Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Изменения и дополнения в главу 26 НК РФ, внесенные Федеральными законами от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 110-ФЗ


Изменения и дополнения в главу 26 НК РФ, внесенные
Федеральными законами от 29.05.2002 N 57-ФЗ и от 24.07.2002 N 110-ФЗ

     
     Ю.Л. Воробей,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     Налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) был установлен Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 126-ФЗ) и введен в действие с 1 января 2002 года.
     
     Федеральными законами от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) и от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) в порядок исчисления и уплаты НДПИ были внесены существенные изменения и дополнения.
     

1. Статья 335 "Постановка на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых" НК РФ

     
     Статья 335 НК РФ была дополнена положениями, устанавливающими срок постановки на учет в качестве плательщика НДПИ. В соответствии с новой редакцией этой статьи Кодекса налогоплательщик подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр в течение 30 дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Прежней редакцией главы 26 НК РФ срок постановки на учет установлен не был.
     
     В отношении лицензий, предоставленных до 1 января 2002 года, Закон N 126-ФЗ был дополнен ст. 7.1, в соответствии с которой налогоплательщики, которым на момент вступления в силу Закона N 126-ФЗ был предоставлен в пользование участок недр, подлежат постановке на учет в качестве плательщика НДПИ в течение 60 дней с даты вступления в силу Закона N 126-ФЗ.
     
     Учитывая, что Закон N 126-ФЗ вступил в силу с 11 сентября 2001 года, данная норма с запозданием, но урегулировала вопросы постановки на учет держателей "старых" лицензий.
     
     Напомним, что постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется в соответствии с приказом МНС России от 14.12.2001 N БГ-3-09/551 (зарегистрирован в Минюсте России 15.01.2002 N 3156).
     
     Статья 335 НК РФ была также дополнена определением, что для целей исчисления НДПИ местом нахождения участка недр, предоставляемого налогоплательщику в пользование, признается территория субъекта Российской Федерации, на которой расположен участок недр. К сожалению, данная формулировка абсолютно не применима при наличии участков недр, расположенных на континентальном шельфе и в территориальном море Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль. В соответствии со ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Иными словами, территория субъекта Российской Федерации не включает территориальное море.
     

2. Статья 336 "Объект налогообложения" НК РФ

     
     Перечень полезных ископаемых, не являющихся объектом обложения НДПИ, установленный подпунктом 2 ст. 336 НК РФ, был дополнен подземными водами, не числящимися на государственном балансе запасов полезных ископаемых, и дренажными подземными водами, не учитываемыми на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемыми при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.
     
     Одновременно соответствующие изменения и дополнения были внесены в ст. 342 НК РФ.
     
     Данными изменениями и дополнениями была решена проблема обложения НДПИ при добыче подземных вод.
     
     В соответствии с подпунктом 13 п. 2 ст. 337 НК РФ (в ред. Закона N 57-ФЗ) к видам полезных ископаемых, облагаемых НДПИ, относятся подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды.
     
     Из вышеуказанных вод те воды, которые не числятся на государственном балансе запасов, а также дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых и извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не относятся к объекту налогообложения.
     
     Подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, облагаются НДПИ по нулевой ставке.
     
     Подземные промышленные воды (извлекаемые не попутно, а являющиеся самостоятельным объектом добычи) и термальные воды облагаются НДПИ по ставке 5,5 %, минеральные воды - по ставке 7,5 %.
     
     Данные нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

3. Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" НК РФ

     
     Пункт 1 ст. 337 НК РФ был дополнен абзацем следующего содержания:
     
     "Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности".
     
     Данное предложение дополнило определение добытого полезного ископаемого, и особенно важно для предприятий, осуществляющих весь комплекс операций по добыче и переработке полезных ископаемых (горно-обогатительные, нефтеперерабатывающие и т.д.) и реализующих не сырье, а продукты более высокой степени передела.
     
     Так как налоговой базой по НДПИ является стоимость добытых полезных ископаемых (за исключением нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений), в последнем случае налогоплательщиком применяется способ определения стоимости полезных ископаемых, установленный п. 4 ст. 340 НК РФ, - определяется расчетная стоимость полезных ископаемых.
     
