Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Новое в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей


Новое в налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей

     
     Р.Г. Габбасов,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга  
     
Н.В. Голубева,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Одно из важных изменений в налогообложении организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, - это введение единого сельскохозяйственного налога, закрепленное в главе 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Каким образом этот налог вводится на территории Российской Федерации?

     
     В целях упрощения и совершенствования системы налогообложения в сельском хозяйстве Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена разделом VIII.1 «Специальные налоговые режимы» [глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)»].
     
     Глава 26.1 НК РФ вступила в действие с 1 января 2002 года.
     
     Этой главой установлено, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге. Из вышеприведенной нормы следует, что сельскохозяйственные товаропроизводители будут переводиться на единый сельскохозяйственный налог лишь в тех регионах, где будет принят соответствующий закон субъекта Российской Федерации. Поскольку сроки введения этого налога на территориях субъектов Российской Федерации главой 26.1 НК РФ не определены, то в связи с этим не предусматривается обязательность введения единого сельскохозяйственного налога.
     
     Единый сельскохозяйственный налог применяется как специальный налоговый режим, в соответствии с которым может вводиться особый порядок исчисления и уплаты налогов.
     
     В НК РФ под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
     
     Установление единого сельскохозяйственного налога как специального налогового режима не относится к установлению и введению в действие новых налогов и сборов, поэтому данный налог может быть введен на территории субъекта Российской Федерации в любое время года и может начать действовать с начала следующего квартала после его введения при условии, что пройдет не менее одного месяца после опубликования закона о введении единого сельскохозяйственного налога.
     

     Нормы главы 26.1 НК РФ при налогообложении сельскохозяйственных товаропроизводителей единым сельскохозяйственным налогом используют определенные понятия и термины. Какие основные понятия используются в этой главе?

     
     Новым является введение главой 26.1 НК РФ понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель», под которым подразумевается организация, крестьянское (фермерское) хозяйство и индивидуальный предприниматель, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 %.
     
     Кроме того, главой 26.1 НК РФ используются такие понятия, как «организации», «крестьянское (фермерское) хозяйство» и «индивидуальный предприниматель». Под индивидуальным предпринимателем понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Под организациями подразумеваются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     При определении понятия «крестьянское (фермерское) хозяйство» следует принимать во внимание термин, данный в Законе РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которому крестьянским (фермерским) хозяйством признается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющими производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица после его регистрации и открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона.
     

     Единый сельскохозяйственный налог предусматривает одновременно уплату других налогов и сборов. Означает ли это, что сельскохозяйственные товаропроизводители, перешедшие на его уплату, освобождаются от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 13-15 НК РФ?

     
     Перечень налогов и сборов, которые будут уплачиваться наряду с единым сельскохозяйственным налогом организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, приведен в п. 4 ст. 346.1 главы 26.1 НК РФ. К таким налогам и сборам относятся НДС, акцизы, плата за загрязнение окружающей природной среды, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, государственная пошлина, таможенная пошлина, налог на имущество физических лиц (в частности жилых строений, помещений и сооружений, находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей), налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, лицензионные сборы.
     
     Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Они также не освобождаются от обязанностей налоговых агентов и в связи с этим продолжают начислять и перечислять причитающуюся сумму подоходного налога с суммы оплаты труда работников в общеустановленном порядке.
     
     В то же время переход организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на уплату единого сельскохозяйственного налога освобождает их от уплаты большинства налогов и сборов, предусмотренных ст. 13, 14 и 15 НК РФ.
     
     Исходя из вышеприведенного положения главы 26.1 НК РФ можно сделать вывод, что в единый сельскохозяйственный налог в основном включены налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации, плата за пользование водными объектами, налог на имущество предприятий, налог с продаж, в случае введения его регионами, земельный налог, целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели, сбор за право использования местной символики, налог на рекламу и другие налоги и сборы.
     

     В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Как определить плательщиков единого сельскохозяйственного налога?

     
     Главой 26.1 НК РФ установлены плательщики единого сельскохозяйственного налога, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, порядок представления налогоплательщиками налоговой декларации в налоговые органы, а также порядок зачисления сумм налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды.
     
