Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)*1

    _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. — 2002. — N 7. — С. 118; N 8. — С. 142, N 9. - C. 125.
     
А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.
     
     7. Несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.7 КоАП РФ)
     
     Под несоблюдением правил перемещения транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации законодатель понимает:
     
     а) несоблюдение перевозчиком установленных требований об остановке следующего через таможенную границу Российской Федерации транспортного средства в определенном таможенным органом месте;
     
     б) отправление (убытие) находящегося под таможенным контролем транспортного средства из места стоянки без разрешения таможенного органа.
     
     При этом ответственность согласно ст. 16.7 КоАП РФ наступает в случае совершения вышеперечисленных действий как с любыми транспортными средствами, используемыми для международных перевозок пассажиров и товаров (включая контейнеры и другое транспортное оборудование), так и с транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара.
     
     До вступления в силу 1 июля 2002 года нового КоАП РФ ответственность за аналогичное нарушение таможенных правил предусматривалась ст. 255 "Неостановка транспортного средства" и 256 "Отправление транспортного средства без разрешения таможенного органа Российской Федерации" Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ)  (с 1 июля 2002 года данные статьи ТК РФ утратили свою силу).
     
     В соответствии со ст. 107 ТК РФ транспортные средства, следующие через таможенную границу Российской Федерации, а также транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации в качестве товара, останавливаются в местах, определяемых таможенными органами; при несоблюдении этого требования таможенные органы вправе осуществлять принудительную остановку транспортных средств.
     
     Для признания неостановки транспортного средства нарушением таможенных правил должно быть определено место, где остановка должна осуществляться в обязательном порядке. Согласно приказу ГТК России от 10.01.1996 N 12 "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" определение мест стоянки транспортных средств относится к компетенции таможен и таможенных постов. Действующие нормативные правовые акты не содержат порядка обозначения мест обязательной остановки транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Однако можно предположить, что фиксация такого места не должна вызывать затруднений у перевозчика - лица, обязанного осуществить остановку. Место остановки транспортного средства может обозначаться дорожными знаками или другими знаками оповещения. Его может указать и сам сотрудник таможенного органа, осуществляющего таможенный контроль за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. При этом следует отметить, что такой сотрудник таможенного органа должен быть уполномочен на совершение действий по остановке транспортного средства в соответствии со своими служебными обязанностями.
     
     Согласно ст. 107 ТК РФ отправление транспортных средств из мест их стоянки производится с разрешения таможенного органа (см. также ст. 191 ТК РФ). Данная норма соответствует положениям ст. 131 ТК РФ, в соответствии с которой никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
     

     Приказом ГТК России "Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации" определение продолжительности стоянки транспортных средств, следующих через таможенную границу Российской Федерации, в местах, установленных таможенным органом для целей таможенного контроля и таможенного оформления, отнесено к компетенции таможен и таможенных постов. При необходимости (ремонтные работы, заправка, отдых в пути и т.д.) транспортные средства могут останавливаться в любых местах и отправляться из них в любое время по усмотрению перевозчика. Однако после остановки в месте, определенном таможенным органом, перевозчик не вправе продолжать движение без соответствующего разрешения таможенного органа.
     
     Несоблюдение перевозчиком требований об остановке транспортного средства в определенном таможенным органом месте или отправление находящегося под таможенным контролем транспортного средства из места стоянки без разрешения таможенного органа влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
     
     8. Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам (ст. 16.8 КоАП РФ)
     
     Комментируемой статьей КоАП РФ установлена ответственность за причаливание к плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, иных плавучих средств без разрешения таможенного органа. До вступления в силу 1 июля 2002 года нового КоАП РФ ответственность за аналогичное нарушение таможенных правил предусматривалась ст. 257 ТК РФ.
     
     Запрет на причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем, судов и иных плавучих средств без разрешения таможенного органа обусловлен необходимостью пресечения возможной передачи неоформленных в таможенном отношении товаров с борта одного плавучего средства на другое, провоза запрещенных к ввозу (вывозу) товаров и транспортных средств, а также иных способов незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, уклонения от их таможенного контроля и таможенного оформления.
     