     В п. 2 ст. 337 НК РФ изменено толкование понятия "попутный газ".
     
     Определение понятия "попутный газ" меняется уже второй раз с момента установления НДПИ.
     
     Еще до начала действия главы 26 НК РФ Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" определение попутного газа было сформулировано следующим образом: попутным газом является попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
     
     В соответствии с Законом N 57-ФЗ попутным газом признается газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из нефтяных, газонефтяных, газоконденсатнонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, добываемый через нефтяные скважины, и данная формулировка распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Сравнивая две формулировки, можно сделать вывод, что изменения, внесенные Законом N 57-ФЗ, с одной стороны, улучшают условия налогообложения - расширен перечень месторождений, добыча газа из которых может облагаться налогом по ставке 0 %. С другой стороны, новая формулировка ухудшает положение отдельных налогоплательщиков, так как уточняет, что попутным газом признается только газ, добываемый через нефтяные скважины.
     
     В последнем случае в соответствии со ст. 5 НК РФ норма, установленная Законом N 57-ФЗ, не может иметь обратной силы.
     
     В подпункте 6 п. 2 ст. 337 НК РФ перечень видов горно-химического неметаллического сырья дополнен асбестом. Поскольку асбест является горно-химическим неметаллическим сырьем и используется в основном в строительной индустрии, до принятия Закона N 57-ФЗ добыча асбеста могла относиться как к одной группе, так и к другой.
     
     Однако поскольку налогообложение вышеуказанных групп полезных ископаемых осуществлялось и осуществляется в настоящее время по одинаковой ставке (5,5 %), изменение налоговой нагрузки не произошло.
     
     В подпункте 6 п. 2 ст. 337 НК РФ из перечня горно-химического неметаллического сырья, облагаемого НДПИ, исключена сера из нефтяных месторождений.
     
     Вышеуказанным пунктом ст. 337 НК РФ установлен открытый перечень горно-химического неметаллического сырья, однако введено ограничение, что, помимо перечисленных, к данному виду полезных ископаемых относятся другие виды неметаллических полезных ископаемых, используемые для химической промышленности и производства минеральных удобрений.
     
     Так как сера, добываемая из нефтяных скважин, в дальнейшем обычно не используется, ее добыча вместе с нефтью НДПИ не облагается.
     
     Данные нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

4. Статья 338 "Налоговая база" НК РФ

     
     В п. 1 ст. 338 НК РФ внесено важное положение, в соответствии с которым налоговая база считается отдельно по каждому добытому полезному ископаемому (а не по виду полезных ископаемых).
     
     Законодательно также установлена обязанность отдельно определять налоговую базу при исчислении НДПИ по ставке с коэффициентом (0,5 и 0,7). До внесения этих изменений и дополнений в НК РФ налогоплательщики были обязаны исчислять налоговую базу отдельно только в случае налогообложения по разным налоговым ставкам.
     
     Данные нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

5. Статья 339 "Определение количества добытого полезного ископаемого" НК РФ

     
     В этой статье НК РФ исключено слово "нетто" как вызывающее двоякое толкование. При принятии законопроекта под термином "нетто" подразумевали "без учета потерь", а в общепринятой практике термин "нетто" обозначает - "без учета веса тары".
     
     Пункт 2 ст. 338 НК РФ дополнен абзацем, устанавливающим порядок учета фактических потерь полезных ископаемых при добыче.
     
     В соответствии с новой редакцией НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
     
     Иными словами, учет фактических потерь для целей НДПИ (и, соответственно, налогообложение по нулевой ставке в пределах установленных нормативов) производится в том налоговом периоде, в котором стали известны все компоненты вышеприведенного расчета.
     
     В данную статью НК РФ были также внесены изменения и дополнения уточняющего характера.
     
     Данные нормы распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

6. Статья 340 "Порядок оценки стоимости добытых полезных
ископаемых при определении налоговой базы" НК РФ

     
     В эту статью НК РФ внесены изменения, касающиеся определения расчетной стоимости полезных ископаемых, а также стоимости добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, и добытых драгоценных камней.
     
