Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей


Новое в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 10. — С. 85.
     
Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Сельскохозяйственные угодья налогоплательщиков могут быть расположены на территории одного, двух и более субъектов Российской Федерации, которые ввели налог. Как определить налоговую ставку единого сельскохозяйственного налога, в том числе для налогоплательщиков, сельскохозяйственные угодья которых расположены в одном регионе Российской Федерации?

     
     В ст. 346.6 главы 26.1 НК РФ установлено положение, на основе которого определяется налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу. В соответствии с этим положением налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации в рублях и копейках с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на их территориях. Размер налоговой ставки определяется как отношение одной четвертой суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату налога, к сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Данная ставка является годовой. При этом следует иметь в виду, что в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству имеются сведения о площадях сельскохозяйственных угодий в целом по Российской Федерации и в разрезе субъектов Российской Федерации, которыми можно воспользоваться при определении налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу.
     
     Если сельскохозяйственные угодья налогоплательщиков расположены на территории двух и более субъектов Российской Федерации, которые ввели налог, при определении размера ставки налога предусмотренная сумма налогов и сборов распределяется между соответствующими субъектами Российской Федерации пропорционально площадям сельскохозяйственных угодий, расположенных на территориях этих субъектов Российской Федерации.
     
     Для определения налоговой ставки необходимо осуществить следующие действия. Исходя из общего числа сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством в определенном субъекте Российской Федерации, выделить тех, у кого доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 %. Из их числа исключаются сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, которые соответствующим решением субъекта Российской Федерации определены как сельскохозяйственные организации индустриального типа. По сельскохозяйственным товаропроизводителям, включенным в число плательщиков единого сельскохозяйственного налога, определяется сумма налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджеты всех уровней за предшествующий календарный год. Исключение составляют те налоги и сборы, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога. Отношением одной четвертой суммы налогов и сборов, подлежавших уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями за предшествующий календарный год, к сопоставимой по кадастровой стоимости сумме площадей сельскохозяйственных угодий (площади сельскохозяйственных угодий этих хозяйств) определяется годовая налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога в субъекте Российской Федерации.
     

     Каковы особенности определения налоговой ставки для плательщиков единого сельскохозяйственного налога, для которых законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации изменили ставку налога?

     
     Главой 26.1 НК РФ установлено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе повышать (понижать) налоговую ставку не более чем на 25 % для отдельных категорий налогоплательщиков. Таким образом, можно сделать вывод, что этой главой НК РФ льготы по уплате единого сельскохозяйственного налога не предоставляются, однако законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, понижая налоговую ставку, дают возможность налогоплательщику уменьшить сумму единого сельскохозяйственного налога.
     

     Пример.

     
     Определим налоговую ставку для исчисления единого сельскохозяйственного налога отдельной сельскохозяйственной организацией при условии, что законодательные органы субъекта Российской Федерации увеличили или понизили ставку налога.
     
     Законодательным собранием субъекта Российской Федерации установлена налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога в расчете на один гектар сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории данного субъекта, в размере 290 руб./га.
     
     Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации повысил налоговую ставку на 20 % для плодоводческих хозяйств, к которым отнесено ООО "Высокое", имеющее на своей территории многолетние насаждения, и у которого доля выручки (в том числе после переработки) данной продукции в общей выручке по хозяйству составила 25 и более процентов.
     
     Тот же законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации уменьшил налоговую ставку на 10 % для крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации. В данный перечень хозяйств отнесено и крестьянское (фермерское) хозяйство М.М. Максименко.
     
     В этом случае налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога составит:
     
     для ООО "Высокое", занимающегося плодоводческим производством:
     
     290 руб./га + (290 руб./га х 20 %) = 348 руб./га;
     
     для крестьянского (фермерского) хозяйства М.М. Максименко:
     
     290 руб./га - (290 руб./га х 10 %) = 261 руб./га.
     
     При этом следует отметить, что у вышеуказанных налогоплательщиков сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий не превышает ее кадастровую стоимость более чем в 10 раз.
     

     Каковы особенности определения налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода превышает кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий?

     
     Размер налоговой ставки для налогоплательщиков, у которых сумма полученного дохода за налоговый период в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий более чем в 10 раз превышает ее кадастровую стоимость, увеличивается на 35 %.
     
