Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     М.С. Горбачева,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России     

     Предприятие заключило договор аренды имущества с физическим лицом, не являющимся частным предпринимателем. Имуществом является нежилое помещение, используемое предприятием в качестве офиса. Являются ли арендные платежи, а также расходы по текущему ремонту помещения расходами для целей налогообложения налогом на прибыль?

     
     Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) сняты действовавшие до 1 января 2002 года ограничения на отнесение тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли, на затраты в целях исчисления налоговой базы.
     
     Расходами налогоплательщика признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные в рамках производственной деятельности.
     
     Таким образом, к вычету принимаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Вопросы арендных отношений, в том числе и порядка внесения арендной платы, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, в частности Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), путем заключения договора аренды между собственником имущества - арендодателем и пользователем этого имущества - арендатором.
     
     Пунктом 10 ст. 264 НК РФ установлено, что в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, отражаются расходы на арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
     
     Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" все права и сделки с недвижимым имуществом, включая земельные участки, подлежат обязательной государственной регистрации при заключении договора на срок не менее года.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что при совершении сделок с недвижимым имуществом, принадлежащим физическому лицу на праве собственности, вышеуказанные объекты недвижимости должны быть выведены из состава жилищного фонда. Если эти объекты недвижимости числились у физического лица как нежилые помещения, то при заключении договора безвозмездного пользования следует уточнить правовой статус самого ссудодателя применительно к нормам ГК РФ.
     
     Статьей 253 главы 25 НК РФ определено, что к расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обязательное и добровольное страхование, содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на их поддержание в исправном (актуальном) состоянии.
     
     На основании вышеизложенного плата за аренду имущества, принадлежащего физическому лицу, относится на расходы организации в целях налогообложения при соблюдении вышеуказанных условий.
     

     Вправе ли предприятие отнести к расходам, учитываемым в целях налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ, затраты на приобретение проездных билетов на основании приказа руководителя предприятия для работников, выполнение служебных обязанностей которых носит разъездной характер, но которые при этом не обеспечены служебным транспортом?

     
     Постановлением Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" был определен перечень должностей работников бюджетных учреждений и организаций, работа которых носит разъездной характер и которым предприятие может оплачивать проездные билеты.
     
     Поскольку в настоящее время иного перечня не утверждено, то руководители других хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить этот список должностей, включив в него должности работников, служебная деятельность которых связана со служебными разъездами по городу (что предусмотрено их должностными инструкциями) и которые не обеспечиваются служебным транспортом. Стоимость приобретаемых предприятием проездных билетов для этих сотрудников относится на расходы организации, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список таких сотрудников утверждается приказом руководителя предприятия. Вышеуказанные расходы должны быть подтверждены отчетом подотчетного лица.
     

     Вправе ли предприятие отнести к расходам, учитываемым в целях налогообложения в соответствии с главой 25 НК РФ, затраты на приобретение проездных билетов на основании приказа руководителя предприятия для работников, выполнение служебных обязанностей которых носит разъездной характер, но которые при этом не обеспечены служебным транспортом?

     
     Постановлением Совмина РСФСР от 04.05.1963 N 521 "Об упорядочении использования предприятиями, организациями и учреждениями средств на приобретение билетов для проезда на городском пассажирском транспорте" был определен перечень должностей работников бюджетных учреждений и организаций, работа которых носит разъездной характер и которым предприятие может оплачивать проездные билеты.
     
     Поскольку в настоящее время иного перечня не утверждено, то руководители других хозяйствующих субъектов вправе своим приказом расширить этот список должностей, включив в него должности работников, служебная деятельность которых связана со служебными разъездами по городу (что предусмотрено их должностными инструкциями) и которые не обеспечиваются служебным транспортом. Стоимость приобретаемых предприятием проездных билетов для этих сотрудников относится на расходы организации, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список таких сотрудников утверждается приказом руководителя предприятия. Вышеуказанные расходы должны быть подтверждены отчетом подотчетного лица.
     

