Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Информационная и правовая составляющие безопасности предпринимательской деятельности


Информационная и правовая составляющие безопасности предпринимательской деятельности

     
     И.Н. Соловьев,
ФСНП России, к.ю.н.
     

1. Информационная составляющая безопасности бизнеса

     
     В соответствии с Федеральным законом от 20.02.1995 N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон N 24-ФЗ) под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
     
     Статья 21 Закона N 24-ФЗ определяет, что защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.
     
     Режим защиты информации устанавливается:
     
     1) в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномоченными органами на основании Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне";
     
     2) в отношении конфиденциальной документированной информации - собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании Закона N 24-ФЗ;
     
     3) в отношении персональных данных - Законом N 24-ФЗ.
     
     Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защите, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие информационные системы и информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации.
     
     Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплуатацией специальных программно-технических средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных структурах, осуществляются органами государственной власти.
     
     Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным доступом, которая является собственностью государства, создают специальные службы, обеспечивающие защиту информации.
     
     Собственник информационных ресурсов (или уполномоченные им лица) имеет право контролировать выполнение требований по защите информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в случае невыполнения этих требований.
     
     Собственник или владелец документированной информации вправе обращаться в органы государственной власти для оценки правильности выполнения норм и требований по защите его информации в информационных системах.
     
     Продолжающиеся процессы криминализации российского бизнеса заставляют предпринимателей задумываться не только о правовых условиях заключаемых сделок, но также и о комплексе информационных данных о юридических лицах - фирмах, с которыми эти сделки заключаются, и о физических лицах, - владельцах данных фирм.
     
     С началом экономических преобразований в Российской Федерации предприниматели столкнулись при заключении сделок с множеством специфических способов мошенничества в различных отраслях финансово-хозяйственной деятельности.
     
     Для избежания финансовых и материальных потерь они вынуждены принимать меры предосторожности. При этом риск оказаться обманутым намного уменьшается, если не работать с фирмами:
     
     1) зарегистрированными по утерянному, похищенному паспорту или паспорту умершего человека. Осуществляя сделки с такой фирмой, предприниматель рискует никогда не найти ее фактического местонахождения, а также ее хозяев и учредителей;
     
     2) имеющими задолженность перед государственным бюджетом;
     
     3) проверяемыми правоохранительными органами на предмет допущенных нарушений налогового законодательства;
     
     4) во главе которых находятся руководители, имеющие криминальное прошлое;
     
     5) не уплачивающими налоги в бюджет (но при этом являющимися налогоплательщиками).
     
     Информационную составляющую безопасности предприятия можно определить как состояние защищенности собственной коммерческой и служебной информации при одновременной информированности о возможных внешних и внутренних источниках безопасности предприятия.
     
     В то же время одним из недостатков современного состояния информационной безопасности бизнеса является то, что официальным путем (пусть даже за определенную плату) предпринимателю достаточно сложно получить необходимую информацию о своих партнерах и клиентах.
     
     Такая информация либо является закрытой, либо порядок ее предоставления не регулируется ни одним нормативно-правовым актом.
     
     Во многих западных странах такая информация (кредитная история фирмы, ее чистота перед налоговыми и иными контролирующими органами, информация об учредителях и высших менеджерах, уставные документы) предоставляется без каких-либо ограничений по соответствующему запросу. При этом никто не считает это разглашением секретной информации.
     
     В нашей же стране нет четких критериев отнесения информации к служебной или защищаемой специальными грифами ("ДСП", "секретно", "совершенно секретно", "особой важности" и т.д.).
     
     В настоящее время информация, распространяемая на рынке, подразделяется на информацию, подготовленную "пиратским" способом (на дисках), и на информацию, накапливаемую и хранящуюся в базах данных государственных органов.
     
     "Пиратская" информация появляется на рынке в основном в результате нелегального копирования баз данных государственных правоохранительных и контролирующих органов.
     
     В основном такая информация содержится в следующих базах данных:
     
     - база данных ГАИ - ГИБДД;
     
     - база данных прописки и регистрации граждан;
     
     - база данных приватизированного и муниципального жилья, а также нежилых помещений;
     
     - телефонная база;
     
     - база данных таможенных органов, ОВИР и др.
     
     Секретная и служебная информация уже давно стала товаром, торговля которым приобрела достаточно большие масштабы. Практически о любом из предпринимателей можно получить информацию о месте прописке, телефоне, находящихся в собственности жилье, автомобиле, предприятиях. Причем заказать такую информацию может как партнер по бизнесу, так и сосед по лестничной площадке, не говоря уже о криминальных структурах. Кроме того, существует целый ряд баз, содержащих данные о сотрудниках МВД России, ФСБ России, ФСНП России, ГТК России и иных государственных структур исполнительной власти.
     
     А за популярными в настоящее время базами ГАИ - ГИБДД, МГТС, БТИ необязательно ехать на Митинский радиорынок или заказывать через Интернет - они продаются на уличных развалах, торгующих компьютерными программами и играми. Их цена не превышает 200 руб. за один диск.
     
     Торговцы информацией со стажем уже имеют свою постоянную клиентуру из представителей служб безопасности коммерческих структур, частных охранных и детективных агентств, юридических и риэлторских фирм, посредников, сотрудников правоохранительных органов, которым иногда бывает проще получить интересующую информацию именно таким способом.
     
     Нелегальные производители уже начали путаться в версиях и актуальности информационных баз. В такой ситуации, по нашему мнению, весьма целесообразным было бы в целях обеспечения безопасности бизнеса на государственном уровне организовать платное получение открытой информации из баз-источников, а не с нелегальных копий. Таким образом, достоверность информации гарантировалась бы государством, которое на законных основаниях получало бы за это денежные средства.
     