     До принятия Закона N 57-ФЗ при определении расчетной стоимости к косвенным расходам относились расходы, указанные в подпункте 7 п. 4 ст. 340 НК РФ, а именно: расходы на обязательное и добровольное страхование имущества (водного, воздушного, наземного и трубопроводного транспорта, грузов, основных средств производственного назначения, нематериальных активов, страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ, и т.д.), расходы на сертификацию продукции, суммы портовых сборов, оплата охранных услуг (в том числе услуг пожарной охраны), расходы по обеспечению нормальных условий труда, лизинговые платежи и т.д.
     
     Данные расходы могут быть непосредственно связаны с процессом добычи полезного ископаемого на данном месторождении и, соответственно, являются прямыми, а не косвенными.
     
     В новой редакции п. 4 ст. 340 НК РФ сказано, что при исчислении расчетной стоимости полезного ископаемого учитываются все прямые расходы (распределение расходов на прямые и косвенные осуществляется в соответствии с требованиями налогового учета), а также косвенные расходы, определяемые в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
     
     Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
     

     Пример 1.

     
     На одном участке недр осуществляется добыча калийных солей и хлористого натрия. Налогообложение указанных полезных ископаемых осуществляется по разным ставкам (калийная соль - 3,8 %, хлористый натрий - 5,5 %). Сумма налога определяется по каждому добываемому полезному ископаемому; соответственно, необходимо исчислить налоговую базу для калийных солей и для хлористого натрия. Налоговая база определяется как расчетная стоимость.
     
     В вышеуказанном случае определяется общая сумма расходов, произведенных в налоговом периоде, связанных с добычей данных полезных ископаемых (учитываются как прямые, так и косвенные расходы). Общая сумма распределяется между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.
     
     Сумма расходов, приходящаяся на добытое полезное ископаемое, распределяется между калийной и натриевой солями пропорционально доле каждой соли в общем количестве добытых солей.
     
     Например, для добычи 100 тонн солей, из которых калийной соли - 30 тонн и натриевой соли - 70 тонн, было потрачено 50 тыс. руб.
     
     Налоговая база по калийной соли составит 15 тыс. руб., по натриевой - 35 тыс. руб. Соответственно, сумма НДПИ при добыче калийной соли - 0,57 тыс. руб., сумма НДПИ при добыче натриевой соли - 1,925 тыс. руб.
     
     Стоимость добытых драгоценных металлов, извлеченных из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, и добытых драгоценных камней с принятием Закона N 57-ФЗ определяется в новом порядке.
     
     До принятия Закона N 57-ФЗ для целей исчисления НДПИ применялась либо цена реализации полезного ископаемого, либо расчетная стоимость. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добытое минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, после соответствующей переработки должно направляться на аффинаж, в результате которого получаются драгоценные металлы качества, соответствующего государственным стандартам. В целом для целей исчисления НДПИ стоимость продукции более высокой степени технологического передела не применяется. Но Закон N 57-ФЗ установил исключение из данного порядка для драгоценных металлов.
     
     Стоимость единицы добытого полезного ископаемого определяется как произведение доли (в натуральных измерителях) содержания химически чистого металла в единице добытого полезного ископаемого и стоимости единицы химически чистого металла [уменьшенной на расходы налогоплательщика по аффинажу и доставке (перевозке) до получателя].
     
     Данная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

     Пример 2.

     
     На золоторудном месторождении было получено 800 кг золотосодержащего сплава. При переработке на аффинажном заводе получено 500 кг золота. Процент выхода продукции - 62,5 %.
     
     Затраты на аффинаж 1 грамма сплава составляют 0,65 руб.
     
     Налогоплательщик реализовал в налоговом периоде 400 кг золота со скидкой 2,5 % от биржевой цены. Транспортировка осуществлялась за счет покупателя. Биржевая цена на золото составила 309 руб. за 1 грамм, соответственно, цена реализации золота налогоплательщиком за вычетом затрат на аффинаж и транспортировку - 299,05 руб. за 1 грамм.
     
     Налоговая база по НДПИ - 149 525 000 руб. (800 кг х х 299 050 руб./кг х 0,625);
     
     Ставка НДПИ при добыче золота - 6 %.
     
     Сумма НДПИ - 8 971 500 руб.
     