     Лесопарковый лесхоз является производственным государственным учреждением. В процессе ухода за лесом лесхоз проводит санитарные рубки леса, в результате чего получает низкосортную древесину, которую впоследствии реализует. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации рубки ухода за лесом относятся к операционным затратам и должны финансироваться из федерального бюджета или за счет собственных средств, полученных в результате реализации древесины от рубок ухода за лесом и других мероприятий. Согласно действующей инструкции "О порядке финансирования операционных расходов на ведение лесного хозяйства" все полученные средства лесхоза являлись целевым источником для ведения лесного хозяйства и налогами не облагались, а направлялись на операционные расходы. Считается ли выручка от реализации древесины от рубок ухода за лесом предпринимательской деятельностью и, соответственно, облагается ли она налогом на прибыль?

     
     В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации для целей главы 25 настоящего Кодекса признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
     
     При отнесении имущества к средствам целевого финансирования для целей обложения налогом на прибыль следует руководствоваться положениями ст. 251 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 15 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитывается при определении налоговой базы имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования. При этом организации (в том числе и некоммерческие), получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у организации, получившей средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
     
     В соответствии с абзацем третьим подпункта 15 п. 1 ст. 251 НК РФ средствами целевого финансирования являются средства, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.
     
     Средства, полученные из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, по смете доходов и расходов бюджетного учреждения направляются бюджетными учреждениями на финансирование расходов по ведению их уставной деятельности. Бюджетным учреждением признается такая организация, которая отвечает положениям п. 1, 2 и 3 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 161 БК РФ бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
     
     В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
     
     Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
     
     Согласно ст. 298 ГК РФ если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
     
     На основании вышеизложенного организация может направлять средства, полученные в результате реализации древесины от рубок ухода за лесом на операционные расходы после уплаты налога на прибыль с данного дохода.
     

В.К. Мареева

     

     Относится ли новый порядок начисления амортизации для целей налогообложения ко всем амортизируемым основным средствам, включая амортизируемое имущество, приобретенное до вступления в силу главы 25 НК РФ? Исходя из какой стоимости начисляется амортизация вышеуказанного имущества? Каков порядок включения расходов по основным средствам, фактический срок амортизации которых выше срока полезного использования, установленного постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1?

     
     Порядок начисления амортизации для целей налогообложения относится ко всем амортизируемым основным средствам независимо от срока их постановки на баланс, включая амортизируемое имущество, приобретенное до вступления в силу главы 25 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 322 НК РФ по основным средствам, введенным в эксплуатацию до вступления в силу настоящей главы Кодекса, полезный срок их использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно по состоянию на 1 января 2002 года с учетом Классификации основных средств, определяемой Правительством РФ, и сроков полезного использования по амортизационным группам, установленным ст. 258 НК РФ.
     
     Вне зависимости от выбранного налогоплательщиком метода начисления амортизации (линейного или нелинейного) по имуществу, введенному в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, начисление амортизации производится исходя из остаточной стоимости вышеуказанного имущества.
     
     Амортизируемые основные средства, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) больше, чем срок полезного использования указанных амортизируемых основных средств на 1 января 2002 года, выделяются налогоплательщиком в отдельную амортизационную группу амортизируемого имущества в оценке по остаточной стоимости, которая подлежит включению в состав расходов в целях налогообложения равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком самостоятельно, но не менее семи лет с даты вступления в силу главы 25 НК РФ.
     

     Вправе ли организация начислять для целей налогообложения амортизацию по основным средствам, принятым в эксплуатацию в 2002 году, но не прошедшим государственную регистрацию прав на объект недвижимости?

     
     С 1 января 2002 года налогообложение прибыли осуществляется в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     Данной главой НК РФ предусмотрен комплекс мер по реорганизации системы налогообложения прибыли организаций, обеспечение нейтральности налога по отношению к инфляционным процессам, сокращение многочисленных и бессистемных налоговых льгот, искажающих побудительные мотивы экономической деятельности налогоплательщиков.
     
     Нормами НК РФ (в отличие от ранее действующего законодательства) установлен более гибкий механизм амортизации имущества для целей налогообложения, предусматривающий предоставление налогоплательщикам права применения ускоренной амортизации и снижение сроков полезной эксплуатации имущества, который должен стать дополнительным стимулом для осуществления крупномасштабных инвестиций, а также позволит организациям минимизировать влияние инфляции на инвестиционные процессы.
     
