Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 7. — С. 118; N 8. — С. 142, N 9. - C. 125, N 10. - С. 140.

          
          А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

     
     11. Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации (ст. 16.11 КоАП РФ)
     
     До вступления в силу КоАП РФ ответственность за совершение такого правонарушения предусматривалась ст. 261 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Под идентификацией понимается форма таможенного контроля, осуществляемая путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств.
     
     Идентификация преследует несколько целей.
     
     Во-первых, она направлена на обеспечение сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в частности во избежание их утраты, уничтожения, повреждения.
     
     Во-вторых, идентификация производится для предотвращения осуществления с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, действий, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов.
     
     В-третьих, идентификация применяется для предотвращения нарушения порядка осуществления деятельности, подлежащей таможенному контролю.
     
     В-четвертых, посредством идентификации закрепляются некоторые отличительные признаки товаров и транспортных средств, позволяющие в любое время выделить идентифицированный товар среди подобных ему.
     
     Следует заметить, что в ТК РФ употребляется термин "средства идентификации", в то время как в международной таможенной практике укоренилось понятие "атрибуты таможенного обеспечения", которое является, по нашему мнению, более точным с оперативно-технической точки зрения.
     
     Таможенные органы могут идентифицировать:
     
     а) транспортные средства;
     
     б) помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
     
     в) места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
     

     г) товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
     
     К основным требованиям, которым должны отвечать средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения), относятся:
     
     а) невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);
     
     б) невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);
     
     в) стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;
     
     г) четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств*1.
     _____
     *1 См.: Технические средства в таможенном деле // Основы таможенного дела / Под ред. Г.А. Дугина. — М., 1995. — Вып. VI. — С. 45—46.

     
     Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случая, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств (часть 3 ст. 185 ТК РФ).
     
     Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.
     
     При перевозке грузов с применением книжки МДП в случае повреждения наложенных таможенными органами пломб и печатей, а также гибели или повреждения товаров в пути следования водитель автотранспортного средства обязан немедленно сообщить об этом таможенным органам страны, в которой находится транспортное средство, если таковые расположены поблизости, или другим государственным органам, имеющим право составить протокол о происшествии или несчастном случае (местным органам власти, милиции, госавтоинспекции и т.д.).
     
     ГТК России вправе устанавливать особые правила идентификации товаров и транспортных средств.
     
     Так, порядок идентификации товаров определяется Правилами доставки товаров под таможенным контролем, утвержденными приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304.
     
     Товары, доставляемые в соответствии с вышеуказанными Правилами, должны быть идентифицированы таможенным органом отправления и таможенным органом назначения.
     
     Идентификация таможенным органом отправления производится после идентификационного досмотра путем наложения пломб, печатей, нанесения идентификационных знаков, проставления штампов, использования описания товаров, чертежей, масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.
     

     Идентификация товаров путем наложения пломб и печатей на грузовые отделения транспортных средств осуществляется в случае, если такие транспортные средства соответствуют Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, утвержденным приказом ГТК России от 19.08.1994 N 426.
     
     Если идентификационный досмотр не проводился в таможенном органе отправления, в качестве средств идентификации могут признаваться пломбы и печати транспортных организаций или отправителей товаров.
     
     Печати и пломбы не налагают на грузовые отделения транспортных средств при доставке животных и иных товаров, к которым необходим доступ во время доставки.
     
     При доставке товаров, в том числе тяжеловесных и громоздких, в открытых транспортных средствах или в транспортных средствах, не соответствующих Правилам оборудования транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами (когда такие перевозки допускаются законодательством о таможенном деле), средства идентификации по решению должностного лица таможенного органа могут налагаться на отдельные грузовые места, либо в качестве средств идентификации могут использоваться описания товаров, чертежи, масштабные изображения, фотографии, иллюстрации. Вышеуказанные документы заверяются должностным лицом таможенного органа отправления и прилагаются к ДКД*1. Товаросо-проводительные документы (в том числе счета-фактуры или счета-проформы) являются средствами таможенной идентификации.
     _____
     *1 ДКД — документ контроля за доставкой товара.

     
     Идентификация товаров таможенным органом назначения производится путем проверки средств идентификации таможенного органа отправления, проведения идентификационного досмотра и осуществления таможенного контроля в иных формах.
     