7. Статьи 341 "Налоговый период", 343 "Порядок исчисления и уплаты налога. Авансовые платежи по налогу",
344 "Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу" НК РФ

     
     До 1 августа 2002 года законодательством о налогах и сборах налоговый период по НДПИ определялся как календарный квартал. Ежемесячно налогоплательщик должен был уплачивать авансовые платежи, определяемые как одна третья суммы НДПИ, исчисленного за предыдущий квартал, и по итогам квартала устанавливалась сумма, подлежащая до-плате (возврату).
     
     Срок уплаты авансовых платежей определялся как последний день каждого месяца, срок уплаты НДПИ - последний день месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Законом N 57-ФЗ был установлен новый налоговый период по НДПИ - месяц. Срок уплаты НДПИ - 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Указанные нормы должны были вступить в силу с 1 августа 2002 года.
     
     Закон N 110-ФЗ, введенный в действие с 30 августа 2002 года, внес изменения и дополнения в Закон N 57-ФЗ.
     
     В соответствии со статьей 15 Закона N 110-ФЗ нормы Закона N 57-ФЗ, изменяющие налоговый период и срок уплаты НДПИ (но не порядок исчисления авансовых платежей), вводятся в силу с 1 января 2003 года, а не с 1 августа 2002 года.
     

     Пример 3.

     
     31 июля 2002 года - срок уплаты НДПИ за II квартал 2002 года, а также срок уплаты первого авансового платежа III квартала 2002 года в размере одной третьей суммы НДПИ, исчисленного за II квартал 2002 года.
     
     1 августа 2002 года изменяется налоговый период. В соответствии с новым порядком срок уплаты налога - 25-е число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Новый налоговый период начинается с 1 августа, соответственно, завершается предыдущий налоговый период.
     
     По законодательству, действующему до 1 августа 2002 года, по завершении налогового периода определяется сумма НДПИ, подлежащая уплате (возврату из бюджета) исходя из фактических данных о добыче полезных ископаемых в налоговом периоде и суммы уплаченных авансовых платежей.
     
     Соответственно, 31 августа 2002 года должна была быть представлена декларация по НДПИ за "усеченный" налоговый период - июль. Одновременно налогоплательщик должен определить сумму НДПИ, подлежащую уплате исходя из данных о фактической добыче полезных ископаемых в июле с учетом авансового платежа, уплаченного 31 июля.
     
     25 сентября 2002 года - срок представления декларации и уплаты НДПИ за август 2002 года.
     
     После вступления в силу Закона N 110-ФЗ (30 августа 2002 года) положения ст. 341 и 344 НК РФ возвращаются к прежней редакции и применяются до окончания 2002 года.
     
     Однако изменения и дополнения, внесенные в ст. 343 НК РФ, вступили в силу с 1 августа 2002 года; соответственно, у налогоплательщика есть обязанность ежемесячно уплачивать авансовые платежи, однако не определен их размер.
     
     Таким образом, 31 июля 2002 года - срок уплаты НДПИ за II квартал 2002 года, а также срок уплаты первого авансового платежа III квартала 2002 года (сумма законодательно не определена, но в целях избежания кон-фликта с налоговыми органами рекомендуется придерживаться прежнего порядка).
     
     2 сентября - срок уплаты второго авансового платежа III квартала 2002 года, 30 сентября - третьего авансового платежа.
     
     Окончательный расчет за III квартал осуществляется 31 октября 2002 года.
     
     Закон N 57-ФЗ внес существенные уточнения в порядок исчисления и уплаты НДПИ. Налог уплачивается по месту нахождения участка недр, на котором было добыто данное полезное ископаемое.
     
     Сумма, подлежащая уплате по месту нахождения участка недр, определяется как доля от общей суммы налога, исчисленной по данному полезному ископаемому, пропорциональная доле данного полезного ископаемого, добытого на соответствующем участке недр, в общем количестве добытого данного полезного ископаемого.
     

     Пример 4.

     
     Налогоплательщик осуществляет добычу полезного ископаемого, например нефти, на территории двух субъектов Российской Федерации. Количество нефти, добытой во II квартале 2002 года в первом субъекте Российской Федерации, - 100 тыс. тонн, на территории второго - 250 тыс. тонн. Ставка НДПИ при добыче нефти с учетом коэффициента во II квартале 2002 года составила 662,864 руб. за тонну (письмо МНС России от 18.07.2002 N НА-6-21/1020@).
     