     В частности, п. 8 ст. 258 НК РФ установлено, что основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию вышеуказанных прав. Согласно п. 9 данной статьи Кодекса основные средства включаются в состав амортизируемого имущества с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они введены в эксплуатацию. Поэтому после принятия основных средств к эксплуатации на их стоимость должна начисляться амортизация для целей налогообложения независимо от факта государственной регистрации прав на объект недвижимости.
     

     Каков порядок уплаты налога на прибыль налогоплательщиком (перешедшим с 1 января 2002 года на определение доходов и расходов по методу начисления), исчисленного исходя из налоговой базы переходного периода по состоянию на 1 января 2002 года?

     
     Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", подлежит уплате в бюджет в следующем порядке:
     
     1) исчисленная сумма налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2002 года начиная со второго квартала в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах 10 % от суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год;
     
     2) часть исчисленной суммы налога в размере от 10 до 70 % ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003-2004 годов в сроки, установленные для уплаты налога по итогам соответствующего отчетного периода, - по сумме налога в пределах от 10 до 70 % суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год;
     
     3) оставшаяся часть исчисленной суммы налога ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2005-2006 годов - по сумме налога свыше 70 % суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы за 2001 год.
     

     Организация применяет с 2001 года упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Имеет ли право данная организация (руководствуясь п. 8 ст. 5 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ) перейти на общепринятый режим налогообложения?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
     
     Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства добровольной основе в порядке, предусмотренном Законом N 222-ФЗ.
     
     Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, единого социального налога.
     
     Пунктом 8 ст. 5 Закона N 222-ФЗ установлено, что отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного (следующего) календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года. Включение в Закон N 222-ФЗ нормы, предусматривающей необходимость подачи заявления в случае решения о переходе на традиционный режим налогообложения, обусловлено, в частности, необходимостью осуществления контроля за деятельностью организаций. Данную норму следует применять с учетом п. 1-7 ст. 5 Закона N 222-ФЗ.
     
     Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация, применявшая упрощенную систему налогообложения в 2001 году, была вправе перейти на общепринятый режим налогообложения только с 1 января 2002 года (на условиях, предусматриваемых Законом N 222-ФЗ). При этом с 1 января 2002 года организация должна исчислять и уплачивать в доходы бюджетов налоги в общеустановленном порядке.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Н.Е. Маркова

     

     Облагается ли НДС стоимость периодических печатных изданий не рекламного и не эротического характера, распространяемых в 2002 году издательствами (редакциями) по подписке (полученная в 2001 году), после вступления в действие Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации"?

     
     С 1 января 2002 года утратил силу подпункт "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.02.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах"), а также подпункты 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ (ст. 16 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
     
     В связи с отменой с 1 января 2002 года освобождения от налога товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктом "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимостью" и подпунктами 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ, и введением с 1 января 2002 года 10-процентной ставки налога по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте 3 п. 2 ст. 164 НК РФ (Федеральный закон от 28.12.2001 N 179-ФЗ), а также введением 20-процентной ставки налога по товарам (работам, услугам), не включенным в подпункт 3 п. 2 ст. 164 НК РФ, МНС России разъяснен порядок применения налога на добавленную стоимость в указанной ситуации письмами от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию" и от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99 "Разъяснение об исчислении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию".
     
     Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 08.01.2002 N ШС-6-03/6@, освобождение от налогообложения распространяется на отгруженные товары (работы, услуги), перечисленные в подпункте "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в подпунктах 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ, в период действия вышеуказанных подпунктов Закона и НК РФ (до 31 декабря 2001 года включительно), вне зависимости от даты их оплаты. При этом счета-фактуры выставляются без налога.
     
     Согласно разъяснениям, изложенным в письме МНС России от 28.01.2002 N ВГ-6-03/99, по товарам (работам, услугам), перечисленным в подпункте "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в подпунктах 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ, оплаченным полностью в период действия вышеуказанных подпунктов Закона и НК РФ (до 31 декабря 2001 года включительно) и отгруженным начиная с 1 января 2002 года, счета-фактуры выставляются без налога.
     
     Вместе с тем, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ, вступившего в действие с 1 июля 2002 года, внесено дополнение в ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым при отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению, налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг), вне зависимости от даты их оплаты.
     
     Этот порядок налогообложения с 1 июля 2002 года должен применяться и при отгрузке с 1 июля 2002 года товаров (работ, услуг), перечисленных в подпункте "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в подпунктах 17 и 21 п. 3 ст. 149 НК РФ, оплаченных полностью до 31 декабря 2001 года.
     
