Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров

     

Об учете в целях налогообложения прибыли имущества, полученного безвозмездно

     

     Как подтверждается размер вклада организации - владельца акций в уставный капитал акционерного общества в случае определения налоговой базы по налогу на прибыль с учетом подпункта 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации?

     
     Согласно подпункту 11 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются, в частности, следующие доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) передающей организации;
     
     - от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) получающей организации;
     
     - от физического лица, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада (доли) этого физического лица.
     
     При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в случае, если в течение одного года со дня его получения вышеуказанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 96 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, а участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
     
     Таким образом, не признается доходом для целей налогообложения прибыли имущество, полученное российским акционерным обществом от организации, если:
     
     - уставный капитал вышеуказанного общества не менее чем на 50 % состоит из вклада передающей организации;
     
     - уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны не менее чем на 50 % состоит из вклада вышеуказанного общества.
     
     При этом должно выполняться также вышеприведенное условие, касающееся передачи имущества третьим лицам.
     
     Одновременно сообщаем, что в соответствии с п. 1 ст. 99 ГК РФ уставный капитал акционерного общества состоит из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
     
     Статьей 44 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) установлено, что в реестре акционеров общества указываются сведения о каждом зарегистрированном лице, количестве и категориях (типах) акций, записанных на имя каждого зарегистрированного лица, иные сведения, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
     
     Общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества.
     
     Держателем реестра акционеров общества может быть это общество или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - регистратор).
     
     В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
     
     Общество, поручившее ведение и хранение реестра акционеров общества регистратору, не освобождается от ответственности за его ведение и хранение.
     
     Лицо, зарегистрированное в реестре акционеров общества, обязано своевременно информировать держателя реестра акционеров общества об изменении своих данных. В случае непредставления им информации об изменении своих данных общество и регистратор не несут ответственности за причиненные в связи с этим убытки.
     
     Порядок внесения записей в реестр акционеров общества определен ст. 45 Закона N 208-ФЗ.
     
     Внесение записи в реестр акционеров общества осуществляется по требованию акционера или номинального держателя акций не позднее трех дней с момента представления документов, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. Правовыми актами Российской Федерации может быть установлен более короткий срок внесения записи в реестр акционеров общества.
     
     Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества не допускается, за исключением случаев, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации. В случае отказа от внесения записи в реестр акционеров общества держатель вышеуказанного реестра не позднее пяти дней с момента предъявления требования о внесении записи в реестр акционеров общества направляет лицу, требующему внесение записи, мотивированное уведомление об отказе от внесения записи.
     
     Отказ от внесения записи в реестр акционеров общества может быть обжалован в суд. По решению суда держатель реестра акционеров общества обязан внести в вышеуказанный реестр соответствующую запись.
     
     Выписка из реестра акционеров общества осуществляется на основании ст. 46 Закона N 208-ФЗ.
     
     Держатель реестра акционеров общества по требованию акционера или номинального держателя акций обязан подтвердить его права на акции путем выдачи выписки из реестра акционеров общества, которая не является ценной бумагой.
     
     Таким образом, вклад организации - владельца акций в уставный капитал акционерного общества отражается в реестре акционеров вышеуказанного общества и может быть подтвержден организацией - владельцем акций при предъявлении соответствующей выписки из названного реестра.
     

О правомерности начисления пени на сумму недоимки по налогу на прибыль

     

     Является ли правомерным начисление пени на сумму недоимки по налогу на прибыль, не превышающую сумму переплаты по указанному налогу, если в карточке лицевого счета налогоплательщика по одному коду бюджетной классификации числится переплата по налогу на прибыль, а по другому - недоимка?

     
     Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками.
     
     Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой признается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
     
     Пунктом 1 раздела IV инструкции N 26 "О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей" (далее - Инструкция), утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23, установлено, что для сводного учета поступающих в бюджет сумм, а также возвращенных из бюджета платежей и выплат налоговыми инспекциями ведется реестр поступлений, возвратов и выплат по форме N 25 (приложение N 4).
     
     Реестр формы N 25 ведется по видам налогов, платежей, указанных в приложении N 1 к Инструкции, и в соответствии с подразделениями бюджетной классификации.
     
     Установленный Инструкцией порядок ведения карточек лицевых счетов налогоплательщиков по видам налогов и в соответствии с кодом бюджетной классификации является внутриведомственной системой учета налоговых поступлений и не может изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, в том числе установленное НК РФ понятие "недоимка".
     
     Таким образом, если в карточке лицевого счета налогоплательщика по одному коду бюджетной классификации числится переплата по налогу на прибыль, а по другому - недоимка, начисление пени на сумму недоимки по налогу на прибыль, не превышающую сумму переплаты по указанному налогу, не является правомерным.
     

Об учете постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 28.10.1999 N 14-П при налогообложении прибыли

     

     Учитывается ли постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П при применении плательщиками налога на прибыль ст. 317 НК РФ?

     
     Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) с 1 января 2002 года введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     Статьей 317 данной главы НК РФ установлен порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов.
     
     При определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. Если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.
     
