлежит обложению налогом.
     
     9.2. Подлежат налогообложению:
     
     9.2.1. Компенсационные выплаты, не установленные законодательством Российской Федерации, а также суммы компенсационных выплат, выплаченные сверх норм, установленных в соответствии с законодательством.
     
     9.2.2. Компенсационные выплаты работникам предприятий, учреждений и организаций, вынужденно работающим неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, осуществляемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.04.1993 N 471 "О дополнительных мерах по защите трудовых прав граждан Российской Федерации" и Приказом Федеральной службы занятости России от 26.05.1993 N 67.
     
     9.2.3. Выплаты за время передвижения работников, постоянно занятых на подземных работах в шахтах (рудниках), от ствола к месту работы и обратно.
     
     9.2.4. Надбавки за подвижной, разъездной характер работы (кроме выплачиваемых взамен суточных), начисляемые в процентах к месячной тарифной ставке, должностному окладу и предусмотренные коллективными, трудовыми договорами или должностными инструкциями в связи с разъездным характером труда, которые учитываются в составе среднего заработка.
     
     10. При применении подпункта 3 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что:
     
     10.1. Не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой налогоплательщиками физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации.
     

     10.2. Под стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством следует понимать события и явления, факт наступления которых подтвержден соответствующими документами (решение органов государственной власти, справки из ДЭЗ, СЭС, органов МВД России и др.).
     
     10.3. При выделении материальной помощи в связи со смертью работника или члена его семьи необходимы заявление работника (члена его семьи) и копия свидетельства о смерти работника или члена его семьи (при необходимости - копии документов, подтверждающих родство: свидетельство о браке или рождении).
     
     11. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 238 НК РФ установлено, что суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, не подлежат налогообложению в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     При применении указанной нормы следует учитывать следующее.
     
     Основными условиями для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по налогу является финансирование организаций из федерального бюджета, а также направление (командирование) работника (военнослужащего) на работу (службу) за границу.
     
     При этом под работниками понимаются физические лица, работающие по трудовым договорам (контрактам).
     
     11.1. Положения подпункта 4 пункта 1 статьи 238 НК РФ не распространяются на суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые указанными организациями в пользу российских граждан, нанятых на работу на территории иностранного государства и работающих там по трудовым договорам (контрактам), гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, либо авторским договорам.
     
     11.2. Суммы оплаты труда и другие суммы, выплачиваемые российским гражданам (в том числе командированным) в российской валюте, подлежат налогообложению.
     
     11.3. Следует учитывать, что обособленные подразделения российских организаций за границей не являются самостоятельными юридическими лицами, не исполняют обязанности по уплате налога, следовательно, уплата налога производится самой российской организацией по месту постановки на учет в налоговых органах в Российской Федерации.
     

     При этом показатели сумм выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу работников, в том числе и в пользу находящихся на работе за пределами Российской Федерации, отражаются организацией в расчетах по авансовым платежам и налоговой декларации, представляемых также по месту нахождения головной организации.
     
     Так, с выплат, производимых в российской валюте гражданам Российской Федерации (включая военнослужащих), направленным в обособленные подразделения российских организаций за границей, а также в войсковые части и организации Минобороны России, ФПС России и т.д., дислоцированные на территории государств-участников СНГ, налог (авансовые платежи) должен уплачиваться той организацией, которая направила граждан Российской Федерации за границу, и уплата налога (авансовых платежей) должна производиться на территории Российской Федерации.
     
     11.4. На суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые штатным работникам (гражданам Российской Федерации), направленным на работу за границу, а также другим гражданам Российской Федерации, временно пребывающим на территории иностранного государства и работающим по трудовым договорам (контрактам), договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам, заключенным с представительством российской организации за рубежом, финансирование которых не осуществляется за счет средств федерального бюджета, налог начисляется в общеустановленном порядке.
     
     11.5. В случае если российская организация, как имеющая, так и не имеющая представительства на территории иностранного государства, осуществляет выплаты или вознаграждения по трудовому договору, договору гражданско-правового характера, авторскому договору иностранному гражданину, постоянно проживающему на территории этого иностранного государства, то на такие выплаты (вознаграждения) налог не начисляется.
     
     12. При применении подпункта 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что налогоплательщики при исчислении налога не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
     
     Следует иметь в виду, что если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц - работников напрямую лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     Не подлежат налогообложению суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно:
     
     на случай наступления смерти застрахованного лица;
     
     на случай утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
     
     Следует учитывать, что по договору добровольного страхования могут быть предусмотрены выплаты страховой суммы по нескольким страховым случаям.
     
     Так, например, по договору добровольного страхования жизни могут быть предусмотрены следующие страховые случаи:
     
     "дожитие застрахованного лица до окончания срока действия договора";
     
     "смерть застрахованного лица в результате несчастного случая на производстве";
     
     "возмещение ущерба застрахованному лицу в результате наступления несчастного случая на производстве".
     
     В этом случае не подлежат налогообложению суммы страховых взносов по указанному договору в части покрытия страховым обеспечением рисков, поименованных в подпункте 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в данном случае - "смерть застрахованного лица в результате наступления несчастного случая на производстве" и "возмещение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей"), только при условии, что в этом договоре выделены суммы вносимых налогоплательщиком страховых взносов по рискам, не подлежащим налогообложению в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Страховые взносы, уплачиваемые по риску - "дожитие работника до окончания срока действия такого договора", подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Следует учитывать, что начиная с 1 января 2002 года суммы страховых взносов, уплачиваемых налогоплательщиками по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на случай утраты им трудоспособности, подлежат налогообложению, если наступление страхового случая не связано с исполнением работником трудовых обязанностей.
     
     13. При применении подпункта 9 пункта 1 статьи 238 НК РФ следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы возмещения стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со статьей 325 ТК РФ и статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
     
     В соответствии с указанными Законами лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
     
     Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
     
     Работодатели также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
     
     Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.
     
     Возмещение стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно производится работнику только по основному месту работы.
     
     При отнесении местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним районам следует руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к район