     В связи с этим при отгрузке вышеназванных товаров (работ, услуг) с 1 июля 2002 года (включительно) НДС взимается в общеустановленном порядке, вне зависимости от даты их оплаты и выписки счета-фактуры без указания суммы налога.
     
     Аналогичный порядок должен применяться в отношении периодических печатных изданий, подписка на которые оплачена полностью до 31.12.2001 включительно и распространяемых в 2002 году.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     В рамках выполнения контракта с иностранным покупателем по поставке товаров на экспорт на счет российского предприятия-комитента в соответствии с договором комиссии поступила предоплата в размере 50 % от стоимости товаров. На первом этапе была поставлена часть товаров на сумму, превышающую полученную предоплату. В контракте с иностранным покупателем и в договоре комиссии с российским предприятием предусмотрен расчет в два этапа: 50 % от стоимости товаров - в виде аванса, 50 % - окончательный расчет.

     

     В связи с задержкой перечисления иностранным покупателем средств в окончательный расчет за поставленные товары и исчислением срока в 180 дней с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта у российской организации возникли проблемы, связанные с необходимостью уплаты НДС по указанной операции.

     

     Просим разъяснить: правомерно ли в целях применения главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в случае поступления на счет российского налогоплательщика выручки от реализации товаров в режиме экспорта не в полном объеме производить начисление НДС к уплате по истечении 180 дней после отгрузки по ставке 20 % на сумму непоступившей части выручки (разницы между полной выручкой и поступившей предоплатой) при условии представления в налоговые органы всех остальных документов, требуемых в соответствии со ст. 165 НК РФ?

     
     При реализации товаров на экспорт через комиссионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов в налоговые органы необходимо представить документы, перечисленные в п. 2 ст. 165 НК РФ. При этом одним из таких документов является выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случаях поступления на счет налогоплательщика выручки от реализации товаров в режиме экспорта не в полном объеме применение налоговой ставки 0 % и, соответственно, налоговых вычетов должно производиться в пределах суммы фактически полученной выручки согласно выпискам банка, а также при наличии необходимых документов, перечисленных в п. 2 ст. 165 НК РФ.
     

     Российская компания заключила контракт с компанией, находящейся в Великобритании и не имеющей постоянного представительства на территории Российской Федерации, в соответствии с которым на российскую компанию возложена обязанность администрирования лицензирования сетевых компьютерных клубов и интернет-кафе на территории Российской Федерации. Иными словами, российская компания должна вести реестр всех лицензированных сетевых клубов и интернет-кафе, от имени иностранной компании подписывать с клубами хартию и выдавать сертификат на право коммерческого использования программного обеспечения.

     

     В соответствии с этим российская компания аккумулирует на своем расчетном счете получаемые от клубов и интернет-кафе лицензионные сборы для их дальнейшего перечисления в Великобританию для иностранной компании. Сумма сборов зафиксирована в контракте. Кроме того, предусматривается, что сбор отчислений может быть предметом налогообложения, включая НДС и другие налоги в соответствии с местным налоговым законодательством, и что эти налоги не должны влиять на получаемый иностранной компанией доход.

     

     В связи с этим просим дать разъяснение: облагаются ли вышеуказанные сборы, переводимые иностранной организации, НДС на территории Российской Федерации?

     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав для целей НДС признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Право коммерческого использования программного обеспечения, за которое взимаются лицензионные платежи, перечисляемые иностранному лицу, следует рассматривать для целей НДС как услугу по уступке прав, налогообложение которой должно производиться в режиме, установленном указанным положением ст. 148 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, лицензионные платежи за право коммерческого использования программного обеспечения, перечисляемые иностранному лицу, облагаются НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, НДС исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. В случае, изложенном в вопросе, налоговым агентом следует считать российскую компанию, перечисляющую лицензионные платежи иностранной организации.
     

     Основным видом деятельности российской организации являются услуги по пошиву швейных изделий из давальческого сырья для иностранных заказчиков. Услуги оказываются на импортном оборудовании, находящемся на территории Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза. Имеет данная российская организация право предъявить НДС, уплаченный российским таможенным органам по временному ввозу оборудования, к вычету, или этот налог отражается в себестоимости услуг?