     Из вышеуказанного перечня параметров налогообложения выделим тот, который связан с определением понятия «плательщик единого сельскохозяйственного налога». Организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, могут признаваться плательщиками единого сельскохозяйственного налога. В целях главы 26.1 НК РФ вышеуказанные лица признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, если производят сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализуют эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 %.
     
     Одновременно продукция растениеводства, выращенная на сельскохозяйственных угодьях сельскохозяйственными организациями, не только реализуется, но и используется на их внутренние нужды, например на корм скоту и другие нужды. Это явление наиболее часто встречается в регионах Российской Федерации, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, в которых сельскохозяйственные угодья используются в основном для выращивания продукции на корм скоту, а выручку организации получают от реализации животноводческой продукции. В связи с этим возникает вопрос: включается ли в общую выручку от реализации сельскохозяйственной продукции, выращенной на сельскохозяйственных угодьях, выручка от реализации животноводческой продукции?
     
     Если в общей выручке от реализации сельскохозяйственной продукции организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой сельскохозяйственной продукции составляет менее 70 %, то эти организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели в целях главы 26.1 НК РФ не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и, соответственно, плательщиками единого сельскохозяйственного налога.
     
     Рассмотрим на примере, могут ли относиться к плательщикам единого сельскохозяйственного налога организации, использующие выращенную ими на сельскохозяйственных угодьях продукцию в качестве кормов для животноводства.
     

     Пример.

     
     В силу природно-климатических условий основным направлением сельского хозяйства, например в Вологодской области, является животноводство. Поэтому доля выручки от реализации продукции растениеводства составляет только 8 %. Остальная продукция растениеводства используется для внутреннего потребления в качестве кормов для животноводства. Подпадают ли под критерии перевода на уплату единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные товаропроизводители, которые используют выращенную ими на сельскохозяйственных угодьях продукцию в качестве кормов для животноводства?
     
     В связи с тем, что в соответствии с действующей редакцией главы 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию на сельскохозяйственных угодьях и реализующие эту продукцию, в том числе продукты ее переработки, при условии, что в общей выручке от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей доля выручки от реализации этой продукции составляет не менее 70 %, сельскохозяйственные товаропроизводители, использующие выращенную ими на сельскохозяйственных угодьях продукцию в качестве кормов для животноводства, в целях главы 26.1 НК РФ не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями и не могут быть переведены на уплату единого сельскохозяйственного налога. Под критерии перевода на уплату единого сельскохозяйственного налога такие сельскохозяйственные товаропроизводители не подпадают ввиду того, что сельскохозяйственная продукция выращивается на сельскохозяйственных угодьях, но не реализуется.
     

     Какие организации не признаются плательщиками единого сельскохозяйственного налога?

     
     Пунктом 2 ст. 346.2 главы 26.1 НК РФ установлено, что не признаются плательщиками единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами), определяемые по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
     
     В настоящее время критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа установлены постановлением Правительства РФ от 29.04.2002 N 282 «О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа», в соответствии с которым к таковым относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие):
     
     - которые не используют сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства;
     
     - у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20 % общего объема использованных кормов. При этом считается, что при определении доли израсходованных кормов собственного производства, выращенных на сельскохозяйственных угодьях в общем годовом расходе кормов налогоплательщика, расчет ведется исходя из питательной ценности кормов, выраженных в кормовых единицах.
     
     Из вышеприведенных положений постановления Правительства РФ видно, что критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа определены исходя из степени использования сельскохозяйственных угодий для производства сельскохозяйственной продукции.
     
     Одновременно следует иметь в виду, что организации, использующие земли сельскохозяйственных угодий исключительно для размещения объектов производственного и непроизводственного назначения, не могут признаваться сельскохозяйственными товаропроизводителями, так как у них отсутствует налоговая база, а именно: сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий.
     
     Вместе с тем напомним, что конкретный перечень сельскохозяйственных организаций индустриального типа утверждается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
     

     Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Что является объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом?

     
     У организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, являющихся в соответствии с главой 26.1 НК РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями, объектом налогообложения являются сельскохозяйственные  угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Как видно из вышеприведенного положения главы 26.1 НК РФ, в определении объекта обложения единым сельскохозяйственным налогом используются понятия «в собственности», «во владении» и (или) «в пользовании». Рассмотрим эти понятия. Землями, находящимися в собственности, являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. Землями, находящимися в пользовании, признаются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.
     