     Порядок идентификации товаров для переработки в товарной продукции определен в Положении о таможенном режиме переработки товаров на таможенной территории, утвержденном приказом ГТК России от 05.09.1997 N 543.
     
     Идентификация товаров для переработки в товарной продукции - это способы установления факта, что операциям по переработке подвергались именно товары для переработки в целях получения товарной продукции.
     
     Могут использоваться следующие способы идентификации:
     

     - наложение таможенных обеспечений в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии на переработку на таможенной территории;
     
     - проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов, цифровой и (или) другой маркировки на исходные товары для переработки и (или) российские товары;
     
     - описание товаров для переработки;
     
     - фотографирование, изображение в масштабе товаров для переработки;
     
     - сопоставление предварительно взятых проб, образцов товаров для переработки с товарной продукцией;
     
     - использование имеющейся маркировки в виде заводских номеров (например двигателей, частей кузова и т.д.) товаров для переработки.
     
     В случае невозможности использования вышеизложенных способов идентификации заявитель вправе предоставлять заключения независимых экспертных организаций и таможенных лабораторий по определению возможного способа идентификации товаров для переработки в товарной продукции.
     
     В целях идентификации товаров для переработки в товарной продукции должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при производственном процессе.
     
     Если операция по переработке производится в несколько этапов с использованием разных технологических процессов как у одного, так и у разных переработчиков, то в целях идентификации исходных товаров для переработки в товарной продукции могут применяться вышеуказанные способы для каждого этапа отдельно.
     
     Идентификация товаров для переработки в товарной продукции не требуется в следующих случаях:
     
     - переработчик использует технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства;
     
     - переработчик использует уникальный технологический процесс, который исключает производство аналогичной и (или) идентичной товарной продукции на таможенной территории Российской Федерации.
     
     Особый порядок наложения и снятия средств таможенной идентификации предусмотрен в Положении об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации, утвержденном приказом ГТК России от 03.02.1999 N 60.
     

     Сравнительно недавно в российской таможенной практике появился такой способ идентификации товаров, как марка акцизного сбора. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.09.1999 N 1008 "О марках акцизного сбора" алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке акцизными марками установленного образца.
     
     Во исполнение вышеуказанного постановления Правительства РФ был принят приказ ГТК России от 28.12.2000 N 1230 "О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками". В нем, в частности, определены правила маркировки товаров.
     
     Объективная сторона нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.11 КоАП РФ, выражается только в изменении, уничтожении, повреждении либо утрате средств идентификации. Иные операции с таможенным обеспечением не образуют состава нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей КоАП РФ.
     
     В таможенном законодательстве определены случаи, при которых уничтожение или изменение средств идентификации не влечет юридической ответственности:
     
     а) средства идентификации изменяются либо уничтожаются таможенным органом или с его разрешения;
     
     б) существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
     
     В последнем случае таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования вышеуказанной угрозы (часть 3 ст. 185 ТК РФ). Такими доказательствами могут быть акт произвольной формы о снятии или нарушении средств таможенной идентификации, составленный в присутствии свидетелей, с указанием причин таких действий либо подтверждение официальными органами власти того, что действительно имела место ситуация, при которой для сохранности товара, находящегося под таможенным контролем, было необходимо нарушить средство идентификации (например дорожно-транспортное происшествие).
     
     Многие перевозчики, а также иные участники внешнеэкономической деятельности используют собственные средства идентификации для сохранности находящихся в их владении или собственности товаров. В этой связи следует отметить, что таможенное законодательство не устанавливает обязанности сохранения в неизменном состоянии подобных средств идентификации. Статья 16.11 КоАП РФ предусматривает ответственность за изменение, уничтожение, повреждение либо утрату средств идентификации, примененных только таможенным органом.
     

     Уничтожение, повреждение, утрата либо изменение средств идентификации, примененных таможенным органом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 200 МРОТ.
     
     12. Нарушение сроков представления таможенной декларации (ст. 16.12 КоАП РФ)
     
     До вступления в силу КоАП РФ нарушители сроков подачи таможенной декларации к ответственности привлекались по ст. 263 ТК РФ.
     
     По сравнению со ст. 263 ТК РФ ст. 16.12 КоАП РФ содержит более точную диспозицию соответствующей таможенно-правовой нормы. Если раньше ответственность наступала только за нарушение сроков подачи таможенной декларации, установленных самим таможенным органом, то в настоящее время она наступает за нарушение сроков, установленных как таможенным органом, так и нормой ТК РФ.
     