     
     Подпунктом 5 п. 1 ст. 151 НК РФ установлено, что при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 72 Таможенного кодекса Российской Федерации при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в таможенном режиме временного ввоза за каждый полный и неполный месяц налогоплательщиками уплачиваются 3 % от суммы НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, подлежат вычетам в случае использования вышеуказанных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ. В связи с этим суммы НДС, уплаченные российской организацией по оборудованию, ввезенному на территорию Российской Федерации в таможенном режиме временного ввоза, принимаются к вычету.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что если услуги по пошиву швейных изделий из давальческого сырья для иностранных заказчиков, оказываемые данной организацией, классифицируются как услуги по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем, то в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ суммы НДС, уплаченные в отношении вышеуказанного оборудования, принимаются к вычету при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     

     Российская фирма приобретает услуги у нерезидента (аренда вагонов). Нерезидент не зарегистрирован в Российской Федерации в качестве налогоплательщика, поэтому эта фирма исполняет обязанности налогового агента по уплате НДС. Выплата НДС в федеральный бюджет Российской Федерации осуществляется из сумм дохода нерезидента, остаток суммы перечисляется с валютного счета на счет нерезидента за границей.

     

     Таким образом, нерезидент получает сумму в соответствии с контрактом, но уменьшенную на величину НДС. Так как нерезидент не имеет права зачесть сумму НДС, уплаченную в Российской Федерации, то у него по балансу всегда будет числиться дебиторская задолженность данной фирмы по арендным платежам. Эта ситуация может привести к предъявлению фирме претензий со стороны нерезидента и необходимости уплаты как финансовых санкций, так и самой суммы задолженности. Просим разъяснить ситуацию с точки зрения обложения НДС услуг по сдаче в аренду.

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по сдаче в аренду вагонов, оказанные иностранным лицом российской организации, подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, НДС уплачивается налоговыми агентами - организациями и индивидуальными предпринимателями, приобретающими на территории Российской Федерации такие товары (работы, услуги) у иностранных лиц и состоящими на учете в налоговых органах. При этом налоговая база по НДС определяется как сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС.
     
     Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ сумма НДС исчисляется и уплачивается налоговыми агентами за счет средств, подлежащих перечислению иностранному лицу или другим лицам, указанным иностранным лицом. В этом случае для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, налоговая ставка определяется в соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ (как процентное отношение ставки налога в размере 20 % к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер ставки (20 : 120 х 100 %).
     
     Если иностранная организация, оказывающая услуги на территории Российской Федерации, в том числе услуги по сдаче в аренду движимого имущества, не учитывает НДС в стоимости услуг, то такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 20 %. При этом налог уплачивается в бюджет не за счет средств, подлежащих перечислению иностранной организации, а за счет средств налогового агента.
     

Об акцизах на спиртосодержащие товары

     
     Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

     Подлежит ли обложению акцизами спирт этиловый, передаваемый от одного обособленного структурного подразделения другому внутри одной организации для производства водки?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс) операции по передаче подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации не подлежат налогообложению.
     
     Поскольку спирт этиловый передается одним обособленным структурным подразделением (спиртзаводом) безвозмездно другому обособленному структурному подразделению (ликероводочному заводу) этой же организации для дальнейшего производства водки, то в данном случае уплата акцизов по спирту этиловому не производится.
     

     При каких условиях спиртосодержащие отходы не рассматриваются как подакцизные товары?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 181 НК РФ спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 % признается подакцизным товаром.
     
     В целях главы 22 "Акцизы" НК РФ не рассматриваются как подакцизные товары только подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, которые соответствуют нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     При применении этих положений следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 "О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой и другой спиртосодержащей продукции" государственную регистрацию вышеуказанных отходов проводит Минсельхоз России.
     
     Налогоплательщику - производителю данных отходов Минсельхозом России выдается удостоверение о государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции и специальное разрешение на поставку, в котором указано дальнейшее использование спиртосодержащих отходов.
     

     Организация, производящая спирт этиловый из пищевого сырья либо алкогольную продукцию, направляет определенное количество этой продукции на проверку ее качества и соответствия требованиям нормативно-технической документации, а также расходует определенное количество спирта этилового из пищевого сырья для приготовления реактивов, индикаторов и на другие цели. Подлежат ли в этом случае операции по передаче алкогольной продукции налогообложению акцизами?