     При этом следует учитывать, что если условиями заключенного договора предусмотрены штрафные санкции или возмещение убытков, то доходы признаются полученными налогоплательщиком при возникновении обстоятельств, с которыми условия договора связывают предъявление штрафных санкций или возмещение убытков.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что ст. 271 НК РФ определяет порядок признания доходов при методе начисления.
     
     В целях названной главы Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
     
     По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
     
     Для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда - по доходам в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) (подпункт 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
     
     В целях применения ст. 271 НК РФ необходимо учитывать, что доходы в виде причитающихся к получению штрафов, пеней и иных санкций за нарушение условий договорных обязательств признаются доходами в соответствии с условиями заключенных договоров. Иными словами, если условиями договоров предусмотрена ответственность сторон за нарушение условий договорных обязательств, налогоплательщик обязан отразить суммы санкций, исчисленные в соответствии с условиями договоров, в составе внереализационных доходов, даже если он не истребует эти суммы с контрагента, нарушившего обязательства (ст. 317 НК РФ).
     
     Что касается постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.10.1999 N 14-П (далее - Постановление), то оно вынесено по делу о проверке конституционности ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1).
     
     Как следовало из ст. 2 Закона N 2116-1, объектами налогообложения являлись только полученные прибыль, доходы, а имущественные права (права требования), то есть неполученные доходы в виде присужденных и признанных должником штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора, объектами налогообложения не признавались.
     
     Объект налогообложения является существенным элементом налогового обязательства, что следует из НК РФ, согласно которому налог считается установленным лишь при условии, что наряду с другими элементами налогообложения определен объект налогообложения, включающий имущество, прибыль, доходы, с наличием которых законодательство о налогах и сборах связывает обязанность по уплате налога, причем каждый налог имеет самостоятельный объект обложения (ст. 17 и 38 НК РФ). Как существенный элемент налогового обязательства объект налогообложения должен быть установлен именно законом.
     
     Данная правовая позиция, основанная на предписаниях ст. 57 Конституции Российской Федерации, сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 11.11.1997 по делу о проверке конституционности ст. 11.1 Закона РФ "О государственной границе Российской Федерации" и сохраняет свою силу.
     
     Следовательно, только закон может определить имущество, которое является объектом обложения налогом на прибыль, и решить вопрос о включении в налогооблагаемую базу фактически полученных доходов, а также имущественных прав (прав требования).
     
     Таким образом, при определении налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в части присужденных, но не полученных сумм штрафов, пеней и других санкций за нарушение условий договора нормы Закона N 2116-1 подлежали применению с учетом Постановления.
     
     Согласно Закону N 110-ФЗ Закон N 2116-1 (за исключением абзацев и пунктов, определенных ст. 2 Федерального закона) утратил силу.
     
     Поскольку Закон N 2116-1 в рассматриваемой части действовал до 1 января 2002 года, Постановление не учитывается при применении положений ст. 317 НК РФ.
     

О правомерности начисления пени по налогу на прибыль в связи с переплатой другого налога

     

     Налог на прибыль доначислен в связи с переплатой другого налога. На образовавшуюся вследствие этого сумму недоимки по налогу на прибыль начислены пени. Правомерно ли в данном случае начисление пени?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
     
     Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.
     
     Общий порядок предоставления зачета излишне уплаченной суммы налога установлен ст. 78 НК РФ.
     
     Сумма излишне уплаченного налога подлежит, в частности, зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, а также погашения недоимки.
     
     Зачет суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено ст. 78 Кодекса. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.
     
     Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
     
     В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформ-ляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
     
     Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
     
     По заявлению налогоплательщика и решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
     

     Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении в отношении зачета сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.
     
     Согласно п. 4 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
     
     Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов перечислены в ст. 72 НК РФ.
     
     Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
     
     Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками.
     
     Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
     
     Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.
     
     Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
     

     Принудительное взыскание пеней с организаций производится в бесспорном порядке.
     
     Таким образом, переплата по одному виду налога не отменяет начисление пени по другому виду налога.
     
     Начисление пени прекращается, в частности, со дня вынесения вышеуказанного решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.
     
     Одновременно сообщаем, что законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоговым органам не предоставлено право освобождения от уплаты пеней.
     

О правомерности ежемесячного начисления расходов по налогам при налогообложении прибыли

     

     Вправе ли организация, исчисляющая ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, ежемесячно начислять в соответствии с п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по налогам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчисляются ежеквартально?

     
     Согласно п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, такие расходы налогоплательщика, как суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
     
     Статьей 270 НК РФ перечислены расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли.
     
     При определении налоговой базы не учитываются, в частности, следующие расходы:
     
     - в виде суммы налога на прибыль, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
     
     - в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
     
     - в виде сумм налогов, начисленных в бюджеты различных уровней, в случае, если такие налоги ранее были включены налогоплательщиком в состав расходов, при списании кредиторской задолженности налогоплательщика по этим налогам в соответствии с подпунктом 21 п. 1 ст. 251 НК РФ.
     
     В ст. 251 НК РФ названы доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
     
     Подпунктом 21 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
     
     Таким образом, если вышеуказанные налоги (за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчисляются ежеквартально, начисление вышеназванных расходов должно производиться также ежеквартально.
     
