Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О практике применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности


О практике применения единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности

     
     И.М. Андреев,
советник налоговой службы I ранга

     

     Законодательным актом субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в региональный закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности с IV квартала календарного года деятельность в сфере оказания предпринимателями ремонтно-строительных услуг исключена из перечня сфер предпринимательской деятельности, результаты от занятия которыми подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход.

     

     Подлежат ли в этом случае налогообложению доходы, полученные индивидуальными предпринимателями в IV квартале календарного года за оказанные ими в истекших налоговых периодах ремонтно-строительные услуги? Каким образом в данной ситуации осуществляется налогообложение индивидуальных предпринимателей, уплативших единый налог авансом до конца текущего календарного года, а также за девять месяцев 2002 года?

     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) плательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей Федерального закона.
     
     Согласно ст. 4 Закона N 148-ФЗ объектом обложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход на очередной календарный месяц, который представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, определяемый расчетным путем исходя из совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода.
     
     Таким образом, налоговой базой по единому налогу на вмененный доход является расчетная величина потенциально возможного к получению налогоплательщиками облагаемого дохода от занятия определенными видами предпринимательской деятельности, не зависящая от реальных результатов такой деятельности в течение очередного календарного месяца (налогового периода) и даты получения фактического дохода.
     
     В связи с этим в случае внесения изменений в перечень сфер деятельности, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход, предусматривающих выведение с очередного налогового периода какой-либо сферы предпринимательской деятельности из-под обложения единым налогом, под действие общеустановленной системы налогообложения, учета и отчетности подпадают только те доходы, которые фактически получены налогоплательщиками от осуществления такой деятельности за период времени после перевода на указанную систему.
     
     Доходы за истекшие налоговые периоды, фактически полученные налогоплательщиками после перехода на общеустановленный порядок налогообложения по результатам их деятельности, осуществлявшейся в эти периоды на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, повторному налогообложению не подлежат.
     
     В аналогичном порядке облагаются доходы налогоплательщиков, уплативших единый налог авансом сразу за несколько налоговых периодов.
     
     Сумма излишне уплаченного авансом единого налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщикам в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     

     Подлежат ли обложению единым налогом на вмененный доход доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от реализации изготовленной им в рамках осуществляемой деятельности в сфере общественного питания кулинарной продукции через собственные и сторонние торговые точки?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, определенных данной статьей этого Закона, в том числе и в сфере общественного питания (деятельность ресторанов, кафе, баров, столовых, нестационарных и других точек общественного питания с численностью работающих до 50 человек).
     
     Согласно ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения" под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции.
     
     Услугой общественного питания является результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.
     
     В соответствии с ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования" услуги, предоставляемые потребителям в предприятиях общественного питания различных типов и классов, а также граждан-предпринимателей, подразделяются на услуги питания, услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий, услуги по организации потребления и обслуживания, услуги по реализации кулинарной продукции, услуги по организации досуга, информационно-консультативные услуги, а также прочие услуги.
     
     При этом услуги по реализации кулинарной продукции предусматривают реализацию кулинарной продукции и кондитерских изделий через магазины и отделы кулинарии, реализацию кулинарной продукции вне предприятия, а также отпуск обедов на дом.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что Законом N 148-ФЗ не установлено каких-либо ограничений по видам услуг, оказываемых в рамках деятельности в сфере общественного питания, доходы, извлекаемые хозяйствующими субъектами от реализации кулинарной продукции, изготовленной в процессе осуществления вышеприведенной деятельности, подлежат в установленном порядке обложению единым налогом на вмененный доход вне зависимости от способов ее реализации.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность, связанную с розничной торговлей сжиженным газом через арендованную им автоцистерну. Согласно региональному закону о едином налоге на вмененный доход данный вид деятельности не подлежит переводу на уплату этого налога. Может ли в этом случае индивидуальный предприниматель перейти на уплату единого налога на вмененный доход по деятельности в сфере розничной торговли через места организации торговли, не имеющие стационарной площади?

     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 148-ФЗ плательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сферах, предусмотренных данной статьей вышеприведенного Закона. К таким видам предпринимательской деятельности относится, в частности, и деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади (подпункт 7 п. 1 ст. 3 Закона N 148-ФЗ).
     