     В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", конфиденциальной названа информация персонального характера. Однако не совсем понятно, какая же конкретно информация может считаться персональной? Законопроекты "О персональной информации" и "О коммерческой информации" дорабатываются уже в течение более шести лет, однако об окончании данной работы говорить еще рано.
     
     В настоящее время в соответствии с действующим законодательством привлечь к ответственности торговца базами данных сложно еще и потому, что формально юридического собственника таких баз нет, закон "О служебной тайне" еще не принят. Это при том, что ни коммерческой, ни государственной тайны эти базы не содержат.
     
     Привлечь же торговца к уголовной ответственности согласно ст. 137 УК РФ за нарушение неприкосновенности частной жизни достаточно сложно.
     
     Более того, вопрос о самой правомерности нынешней формальной закрытости большей части баз данных с ограниченным доступом является дискуссионным.
     
     Согласно Закону N 24-ФЗ федеральные органы власти должны формировать открытые государственные информационные ресурсы, обеспечивая доступ к ним граждан.
     
     Ведь если информационный ресурс не содержит информации с грифом и создан на деньги налогоплательщиков, вполне логично, что его содержание может быть доступно всем заинтересованным в такой информации лицам.
     
     Действительно, с правовой точки зрения, прекратить торговлю конфиденциальной информацией в настоящее время достаточно сложно. Как правило, уличные торговцы служебной и секретной информацией привлекаются к ответственности за нарушение правил торговли. Чаще всего дело заканчивается изъятием баз данных сотрудниками правоохранительных органов для дальнейшего использования этих баз в своей служебной деятельности.
     
     Для проведения масштабной операции по пресечению незаконной торговли базами данных необходимо проводить тщательно спланированные оперативно-розыскные мероприятия, отрабатывая как продавцов и покупателей, так и лиц, допустивших утечку служебной информации.
     
     В то же время нельзя забывать, что в ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" определен перечень сведений, составляющий государственную тайну, а именно:
     
     1) сведения в военной области:
     
     о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
     
     о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
     
     о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
     
     о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
     
     о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
     
     о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
     
     2) сведения в области экономики, науки и техники:
     
     о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
     
     об использовании инфрастуктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
     
     о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
     
     об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
     
     о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
     
     об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);
     
     3) сведения в области внешней политики и экономики:
     
     о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
     
     о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
     
     4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
     
     о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
     
     о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
     
     об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
     
     о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;
     
     о методах и средствах защиты секретной информации;
     
     об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;
     
     о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
     
     о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;
     
     о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.
     
     Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения вышеуказанных сведений.
     
     Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей вышеуказанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
     
     Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.
     
     Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены постановлением Правительства РФ от 04.09.1995 N 870.
     
     Использование вышеперечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
     

2. Правовая составляющая безопасности бизнеса

     
     Одной из существенных гарантий безопасности бизнеса является определение (подтверждение) правоспособности партнера по бизнесу.
     
     С нашей точки зрения, правоспособность юридического лица может быть подтверждена с помощью установления фактов:
     
     - государственной регистрации;
     
     - постановки на налоговый учет;
     
     - соответствия ИНН и кода ОКПО;
     
     - соблюдения условий лицензирования.
     
     Государственная регистрация. В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
     
     Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
     
     С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     С 1 июля 2002 года согласно постановлению Правительства РФ от 17.05.2002 N 319, принятому во исполнение Закона N 129-ФЗ, на МНС России возлагаются функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.
     
     Как отмечают официальные лица, Правительство РФ приняло данное решение прежде всего в интересах юридических лиц с целью сокращения административных барьеров и реализации принципа "одного окна".
     
     Благодаря переходу на заявительный принцип существенно упрощается сама процедура государственной регистрации юридических лиц, и в результате возникает возможность объединения двух направлений деятельности исполнительной власти: государственной регистрации юридических лиц и их постановки на учет в налоговых органах.
     
     Кроме того, реализация принципа "одного окна" будет способствовать взаимодействию регистрирующего органа с государственными органами, осуществляющими в связи с выполнением своих функциональных обязанностей учет юридических лиц. В этих целях Законом N 129-ФЗ устанавливается, что регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ.
     
     С 1 июля 2002 года во всех территориальных налоговых органах Российской Федерации осуществляется государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы, внесении изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
     
     При этом в целях выявления "мертвых" предприятий п. 3 ст. 26 главы IX "Переходные и заключительные положения" Закона N 129-ФЗ представитель юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу данного Закона, обязан в течение шести месяцев представить в регистрирующий орган соответствующие сведения, на основании которых в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись и выдано свидетельство, подтверждающее факт внесения записи в Единый государственный реестр.
     
     Непредставление юридическим лицом до 1 января 2003 года в регистрирующий орган сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица.
     
     Постановка на налоговый учет. В соответствии со ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
     
     Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     МНС России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в том числе иностранных организаций.
     
     Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
     
     Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение десяти дней после их государственной регистрации.
     
     Заявление о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение десяти дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.
     
     Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица.
     
     В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
     
     Налоговые органы обязаны на основе имеющихся данных и сведений, сообщаемых им органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, учет и регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, самостоятельно (до подачи заявления налогоплательщиком) принимать меры к постановке на учет налогоплательщиков в налоговых органах.
     
     Об изменениях в уставных и других учредительных документах организаций, в том числе связанных с образованием новых филиалов и представительств, изменением места нахождения, а также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятельности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в десятидневный срок с момента регистрации изменений в учредительных документах. Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором они состоят на учете, в десятидневный срок с момента такого изменения.
      
     Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения или место жительства, то его снятие с учета производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства. Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в десятидневный срок с момента такого изменения.
     
     В случае ликвидации или реорганизации организации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение четырнадцати дней со дня подачи такого заявления.
     

(Окончание следует.)