Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

Л.А. Панина,
советник налоговой службы I ранга

     

1. О заемных средствах

     

     В соответствии с п. 2 ст. 212 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 п. 1 ст. 212 Кодекса, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

     

     Заемные средства были получены 1 августа 1996 года, когда ставка рефинансирования в соответствии с телеграммой Банка России от 23.07.1996 N 107-96 составляла 110 % годовых.

     

     1. Исчисляется ли налог на доходы физических лиц с материальной выгоды по заемным средствам, полученным до вступления в силу главы 23 НК РФ?

     

     2. Какая ставка рефинансирования, установленная Банком России, применяется для расчета налога на доходы физических лиц: действующая на дату получения заемных средств либо на дату вступления в силу НК РФ?

     
     1. Согласно п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Согласно п. 2 ст. 809 ГК РФ проценты по договору займа при отсутствии иного соглашения выплачиваются ежемесячно до дня возврата суммы займа.
     
     При этом в соответствии с п. 1 ст. 810 ГК РФ сроки и порядок возврата суммы займа могут определяться условиями договора займа. Если срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления займодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.
     
     Таким образом, порядок возврата суммы займа (ежемесячно равными долями, иным образом) определяется договором. При отсутствии в договоре условий о сроках и порядке возврата займа вся сумма займа и установленные проценты должны быть возвращены не позднее 30 дней со дня предъявления заемщику соответствующих требований займодавца. Обязанности заемщика по возврату сумм займа считаются выполненными после зачисления соответствующих денежных средств на банковский счет займодавца либо после непосредственной передачи их займодавцу, если иное не предусмотрено договором.
     
     Исходя из вышеизложенного правоотношения по возврату займа и процентов по нему носят длящийся характер.
     
     Статьей 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что, если иное не предусмотрено названной статьей, часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после ее введения в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, часть вторая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
     
     Учитывая вышеизложенное, к отношениям, возникающим после 1 января 2001 года по договору займа, заключенному до 1 января 2001 года, действие которого продолжается и после 1 января 2001 года, применяется глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй НК РФ.
     
     2. Подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ установлено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является в том числе материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, но не реже чем один раз в налоговый период - календарный год, установленный ст. 216 НК РФ.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.
     
     По суммам экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, согласно п. 2 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 35 %.
     
     Исходя из вышеизложенного к заемным средствам, не возвращенным до 1 января 2001 года по договору займа, заключенному до 1 января 2001 года, применяется ставка рефинансирования, установленная Банком России, действовавшая на дату получения таких средств (на 1 августа 1996 года - 110 % годовых).
     
     В разделе II-2 "Особенности определения налоговой базы и исчисления налога при получении доходов в виде материальной выгоды" Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, расчет суммы материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах в налоговом периоде, рекомендуется производить в следующем порядке:
     
     1. Определяется сумма процентной платы за пользование заемными (кредитными) средствами исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России, по рублевым средствам (исходя из 9 % годовых - по валютным средствам) по формуле:
     

С = Зс х Пцб х Д/365 или 366 дней,

     
     где С - сумма процентной платы исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России на дату выдачи средств (исходя из 9 % годовых - по валютным средствам);
     
     Зс - сумма заемных (кредитных) средств, находящаяся в пользовании в течение соответствующего количества дней в налоговом периоде;
     
     Пцб - сумма процентов в размере трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России на дату получения рублевых заемных средств (9 % годовых - по валютным заемным средствам);
     
     Д - количество дней нахождения заемных средств в пользовании налогоплательщика со дня выдачи займа (кредита) до дня уплаты процентов либо возврата суммы займа (кредита).
     
     2. Из суммы процентной платы, исчисленной исходя из трех четвертых ставки рефинансирования по рублевым средствам (исходя из 9 % годовых - по валютным), - С1, вычитается сумма процентной платы, внесенной согласно условиям договора займа (кредита), - С2. При этом сумма процентной платы, внесенной заемщиком исходя из условий договора, рассчитывается с учетом порядка ее уплаты, предусмотренного соответствующим договором. Налоговая база определяется в размере полученной положительной разницы от произведенного вычитания (Мв):
     

С1 - С2 = Мв.