     
     Согласно ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по реализации лицами произведенных ими подакцизных товаров. При этом в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ реализацией подакцизных товаров признается передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе.
     
     Одновременно объектом налогообложения признается операция по передаче в структуре организации произведенных подакцизных товаров для собственных нужд.
     
     Вместе с тем объемы спирта этилового из пищевого сырья ректификованного, спирта-сырца, фракции головной этилового спирта, сивушного масла, а также расход водок и ликероводочных изделий, спиртосодержащих соков, морсов, настоев, ароматных спиртов, направляемых для проведения анализа в целях определения их соответствия требованиям нормативно-технической документации (ГОСТ, ОСТ, ТУ), не могут считаться используемыми для собственных нужд организации, поскольку документ о качестве вышеуказанных видов продукции выдается только после проведения проверки качества на соответствие требованиям нормативно-технической документации по различным показателям. Объем отбора проб для проведения анализа качества продукции также установлен нормативно-технической документацией, регламентирующей правила приемки и методы анализа продукции.
     
     С учетом вышеизложенного объемы перечисленных видов продукции, направляемые на проверку ее качества в пределах норм, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ, ОСТ, ТУ), не подлежат налогообложению акцизами.
     
     Что касается расхода спирта этилового из пищевого сырья ректификованного на анализы сырья, осахаривающих материалов, полупродуктов и отходов спиртового производства, на микробиологические цели, на приготовление реактивов и индикаторов, предназначенных для анализа качества водок, а также на промывку тары, на технические цели для обслуживания контрольно-измерительных приборов и компьютерной техники, то объемы этилового спирта, применяемые на эти цели, облагаются акцизами как подакцизные товары, используемые на собственные технологические нужды.
     
     Согласно ст. 182 НК РФ операция по передаче готовых подакцизных товаров (спирта этилового ректификованного, спирта-сырца, водки, ликероводочных изделий и др.), направляемых в Центры стандартизации и санэпиднадзора, в Центральную дегустационную комиссию отрасли для проведения контроля качества на безвозмездной основе, также подлежат налогообложению акцизами.
     

     Организация производит и реализует спиртованные соки. Признаются ли спиртованные соки подакцизными товарами и по какой налоговой ставке осуществляется их налогообложение?

     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 % (за исключением виноматериалов).
     
     В соответствии с действующим ГОСТ 28539-90 "Соки плодово-ягодные спиртованные. Технические условия" данная продукция предназначается для производства ликероводочных изделий и безалкогольных напитков. При этом согласно пункту 1.2.4 данного ГОСТ для производства безалкогольных напитков используются спиртованные соки с объемной долей этилового спирта 16 %, а для производства ликероводочных изделий - 25 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогообложение спиртованных соков осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ по налоговой ставке, установленной для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта от 9 до 25 % включительно, то есть 72 руб. 91 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
     

     Организация производит и реализует винные напитки. Признаются ли винные напитки подакцизными товарами и по какой налоговой ставке осуществляется их налогообложение?

     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 181 НК РФ подакцизным товаром признается алкогольная продукция, к которой относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 % (в том числе и винные напитки).
     
     Согласно п. 4.1.3 ГОСТ Р 51159-98 "Напитки винные. Общие технические условия" объемная доля этилового спирта в винных напитках составляет  от 5 до 28 %.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогообложение винных напитков осуществляется в соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ по налоговой ставке, установленной для алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах, соответственно: свыше 25 % - 98 руб. 78 коп., от 9 до 25 % включительно - 72 руб. 91 коп., до 9 % включительно - 50 руб. 60 коп.
     