     Согласно ст. 171 ТК РФ общие сроки подачи таможенной декларации не могут превышать 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу. Для отдельных категорий товаров и транспортных средств допускается установление иных предельных сроков декларирования.
     
     Так, в силу положений ст. 155 ТК РФ товары и транспортные средства, находящиеся на складе временного хранения, могут декларироваться таможенному органу до истечения предельных сроков их временного хранения. При этом общий срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, оговоренных ТК РФ.
     
     Физические лица декларируют товары, перемещаемые ими в ручной клади и сопровождаемым багажом (то есть перевозимые лицами при следовании через таможенную границу Российской Федерации), предназначенные для личного пользования, одновременно с их представлением. Декларация на порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, подается при въезде на таможенную территорию Российской Федерации не позднее 3 часов после пересечения таможенной границы Российской Федерации, а при выезде - не позднее чем за 3 часа до пересечения таможенной границы Российской Федерации.
     
     Сроки подачи таможенной декларации исчисляются с даты уведомления перевозчиком таможенного органа о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки. Если последний день срока подачи таможенной декларации приходится на нерабочий день, днем его окончания считается следующий за ним рабочий день (письмо ГТК России от 14.01.1994 N 01-14/47 "Об исчислении сроков, установленных статьями 171 и 194 Таможенного кодекса Российской Федерации").
     

     В соответствии со ст. 174 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Например, одновременно с грузовой таможенной декларацией подаются сертификат о происхождении товара, сертификат соответствия, документ, свидетельствующий об уплате таможенных платежей, товаросопроводительные документы и т.д. Для отдельных категорий товаров, не подлежащих обложению таможенными платежами и не подпадающих под действие запретов или ограничений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, вместо добавочных листов к грузовой таможенной декларации могут использоваться списки товаров в виде описей, спецификаций, упаковочных листов и тому подобных документов при условии, что такие списки содержат сведения, необходимые для таможенных целей (п. 1.8 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 16.12.1998 N 848).
     
     С целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и представленных документах, а также в иных целях таможенный орган может запросить у декларанта дополнительные сведения о товарах и транспортных средствах. Общим условием истребования у декларанта дополнительных документов и сведений является отсутствие в представленных для таможенного оформления документах полного объема информации, необходимой для выпуска товаров и транспортных средств, либо необходимость подтверждения представленной информации, а также наличие оснований полагать, что предъявленные таможенному органу документы и сведения недостоверны.
     
     Решение об истребовании дополнительных документов и сведений принимается начальником таможенного поста или отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров и транспортных средств, на основании письменного мотивированного предложения сотрудника таможенного органа, установившего необходимость представления дополнительных документов и сведений (п. 22 Типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 16.05.2001 N 442).
     
     Перечень дополнительных сведений, которые вправе затребовать таможенный орган, определяется ГТК России для каждого отдельного случая. Так, согласно п. 2.1 Положения о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.01.1994 N 1, в случае, если не установлено обязательное требование о заполнении декларации таможенной стоимости (вид таможенной декларации, используемый для заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, кроме товаров, ввозимых физическими лицами не для коммерческих целей), таможенный орган вправе потребовать ее представление для подтверждения таможенной стоимости, заявленной декларантом. Кроме декларации таможенной стоимости, таможенный орган может запросить у декларанта представление контрактов с третьими лицами, имеющих отношение к сделке, по которой перемещаются декларируемые товары и транспортные средства; счетов за платежи третьим лицам в пользу продавца; складских квитанций; каталогов, спецификаций, прейскурантов цен фирм-изготовителей и т.д.
     

     С предварительного согласия таможенного органа декларант может представить в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенного органа (часть 5 ст. 174 ТК РФ).
     
     Для представления требуемых документов и дополнительных сведений таможенный орган может устанавливать сроки, за нарушение которых наступает ответственность по ст. 16.12 КоАП РФ.
     
     Субъектом правонарушения является лицо, на котором лежит обязанность по декларированию товаров и транспортных средств, а именно: лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу, или таможенный брокер.
     
     Нарушение установленных сроков представления в таможенный орган таможенной декларации, документов или дополнительных сведений, необходимых для таможенных целей, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц - от 3 до 5 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
     

(Продолжение следует.)