     Как видно из вышеприведенной нормы Закона N 148-ФЗ, законодатель не связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога по деятельности в сфере розничной торговли с ассортиментом реализуемых ими в рамках этой деятельности товаров и, следовательно, не ограничивает по этому признаку круг плательщиков единого налога в этой сфере. Исключением из этого правила является лишь розничная торговля горюче-смазочными материалами (автобензином, дизельным топливом, маслами, сжатым и сжиженным газом), выделенная законодателем в Законе N 148-ФЗ в самостоятельный вид предпринимательской деятельности (подпункт 8 п. 1 ст. 3 Закона N 148-ФЗ).
     
     Результаты такой деятельности подлежат налогообложению единым налогом на вмененный доход отдельно и независимо от результатов иных, осуществляемых налогоплательщиками видов деятельности (в том числе и в сфере розничной торговли) при условии, что данный вид деятельности предусмотрен региональным законодательным актом о едином налоге на вмененный доход.
     
     В противном случае налогообложение результатов указанного вида деятельности осуществляется в общеустановленном порядке либо по желанию плательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной  системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет два вида предпринимательской деятельности (розничная торговля и оптовая торговля). По деятельности в сфере розничной торговли он переведен на уплату единого налога на вмененный доход. Вправе ли предприниматель перейти на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по деятельности в сфере оптовой торговли, если общая численность нанятых им работников (по двум видам деятельности) превышает установленный действующим федеральным законодательством предел? С какого момента предприниматель, перешедший на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по деятельности в сфере оптовой торговли и допустивший в течение отчетного года превышение установленной предельной численности работающих, может утратить право на ее применение?

     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 222-ФЗ действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек независимо от вида осуществляемой деятельности при условии, что в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данных налогоплательщиков не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача такого заявления.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки на учет на основе письменного заявления, подаваемого налогоплательщиками не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
     
     Годовая стоимость патента для субъектов малого предпринимательства, подпадающих под действие Закона N 222-ФЗ, устанавливается с учетом ставок единого налога решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности в порядке, установленном приказом Минфина России от 15.03.1996 N 27, в соответствии с которым оплата годовой стоимости патента производится индивидуальными предпринимателями отдельно по каждому осуществляемому ими виду деятельности.
     
     Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также применять ее в дальнейшем только при соблюдении по каждому осуществляемому ими виду деятельности (за исключением видов деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход) вышеуказанных ограничений по размеру совокупной валовой выручки и предельной численности работающих.
     
     При этом под предельной численностью работающих у индивидуальных предпринимателей следует понимать среднюю численность работающих по каждому из осуществляемых ими на основе патента виду деятельности, исчисленную за период года, предшествующий кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения в текущем либо очередном календарном году упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
     
     Индивидуальные предприниматели, превысившие такие ограничения за вышеуказанный период по одному из видов деятельности, переведенных на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, теряют право на применение в очередном календарном году данной системы налогообложения по этому виду деятельности и переводятся на уплату налогов в общеустановленном порядке.
     

     Вправе ли налоговый орган отказать индивидуальному предпринимателю, осуществляющему деятельность, подпадающую под действие единого налога на вмененный доход, в переводе на уплату данного налога либо перевести его с применения этого налога на общеустановленную систему налогообложения по причине осуществления такой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации (не по месту постановки на налоговый учет)?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Плательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных ст. 3 Закона N 148-ФЗ.
     
     Статьей 10 Закона N 148-ФЗ установлено, что принятый законодательными (представительными) органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативный правовой акт о введении единого налога должен быть официально опубликован не позднее чем за один месяц до начала очередного налогового периода по единому налогу.
     
     В месячный срок со дня официального опубликования указанного нормативного правового акта все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде.
     
     В соответствии со ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица (индивидуального предпринимателя).
     
     Постановка на налоговый учет налогоплательщиков по месту осуществления деятельности НК РФ не предусмотрена.
     
     Таким образом, с момента введения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации единого налога на вмененный доход под его действие подпадают все организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете на территории данного региона и осуществляющие свою деятельность в сферах, определенных региональным законодательством (в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ), независимо от места осуществления ими таких видов деятельности.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание установленный Законом N 148-ФЗ обязательный порядок уплаты единого налога на вмененный доход, непривлечение налогоплательщиков, осуществляющих определенные виды деятельности, к уплате данного налога, а равно и их перевод на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности по причине занятия такими видами деятельности за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого налогоплательщики состоят на налоговом учете, является неправомерным.
     