     При определении объекта налогообложения основное внимание обращается на сельскохозяйственные угодья, находящиеся в собственности, во владении и (или) в пользовании. Сельскохозяйственные угодья - это пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Сельскохозяйственные угодья находятся в составе земель сельскохозяйственного назначения и имеют приоритет в использовании. Иными словами, к сельскохозяйственным угодьям относятся земли, планомерно и систематически используемые для производства сельскохозяйственной продукции и имеющие характерные природные или вновь приобретенные свойства.
     
     Основная доля сельскохозяйственных угодий сосредоточена в категории земель сельскохозяйственного назначения. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Однако согласно главе 26.1 НК РФ эти земли не являются объектами обложения единым сельскохозяйственным налогом.
     
     Главными пользователями сельскохозяйственных угодий являются сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения, а также граждане, занимающиеся сельскохозяйственным производством.
     

     Согласно НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. Каким будет налоговый период единого сельскохозяйственного налога?

     
     Налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу признается квартал. По окончании каждого квартала года исчисляется налоговая база и определяется сумма налога, подлежащая уплате. Необходимость установления налогового периода, равного кварталу, была обусловлена интересами целого ряда субъектов Российской Федерации, которые настаивали на создании возможности для введения единого сельскохозяйственного налога. Установленная периодичность уплаты данного налога позволяет более равномерно распределять налоговую нагрузку в течение года и обеспечивать поступления налога в бюджетную систему, особенно в местные бюджеты и внебюджетные фонды.
     

     Одним из элементов налогообложения по всем налогам является налоговая база. Что является налоговой базой единого сельскохозяйственного налога?

     
     Налоговой базой единого сельскохозяйственного налога признается сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, признаваемых объектом налогообложения. Как видно из вышеприведенного положения главы 26.1 НК РФ, налоговая база, являющаяся основным элементом налогообложения, находится в прямой зависимости от кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Для определения налоговой базы по этому налогу следует исходить из показателей кадастровой оценки земель.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 694 «О федеральной целевой программе “Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы”« Росземкадастр подготовил материалы массовой оценки земель, для каждой категории были созданы методики оценки, и на основании этих методик были разработаны соответствующие программные решения, которые проверены на практике.
     
     Кадастровая оценка земель, в том числе сельскохозяйственных угодий, проводится согласно постановлению Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», которым тому же Росземкадастру поручено провести государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
     
     Росземкадастр утвердил 11 мая 2000 года Методику государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации (далее - Методика), которая является первым этапом государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий представлена в этом документе как совокупность административных и технических мероприятий, направленных на определение кадастровой стоимости участков в границах административно-территориальных образований по состоянию на определенную дату.
     
     В соответствии с Методикой сельскохозяйственные угодья оцениваются по их качеству и местоположению как производственный ресурс независимо от фактического видового использования под пашню или кормовые угодья. Таким образом, оценивается не отдельно каждый вид сельскохозяйственных угодий (пашня, сенокосы, пастбища и многолетние насаждения) или каждое поле под ними, а вся средневзвешенная площадь сельскохозяйственных угодий. Кадастровая оценка производится с целью определения кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий субъектов Российской Федерации и разработки базовых нормативов для оценки земель внутри субъекта Российской Федерации.
     
     При проведении кадастровой оценки земли сначала производится межрегиональная оценка земель, когда оцениваются сельскохозяйственные угодья на уровне субъектов Российской Федерации и разрабатываются базовые нормативы для проведения оценки в субъектах Российской Федерации, а затем осуществляется кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий в субъектах Российской Федерации по административным районам и землевладениям, землепользованиям.
     
     В ходе кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий на уровне субъектов Российской Федерации определяются следующие показатели в расчете на 1 гектар сельскохозяйственных угодий: оценочная продуктивность (валовая продукция в рублях и в центнерах кормовых единиц), оценочные затраты, цена производства валовой продукции, расчетный рентный доход и кадастровая стоимость. Первые два показателя (оценочная продуктивность и оценочные затраты) служат базовыми нормативами для кадастровой оценки внутри субъекта Российской Федерации.
     
     При этом кадастровая стоимость 1 гектара сельскохозяйственных угодий в среднем по субъекту Российской Федерации устанавливается умножением расчетного рентного дохода на срок его капитализации. Срок капитализации расчетного рентного дохода принимается равным 33 годам.
     