     При этом сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий определяется путем деления суммы полученного дохода в части сельскохозяйственных угодий данного муниципального образования на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. Рассчитывается превышение полученного дохода над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий, которое определяется делением суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий на кадастровую стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Определенное таким образом значение является безразмерной величиной и показывает, во сколько раз сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. Если это значение превышает число 10, то размер налоговой ставки увеличивается на 35 %.
     

     Пример.

     
     Средняя налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога по области составляет 520 руб. в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий. При этом органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации не приняли решения о повышении (понижении) налоговой ставки по единому сельскохозяйственному налогу в своем регионе.
     
     Сельскохозяйственная организация (АО "Заречье"), производящая на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственную продукцию, имеет тепличный комбинат по производству овощных культур, и в связи с этим выделяется среди других организаций высокой доходностью.
     
     Допустим, что кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий АО "Заречье" составляет 4864 руб./га. Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий составляет 500 га, а доход, полученный за налоговый период (II квартал), составил 26 000 000 руб.
     
     Определяем, применяется ли превышение налоговой ставки на 35 %.
     
     Для этого сумму полученного дохода АО "Заречье" делим на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
     
     26 000 000 руб. : 500 га = 52 000 руб./га.
     
     Определяем превышение полученного дохода за налоговый период над кадастровой стоимостью сельскохозяйственных угодий путем деления суммы полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственный угодий на кадастровую стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика.
     
     52 000 руб./га : 4864 руб./га = 10,7 раз.
     
     Вышеприведенный расчет показывает, что сумма полученного дохода в расчете на сопоставимый по кадастровой стоимости гектар сельскохозяйственных угодий превышает кадастровую стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика более чем 10 раз.
     
     Поэтому установленная налоговая ставка законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации увеличивается на 35 % и для АО "Заречье" составляет:
     
     520 руб./га х 1,35 = 702 руб./га.
     

     Каков порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога, порядок и сроки его уплаты?

     
     Одним из элементов налогообложения является порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Что касается порядка уплаты налога, то необходимо отметить следующее. Согласно НК РФ уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренным настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. При этом подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. Конкретный порядок уплаты устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок исчисления единого сельскохозяйственного налога осуществляется следующим образом. Этот налог исчисляется в отношении сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения, находящихся в собственности, во владении и (или) пользовании налогоплательщика. Сумма налога исчисляется каждым налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода. В соответствии со ст. 346.5 главы 26.1 НК РФ налоговым периодом признается квартал. Сумма налога представляет собой произведение налоговой ставки, установленной в соответствии со ст. 346.6 НК РФ, и налоговой базы, определяемой согласно ст. 346.4 главы 26.1 НК РФ. Налогоплательщик уплачивает налог в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

     Пример.

     
     Сельскохозяйственные угодья АО "Дубрава" расположены в одном субъекте Российской Федерации, который на своей территории ввел единый сельскохозяйственный налог.
     
     Налоговая ставка установлена законодательным органом субъекта Российской Федерации в размере 380 руб. с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
     
     Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий АО "Дубрава" составляет 750 га.
     
     Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате за налоговый период, составляет 285 000 руб. (380 руб./га х 750 га).
     

     Представляют ли в налоговые органы организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, бухгалтерскую отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах?

     
     Главой 26.1 НК РФ закреплено положение о том, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, представляют в налоговые органы бухгалтерскую и иную отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и в обязательном порядке налоговые декларации. Это положение следует из НК РФ, которым на налогоплательщиков возложена обязанность представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
     
     Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Формы налоговых деклараций, если они не утверждены законодательством о налогах и сборах, разрабатываются и утверждаются МНС России.
     
     По единому сельскохозяйственному налогу налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения сельскохозяйственных угодий не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти по налогам и сборам по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов. МНС России подготовило форму налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и инструкцию по ее заполнению. Инструкция устанавливает порядок заполнения налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и действует в отношении организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, признаваемых плательщиками единого сельскохозяйственного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проекты формы налоговой декларации и инструкции по ее заполнению направлены МНС России на государственную регистрацию в Минюст России.
     

     Каков порядок зачисления единого сельскохозяйственного налога в соответствующие бюджеты?

     
     Суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном ст. 346.9 главы 26.1 НК РФ
     
     Так, суммы единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемые организациями, зачисляются на счета органов федерального казначейства, которые распределяют эти суммы по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30,0 % общей суммы налога, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 0,2 %, территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - 3,4 %, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - 6,4 %, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 60,0 % общей суммы налога.
     
     Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, зачисляются также на счета органов федерального казначейства.
     
     Органы федерального казначейства в последующем распределяют эти суммы налога по следующим нормативам: федеральный бюджет - 10,0 % общей суммы налога, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - 80,0 %, ФФОМС - 0,2 %; ТФОМС - 3,4 %; ФСС РФ - 6,4 % общей суммы налога.
     
     При этом следует отметить, что распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
     

     Какие субъекты Российской Федерации ввели единый сельскохозяйственный налог на своей территории в 2002 году?

     
     Единый сельскохозяйственный налог на территории Краснодарского края введен в действие Законом Краснодарского края от 28.12.2001 N 430-КЗ "О едином сельскохозяйственном налоге" (далее - Закон), вступившим в силу с 1 апреля 2002 года.
     
     Согласно этому Закону организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Краснодарского края, переводятся на уплату единого сельскохозяйственного налога при условии, что за предшествующий календарный год доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, произведенной ими на сельскохозяйственных угодьях, в том числе от реализации продуктов ее переработки, в общей выручке этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей от реализации товаров (работ, услуг) составила не менее 70 %.
     
     Плательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности, во владении и (или) в пользовании сельскохозяйственные угодья на территории Краснодарского края и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
     
     Сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Краснодарского края признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 %, за исключением сельскохозяйственных организаций индустриального типа.
     
     В перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа, расположенных на территории Краснодарского края, не являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, включены птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы; рыболовецкие хозяйства; хозяйства, занимающиеся производством субтропических культур; чаеводческие хозяйства; цветоводческие хозяйства; пчеловодческие хозяйства. Однако это решение было принято до введения в действие постановления Правительства РФ от 29.04.2002 N 282 "О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа".
     
     Налоговой базой этого налога является сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения.
     
     На территории Краснодарского края органами Росземкадастра произведена государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий. По земельно-оценочным районам и административным образованиям Краснодарского края кадастровая стоимость земельных участков установлена в разных размерах, наибольшая приходится на Кореновский район и составляет 59 465 руб. в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий, а наименьшая установлена по Славянскому району - 8826 руб. за один гектар.
     
     Налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу установлена для основных сельскохозяйственных товаропроизводителей в размере 127 руб. в квартал с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Краснодарского края.
     
     Суммы единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемые организациями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30 % общей суммы налога, ФФОМС - 0,2 %, ФСС РФ - 6,4 %, Краснодарский ТФОМС - 3,4 %, краевой бюджет - 7 %, местные бюджеты - 53 % общей суммы налога.
     
     Суммы единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам: федеральный бюджет - 10 % общей суммы налога, ФФОМС - 0,2 %, ФСС РФ - 6,4 %, Краснодарский ТФОМС - 3,4 %, краевой бюджет - 9 %, местные бюджеты - 71 % общей суммы налога.
     
     Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 28.02.2002 N 29 принят Закон Алтайского края от 28.02.2002 N 13-ЗС "О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края".
     
     Согласно этому Закону ставка единого сельскохозяйственного налога устанавливается в размере 16 руб. 05 коп. с одного сопоставимого по кадастровой стоимости гектара сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории края. При этом ставка единого сельскохозяйственного налога может повышаться (понижаться) не более чем на 25 % для отдельных категорий налогоплательщиков только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в этот Закон.
     
     Для целей регулирования земельных отношений в крае, а также для целей налогообложения администрация Алтайского края приняла постановление от 11.02.2002 N 83 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий". На территории Алтайского края органами Росземкадастра произведена государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий. По административным районам Алтайского края наибольшая кадастровая стоимость земельных участков установлена в Советском административном районе в размере 21 079 руб. в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий, а наименьшая определена по Угловскому району - 2392 руб. за один гектар. В целом по Алтайскому краю кадастровая стоимость составляет 10 990 руб. за один гектар сельскохозяйственных угодий, что меньше по сравнению с кадастровой стоимостью земель в Краснодарском крае почти в 4 раза.
     
     Законом Алтайского края "О едином сельскохозяйственном налоге на территории Алтайского края" предусмотрено зачисление суммы единого сельскохозяйственного налога, уплачиваемого организациями, на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения по следующим нормативам: федеральный бюджет - 30,0 % общей суммы налога, ФФОМС - 0,2 %, ТФОМС - 3,4 %, ФСС РФ - 6,4 %, краевой бюджет - 10,0 %, местные бюджеты районов и городов края - 50,0 % общей суммы налога.
     
