Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц


Об обложении предпринимателей налогом на доходы физических лиц

     
     Н.А. Шорохова,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Индивидуальные предприниматели осуществляют альтернативные услуги связи. Работники почтовых отделений имеют право на спецодежду, спецобувь и средства спецзащиты. Имеют ли право индивидуальные предприниматели включать такие затраты в состав своих расходов?

     
     Порядок налогообложения любых видов доходов, получаемых физическими лицами как в денежной, так и в натуральной форме, определяется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
     
     Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
     
     Кроме того, при решении вопроса о включении расходов в состав затрат индивидуального предпринимателя необходимо обратить внимание на разницу между юридическими и физическими лицами в порядке включения таких платежей в затраты.
     
     Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право на обеспечение справедливых условий труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. В отдельных отраслях экономики предусмотрена выдача работодателем работникам спецодежды, спецобуви и спецсредств индивидуальной защиты, и это право предоставлено только предприятиям, учреждениям и организациям за счет своих средств. Но данное положение не распространяется на индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы индивидуальные предприниматели имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных этими физическими лицами и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
     
     Профессиональные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам - индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче ими налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
     
     Для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не предусмотрено включение в состав расходов суммы затрат на приобретение спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты. Получение дохода от осуществления альтернативных услуг связи не связано с обязательным наличием спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты, то есть наличие этих предметов непосредственно с получением дохода от этой деятельности не связано, а следовательно, отнесению на затраты индивидуального предпринимателя такие расходы не подлежат.
     

     Индивидуальный предприниматель заявил в августе 2000 года в налоговой инспекции, что больше предпринимательской деятельностью заниматься не будет, и подал декларацию о своем доходе за отработанный период, но свидетельство о государственной регистрации в качестве предпринимателя осталось у него на руках. Декларацию о совокупном годовом доходе за 2000 год по окончании календарного года он не подал. Обязан ли он был представить декларацию о совокупном годовом доходе за 2000 год?

     
     Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» утверждено Положение о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (далее - Положение).
     
     Пунктом 9 Положения установлено, что государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.
     
     Пунктом 2 ст. 85 НК РФ установлено, что органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение десяти дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока его действия.
     
     В соответствии со ст. 84 НК РФ снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом в течение четырнадцати дней со дня подачи им заявления о снятии с налогового учета. Форма такого заявления утверждена приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц».
     
     При этом если индивидуальный предприниматель прекращает свою деятельность, он подлежит снятию с учета в налоговом органе по месту жительства только как индивидуальный предприниматель. Данная процедура производится независимо от наличия или отсутствия у налогоплательщика задолженности по уплате налогов и сборов. После снятия с учета в этом качестве физическое лицо с присвоенным ИНН остается на учете по месту жительства в данном налоговом органе в течение всего времени проживания на территории, подведомственной этому налоговому органу, либо как налогоплательщик (при наличии обязанности уплачивать налоги и сборы), либо как физическое лицо (при отсутствии такой обязанности).
     
     Выдача документа, подтверждающего факт снятия с учета индивидуального предпринимателя в случае прекращения им деятельности, НК РФ не предусмотрена.
     
     Индивидуальный предприниматель в августе 2000 года представил декларацию о доходах от предпринимательской деятельности за 2000 год. В то же время свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя находилось у него на руках. Сведения из регистрационных органов о том, что гражданин прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в инспекцию не поступили.
     
     Учитывая вышеизложенное, в официальном порядке это физическое лицо являлось индивидуальным предпринимателем, в связи с чем по окончании налогового периода, то есть за 2000 год, этот налогоплательщик был обязан представить в налоговую инспекцию декларацию.
     

     В соответствии с действующим законодательством нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы при оформлении наследства о доходах физических лиц, полученных ими в виде вкладов в банках. Однако в отдельных случаях отделения Сбербанка отказывают в предоставлении нотариусам такой информации. Правомерно ли в этом случае несообщение нотариусами налоговым органам о вкладах в банках, полученных наследниками?

     
     Согласно Закону РФ от 12.12.1991 N 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» (далее - Закон N 2020-1) объектами налогообложения являются в том числе суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
     
     Пунктом 3 ст. 5 Закона N 2020-1 установлено, что нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договоров) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     
     За непредставление либо несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления налога, на руководителей вышеуказанных органов налагается штраф в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.
     
     Согласно ст. 1 от 11.02.1993 N 4462-1 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее - Основы) нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 5 Основ нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
     
     Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных Основами.
     
     Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.
     
     Статьей 16 Основ определено, что нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.
     
     Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.
     
     Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
     
     Исходя из вышеизложенного, согласно действующему законодательству нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы информацию о сумме денежного вклада, причитающегося наследнику, необходимую для определения налоговой базы и исчисления налога. Они несут всю полноту ответственности за несообщение этой информации. В случае непредставления сведений налоговые органы вправе привлекать нотариусов к налоговой ответственности.
     
     Согласно ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
     
     Отказ Сбербанка в предоставлении нотариусам информации неправомерен, так как эти сведения требуются как раз в порядке, предусмотренном законодательством. При этом необходимо отметить, что нотариусы несут ответственность за разглашение сведений, полученных ими при осуществлении профессиональной деятельности.
     

     Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность в сфере торговли. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю, обязан платить единый налог на вмененный доход. Какая торговля считается розничной и какая оптовой?

     
     Положения, регулирующие основные условия договора купли-продажи, изложены в главе 30 части второй ГК РФ.
     
     Пунктом 1 ст. 492 ГК РФ установлено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными продавцами и покупателями регулируются в ГК РФ как особый вид купли-продажи - поставки товаров (ст. 506-524 ГК РФ).
     
     Оптовый оборот товаров между профессиональными продавцами и покупателями регулируются особым видом договора купли-продажи - поставки товаров.
     
     Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок (или сроки) производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
     
     Кроме того, договору поставки присущи некоторые квалифицирующие признаки, позволяющие выделить его в отдельный вид договора купли-продажи.
     
     Во-первых, передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна осуществляться в обусловленный договором срок или сроки. Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров приобретает характер существенного условия договора.
     
     Во-вторых, по договору поставки подлежат передаче не любые, а только производимые или закупаемые поставщиком товары. Таким образом, в качестве поставщика может выступать коммерческая организация, специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающаяся их закупками.
     
     В-третьих, имеет существенное значение, для какой цели покупателем приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки признается только такой договор, в силу которого покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Поэтому в правовом регулировании отношений по договору поставки преобладающее значение имеют положения, характерные не для разовых сделок по продаже одной партии товара, а для долгосрочных договорных связей.
     
     Таким образом, отношения по договору поставки отличаются стабильностью и имеют долгосрочный характер.
     

     Совершение разовой сделки одним индивидуальным предпринимателем по передаче другому индивидуальному предпринимателю в рамках заключенного между ними договора о совместной деятельности и в счет взаимных взаимозачетов некоторого количества продовольственных товаров не является сделкой, относящейся к категории оптовой торговли.
     
     Если же один индивидуальный предприниматель регулярно передает другому индивидуальному предпринимателю в рамках договора партии товаров, то такие сделки уже относятся к оптовой торговле.
      

     Наша организация оплачивает содержание детей работников в детских дошкольных учреждениях, родители частично возвращают организации сумму оплаты. Какую часть затрат предприятия на эти цели необходимо включать в доход родителей?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 220 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
     
     Согласно п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 N 2464-1 «Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений» с 1 апреля 1992 года плата, взимаемая с родителей независимо от места их работы (службы, учебы) за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, находящихся на балансе предприятий, организаций, учреждений, органов исполнительной власти, осуществляется в размере не более 20 %, а с родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 % затрат на содержание ребенка в данном учреждении.
     
     Таким образом, если организация оплачивает содержание детей в детских дошкольных учреждениях, относящихся к категориям, которые перечислены в вышеуказанном Постановлении, и родители при этом оплачивают 20 % стоимости содержания ребенка (родители, имеющие трех и более детей, оплачивают 10 %), то разница между суммой оплаты предприятием и суммой оплаты родителями относится к компенсационным выплатам и в налоговую базу доходов родителей не включается и налогообложению не подлежит.
     

     Налогоплательщик - индивидуальный предприниматель обязан сдавать декларацию о предполагаемых доходах и уплачивать авансовые платежи. В течение налогового периода (в III квартале) индивидуальный предприниматель получил доходы, значительно превышающие те, по которым уплачены авансовые платежи. Обязан ли он в этом случае подать новую декларацию и уплатить дополнительные налоги? Будет ли начисляться пеня в случае неуплаты дополнительных авансовых платежей?

     
     Согласно ст. 227 НК РФ в случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.
     
     Так как в приведенном случае сумма фактически полученного дохода индивидуального предпринимателя в III квартале налогового периода превысила более чем на 50 % сумму предполагаемого дохода, с которого были исчислены авансовые платежи, то налогоплательщик обязан был представить новую налоговую декларацию с указанием новой суммы предполагаемого дохода. Следовательно, непредставление налоговой декларации является налоговым правонарушением. При этом начисление пени на сумму недоплаченных авансовых платежей в данном случае не производится.