Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об избежании двойного налогообложения


Об избежании двойного налогообложения

     
     С.В. Плужникова,  
консультант Департамента налоговой политики  Минфина России
     

     Представительство иностранной компании создано на территории Российской Федерации с целью оказания поддержки иностранной компании в реализации ее предпринимательских интересов с помощью продвижения продукции иностранной компании посредством проведения рекламы в российских средствах массовой информации. Представительство не занимается реализацией товаров (работ, услуг) и осуществляет свои расходы на средства иностранной компании, выделяемые на основании утвержденного бюджета представительства. Может ли это представительство производить одобренные иностранной компанией представительские расходы, ограничен ли размер данных расходов, являются ли данные расходы налогооблагаемым доходом физического лица?

     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 4 ст. 306 НК РФ факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 настоящего Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К данной деятельности относится в том числе содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации.
     
     Как следует из вопроса, представительство иностранной компании создано на территории Российской Федерации с целью оказания поддержки иностранной компании в реализации ее предпринимательских интересов с помощью продвижения продукции иностранной компании посредством проведения рекламы в российских средствах массовой информации. В связи с тем, что это представительство не получает доход от деятельности на территории Российской Федерации, размер представительских расходов согласуется только с иностранной компанией, которая утверждает бюджет данного представительства. В соответствии со ст. 210-213 НК РФ определена налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц. Представительские расходы иностранной компании не являются для физического лица доходом, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц.
     
     В числе сотрудников российского предприятия есть один гражданин Республики Беларусь, работающий по трудовому договору. По какой ставке предприятие должно удерживать и уплачивать подоходный налог у данного работника?
     

     Российское предприятие имеет представительство в Республике Беларусь. Работники представительства являются гражданами Республики Беларусь, работа в представительстве является основным местом работы для его сотрудников. В бюджет какой страны представительство должно удерживать и уплачивать подоходный налог из заработной платы сотрудников?

     
     Согласно ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году, являются резидентами Российской Федерации. Следовательно, они должны облагаться по налоговой ставке 13 % и уплачивать налог в федеральный бюджет Российской Федерации.
     
     Если физические лица фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней, то к ним должны применяться нормы международного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года.
     
     Если деятельность российской компании привела к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь, то представительство удерживает подоходный налог из заработной платы сотрудников в бюджет Республики Беларусь по ставкам согласно действующему законодательству Республики Беларусь.
     

     Российское предприятие заключило контракт с белоруccкой компанией на оказание услуг, передачу и внедрение научно-технической продукции. Работы выполнялись на территории Российской Федерации, постоянного представительства на территории Республики Беларусь наше предприятие не имеет, однако при оплате согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций» был удержан налог 15 % от общей стоимости работ. Правомерно ли удержание налога белорусскими налоговыми органами?

     
     По нашему мнению, деятельность данной компании носит активный характер; работы по контракту производились на территории Российской Федерации, и, соответственно, деятельность этой компании подпадает под действие ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года. Согласно положениям данной статьи прибыль российского предприятия может облагаться налогом только в Российской Федерации, если только это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь через расположенное там постоянное представительство.
     
     Если международные договора ратифицированы в установленном порядке, а внутреннее налоговое законодательство стран по-иному трактует некоторые статьи международных Соглашений (или Договоров), то применяются правила международного договора. Согласно части 3 раздела 1 ст. 26 Венской Конвенции от 3 мая 1969 года «О праве международных договоров», сторонами которой являются как Российская Федерация, так и Республика Беларусь, участник не может ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора.
     

     Допускает ли п. 1 Соглашения об избежании двойного налогообложения удержание налогов от предпринимательской деятельности у российского предприятия в Республике Беларусь, если это предприятие не осуществляет свою деятельность через постоянное представительство в этой стране?

     
     Если не допускается удержание налогов в Республике Беларусь, то какие действия мы
должны предпринять для возврата удержанных сумм?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года термин «постоянное представительство», в частности, включает:
     
     а) место управления;
     
     б) филиал;
     
     в) контору;
     
     г) фабрику;
     
     д) мастерскую;
     
     е) рудник, нефтяную или газовую скважину,  карьер или любое другое место разведки или добычи природных ресурсов;
     
     ж) строительный или монтажный объект.
     
     Согласно п. 1 ст. 7 вышеуказанного Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.
     
