Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц


Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц

     
     Н.А. Шорохова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Работник организации пострадал на производстве. Для определения степени утраты трудоспособности была проведена специальная медицинская экспертиза, которая была оплачена за счет средств предприятия. Являются ли суммы оплаты такой медицинской экспертизы доходом работника, подлежащим налогообложению?

     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных этим Законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
     
     Закон N 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию в соответствии с данным Законом.
     
     Работодатель (страхователь) представляет в учреждение медико-социальной экспертизы заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавших, которые предшествовали несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию.
     
     Учреждение здравоохранения осуществляет необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия и по их результатам оформляет пострадавшему направление в учреждение медико-социальной экспертизы на освидетельствование для установления степени утраты профессиональной трудоспособности.
     
     В направлении указываются данные о состоянии здоровья пострадавшего, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей его организма и результаты проведенных лечебных и реабилитационных мероприятий.
     
     В отдельных случаях до выявления признаков стойкой утраты профессиональной трудоспособности у пострадавшего учреждение здравоохранения может направить его в учреждение медико-социальной экспертизы для определения нуждаемости в отдельных видах реабилитации.
     
     При необходимости обследования с использованием специальных методик или оборудования, получения дополнительных данных учреждение медико-социальной экспертизы направляет пострадавшего на дополнительное обследование в медицинское, реабилитационное или иное учреждение, запрашивает необходимые сведения, осуществляет обследование условий труда пострадавшего, его социально-бытовых условий и принимает другие меры.
     
     Исходя из вышеизложенного Законом N 125-ФЗ установлено, что работодатель обязан в полном объеме представить все необходимые материалы и документы о степени утраты трудоспособности пострадавшего на производстве работника, в том числе обеспечить специальную медицинскую экспертизу.
     
     Согласно п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Следовательно, оплата проведения специальной медицинской экспертизы пострадавшего на производстве работника за счет средств организации относится к компенсационным выплатам и не подлежит налогообложению.
     

     Физическое лицо представило в налоговую инспекцию декларацию в срок до 30.04.2002, договор купли-продажи части дома с отметкой БТИ о регистрации и заявление о предоставлении имущественного налогового вычета. Однако вскоре он получил из налоговой инспекции отказ в предоставлении имущественного вычета по причине отсутствия документа о праве собственности на жилье. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

     
     В соответствии со ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     Имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.
     
     В представленной налогоплательщиком, задавшим вопрос, копии договора купли-продажи записано, что после регистрации права в органах юстиции и внесения записи в Единый государственный реестр покупатель становится собственником указанного  жилья.
     
     Налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию, заявление на получение имущественного налогового вычета и договор купли-продажи, в то время как для получения указанного вычета необходимо дополнительно представить документ о том, что он является собственником жилья, а также платежный документ, подтверждающий факт уплаты денежных средств продавцу. Причем платежным документом, подтверждающим факт оплаты жилья, может служить расписка с указанием адресов и паспортных данных покупателя и продавца (заверять нотариально расписку необязательно).
     
     Налоговая инспекция уведомила налогоплательщика о причинах отказа в предоставлении имущественного вычета.
     
     Таким образом, после представления в налоговые органы всех необходимых документов налогоплательщик сможет получить имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     

     Предприятие закупало товары у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход. Обязано ли оно было подавать в 2000 году сведения на таких индивидуальных предпринимателей? Какие документы необходимо иметь в этом случае? Имеется ли основание для предъявления нашей организации штрафных санкций в случае проверки налоговой инспекцией?

     
     По правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года, ст. 20 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) была установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, являющихся источниками дохода, своевременно представлять в налоговые органы сведения о выплаченных физическим лицам доходах.
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Закон N 148-ФЗ) индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, для которых установлен единый налог, не являются плательщиками подоходного налога с доходов, полученных от таких видов предпринимательской деятельности, а такие доходы не включаются в совокупный налогооблагаемый доход физических лиц. Следовательно, организации не обязаны представлять в налоговые органы сведения о выплаченных доходах в случае покупки товара в розничной торговле у индивидуального предпринимателя, переведенного на уплату единого налога на вмененный доход по торгово-закупочной деятельности.
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 N 1028 "Об утверждении формы свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности" утверждена форма свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
     
     Если индивидуальный предприниматель имеет свидетельство установленной формы об уплате единого налога по определенному виду деятельности, то о выплаченных доходах по такому виду деятельности источник выплаты доходов не обязан представлять сведения в налоговую инспекцию, поскольку такой обязанности Законом N 148-ФЗ не установлено. При наличии всех вышеперечисленных документов при проверке налоговой инспекцией предъявление штрафных санкций неправомерно.
     