     Учитывая вышеизложенное, организация, исчисляющая ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, не вправе ежемесячно начислять вышеуказанные расходы по налогам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчисляются ежеквартально.
     

О некоторых расходах, не учитываемых при налогообложении прибыли

     

     Относится ли организация-турагент, которая реализует населению путевки (приобретенные в начале сезона по договорам купли-продажи у учреждений здравоохранения), к организациям розничной торговли? Предусмотрено ли уменьшение налогооблагаемой прибыли в 2001 и 2002 годах на стоимость списанных (не реализованных в срок турагентом) путевок? Каков в целом порядок отнесения затрат налогоплательщика к расходам, уменьшающим полученные доходы в целях налогообложения прибыли? Какие расходы не учитываются при налогообложении прибыли?

     
     Статьей 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" определено, что туристской деятельностью является туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий.
     
     Турагентская деятельность - это деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
     
     Таким образом, юридическое лицо, являющееся турагентом, относится к организациям, осуществляющим туристскую деятельность.
     
     Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства 1 75 018" (ОКОНХ), утвержденному Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976, организации туризма, имеющие код 91620, и, соответственно, турагенты не относятся к организациям розничной торговли, которым присвоен код 71200.
     
     Одновременно сообщаем, что согласно ст. 4 Закона N 2116-1, утратившего силу, за исключением отдельных положений, с 1 января 2002 года, перечень затрат, включавшихся в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитывавшихся при расчете налогооблагаемой прибыли, определялся федеральным законом.
     
     До принятия указанного федерального закона при расчете налогооблагаемой прибыли следовало руководствоваться действующим порядком определения состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли.
     
     Действовавшим до 1 января 2002 года Положением о составе затрат не было предусмотрено уменьшение налогооблагаемой прибыли на стоимость списанных путевок, не реализованных турагентом.
     
     Действующая с 1 января 2002 года глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ также не относит вышеуказанные расходы турагента к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли.
     
     Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и соответствующие обычаям делового оборота.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     В целях применения ст. 252 НК РФ необходимым условием признания затрат для целей налогообложения является подтверждение первичными документами произведенных расходов.
     
     Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
     
     Особенности определения расходов, признаваемых для целей налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков либо расходов, произведенных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 НК РФ.
     
     Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.
     
     Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
     
     Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях.
     
     Пересчет вышеуказанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов в соответствии со ст. 272 и 273 НК РФ.
     
     В целях главы 25 НК РФ суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.
     

Об учете при налогообложении прибыли затрат ломбардов на обязательное
и добровольное страхование принятого в залог имущества

     

     На каком основании и в каком размере относятся в соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ затраты ломбардов на обязательное и добровольное страхование принятого в залог имущества к расходам, принимаемым для целей налогообложения прибыли?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 358 ГК РФ принятие от граждан в залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления, в обеспечение краткосрочных кредитов может осуществляться в качестве предпринимательской деятельности специализированными организациями - ломбардами, имеющими соответствующую лицензию.
     
     Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Следовательно, принятое от граждан в залог имущество используется ломбардом при осуществлении деятельности, направленной на получение прибыли (дохода).
     
     Пунктом 2 ст. 38 НК РФ определено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
     
     Таким образом, к объектам гражданских прав отнесено, в частности, такое имущество, как вещи.
     
     В связи с этим под имуществом в НК РФ понимаются, в частности, вещи.
     
     Пунктом 3 ст. 358 ГК РФ установлено, что ломбард обязан страховать в пользу залогодателя за свой счет принятые в залог вещи в полной сумме их оценки, определяемой в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент их принятия в залог.
     
     Пунктом 1 ст. 263 НК РФ предусмотрено, что расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также, в частности, страховые взносы по добровольному страхованию имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 4015-1 обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 31 п. 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 273, Минфин России в соответствии с возложенными на него задачами лицензирует деятельность страховых организаций и осуществляет надзор за их деятельностью, ведет единый государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, осуществляет контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков.
     
     Поскольку условия и порядок проведения обязательного страхования предметов залога не определены соответствующим законом Российской Федерации, Минфин России не выдает лицензии на проведение страхования предметов залога как обязательного страхования.
     
     Таким образом, обязательное страхование принятых ломбардом в залог вещей будет проводиться после того, как соответствующим законом Российской Федерации будут определены условия и порядок проведения обязательного страхования предметов залога.
     
     Страховые взносы ломбарда по обязательному страхованию имущества, принятого в залог, будут признаны для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ в случае, если страхование осуществит страховая организация, получившая лицензию на проведение данного вида страхования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
     
     Что касается страхования имущества, в том числе предметов залога, как добровольного страхования, то выдача лицензии на его проведение осуществляется Минфином России.
     
     Пунктом 2 ст. 3 Закона N 4015-1 установлено, что добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями вышеуказанного Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.
     
     На основании вышеизложенного страховые взносы ломбарда по добровольному страхованию имущества, принятого в залог, признаются для целей налогообложения в соответствии с п. 1 ст. 263 НК РФ, если страхование осуществляет страховая организация, получившая лицензию на проведение данного вида страхования в установленном законодательством Российской Федерации порядке.