     Если деятельность компании на территории Республики Беларусь не привела к образованию постоянного представительства, обязанности по удержанию налога с доходов от источника при выплате не возникает, и доходы по контракту должны облагаться налогом только в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 22 Соглашения если лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с настоящим Соглашением, оно может независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Договаривающихся Государств, представить свое заявление компетентному органу того Договаривающегося Государства, лицом с постоянным местопребыванием в котором оно является. Заявление должно быть представлено в течение трех лет с момента первого уведомления о действии, приводящем к налогообложению, не соответствующему положениям указанного Соглашения.
     

     Филиал российской компании оказывает транспортные услуги на территории Республики Казахстан без образования постоянного представительства и регистрации в местных налоговых органах. Однако при оплате оказанных услуг покупатель удерживает подоходный налог в соответствии с п. 3.1 инструкции налоговой инспекции Республики Казахстан от 28.06.1995 N 33. Правомерно ли это?

     
     В соответствии со ст. 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 18 октября 1996 года прибыль, полученная резидентом Российской Федерации от эксплуатации морских, речных, воздушных судов, железнодорожного и автомобильного транспорта в международной перевозке, облагается налогом только в Российской Федерации.
     
     Положения данной статьи распространяются также на прибыль участия в пуле, совместном предприятии или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.
     
     Как следует из вопроса, оказывая транспортные услуги на территории Республики Казахстан без образования постоянного представительства, филиал российской компании является плательщиком налога на прибыль в соответствии с вышеуказанным межправительственным Соглашением.
     

     Российская организация сообщает о намерении сотрудничать с туркменской компанией и просит предоставить информацию о налоговом режиме, налоговых льготах и о специфических условиях ведения предпринимательской деятельности на территории Туркменистана.

     
     В отношениях между Российской Федерацией и Туркменистаном действует Соглашение об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 14 января 1998 года, которое имеет приоритет над национальным законодательством и основными положениями которого являются следующие.
     
     В соответствии с подпунктом «д» п. 1 ст. 5 этого Соглашения наличие строительной площадки, строительного, монтажного или сборочного объекта или деятельность по надзору, связанная с упомянутыми объектами, приводит к образованию постоянного представительства, но только в случае, если продолжительность связанных с ними работ превышает 12 месяцев.
     
     Согласно п. 1 ст. 7 вышеуказанного Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, расположенное в другом Договаривающемся Государстве, то его прибыль может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.
     
     При определении прибыли постоянного представительства должны быть сделаны вычеты документально подтвержденных расходов, произведенных для целей деятельности этого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в Договаривающемся Государстве, в котором расположено постоянное представительство, или за его пределами, в рамках норм, устанавливаемых законодательством этого Договаривающегося Государства.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 25 вышеприведенного Соглашения если лицо считает, что действия одного или обоих Договаривающихся Государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями данного Соглашения, оно может независимо от средств защиты, предусмотренных внутренним законодательством этих Договаривающихся Государств, представить свое заявление компетентному органу того Договаривающегося Государства, резидентом которого оно является.
     

     Польская строительная компания выполняла монтаж и демонтаж строительных лесов на здании МГУ для последующего проведения другой строительной компанией реставрации фасадов здания. Согласно положениям контракта работы проводились в два этапа, разделенные пятимесячным перерывом, необходимым для выполнения самих реставрационных работ. Таким образом, фактическая деятельность польской компании по монтажу, демонтажу и уборке лесов длилась девять месяцев, а общая продолжительность контракта составляет четырнадцать месяцев. Может ли деятельность польской компании рассматриваться как строительная и какой срок существования строительной площадки необходимо использовать для применения п. 3 ст. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.1992?

     
     В целях соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества под строительной площадкой понимается строительство, реконструкция, сооружение и монтаж объектов, связанных с существенными капитальными вложениями и существующими в течение достаточно длительного периода времени, что подтверждается комментариями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к типовой Модели Конвенции по налогам на доход и капитал, на основе которой Российская Федерация ведет переговоры по заключению соглашений об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами. Строительно-монтажные работы, монтаж оборудования могут относиться к строительной площадке в случае, если в результате таких работ смонтированные конструкции и/или оборудование образуют объект недвижимости.
     
     Не относится к строительной площадке, например, деятельность по монтажу и демонтажу строительных лесов, выполняемым по отдельному контракту, так как эти виды работ относятся согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг, утвержденному приказом Госстроя России от 16.03.2000 N 51, к услугам по подготовке строительного участка, предшествующей строительству.
     