     В то же время если выплата дохода не связана с видом деятельности, по которому индивидуальный предприниматель переведен на уплату единого налога, то источник выплаты дохода обязан был представить сведения о доходах в соответствии со ст. 20 Закона N 1998-1, по правоотношениям, возникшим до 1 января 2001 года.
     

     Для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности без образования юридического лица физические лица должны пройти государственную регистрацию. Порядок регистрации производится согласно положениям, предусмотренным Законом РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации". Если индивидуальный предприниматель изъявит желание осуществлять вид деятельности, не указанный в его свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, или в случае изменения видов деятельности, может ли он получить новое свидетельство о государственной регистрации с повторной уплатой регистрационного сбора? Обязательна ли при этом новая регистрация?

     
     Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований п. 1 ст. 23 ГК РФ, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Статьей 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" (далее - Закон N 2000-1) установлено, что физические лица, в том числе участники полного товарищества, могут осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации предпринимателя.
     
     Исходя из вышеизложенного индивидуальный предприниматель вправе заниматься исключительно только теми видами деятельности, которые указаны в его свидетельстве о государственной регистрации. Если индивидуальный предприниматель захочет заниматься каким-либо иным видом деятельности, не указанным в его свидетельстве о государственной регистрации, то он обязан получить новое свидетельство с указанием вида деятельности, которым желает заниматься.
     
     Новая регистрация производится в порядке, установленном названным Законом, и, соответственно, влечет уплату регистрационного сбора.
     

     В соответствии с ГК РФ индивидуальные предприниматели без образования юридического лица вправе нанимать работников по трудовым договорам. Они выплачивают работникам доход, исчисляют и удерживают налог на доходы физических лиц, то есть являются источником доходов физических лиц. Требует ли законодательство от такого индивидуального предпринимателя сообщать о выплатах доходов физическим лицам в налоговые органы и в какие сроки?

     
     Согласно ст. 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса под понятием "лица" подразумеваются организации и (или) физические лица.
     
     Пунктом 1 ст. 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Индивидуальные предприниматели, выплачивающие доход физическим лицам, являются по отношению к получателям доходов налоговыми агентами.
     
     Обязанность индивидуальных предпринимателей, являющихся налоговыми агентами, представлять сведения о доходах физических лиц в налоговые органы по форме 2-НДФЛ предусмотрена п. 2 ст. 230 НК РФ. Этим пунктом установлено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за налоговый период и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     

     Предприятие закупило в январе 2002 года стол у частного лица по акту закупа. Должно ли оно было удержать налог на доходы с физических лиц у частного лица?

     
     Порядок налогообложения доходов физических лиц при продаже ими имущества определяется положениями ст. 220 НК РФ, в которой говорится о предоставлении имущественных налоговых вычетов налогоплательщикам.
     
     Согласно п. 2 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Следовательно, определение налоговой базы по доходам, получаемым от продажи имущества физическим лицом, исчисление в связи с этим налога на доходы физических лиц производит налоговая инспекция. Предприятие, осуществившее закуп имущества физического лица, по законодательству не вправе определять налоговую базу для исчисления налога на доходы физического лица.
     
     Таким образом, предприятие, которое по акту закупа приобрело у частного лица имущество - стол, исчислять и удерживать налог на доходы с физического лица не вправе, а обязано только сообщить о произведенной выплате физическому лицу в налоговую инспекцию по форме 2-НДФЛ.
      

     Статьей 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется отдельно только в случае, если налогоплательщик получает разные виды доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

     

     В то же время для индивидуальных предпринимателей в Порядке учета доходов и расходов, утвержденном совместным приказом Минфина России и МНС России, определено, что учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем раздельно по каждому виду осуществляемой предпринимательской деятельности.

     

     В связи с вышеизложенным прошу уточнить, обязан ли индивидуальный предприниматель определять налоговую базу отдельно по каждому виду предпринимательской деятельности, или же налоговая база по всем видам предпринимательской деятельности должна определяться по совокупности?

     

     Кроме того, при определении объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц за 2001 год выяснилось, что деятельность по производству и реализации мясных полуфабрикатов принесла отрицательный результат (убытки), то есть по данному виду деятельности фактически произведенные расходы превысили сумму вырученных средств.