     Обязаны ли налоговые органы выдавать индивидуальным предпринимателям (в том числе перешедшим на уплату единого налога на вмененный доход) справки о фактически полученных ими за истекшие годы доходах для представления в органы пенсионного обеспечения?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы Российской Федерации являются единой системой контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
     
     Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, НК РФ и другими федеральными законами, Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, применяемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
     
     Права, обязанности и ответственность налоговых органов Российской Федерации определены главой 5 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы несут обязанности по соблюдению законодательства о налогах и сборах; осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах; ведению учета налогоплательщиков; проведению разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, информированию налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, разъяснению порядка исчисления и уплаты налогов и сборов; возврату или зачету излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; соблюдению налоговой тайны; доведению до налогоплательщиков (налоговых агентов) копий актов налоговых проверок и решений налоговых органов, а также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
     
     Обязанность налоговых органов по выдаче индивидуальным предпринимателям справок о доходах для исчисления пенсии либо для использования в иных целях действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
     
     Вместе с тем налоговые органы в рамках возложенных на них полномочий могут по заявлению индивидуальных предпринимателей предоставлять им информацию о заявленных (исчисленных) ими доходах и уплаченных суммах налогов.
     
     Данная информация может быть предоставлена налогоплательщикам в виде справок произвольной формы либо подтверждена отметкой налогового органа на копиях налоговых деклараций.
     

     Индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания, реализует часть своего товара городским больницам, детским садам, школам, а также Центру социальной защиты населения.

     

     К какому виду торговли (розничной или оптовой) в целях применения единого налога на вмененный доход относится реализация продуктов питания таким организациям?

     
     Статьей 3 Закона N 148-ФЗ определены сферы предпринимательской деятельности, результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход. К таким видам деятельности отнесена и деятельность в сфере розничной торговли.
     
     В соответствии со ст. 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Кроме того, ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" установлено, что розничной торговлей является торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Оптовая торговля - это торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием.
     
     Исходя из смысла вышеприведенных понятий можно сделать вывод, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является цель дальнейшего использования приобретенного покупателем товара: для личных нужд (конечное потребление) либо для профессиональных нужд (промежуточное потребление).
     
     Однако следует иметь в виду, что ряд товаров, реализуемых розничными продавцами из числа входящих в торговый ассортимент розничной сети и классифицированных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК004-93, имеет целью удовлетворение не только личных потребностей населения, но и хозяйственных, а также производственных нужд субъектов предпринимательской деятельности для создания необходимых условий, позволяющих обеспечить их бесперебойное функционирование (канцелярские товары, офисная мебель, оргтехника, автозапчасти, горюче-смазочные материалы и т.п.).
     
     Наряду с этим в соответствии с п. 124 ГОСТ Р 51303-99 в состав розничного товарооборота включается также и продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление таких товаров.
     
     Согласно разъяснениям, изложенным в п. 5 постановления Президиума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", если данные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.
     
     Таким образом, при реализации хозяйствующим субъектам через розничную торговую сеть товаров, предназначенных для дальнейшего использования в целях, непосредственно не связанных с осуществляемой ими предпринимательской (уставной) деятельностью (например для хозяйственных нужд или для совместного потребления), осуществляемые продавцом продажи следует рассматривать как предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли.
     
     В случае реализации розничным продавцом товаров, предназначенных для дальнейшего использования хозяйствующими субъектами в коммерческом обороте (перепродажа, переработка с последующей реализацией и т.п.), осуществляемые им продажи квалифицируются как предпринимательская деятельность в сфере оптовой торговли.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере розничной торговли через торговые точки, не имеющие стационарной торговой площади. Согласно закону субъекта Российской Федерации налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют розничную торговлю через стационарную торговую сеть. Является ли законным такое ограничение прав налогоплательщиков на применение единого налога на вмененный доход для данной сферы предпринимательской деятельности?

     
     Согласно ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности является региональным налогом.
     
     Он устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Законом N 148-ФЗ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Закон N 148-ФЗ носит рамочный характер, то есть определяет общие принципы и порядок налогообложения вмененного дохода организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся определенными видами деятельности.
     
     Конкретный порядок взимания единого налога на вмененный доход на территории того или иного региона определяется (в рамках общеустановленного порядка) законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
     
     Кроме того, этим органам предоставлено право определять виды предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного Законом N 148-ФЗ), результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Региональные законодательные (представительные) органы государственной власти не наделены правом изменять общеустановленные условия и принципы налогообложения.
     
     Это право находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт "и" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
     
     Принимая региональный законодательный акт о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны придерживаться установленных Законом N 148-ФЗ общих принципов и порядка применения единого налога на вмененный доход.
     
     Одним из основных условий применения единого налога на вмененный доход является условие осуществления налогоплательщиками предпринимательской деятельности в сферах, включенных в предусмотренный ст. 3 Закона N 148-ФЗ перечень.
     
     Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит изменению и дополнению законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Внесение каких-либо редакционных изменений и дополнений в формулировки сфер деятельности, подлежащих переводу на уплату единого налога на вмененный доход, находится вне компетенции субъектов Российской Федерации и в связи с этим считается ограничением законных прав налогоплательщиков.
     
     В соответствии со ст. 6 НК РФ ограничение законных прав налогоплательщиков является одним из обстоятельств, позволяющих признать нормативный правовой акт о налогах и сборах не соответствующим федеральному законодательству и, следовательно, подлежащим изменению либо отмене.
     
     Вместе с тем до принятия соответствующего судебного решения либо решения уполномоченного на то органа государственной власти субъекта Российской Федерации действие принятого ранее нормативного правового акта о налогах и сборах на территории субъекта Российской Федерации не прекращается и распространяется на все правоотношения, возникшие со дня вступления его в законную силу.
      

     Индивидуальный предприниматель в течение истекшего календарного года применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

     

     Заявления о выдаче патента на очередной календарный год либо об отказе в применении данного налогового режима в налоговый орган он не подавал.

     

     Является ли в этом случае для налогового органа непредставление соответствующего заявления основанием для перевода индивидуального предпринимателя с очередного календарного года на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона N 222-ФЗ упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     Согласно ст. 5 Закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
     
     По истечении срока действия патента по заявлению организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной (годичный) срок действия.
     
     Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
     
     Как следует из вышеприведенных норм Закона N 222-ФЗ, переход налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и продолжение ее дальнейшего применения в очередном календарном году, а также добровольный отказ от применения указанной системы допускаются только на основании поданного налогоплательщиком в установленные сроки соответствующего заявления.
     
     Таким образом, наличие в налоговом органе своевременно поданного налогоплательщиком заявления о выдаче ему патента либо об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности является одним из основных условий совершения им или в отношении его тех или иных действий, предусмотренных Законом N 222-ФЗ.
     
     Учитывая, что Законом N 222-ФЗ не предусмотрен отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по умолчанию налогоплательщика (без письменного уведомления налогового органа в установленные сроки), непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком в налоговый орган письменного заявления об отказе в применении данной системы, а равно и о выдаче на очередной календарный год патента не может служить основанием для перевода такого налогоплательщика на общеустановленную систему налогообложения, учета и отчетности по инициативе налогового органа.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет деятельность в сфере розничной торговли продуктами питания через магазин.

     

     По месту постановки индивидуального предпринимателя на налоговый учет данный вид деятельности подпадает под действие единого налога на вмененный доход, размер которого находится в прямой зависимости от торговой площади магазина. Вправе ли индивидуальный предприниматель не переходить на уплату единого налога на вмененный доход? Если не вправе, то площади каких помещений магазина он должен включать в его торговую площадь при исчислении единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии с Законом N 148-ФЗ единый налог на вмененный доход устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сферах, предусмотренных Федеральным законом.
     
     Этим органам предоставлено право определять сферы предпринимательской деятельности (в пределах перечня, установленного ст. 3 Закона N 148-ФЗ), результаты от занятия которыми подлежат обложению единым налогом на вмененный доход, размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога, а также иные особенности взимания единого налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определившие в соответствии с предоставленными им полномочиями те или иные физические показатели базовой доходности, характеризующие виды предпринимательской деятельности, подлежащие переводу на уплату единого налога на вмененный доход на подведомственной им территории субъектов Российской Федерации, обязаны в принятом нормативном правовом акте о едином налоге на вмененный доход дать четкие понятия таких показателей, а также установить порядок их определения.
     
     Так, при принятии по деятельности в сфере розничной торговли через магазины в качестве физического показателя базовой доходности торговой площади магазина в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации о едином налоге на вмененный доход должно быть указано, площади каких помещений магазина учитываются при определении данного физического показателя.
     
     В случае отсутствия в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации таких указаний налогоплательщикам следует при исчислении единого налога на вмененный доход руководствоваться терминами и определениями, установленными ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения":
     
     торговая площадь магазина - площадь торговых помещений магазина (п. 49);
     

     площадь торгового зала магазина - часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей (п. 50);
     
     установочная площадь магазина - часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей (п. 51);
     
     контрольно-кассовый узел магазина - специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины (п. 53).
     
     Таким образом, в расчет суммы единого налога на вмененный доход по предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через магазин с применением вышеуказанного физического показателя базовой доходности включается площадь торгового зала магазина, а также площадь помещений магазина для оказания сопутствующих услуг покупателям.