     Учитывая вышеизложенное, считаем, что деятельность польской фирмы на территории Российской Федерации по контракту на монтаж/демонтаж строительных лесов не подпадает под определение строительной площадки согласно налоговому законодательству и не может рассматриваться как образующая строительную площадку или монтажный или сборочный объект согласно п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22.05.1992, а прибыль польской фирмы от такой деятельности должна облагаться налогом в Российской Федерации в соответствии со ст. 5 вышеуказанного Соглашения.
     

     Российская компания намерена выступать принимающей стороной для гражданина Федеративной Республики Германия, который приезжает в командировку в Российскую Федерацию. Данный гражданин собирается провести в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году. Заработная плата такому гражданину будет выплачиваться из офиса в Федеративной Республике Германия. Имеются два варианта выплаты заработной платы:

     
     1) расходы по заработной плате, выплачиваемой фактически в Федеративной Республике Германия, несет постоянное представительство (или постоянная база) в Российской Федерации;

     
     2) расходы по заработной плате, выплачиваемой фактически в Федеративной Республике Германия, не несет постоянное представительство (или постоянная база) в Российской Федерации.

     
     Просим дать разъяснение по налогообложению в Российской Федерации физического лица - гражданина Федеративной Республики Германия, рассмотрев эти два варианта.

     
     В соответствии с п. 2 ст. 15 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущества от 29 мая 1996 года вознаграждения, получаемые резидентом Федеративной Республики Германия в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, могут облагаться налогом только в Федеративной Республике Германия, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:
     
     а) получатель пребывает в Российской Федерации в общей сложности не более чем 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в соответствующем налоговом году;
     
     б) вознаграждения выплачиваются работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом Российской Федерации;
     
     в) расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство (или постоянная база), которое работодатель имеет в Российской Федерации.
     
     Если российская компания (вариант 1) выступает принимающей стороной для гражданина Федеративной Республики Германия, направляемого из головного офиса Федеративной Республики Германия в командировку в Российскую Федерацию, где он будет находиться менее 183 дней в календарном году, заработная плата будет выплачиваться из головного офиса в Федеративной Республике Германия, а расходы по выплате заработной платы не будут включаться в расходы постоянной базы. В данной ситуации выполняются все три необходимых условия, перечисленных в вышеуказанном Соглашении.
     
     Если российская компания (вариант 2) выступает принимающей стороной для гражданина Федеративной Республики Германия, направляемого из головного офиса Федеративной Республики Германия в командировку в Российскую Федерацию, и данный гражданин будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, заработная плата будет выплачиваться из головного офиса в Федеративной Республики Германия, а сумма заработной платы будет включаться в расходы постоянной базы (представительства). В данной ситуации полностью не выполняются все три условия Соглашения; соответственно, применяются нормы российского налогового законодательства.
     
     Поскольку не соблюдается условие «с» вышеназванного Соглашения, налогообложение доходов физического лица - гражданина Федеративной Республики Германия осуществляется в соответствии со ст. 207 и ст. 224 НК РФ.
     

     Российская организация занимается издательской деятельностью и осуществляет платежи с валютного счета иностранной фирме за получение авторских прав на перевод и издание в Российской Федерации литературных произведений. Иностранные
     контрагенты имеют постоянное местопребывание в Федеративной Республике Германия. Имеет ли право российская организация не начислять и не удерживать налог на доходы иностранного юридического лица с сумм, перечисленных за авторские права?

     
     Вознаграждения за использование авторских прав, включая право на издание произведений литературы, искусства и науки, право на использование кинематографических произведений, в том числе художественных фильмов и видеокассет как для просмотра в кинотеатрах, так и на телевидении,  записей для радиовещания, а также средства воспроизведения и распространения информации, компьютерные программы, использование любых патентов, торговых знаков, чертежей или моделей, планов, схемы секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта, облагаются налогом, удерживаемым у источника выплаты, если иное не предусмотрено международным соглашением.
     
     Если получение доходов от авторских прав и лицензий не связано с деятельностью нерезидента через постоянное представительство, то в соответствии с п. 1 ст. 12 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 авторские вознаграждения и лицензионные платежи, возникающие в Российской Федерации и выплачиваемые резиденту Федеративной Республики Германия, могут облагаться налогом только в Федеративной Республике Германия, если получатель авторских вознаграждений и лицензионных платежей фактически обладает правом собственности на них.
     