     

     Суммируется ли отрицательный результат с положительным по другим видам деятельности и расходы принимаются по совокупности, или по виду деятельности, где получен отрицательный результат, налоговая база обнуляется?

     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
     
     Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
     
     Пунктом 2 ст. 54 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России и МНС России по налогам и сборам, совместным приказом которых от 21.03.2001 N 24н-БГ-3-08/419 был утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок).
     
     Пунктом 7 Порядка установлено, что учет полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальным предпринимателем раздельно по каждому виду осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     Порядком предусмотрено, что доходы и расходы индивидуального предпринимателя отражаются в "Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя" (далее - Книга), при этом исчисление налоговой базы производится на основе данных Книги по результатам каждого налогового периода.
     
     При исчислении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода производится сложение расходов по всем совершенным сделкам, отраженным в Книге учета индивидуального предпринимателя, независимо от того, получен по каждой из них в отдельности доход или убыток. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем нескольких видов предпринимательской деятельности при определении налоговой базы по итогам отчетного налогового периода к вычету принимается общая сумма расходов по всем видам осуществляемой деятельности.
     
     Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы предприниматели имеют право на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
     
     В состав профессиональных налоговых вычетов 2001 года можно было включать суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов по всем видам осуществляемой деятельности, в том числе и по деятельности, принесшей убытки.
     
     Для доходов, получаемых от осуществления предпринимательской деятельности, установлена ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 % независимо от величины доходов. По таким доходам налоговая база определяется как денежное выражение доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. Если по итогам налогового периода окажется, что сумма налоговых вычетов, на которые имеет право предприниматель, превышает сумму доходов, подлежащих налогообложению, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю.
     
     Следовательно, налоговая база за 2001 год должна была быть исчислена как совокупная сумма доходов по всем видам осуществляемой деятельности и уменьшена на сумму полагающихся налогоплательщику налоговых вычетов.
     

     Гражданин, имеющий автомобиль и зарегистрированный в качестве предпринимателя без образования юридического лица, занимался транспортной и торгового-закупочной деятельностью. В течение двух месяцев 2000 года личный автомобиль сдавался в аренду по договору предприятию. Одна из организаций задолжала гражданину и в качестве оплаты передала автомобиль ВАЗ за 150 000 руб. Однако автомобиль физическому лицу не был нужен, и он продал его за 130 000 руб. Имело ли право физическое лицо уменьшать свои налогооблагаемые доходы на понесенный им убыток в размере 20 000 руб. в связи с продажей автомобиля ВАЗ за сумму, которая была меньше цены приобретения?

     
     Согласно ст. 12 Закона N 1998-1, действовавшего до 1 января 2001 года, налогообложению в порядке, предусмотренном главой IV Закона, подлежали доходы физических лиц, полученные в течение календарного года от предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей в связи с осуществлением ими любых видов предпринимательской деятельности, и другие доходы, полученные иными способами, не предусмотренными в главах II "Налогообложение доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей по месту основной работы (службы, учебы)" и III "Налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы (службы, учебы)".
     
     В состав затрат физических лиц, занимавшихся предпринимательской или иной деятельностью без образования юридического лица, включались документально подтвержденные и фактически произведенные расходы, непосредственно связанные с извлечением доходов, подлежавших налогообложению.
     
     При этом состав расходов определялся применительно к составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), установленных Правительством РФ в постановлении от 05.08.1992 N 552.
     
     В период с 1999 по 2001 год предприниматель осуществлял транспортную и торгово-закупочную деятельность, причем в 2000 году при осуществлении транспортной деятельности был использован личный автомобиль.
     
     К основным средствам условно отнесено имущество индивидуального предпринимателя, непосредственно использовавшееся им в период осуществления деятельности в качестве средства труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг со сроком полезного использования, превышавшим 12 месяцев.
     
     Транспортное средство, в частности автомобиль, относится к основным средствам у индивидуальных предпринимателей, имеющих свидетельство и лицензию на осуществлению грузовых и пассажирских перевозок, а также на обучение вождению транспортных средств. При осуществлении вышеуказанных видов предпринимательской деятельности транспортные средства принимаются к учету в составе основных средств.
     