     Аптечное учреждение закупило спирт этиловый, изготовленный по фармакопейным статьям ( 95 %, 90 %, 70 %, 40 %), и реализует его, не изменяя концентрации, населению по индивидуальным рецептам и лечебно-профилактическим организациям по требованиям, заверенным в установленном порядке. При этом аптечное учреждение осуществляет розлив этого спирта во флаконы соответствующих емкостей для последующей реализации в количествах, указанных в индивидуальных рецептах, либо в герметично укупориваемые бутыли в объемах, рассчитанных по нормам, указанным в требованиях лечебно-профилактических организаций. Возникает ли в данном случае у аптечного учреждения объект налогообложения акцизами?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 182 НК РФ операции по реализации на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров признаны объектом налогообложения акцизами. При этом согласно п. 3 ст. 182 в целях главы 22 "Акцизы" Кодекса к производству приравнен розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
     
     Таким образом, деятельность по розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных товаров рассматривается как объект налогообложения акцизами только в случае, если порядок их упаковки (розлива, расфасовки) в потребительские упаковочные единицы утвержден специальными правилами и представлен в нормативно-технической документации, в соответствии с которой осуществляется их производство как часть общего производственного процесса, после которого эти товары становятся готовыми к применению.
     
     Нормативно-технической документацией, регламентирующей производство спирта этилового, используемого в медицинских целях, являются фармакопейные статьи, утвержденные Управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Фармакопейного комитета Минздрава России.
     
     Так, производство спирта этилового 90 %, 70 % и 40 % осуществляется по фармакопейной статье ФС-42-3071-94, а спирта этилового 95 % - по фармакопейной статье ФС-42-3072-94, в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару.
     
     Таким образом, для приобретения вышеуказанными спиртами товарного вида их упаковка в потребительскую тару является обязательной и, следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства.
     
     Поэтому аптечные учреждения, осуществившие розлив спирта фармакопейного в потребительскую тару, признаются налогоплательщиками акцизов по операциям их реализации населению по индивидуальным рецептам и лечебно-профилактическим организациям по требованиям, заверенным в установленном порядке.
     

     Правомерно ли перемещение алкогольной продукции с акцизного склада оптовой организации, имеющей лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, на оптовый склад, являющийся структурным подразделением этой же организации, но не находящийся под действием режима налогового склада?

     
     В соответствии со ст. 196 НК РФ хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада.
     
     Согласно ст. 197 НК РФ хранение алкогольной продукции до ее отгрузки (передачи) покупателям в иных местах, за исключением акцизных складов и транспортных средств при перевозке в режиме транспортировки, запрещается.
     
     Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям и (или) своему структурному подразделению, осуществляющему розничную реализацию, считается моментом завершения действия режима налогового склада.
     
     При этом налогообложение производится в соответствии с требованиями, установленными ст. 193 НК РФ.
     
     Следовательно, отпуск (передача) алкогольной продукции с акцизного склада организации структурному подразделению этой же организации, осуществляющему оптовую торговлю и не находящемуся под действием налогового склада, НК РФ, не предусмотрен.
     

     Организация занимается розливом в бутылки вина виноградного, приобретенного от организации-производителя. В каком порядке уплачивается акциз по разлитому в бутылки вину виноградному при его реализации на акцизные склады оптовых организаций?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ организации признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 "Акцизы" Кодекса.
     
     Согласно ст. 182 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации на территории Российской Федерации организациями произведенных ими подакцизных товаров (подпункт 1 п. 1), а в целях главы 22 "Акцизы" НК РФ к производству приравниваются розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства указанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (п. 3 ст. 182 НК РФ).
     
     Следовательно, организация, занимающаяся розливом вина виноградного в бутылки, признается налогоплательщиком акцизов.
     

     Акцизный склад оптовой организации отгружает алкогольную продукцию по договорам комиссии. В какой момент он должен начислять акциз: в момент отгрузки со склада или после представления комиссионером отчета о реализации продукции?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 195 НК РФ дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада.
     
     Следовательно, начисление акциза при реализации продукции по договорам комиссии производится в момент отгрузки алкогольной продукции с акцизного склада оптовой организации.
     

     Организация осуществляет первичную реализацию конфискованной алкогольной продукции иностранного производства, для маркировки которой приобретает марки у таможенных органов. Подлежат ли зачету при расчете акцизов, подлежащих уплате в бюджет по данным товарам, суммы, уплаченные при приобретении марок?

     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 17.01.1996 N 824 "О порядке реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом" алкогольная продукция иностранного производства, конфискованная или обращенная в федеральную собственность иным способом, маркируется маркой, подтверждающей право ее реализации на территории Российской Федерации.
     
