Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О неналоговых платежах в бюджет


О неналоговых платежах в бюджет

     
     А.И. Новиков,  
государственный советник налоговой службы III ранга
     

     Правомерно ли проведение налоговыми органами проверок акционерных обществ и комитетов по управлению имуществом по вопросам полноты и своевременности перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, средств от приватизации такого имущества и дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям?

     
     Согласно ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок. Статьей 89 НК РФ определено, что выездная налоговая проверка в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам.
     
     Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам и в то же время являются одним из источников формирования доходов бюджета.
     
     НК РФ не предусмотрено проведение проверок арендаторов и балансодержателей государственного имущества, продавцов объектов приватизации только по вопросам полноты и своевременности перечисления в бюджет арендной платы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, средств от приватизации такого имущества, а также дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
     
     Поскольку вышеуказанные неналоговые платежи не являются налогами, то и проверки по ним рекомендуется осуществлять в рамках проведения выездной налоговой проверки по конкретным видам налогов. При этом в программу проведения выездной налоговой проверки должны быть включены вопросы о проведении проверок по этим неналоговым платежам.
     

     Могут ли налоговые органы начислять пени за неуплату или несвоевременное внесение организациями в соответствующие бюджеты арендной платы за полученное в аренду государственное или муниципальное имущество, дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, и взыскивать с таких организаций арендную плату, дивиденды и пени в бесспорном порядке?

     
     В соответствии со ст. 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации в доходах бюджетов учитываются средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение или пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации иди муниципальным образованиям, которые являются неналоговыми доходами.
     
     Срок выплаты дивидендов по акциям определяется уставом акционерного общества или решением общего собрания акционеров в соответствии с положениями п. 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон N 208-ФЗ).
     
     Срок внесения арендных платежей за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом установлен п. 4 постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 «О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (в ред. от 27.12.2000 N 891).
     
     В случае нарушения организациями сроков уплаты арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом (если в договоре аренды за это не предусмотрена ответственность), не внесенные в бюджет суммы таких платежей считаются недоимкой, на которую рекомендуется начислять пени в размере 0,05 % в соответствии с п. 4 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.1981 N 3820-Х.
     
     Согласно Положению о Минимуществе России, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 N 377, на это Министерство возложены обязанности по методическому и правовому обеспечению процессов приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также осуществлению контроля за перечислением в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходам по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), средств от приватизации и доходов от использования иного федерального имущества и принятию необходимых мер для обеспечения этих поступлений.
     
     Порядок исчисления и внесения в бюджет арендной платы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества не регулируется НК РФ или принятым в соответствии с ним иным законодательством о налогах и сборах, и поэтому налоговым органам не предоставлено право в бесспорном порядке взыскивать не внесенные в бюджет в установленные сроки суммы вышеуказанной арендной платы, а также дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
     
     При выявлении задолженности по арендной плате от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, а также по дивидендам по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, налоговым органам следует сообщать об этом территориальным органам Минимущества России для принятия необходимых мер по обеспечению взыскания такой задолженности (включая начисленные суммы пени).
     

     Учитываются ли суммы пени и налоговых санкций при исчислении дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, и подлежащим внесению в соответствующие бюджеты?

     
     Законом N 208-ФЗ установлено, что дивиденды выплачиваются из чистой прибыли акционерного общества за текущий год. Дивиденды по привилегированным акциям определенных типов могут выплачиваться за счет специально предназначенных для этого фондов общества.
     
     Сумма нераспределенной (чистой) прибыли отчетного года списывается заключительными оборотами декабря со счета 99 «Прибыли и убытки» в кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
     
     Начисление дивидендов отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за счет прибыли отчетного года или нераспределенной прибыли прошлых лет и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями», субсчет 75-2 «Расчеты по выплате доходов».
     
     Суммы, внесенные в бюджет в виде санкций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в состав расходов от внереализационных операций не включаются, а относятся на уменьшение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
     
     Таким образом, суммы нераспределенной (чистой) прибыли акционерных обществ должны уменьшаться на суммы налоговых санкций за налоговые правонарушения и пени за несвоевременную уплату налогов и сборов при исчислении дивидендов по акциям, принадлежащим государству, и подлежащих внесению ими в соответствующие бюджеты (по принадлежности объектов собственности).
     

     Каков порядок уплаты налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов в 2002 году?

     
     С 1 января 2002 года введена в действие глава 25 НК РФ. Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» признан утратившим силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
     
     Поэтому письмо Минфина России и Госналогслужбы России от 25.08.1994 N 113/ ВЗ-4-15/98н, принятое в рамках норм Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», применению в 2002 году не подлежит.
     
     Статьей 286 главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено особенностей исчисления налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.
     
     Сумма налога на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом в соответствии с п. 5 указанной статьи НК РФ источник выплаты дохода в виде дивидендов обязан удержать налог и перечислить его в федеральный бюджет (п. 6 ст. 284 НК РФ).
     
     В оставшейся сумме доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, перечисляются акционерными обществами в доход соответствующих бюджетов.