Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     Н.Н. Шелемех,
советник налоговой службы Российской Федерации I ранга

Л.В. Комарова,
советник налоговой службы II ранга, Московская обл.

     

     Предприятие реконструкции жилого дома выдало в январе 2001 года своему учредителю беспроцентный заем на два года. Нужно ли на материальную выгоду учредителя начислять единый социальный налог?

     
     До внесения изменений в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в ст. 237 настоящего Кодекса было предусмотрено, что подлежит включению в налоговую базу материальная выгода, получаемая работником и (или) членами его семьи за счет работодателя. К одной из категорий материальной выгоды относилась материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях.
     
     Данная норма НК РФ применялась при получении материальной выгоды работником за счет работодателя. Так как предприятие выдавало беспроцентный заем своему учредителю, который не являлся работником предприятия, то данная материальная выгода не подлежала обложению единым социальным налогом в 2001 году.
     
     С 1 января 2002 года в связи с внесенными Федеральным законом от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 198-ФЗ) изменениями в главу 24 НК РФ, налоговая база налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
     
     При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 НК РФ) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     В данной редакции главы 24 НК РФ понятие "материальная выгода" отсутствует, а потому и в 2002 году она не облагается единым социальным налогом.
     

     Садовое товарищество занимается предпринимательской деятельностью, имеет доход, из которого выплачивает заработную плату. По какой ставке следует начислять единый социальный налог?

     
     В соответствии со ст. 235 НК РФ к одной из категорий налогоплательщиков относятся организации, производящие выплаты физическим лицам.
     
     Статьей 11 НК РФ определено, что организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 241 НК РФ, определяющей ставки налога, для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, за исключением налогоплательщиков, которые выступают в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются ставки, указанные в п. 1 ст. 241 НК РФ.
     

     Освобождается ли индивидуальный предприниматель от уплаты единого социального налога в случае, если он выращивает продукцию на собственном участке?

     
     Пунктом 1 ст. 235 НК РФ определены категории плательщиков единого социального налога - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, а п. 2 данной статьи Кодекса - индивидуальные предприниматели.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Вышеуказанные выплаты и вознаграждения на основании п. 3 данной статьи НК РФ не признаются объектом налогообложения только в случае, если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном налоговом периоде.
     
     Пунктом 2 ст. 237 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     Согласно п. 2 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", с учетом положений п. 3 ст. 237 НК РФ.
     
     Пунктом 3 ст. 237 НК РФ установлена налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для плательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 НК РФ.
     
     Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 %.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственному производителю относится физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ определяющей институты, понятия и термины, под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Исходя из вышеизложенного если индивидуальный предприниматель - работодатель осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, при расчете единого социального налога он применяет ставки, предусмотренные п. 1 ст. 241 НК РФ (для сельскохозяйственных производителей), а если этот индивидуальный предприниматель не производит выплаты физическим лицам, он применяет ставки, предусмотренные п. 3 ст. 24 НК РФ.
     

     Включается ли в налогооблагаемую базу сумма средств, выделяемых на содержание ребенка в семейно-воспитательной группе, образованной (открытой) в детском социальном приюте, а именно: питание, мягкий инвентарь, канцелярские и санитарно-гигиенические принадлежности и т.д.?

     
     В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.
     
     Если семейно-воспитательная группа является структурным подразделением детского социального приюта для детей и подростков и сотрудники группы находятся в трудовых отношениях с приютом, то, следовательно, под налогообложение подпадают выплаты для сотрудников семейно-воспитательной группы, а не средства, выделяемые на содержание ребенка в семейно-воспитательной группе.
     

     В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6 "О несостоятельности (банкротстве)":

     

     - арбитражным управляющим (временным управляющим, внешним управляющим, конкурсным управляющим) может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.

     

     Назначение арбитражным судом физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, арбитражным (временным, внешним, конкурсным) управляющим, автоматически не означает, что такая деятельность (в качестве арбитражного управляющего) является предпринимательской.

     

     На основании вышеизложенного просим разъяснить следующее:

     

     1) является ли деятельность физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя и занимающегося арбитражным управлением, предпринимательской деятельностью;

     

     2) должно ли физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и занимающееся арбитражным управлением, платить взносы:

     

     а) в Пенсионный фонд Российской Федерации;

     

     б) в фонды обязательного медицинского страхования?

     
     Статьей 19 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определено, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов. Следовательно, на законодательном уровне деятельность арбитражного управляющего отнесена к предпринимательской. Данные плательщики, имеющие статус индивидуального предпринимателя, должны исполнять налоговые обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации по налогам и сборам.
     
     Арбитражные управляющие являются плательщиками единого социального налога в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 235 НК РФ. Уплата единого социального налога предусматривает платежи в федеральный бюджет и в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования по ставкам, определяемым п. 3 ст. 241 НК РФ. Порядок и сроки уплаты данного налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями, определены ст. 244 НК РФ. Следовательно, арбитражный управляющий является плательщиком единого социального налога, в состав которого включаются платежи в фонды обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 244 НК РФ расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода индивидуальными предпринимателями (подпункт 2 п. 1 ст. 235 НК РФ), производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и ставок, указанных в п. 3 ст. 241 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 и 6 настоящей  статьи Кодекса.
     