     Сумма НДПИ, подлежащая уплате по итогам налогового периода (II квартала 2002 года), составила 232 002 400 руб.
     
     Доля нефти, добытой на территории первого субъекта Российской Федерации, - 28,57 %, на территории второго - 71,43 %.
     
     Сумма НДПИ, подлежащая уплате на территории первого субъекта Российской Федерации, - 66 283 085 руб., на территории второго - 165 719 314 руб.
     

8. Статья 342 "Налоговая ставка" НК РФ

     
     До принятия Закона N 57-ФЗ налогообложение добычи газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений осуществлялось по нулевой ставке. Под попутным нефтяным газом понимался попутный нефтяной газ из нефтяных (газонефтяных, нефтегазовых) и нефтегазоконденсатных месторождений.
     
     После принятия Закона N 57-ФЗ по нулевой ставке облагается попутный газ, под которым понимается газ горючий природный (растворенный газ или смесь растворенного газа и газа газовой шапки) из нефтяных, газонефтяных, газоконденсатнонефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождений, добываемый через нефтяные скважины.
     
     Принятие данной поправки обязывает налогоплательщика обеспечить раздельный учет добываемого газа по скважинам.
     
     Изменения в налогообложении подземных вод были рассмотрены выше.
     
     Конкретизирован перечень полезных ископаемых, облагаемых по конкретным ставкам (в частности, апатитовые руды облагаются по ставке 4 %, товарные руды цветных металлов - по ставке 8 % и т.д.).
     
     Внесены изменения и дополнения в порядок применения к сумме НДПИ коэффициента 0,7.
     
     В соответствии с новой редакцией НК РФ коэффициент 0,7 применяется к сумме НДПИ в части полезных ископаемых, которые добыты на месторождениях, разведанных за счет собственных средств, либо в отношении которых были полностью возмещены расходы государству на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, при условии, что налогоплательщики по состоянию на 1 июля 2001 годы согласно федеральным законам были освобождены от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ).
     
     Таким образом, если освобождение от отчислений на ВМСБ было предусмотрено не федеральным законами, а законами субъектов Российской Федерации, либо нормативными правовыми актами Правительства РФ, или условиями лицензий на разработку участка недр, право на применение коэффициента 0,7 у налогоплательщика отсутствует. В частности, данная норма не применяется в отношении налогоплательщиков, освобожденных от отчислений на ВМСБ на основании постановления Правительства РФ от 01.11.1999 N 1213 "О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях".
     
     Необходимо также, чтобы по состоянию на 1 июля 2001 года освобождение было зафиксировано в лицензии, поскольку согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2002 года, размер регулярных платежей, уплачиваемых налогоплательщиком, должен был быть зафиксирован в лицензии.
     

9. Статья 345 "Налоговая декларация" НК РФ

     
     Законом N 57-ФЗ законодательно определено место представления налоговой декларации по НДПИ - по месту нахождения налогоплательщика.
     

10. Закон N 126-ФЗ

     
     Изменился порядок определения твердой ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений.
     
     Если котировки уровня цен сорта нефти "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья не были доведены до налогоплательщиков через официальные источники информации, налогоплательщик имеет право определять уровень мировых цен самостоятельно. Соответственно, самостоятельно определяется и коэффициент к ставке НДПИ. До принятия Закона N 57-ФЗ коэффициент к ставке НДПИ в вышеуказанном случае принимался равным единице.
     
     Таким образом, Правительством РФ утеряна возможность заморозить ставку НДПИ по нефти в случае падения цен (не публикуя котировки нефти в официальных источниках).
     
     Изменился также порядок расчета среднего уровня курса доллара, используемого для расчета коэффициента к ставке НДПИ.
     
     До принятия Закона N 57-ФЗ уровень курса доллара рассчитывался на основе данных валютных торгов на Единой торговой сессии с учетом количества дней торгов. После принятия Закона N 57-ФЗ налогоплательщиком используются только данные курса доллара, установленные Банком России на конкретный период времени.
     
     Законом N 57-ФЗ были также внесены изменения и дополнения в порядок определения отчислений на ВМСБ в отношении полезных ископаемых, добытых в 2001 году, но реализованных в 2002 году.
     