     Главой 22 "Акцизы" НК РФ предусмотрена уплата авансового платежа по акцизам только в случае приобретения налогоплательщиком региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что марка, подтверждающая право реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, не является региональной специальной маркой, суммы, уплаченные организацией, осуществляющей первичную реализацию конфискованной алкогольной продукции иностранного производства, при приобретении марок для маркировки вышеуказанной алкогольной продукции, не являются авансовым платежом и не подлежат вычетам при определении сумм акцизов, подлежащих уплате в бюджет по этим товарам. Стоимость марок, подтверждающих право реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции иностранного производства, конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом, относится на затраты по реализации продукции данной организацией.
     

О налоге с продаж и НДС

     
     М.Н. Хромова

     

     Организация, реализующая товары народного потребления, имеет несколько обособленных подразделений, расположенных в разных субъектах Российской Федерации, где установлены разные ставки налога с продаж. В каком порядке следует уплачивать налог с продаж в данном случае: по месту нахождения головного предприятия или обособленного подразделения и по какой ставке?

     
     Согласно ст. 348 главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели при реализации ими товаров (работ, услуг) на территории того субъекта Российской Федерации, в котором установлен вышеуказанный налог.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 353 НК РФ налог с продаж подлежит уплате по месту осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     Согласно ст. 355 НК РФ организация, осуществляющая операции по реализации товаров (работ, услуг) через свои обособленные подразделения, находящиеся вне места нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субъекта Российской Федерации, в котором осуществляются операции по реализации товаров (работ, услуг), исходя из стоимости реализованных через это обособленное подразделение товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, обособленные подразделения вышеназванной организации при реализации товаров (работ, услуг) должны уплачивать налог с продаж на территории того субъекта Российской Федерации, где осуществлена реализация этих товаров (работ, услуг). При этом применяется ставка налога, установленная законом о налоге с продаж на территории этого субъекта Российской Федерации.
     
     Одновременно сообщается, что в соответствии со ст. 347 НК РФ порядок уплаты налога с продаж определяется субъектами Российской Федерации при установлении данного налога на своей территории.
     

     В 2001 году абонентная плата за телефон была освобождена от обложения налогом с продаж. С 1 января 2002 года этой льготы нет. Следует ли облагать налогом с продаж платежи, поступающие в кассу в 2002 году за услуги, оказанные в декабре 2001 года?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" до 1 января 2002 года объектом обложения налогом с продаж признавалась стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     Согласно ст. 349 главы 27 "Налог с продаж" НК РФ, вступившей в действие с 1 января 2002 года, объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Согласно сложившейся практике все изменения действующего порядка применения косвенных налогов, в том числе налога с продаж, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
     
     В связи с этим при получении в 2002 году оплаты за услуги телефонной связи, оказанные в декабре 2001 года, налог с продаж не уплачивается.
     

     Организация реализует физическим лицам продукты питания, в том числе и продукты диабетического питания. Каков порядок уплаты налога с продаж?

     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Статьей 350 НК РФ предусмотрен перечень товаров (работ, услуг), операции по реализации физическим лицам которых освобождены от обложения налогом с продаж. При этом в данный перечень включены продукты диабетического питания.
     
     Согласно п. 2 ст. 350 НК РФ если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению налогом с продаж, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с данной статьей Кодекса, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
     
     Таким образом, при реализации физическим лицам товаров, как облагаемых, так и не облагаемых налогом с продаж (в том числе продуктов диабетического питания), у налогоплательщика должен быть организован раздельный учет. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 347 НК РФ при установлении налога с продаж на своей территории субъект Российской Федерации определяет форму отчетности и порядок уплаты данного налога.
     

     Организация осуществляет торговлю лекарствами и биодобавками. В каком порядке следует применять налог с продаж при осуществлении данной деятельности?

     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом обложения налогом с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров, работ, услуг за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Перечень товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению налогом с продаж, утвержденный ст. 350 НК РФ, включает лекарства. При этом биодобавки в данном перечне социально значимых товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с продаж, не предусмотрены.
     
     В связи с этим при реализации лекарств физическим лицам за наличный расчет налог с продаж взиматься не должен.
     
     При введении в действие законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж в целях унификации применения норм ст. 350 НК РФ целесообразно руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93.
     

     Если оплата товаров (работ, услуг), приобретенных физическими лицами (сотрудниками организац