     Итальянская компания заключила контракт с российской компанией на строительство объекта на территории Российской Федерации. Продолжительность работ на этом объекте уже составила двенадцать месяцев, однако работы еще не завершены и планируемый срок сдачи объекта по условиям контракта составляет восемнадцать месяцев.

     
     Подпадает ли деятельность итальянской компании под действие подпункта i п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал?

     
     Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке заключаются в особом порядке определения постоянного представительства, который установлен в ст. 308 НК РФ. Кроме того, в соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства. При превышении срока работ, указанного в соглашениях, деятельность на строительной площадке или строительно-монтажном объекте иностранной организации образует постоянное представительство.
     
     Согласно подпункту i п. 1 ст. 5 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 09.04.1996 строительная площадка или строительный, сборочный или монтажный объект приводит к образованию постоянного представительства, если срок работ превышает двенадцать месяцев.
     
     Как следует из вопроса, планируемый срок сдачи объекта по условиям контракта составляет восемнадцать месяцев, поэтому деятельность итальянской компании образует постоянное представительство со дня начала работ на данной строительной площадке, и, соответственно, эта компания должна уплачивать все налоги, предусмотренные российским законодательством, с начала существования стройплощадки.
     

     Просим разъяснить применение положений Конвенции между Правительством СССР и Правительством Королевства Нидерланды об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 21 ноября 1986 года на следующем примере.

     
     В 1997 году компания завершила строительство объекта недвижимости на территории Российской Федерации. Документы на регистрацию права собственности переданы в регистрирующий орган в 1997 году, свидетельство о государственной регистрации права собственности выдано в ноябре 1998 года. Правомерно ли облагать налогом на имущество за 1997-1998 годы недвижимое имущество, которое еще не было собственностью компании?

     
     Вопросы уплаты налога на имущество предприятий, организаций, в том числе по недвижимому имуществу иностранных юридических лиц, находящемуся на территории Российской Федерации, регулируются нормами внутреннего налогового законодательства Российской Федерации и соглашениями об устранении двойного налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 17 Конвенции между Правительством СССР и Правительством Королевства Нидерланды об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 21 ноября 1986 года налогом на имущество в Российской Федерации может облагаться недвижимое имущество, принадлежащее лицу с постоянным местопребыванием в Королевстве Нидерланды.
     
     При регулировании вопросов обложения налогом на имущество в Конвенции речь идет о том имуществе лиц с постоянным местопребыванием в одном из Договаривающихся Государств, которое принадлежит им на праве собственности.
     
     Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий и организаций» и п. 3.1 ст. 3 инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации» установлено, что налогообложению подлежит имущество иностранного юридического лица, которое находится на территории Российской Федерации и которым иностранное лицо владеет на праве собственности, а также имущество, переданное иностранному юридическому лицу российским или иностранным лицом по договору аренды с последующим переходом права собственности к арендатору.
     
     Таким образом, до регистрации права собственности на недвижимое имущество объект обложения данным налогом отсутствует, то есть обложение налогом на имущество иностранных юридических лиц следовало осуществлять с ноября (с момента государственной регистрации права собственности на вновь созданный объект).
     

     Финская компания осуществляет услуги по ремонту и обслуживанию оборудования для российской компании на территории Российской Федерации. Фактически ремонт оборудования осуществляется 5-10 раз в год специалистами, которые приезжают в командировку на два-три дня в Российскую Федерацию. Приводит ли данная деятельность финской компании к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации?

     
     Положениями ст. 306-309 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Постоянное представительство иностранной организации в Российской Федерации - это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности (далее - отделение) этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Моментом образования постоянного представительства иностранной организации считается начало регулярного осуществления предпринимательской деятельности. Моментом ликвидации постоянного представительства считается прекращение постоянным представительством предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.
     
     Как следует из вопроса, финская компания несколько раз в год оказывает российскому предприятию услуги по ремонту и обслуживанию оборудования, то есть осуществляет регулярную деятельность по оказанию услуг на территории Российской Федерации.
     
     Определяющим критерием для квалификации деятельности иностранной организации в Российской Федерации как осуществляемой через постоянное представительство является регулярность ее осуществления. Налоговое законодательство Российской Федерации устанавливает следующие признаки постоянного представительства:
     
     - наличие любого места деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации;
     
     - ведение иностранной организацией в этом месте предпринимательской деятельности;
     
     - осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.
     
     Таким образом, в соответствии с п. 3 ст. 306 НК РФ деятельность финской компании на территории Российской Федерации привела к образованию постоянного представительства.