     Суммы налога, уплачиваемые крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, должны зачисляться на счета органов федерального казначейства, которые распределяют их в федеральный бюджет в размере 10,0 % общей суммы налога, ФФОМС - 0,2 %, ТФОМС - 3,4 %, ФСС РФ - 6,4 %, краевой бюджет - 10,0 %, местные бюджеты районов и городов края - 70,0 % общей суммы налога.
     

     Какие изменения в перспективе можно ожидать по единому сельскохозяйственному налогу?

     
     В настоящее время сложилось мнение о том, что сроки уплаты единого сельскохозяйственного налога, установленные главой 26.1 НК РФ, не учитывают сезонный характер деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Принимая во внимание то обстоятельство, что до перевода на уплату единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные товаропроизводители в основном являлись плательщиками земельного налога в сроки, определенные Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", то предлагается установить уплату единого сельскохозяйственного налога не равными долями поквартально, а в более поздние сроки после полученной выручки от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции на сельскохозяйственных угодьях.
     
     В настоящее время уже возникает ряд вопросов, касающихся необходимости индексации ставок единого сельскохозяйственного налога. Вопрос о ее необходимости в последующие годы необходимо рассматривать с учетом того, что согласно ст. 346.10 главы 26.1 НК РФ налогоплательщики не освобождаются от обязанности вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения в соответствии с законодательством о налогах и сборах, а также от представления в налоговые органы бухгалтерской и иной отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах. Учитывая это, суммы налогов и сборов, подлежавшие уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней в соответствии с общим режимом налогообложения за предшествующий календарный год, за исключением налогов и сборов, обязанность по уплате которых сохраняется при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, могут определяться расчетно.
     
     В соответствии с порядком определения налоговой ставки, предусмотренным ст. 346.6 главы 26.1 НК РФ, размер налоговой ставки единого сельскохозяйственного налога можно рассчитать один раз в год введения данного налога. Применение в последующие годы налоговой ставки на уровне, установленном в год введения единого сельскохозяйственного налога, без учета инфляционных процессов негативно повлияет на формирование доходной части бюджета. Поэтому существует мнение о необходимости предусмотреть в этой главе НК РФ индексацию ставки единого сельскохозяйственного налога.
     
     Наряду с перечисленными выше проблемами, возникающими по ходу реализации главы 26.1 НК РФ, существует и такая проблема. Положения ст. 346.9 главы 26.1 НК РФ, определяющие зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды, не адекватны порядку уплаты единого социального налога, и в целом, с учетом принятых законодательных актов по пенсионной реформе, единый социальный налог должен быть выведен из состава единого сельскохозяйственного налога.
     
     Кроме того, возникла необходимость внесения изменений в п. 2 ст. 346.1 главы 26.1 НК РФ с целью определения порядка перевода организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога.
     
     В случае возврата налогоплательщиков на общую систему налогообложения необходимо предусмотреть нормы об обязанности налогоплательщика по окончании года пересчитать подлежащую уплате в бюджет сумму налогов в соответствии с общей системой налогообложения. При этом необходимо определить орган, принимающий решение о переводе на уплату налога; кроме того, должен быть установлен порядок контроля за выполнением организацией соответствующих ограничений, а также нормы о предоставлении информации о принятых решениях в налоговые органы.
     
     В последнее время ставится вопрос о переводе на уплату единого сельскохозяйственного налога не только растениеводческих хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях, но и животноводческих комплексов, птицефабрик. В целях недопущения потерь консолидированного бюджета в случае включения вышеуказанных сельскохозяйственных товаропроизводителей в состав плательщиков единого сельскохозяйственного налога необходимо объектом налогообложения признать не только сельскохозяйственные угодья, но и другие земли сельскохозяйственного назначения.
     
     Поскольку для разных земель, выделяемых в составе земель сельскохозяйственного назначения, таких как сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями), земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, земли, занятые производством по переработке сельскохозяйственной продукции, должны быть установлены различные налоговые ставки, то и налоговая база для этих земель может определяться отдельно.
     
     Налоговая ставка должна устанавливаться отдельно для каждого вида земель, выделяемых в составе земель сельскохозяйственного назначения. При этом земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, могут не облагаться налогом, или для них следует установить нулевую ставку.