     У индивидуального предпринимателя, осуществляющего виды деятельности, не относящиеся к грузовым или пассажирским перевозкам, автомобиль, которым налогоплательщик владеет на правах личной собственности, не может рассматриваться в качестве основного средства, затраты на содержание которого могут быть включены в состав его расходов, непосредственно связанных с получением доходов от деятельности, поскольку в таком случае наличие автомобиля у индивидуального предпринимателя не является обязательным и необходимым условием, позволяющим осуществлять деятельность.
     
     Кроме того, индивидуальный предприниматель, осуществляющий транспортные перевозки, получает доходы непосредственно от использования автомобиля, а при осуществлении других видов деятельности автомобиль служит лишь в качестве вспомогательного средства, создающего предпринимателю определенные удобства, а не источником получения доходов.
     
     При этом сдача автомобиля в аренду не может рассматриваться как осуществление предпринимательской деятельности в области транспортных услуг.
     
     Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Поэтому при сдаче в аренду автомобиля, принадлежащего гражданину на правах личной собственности, получения статуса предпринимателя ему не требуется.
     
     В налоговые органы был представлен только договор о сдаче в аренду автомобиля на два месяца в 2000 году, а документов, подтверждавших осуществление транспортной деятельности на этом автомобиле в 2000 году, представлено не было.
     
     Таким образом, в связи с отсутствием документов, подтверждавших осуществление предпринимателем транспортной деятельности, относить автомобиль к основным средствам и производить начисление амортизации было нельзя.
     
     Следовательно, налоговые органы правомерно отказали во включении в состав расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, сумм амортизации данного автомобиля, в связи с чем неправомерно начисленная сумма амортизации должна была быть включена в состав совокупного налогооблагаемого дохода за 2000 год.
     
     При осуществлении торгово-закупочной деятельности организация поставила физическому лицу в счет задолженности в виде натуральной оплаты автомобиль ВАЗ по договорной стоимости за 150 000 руб. Поскольку автомобиль ВАЗ получен в порядке взаимозачета, его стоимость в размере 150 000 руб. должна была быть включена в совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя за 2000 год в качестве дохода от предпринимательской деятельности.
     
     Получение предпринимателем дохода от продажи этого автомобиля, являвшегося личной собственностью, не относилось к доходам от предпринимательской деятельности.
     
     С учетом этого при продаже своего имущества гражданин был вправе согласно подпункту "т" п. 1 ст. 3 Закона N 1998-1 получить вычет в части, не превышающей тысячекратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда при определении совокупного налогооблагаемого дохода за 2000 год. По желанию плательщика такой вычет мог быть заменен вычетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением указанных доходов. Если сумма дохода от продажи имущества оказалась ниже расходов на его приобретение, то налогооблагаемый доход в этом случае принимался равным нулю.
     
     Следовательно, при исчислении совокупного годового дохода предпринимателя за 2000 год доход от продажи имущества в размере 130 000 руб. мог быть уменьшен либо на тысячекратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, либо на сумму документально подтвержденных затрат на приобретение этого имущества.
     
     С учетом вышеизложенного отрицательная разница между стоимостью приобретения автомобиля и его продажной ценой не могла учитываться в составе затрат от предпринимательской деятельности.
     
     Таким образом, налоговые органы правомерно не уменьшили совокупный налогооблагаемый доход предпринимателя за 2000 год, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, на сумму этой отрицательной разницы.
     

     Члены экипажей речных и морских судов получают бесплатное питание. Включается ли в налоговую базу членов экипажей рацион питания?

     
     Исчерпывающий перечень видов доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 217 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ в налоговую базу не включаются все виды установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления компенсационных выплат физическим лицам в пределах норм, утвержденных законодательством.
     
     В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ были уточнены и утверждены нормы питания экипажей морских и речных судов.
     
     Согласно п. 13 ст. 264 НК РФ на сумму расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов, относящихся к прочим расходам, связанным с производством, в пределах норм, утвержденных Правительством РФ, налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы.
     
     Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 861 "О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов" (далее - Постановление) по представлению Минтранса России, согласованному с Минфином России, Минздравом России и Минтрудом России, на основании ст. 264 НК РФ утверждены нормы питания экипажей морских и речных судов. Вышеуказанное Постановление вступило в силу с 1 января 2002 года.
     
     Таким образом, натуральное довольствие в виде рациона питания, получаемое членами экипажей морских и речных судов, относится к компенсационным выплатам, установленным законодательством Российской Федерации.
     
     Следовательно, в налоговую базу экипажей морских и речных судов не включается доход от получения рациона питания в пределах норм, утвержденных вышеуказанным Постановлением.