     Способ совершения комментируемого нарушения таможенных правил предполагает использование плавучего средства. Действующее таможенное законодательство не содержит определения данного понятия. Законодательство о торговом мореплавании употребляет данный термин в основном как синоним понятия "судно". При этом при характеристике термина "плавучее средство" основное внимание обращается на плавучесть судна.
     

     К плавучим средствам не относятся сооружения, связанные непосредственно с водной средой, но не обладающие плавучестью и способностью перемещения по водной среде (например стационарные морские буровые установки). Причаливание к таким сооружениям, покоящимся на воде, административной ответственности не влечет.
     
     Понятие судна раскрывается в ст. 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Под судном подразумевается самоходное (теплоходы, пароходы, газотурбоходы, электроходы, атомоходы) или несамоходное (буксируемое, гребное, парусное) плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. В свою очередь, торговое море-плавание (ст. 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации) - это деятельность, связанная с использованием судов, для:
     
     - перевозок грузов, пассажиров и их багажа;
     
     - промысла водных биологических ресурсов;
     
     - разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;
     
     - лоцманской и ледокольной проводки;
     
     - поисковой, спасательных и буксирных операций;
     
     - подъема затонувшего в море имущества;
     
     - гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;
     
     - санитарного, карантинного и другого контроля;
     
     - защиты и сохранения морской среды;
     
     - проведения морских научных исследований;
     
     - учебных, спортивных и культурных целей.
     
     Нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусматривается ст. 16.7 КоАП РФ, выражается в форме особого действия - причаливания, которое представляет собой комплекс действий по подходу и швартовке плавучего средства (его прикреплению к какому-либо объекту: земле, причалу, иному плавучему сооружению). По смыслу ст. 16.7 КоАП РФ противоправный характер будет иметь причаливание только к таким судам и плавучим средствам, которые находятся под таможенным контролем. В случае причаливания плавучего средства, находящегося под таможенным контролем, к плавучему средству, не являющемуся объектом таможенного контроля, ответственность по ст. 16.7 КоАП РФ наступать не будет.
     
     Причаливание к находящимся под таможенным контролем судну или другим плавучим средствам судов либо других плавучих средств без разрешения таможенного органа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ; на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц - от 100 до 200 МРОТ.
     

     9. Выдача без разрешения таможенного органа, утрата либо недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них (ст. 16.9 КоАП РФ)
     
     До вступления в силу 1 июля 2002 года КоАП РФ ответственность за аналогичное правонарушение наступала согласно ст. 254 ТК РФ "Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них".
     
     Объективную сторону нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей КоАП РФ, образуют следующие деяния:
     
     - недоставление товаров и транспортных средств и документов на них, находящихся под таможенным контролем, в место, определенное таможенным органом;
     
     - выдача без разрешения таможенного органа товаров и транспортных средств и документов на них, находящихся под таможенным контролем;
     
     - утрата товаров и транспортных средств и документов на них, находящихся под таможенным контролем.
     
     В соответствии со ст. 140 ТК РФ перевозчик после подачи уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Российской Федерации обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения упаковки перевозимых товаров или их состояния, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, а также без использования товаров и транспортных средств в каких-либо иных целях, кроме целей доставки, в место, определенное таможенным органом, по установленным маршрутам и в установленные сроки.
     
     В Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России  от 20.05.1996 N 304, доставка товаров и транспортных средств определяется как перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики. При этом устанавливается, что доставка применяется в отношении:
     
     а) ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории Российской Федерации;
     

     б) иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и (или) налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых таможенным органам не уплачены либо в отношении которых таможенными органами не взысканы таможенные платежи, подлежащие уплате при их выпуске в свободное обращение;
     
     в) продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации;
     
     г) товаров, перемещаемых между складами;
     
     д) других товаров в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации.
     