     В соответствии со ст. 44 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" размеры отчислений на ВМСБ определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
     
     Федеральным законом от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (далее - Закон N 224-ФЗ) было установлено, что ставка отчислений на ВСМБ устанавливается в процентах от стоимости первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
     
     При этом инструкцией Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (далее - Инструкция N 44) было определено, что уплата отчислений на ВМСБ осуществляется в том периоде, в котором была осуществлена реализация добытой продукции.
     
     Таким образом, Законом РФ "О недрах" была установлена обязанность осуществлять отчисления на ВМСБ со всех полезных ископаемых, добытых в период времени, в котором осуществлялось взимание данных отчислений. Взимание отчислений на ВМСБ было отменено с 1 января 2002 года; соответственно, все полезные ископаемые, добытые по вышеуказанную дату, подлежали налогообложению.
     
     Закон N 224-ФЗ и Инструкция N 44, не отменяя названную обязанность, уточняли порядок применения цены полезного ископаемого для целей взимания отчислений на ВМСБ (процент от стоимости реализованной продукции), а также указали дату уплаты отчислений на ВМСБ (после реализации добытой продукции).
     
     Однако поскольку данный порядок отчислений на ВМСБ не был четко прописан в переходных положениях, утвержденных Законом N 126-ФЗ, у многих налогоплательщиков данная ситуация вызывала сомнения.
     
     Закон N 57-ФЗ четко установил, что по полезным ископаемым, добытым до 1 января 2002 года, а реализованным после вышеуказанной даты, взимание отчислений на ВМСБ осуществляется в порядке, действовавшем до 1 января 2002 года, независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию. Причем данная норма распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     
     Отчисления на ВМСБ осуществляются исходя из фактических цен реализации продукции, указанных в договорах по поставку, даже в случае, если цена реализации определяется по стандартной формуле (себестоимость + норма прибыли) и используется себестоимость продукции, добытой после 1 января 2002 года.
     

11. Закон РФ "О недрах"

     
     Изменился порядок исчисления регулярных платежей, взимаемых в соответствии с Законом РФ "О недрах".
     
     Необходимо отметить три самых важных изменения:
     
     1) границы ставок платежей теперь устанавливаются не постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 926 "Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами и правил уплаты регулярных платежей за пользование недрами", а ст. 43 Закона РФ "О недрах";
     
     2) платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:
     
     по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, - за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого [за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов] установлены и учтены Государственным балансом запасов;
     
     по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, - за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.
     
     До принятия вышеуказанных поправок в случае оформления совместных лицензий (на поиск и оценку и на разведку) налогоплательщик должен был одновременно производить два платежа. В настоящее время такой обязанности нет;
     
     3) ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год. Внесение регулярных платежей осуществляется ежеквартально исходя из одной четвертой от установленной ставки.
     
     Однако принятые поправки привели к возникновению новой проблемы.
     
     Платежи за разведку полезных ископаемых осуществляются за площадь участка недр, предоставленного в пользование, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов за вычетом площади горного отвода и (или) горных отводов.
     
     В соответствии с Временным положением об этапах и стадиях геолого-разведочных работ на нефть и газ, утвержденным приказом МПР России от 07.02.2001 N 126, представление документов на государственную экспертизу запасов для целей постановки на государственный баланс осуществляется после завершения стадии поиска и оценки месторождений. В процессе оценки осуществляется подсчет запасов по категориям С1 и С2.
     
     Этапом, следующим за стадией поиска и оценки месторождений, является разведочный этап. По результатам данного этапа осуществляется перевод запасов категории С2 в категорию С1.
     
     Однако в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления горных отводов для разработки газовых и нефтяных месторождений, утвержденной постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 11.09.1996 N 35, горный отвод предоставляется на участок недр, запасы которого прошли государственную экспертизу.
     
     Соответственно во многих случаях, разведочный этап осуществляется в границах горного отвода, и обязанности по внесению регулярных платежей за разведку полезного ископаемого у налогоплательщика не возникает. В целях урегулирования сложившейся проблемы, несомненно, необходимо вносить изменения в один из вышеуказанных нормативных актов.