     По Российской Федерации в среднем кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий составляет 11 040 руб.; при этом наибольших значений кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий достигает в Краснодарском крае (43 560 руб./га), Московской области (33 030 руб./га), Республике Адыгея (23 960 руб./га), Ленинградской области (23 000 руб./га), Воронежской области (21 650 руб./га), Ставропольском крае (20 000 руб./га), а наименьшие - 400 руб./га - в Республике Саха (Якутия), Мурманской и Магаданской областях, Ненецком, Коми-Пермяцком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах.
     

     Согласно НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Что будет являться налоговой базой по единому сельскохозяйственному налогу?

     
     Законодатель при установлении налоговой базы единого сельскохозяйственного налога сделал основной акцент на сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий. При этом, принимая за налоговую базу сопоставимую по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий, законодатель имел в виду те сельскохозяйственные угодья, которые являются объектом налогообложения.
     
     Для определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий кадастровая стоимость земельного массива конкретного сельскохозяйственного товаропроизводителя сравнивается со средней кадастровой стоимостью одного гектара сельскохозяйственных угодий региона, и путем деления первого показателя на второй определяется отношение кадастровых стоимостей одного гектара сельскохозяйственных угодий. Это отношение может быть больше единицы для налогоплательщиков, земельные участки которых расположены на лучших по сравнению со средними по качеству землях, и меньше единицы - для налогоплательщиков, земельные участки которых расположены на худших по качеству землях. Умножением площади сельскохозяйственных угодий каждого сельскохозяйственного товаропроизводителя на отношение кадастровых стоимостей одного гектара сельскохозяйственных угодий определяется налогооблагаемая площадь сельскохозяйственных угодий, то есть налоговая база каждого налогоплательщика.
     
     Методика определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий установлена Правительством РФ, которое постановлением от 22.04.2002 N 261 «О методике определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий» утвердило порядок определения сопоставимой по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий. Согласно Методике для определения этого показателя кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий делится на среднюю кадастровую стоимость гектара сельскохозяйственных угодий в соответствующем субъекте Российской Федерации и умножается на площадь сельскохозяйственных угодий налогоплательщика. При этом в Методике указано, что порядок определения кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и средней кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий в субъекте Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственной кадастровой оценки земель.
     
     Рассчитаем на условном примере сопоставимые по кадастровой стоимости площади сельскохозяйственных угодий.
     

     Пример.

     
     Средняя кадастровая стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий по области составляет 9700 руб. за один гектар. ОАО «Шуйское» ведет свою деятельность на сельскохозяйственных угодьях площадью 3000 га, кадастровая стоимость которых составляет 13 000 руб. в расчете на один гектар. Кадастровая стоимость сель- скохозяйственных угодий ОАО «Россия» составляет 7656 руб. в расчете на один гектар (площадь земельного участка ОАО «Россия» такая же, как и у сельскохозяйственной организации ОАО «Шуйское» - 3000 га).
     
     Определим отношение кадастровых стоимостей одного гектара сельскохозяйственных угодий первой сельскохозяйственной организации (ОАО «Шуйское»). Этот показатель определяется путем деления кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика на среднюю кадастровую стоимость одного гектара сельскохозяйственных угодий соответствующего субъекта Российской Федерации, где территориально расположены сельскохозяйственные угодья налогоплательщика. Это отношение равно 1,34 (13 000 руб./га : 9700 руб./га).
     
     Отношение кадастровой стоимости одного гектара сельскохозяйственных угодий ОАО «Россия» к средней кадастровой стоимости по области равно 0,79 (7656 руб./га : 9700 руб./га).
     
     Сопоставимая по кадастровой стоимости налогооблагаемая площадь сельскохозяйственных угодий  ОАО »Шуйское» определяется как произведение фактической площади сельскохозяйственных угодий налогоплательщика и отношения кадастровых стоимостей одного гектара сельскохозяйственных угодий налогоплательщика, которая составляет 4020 га (3000 га х 1,34).
     
     Сопоставимая по кадастровой стоимости площадь сельскохозяйственных угодий ОАО «Россия» составляет 2370 га (3000 га х 0,79).
     

(Окончание следует.)