     Местами доставки товаров, перевозимых под таможенным контролем, за исключением вывозимых товаров, являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пересечения таможенной границы Российской Федерации, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения, либо в случае вывоза товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады - склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения. Доставка товаров в другие места не допускается, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
     
     Сведения о местах доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа либо его структурного подразделения, пункта пропуска на таможенной границе), а также сведения о местах временного хранения (адрес склада, номер и срок действия лицензии на учреждение склада) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром. В случае отсутствия таких сведений либо указания сведений, не соответствующих тем, что имеются в таможенном органе, ввозимые в Российскую Федерацию товары должны быть доставлены в места, определяемые таможенными органами отправления согласно реестру мест доставки, формируемому ГТК России исходя из местонахождения получателя.
     
     Основанием для заведения таможенными органами дел о нарушениях таможенных правил по фактам недоставления товаров и транспортных средств, как правило, служит информация таможен назначения о том, что товар в место, определенное таможенным органом, не доставлялся и таможенное оформление такого товара не производилось. В ходе производства по делу лицами, привлекаемыми к ответственности, в качестве подтверждения выполнения своих обязательств представляются товаросопроводительные документы либо свидетельства о доставке товаров, в которых проставлены оттиски печатей "Товар поступил" или "Выпуск разрешен", скрепленные личной номерной печатью должностного лица таможенного органа.
     
     Доставке в таможенный орган назначения подлежат также товары, перемещаемые транзитом между двумя таможенными органами (ст. 36 ТК РФ). Однако в этом случае обязанность по доставке товаров выступает в качестве требования таможенного режима транзита, а поэтому квалификация должна проводиться согласно ст. 16.19 "Неправомерные действия с помещенными под определенный таможенный режим товарами и (или) транспортными средствами" КоАП РФ.
     

     Выдача товаров и транспортных средств предполагает их передачу третьим лицам, а утрата - выбытие вещи из владения лица.
     
     Выдача и утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, могут иметь место не только при осуществлении доставки товаров и транспортных средств, но также при осуществлении временного хранения и при использовании ряда таможенных режимов (таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки под таможенным контролем, уничтожения и др.).
     
     Утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, связанная с непринятием мер по обеспечению их сохранности в условиях аварии или действия непреодолимой силы, образует состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.6 "Непринятие мер в случае аварии или действия непреодолимой силы" КоАП РФ.
     
     Субъектом ответственности за недоставление товаров, транспортных средств, а также документов на них, находящихся под таможенным контролем, в определенное таможенным органом место является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик.
     
     В таможенном праве перевозчиком признается лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства (ст. 18 ТК РФ). Таможенный перевозчик - это созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо, получившее лицензию на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика (ст. 164 ТК РФ).
     
     Ответственность за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 16.9 КоАП РФ и состоящее в выдаче без разрешения таможенного органа, утрате либо недоставлении в определенное таможенным органом место находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств, наступает в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости явившихся предметами административного правонарушения товаров и (или) транспортных средств с их конфискацией или без таковой.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 16.9 КоАП РФ утрата принятых для вручения таможенному органу документов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
     
     10. Несоблюдение срока или маршрута доставки товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.10 КоАП РФ)
     

     До вступления в силу 1 июля 2002 года КоАП РФ к ответственности за аналогичное правонарушение привлекали по ст. 254 "Выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них" ТК РФ.
     
     Объективную сторону нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей КоАП РФ, образуют следующие деяния:
     
     а) несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока доставки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств;
     
     б) несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом маршрута доставки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств.
     
     В соответствии со ст. 140 ТК РФ после подачи уведомления о пересечении таможенной границы перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменений, произошедших вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме доставки, и по установленным маршрутам в определенное таможенным органом место и находиться в этом месте после прибытия.
     
     Доставка товаров, транспортных средств и документов на них должна быть произведена в сроки, определенные таможенным органом в соответствии с обычными сроками доставки исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц.
     
     Приведенная норма ТК РФ получила дальнейшее развитие в Правилах доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России 20.05.1996 N 304.
     
     При этом ответственность по ст. 16.10 КоАП РФ наступает только в случае, если срок и маршрут до-ставки были установлены таможенным органом.
     
     Несоблюдение перевозчиком установленного таможенным органом срока или маршрута доставки находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств в место доставки влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 МРОТ; на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ; на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
     

(Продолжение следует.)