     

2. О получении социального налогового вычета на обучение

     

     1. Что включает понятие "дневная форма обучения"?

     

     2. С кем заключается договор на обучение для получения соответствующего социального налогового вычета - со студентом или родителями?

     

     3. Имеют ли право на социальные налоговые вычеты студенты, получающие первое высшее образование днем на бюджетной основе и второе высшее образование - на платной основе вечером?

     

     Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

     

     Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения вышеуказанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

     
     1. Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" установлены следующие формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.
     
     Статьей 9 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются образовательные программы, которые определяют содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:
     
     - общеобразовательные (основные и дополнительные);
     
     - профессиональные (основные и дополнительные).
     
     Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы:
     
     - дошкольного образования;
     
     - начального общего образования;
     
     - основного общего образования;
     
     - среднего (полного) общего образования.
     
     Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:
     
     - начального профессионального образования;
     
     - среднего профессионального образования;
     
     - высшего профессионального образования;
     
     - послевузовского профессионального образования.
     
     Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
     
     При этом п. 5 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения - восемнадцать лет.
     
     Для нижеперечисленных категорий обучающихся предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен:
     

     - для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;
     
     - для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку;
     
     - для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" основные образовательные программы высшего профессионального образования обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника высшего учебного заведения с обучающимися: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования.
     
     Пунктом 4 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" установлено, что обучение в аспирантуре при вышеуказанных учреждениях и организациях может осуществляться в очной или в заочной формах. Обучение в аспирантуре государственных и муниципальных высших учебных заведений не может превышать в очной форме трех лет.
     
     Исходя из вышеизложенного в целях применения подпункта 2 п. 1 ст. 219 НК РФ на уменьшение налогооблагаемой базы относятся суммы, направленные налогоплательщиком на обучение по образовательным программам в образовательных учреждения по очной форме обучения на основании Закона РФ "Об образовании", а также на обучение по образовательным программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях и аспирантуре по очной форме обучения.
     
     2. Для получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ, необходимо представить лицензию образовательного учреждения или иной документ, который подтверждает статус учебного заведения, а также документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика на обучение.
     

     При получении заявления от налогоплательщика налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе требовать у налогоплательщика-родителя, заявляющего социальный налоговый вычет в связи с расходами на оплату обучения его ребенка (детей), следующие документы, подтверждающие фактические расходы на обучение:
     
     - справку (справки) о доходах родителя-налогоплательщика (ф. N 2-НДФЛ);
     
     - копию договора с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенного между образовательным учреждением и учащимся либо между образовательным учреждением и налогоплательщиком - родителем учащегося дневной формы обучения;
     
     - копии платежных документов, подтверждающие внесение (перечисление) денежных средств образовательному учреждению за обучение ребенка (детей) налогоплательщика-родителя;
     
     - копию (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) налогоплательщика-родителя.
     
     В связи с вышеизложенным социальный налоговый вычет предоставляется на основании вышеприведенных документов вне зависимости от того, с кем заключен договор на обучение студента: с его родителем или с самим студентом. Необходимым условием при этом является доказательство, что денежные средства на обучение ребенка уплачены родителем.
     
     3. Пунктом 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании" установлены следующие формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
     
     В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для высшего учебного заведения установлены следующие формы обучения: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, в форме экстерната.
     
     Пунктом 4 ст. 11 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определено, что обучение в аспирантуре может осуществляться в очной или в заочной формах.
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ установлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Исходя из вышеизложенного студенты, получающие первое высшее образование днем на бюджетной основе и второе высшее образование на платной основе, но вечером, не имеют права на социальные налоговые вычеты по суммам, направленным на оплату обучения второго высшего образования, так как второе высшее образование осуществляется по вечерней форме обучения.