     Налоговая база в данном случае исчисляется налогоплательщиком в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ, а именно: из полученных доходов (сумм вознаграждения) вычитаются суммы расходов, связанных с извлечением этих доходов. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, учитываемых для плательщиков налога на прибыль согласно статьям главы 25 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и в соответствии со ст. 28 данного Федерального закона уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации (ПФР) в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Максимальный размер фиксированного платежа не может превышать 3600 руб. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии установлен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ. Таким образом, арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель обязан уплачивать взносы в ПФР в соответствии со ст. 28 вышеуказанного Федерального закона. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 235 НК РФ плательщиками единого социального налога признаются также индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам. На основании п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
     

     На основании каких нормативных документов рассчитывается средняя численность работников?

     
     Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
     
     При расчете средней численности работников следует руководствоваться Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной постановлением Госкомстата России от 07.12.1998 N 121 (далее - Инструкция).
     
     Согласно разделу II Инструкции средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) включает:
     
     - среднесписочную численность работников;
     
     - среднюю численность внешних совместителей;
     
     - среднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.
     
     Средняя численность работников показывается в целых единицах.
     
     Согласно п. 2 ст. 241 НК РФ при определении условия для использования регрессивной шкалы принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
     
     Это положение можно объяснить тем, что в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, включаются все выплаты физическим лицам, признаваемые объектом обложения единым социальным налогом, в отличие от налоговой базы для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
     
     Так, в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в ФСС РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, по авторским договорам. Соответственно, если физическое лицо получает выплаты только, например, по гражданско-правовому договору, то они не будут учитываться при расчете суммы единого социального налога, подлежащего уплате в ФСС РФ,
     
     Таким образом, средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, является наиболее приближенной к средней численности работников, определяемой в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России.
     

     В общих требованиях к порядку заполнения расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу (приложение N 2 к приказу МНС России от 01.02.2002 БГ-3-05/49) говорится о том, что после заполнения и комплектования расчета по авансовым платежам налогоплательщику необходимо проставить сквозную нумерацию заполненных страниц в поле "Страница N ...". Просим разъяснить:

     

     1) означает ли это, что налогоплательщик имеет право представлять в налоговый орган только заполненные им листы;

     

     2) что именно следует указывать на титульном листе в поле, где проставляется число страниц, на которых составлен данный расчет (число заполненных, фактических или представленных страниц)?

     
     Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и порядка ее заполнения" утверждена форма по авансовым платежам по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам (далее - расчет по авансовым платежам).
     
     Налогоплательщики заполняют расчет по авансовым платежам только на тех листах, которые касаются налогоплательщика данной категории. Так, индивидуальный предприниматель, производящий выплаты физическим лицам, в обязательном порядке заполняет листы титульной части (первый, 04) и листы расчетной части (05, 06, 07 и 08), при условии, что в прошлом отчетном периоде налогоплательщик не утратил право на применение регрессивных ставок налогообложения.
     
     После заполнения и комплектования расчета налогоплательщик проставляет сквозную нумерацию заполненных страниц. Налогоплательщик может не представлять в налоговый орган незаполняемые листы титульной части, в то время как листы 05-10 он должен представлять в налоговый орган в обязательном порядке. Если сведения в этих таблицах не заполняются, то налогоплательщик проставляет знак "Z". Каждый лист расчета по авансовым платежам, представляемого в налоговый орган, должен быть подписан налогоплательщиком.
     
     В поле "Данный расчет составлен на ____ страницах" титульного листа расчета по авансовым платежам налогоплательщик должен указать количество представленных страниц (общее число заполненных и не заполненных страниц).
     

     Как следует разносить авансовые платежи по единому социальному налогу по лицевым счетам и каков порядок начисления пени за несвоевременную уплату налога по авансовым платежам?

     
     В соответствии со ст. 240 НК РФ отчетными периодами по единому социальному налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
     
     Однако согласно п. 3 ст. 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
     
     Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
     
     Поскольку иного порядка уплаты авансовых платежей главой 24 НК РФ не предусмотрено, то и начисление авансовых платежей в карточки лицевых счетов производится также ежемесячно.
     
     Статьей 75 НК РФ установлено, что пеня начисляется за несвоевременную уплату налога. Начисление производится за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Учитывая вышеизложенное, пени за несвоевременную уплату единого социального налога (взноса) должны начисляться с 16-го числа следующего месяца.
     

     Возможно ли зачисление уплаченной суммы единого социального налога из одного фонда в другой?

     
     Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и единого социального налога регулируется Методическими указаниями о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога, утвержденными приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-07/466.
     
     Данными Методическими указаниями разъяснено, что если по страховым взносам в какой-либо фонд по состоянию на 1 января 2001 года имеются излишне уплаченные суммы, то по решению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли единого социального налога, которая подлежит зачислению в этот фонд.
     
     Зачет сумм страховых взносов или доли единого социального налога, излишне уплаченных (взысканных) в один фонд, в счет погашения задолженности по страховым взносам или доле единого социального налога, образовавшихся по другому фонду, не производится.
     

     Что следует отражать по строке 0500 расчетов по авансовым платежам?

     
     Приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу и Порядка ее заполнения" предусмотрено, что строка 0500 "Сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) за отчетный период, всего" расчета заполняется в соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
     
     В строке 0500 расчета отражаются авансовые платежи по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), включающие суммы начисленных авансовых платежей на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за отчетный период и показываемые в Расчете по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденном приказом МНС России от 28.05.2002 N БГ-3-05/153.