Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Льготы при исчислении единого социального налога


Льготы при исчислении единого социального налога

     
     В.Н. Барсукова

     
     При применении ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) следует иметь в виду, что согласно ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
     
     Таким образом, при принятии решения об отказе от использования льготы налогоплательщик представляет в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе применения им преимущества (льготы), установленного ст. 239 НК РФ.
     
     Если налогоплательщик отказывается от предоставленной НК РФ льготы после начала календарного года, то он должен произвести уплату налога за весь налоговый период (включая предшествующие отчетные периоды). Учитывая, что налоговым периодом по единому социальному налогу согласно ст. 240 НК РФ является календарный год, уплата налога должна быть произведена за весь календарный год.
     
     При этом с учетом ст. 75 НК РФ налогоплательщик, помимо причитающихся к уплате за предшествующие отчетные периоды сумм единого социального налога, обязан уплатить соответствующие суммы пени.
     
     1. В соответствии с п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     При применении подпункта 1 п. 1 ст. 239 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     Правомерность использования организациями льготы, предусмотренной вышеуказанным подпунктом ст. 239 НК РФ, подтверждается при представлении ими в составе расчета по авансовым платежам и налоговой декларации по единому социальному налогу списка работающих инвалидов (номера и даты выдачи справки учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности на каждого инвалида).
     
     В соответствии с п. 28 Положения о признании лица инвалидом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965 «О порядке признания граждан инвалидами», в зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, инвалидность устанавливается на определенный срок. Так, инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год.
     
     Если в результате освидетельствования (переосвидетельствования) работник получает инвалидность в течение месяца, то налоговая льгота применяется начиная с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность. Если работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) теряет право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца налогоплательщик не имеет права на использование налоговой льготы.
     
     Вышеуказанная льгота не распространяется на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся работодателями по отношению к работникам - инвалидам I, II или III группы.
     
     2. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, освобождаются следующие категории работодателей:
     
     а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения.
     
     В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 %, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций.
     
     Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурные подразделения должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %.
     
     К законным представителям инвалидов относятся один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель;
     
     б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %.
     
     В расчете по авансовым платежам по единому социальному налогу, форма которого утверждена приказом МНС России от 01.02.2002 N БГ-3-05/49, налогоплательщик подтверждает право на льготу, заполняя на листе 09 таблицы «Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ».
     
     При применении данной льготы следует иметь в виду, что в случае изменения численности работающих инвалидов и фонда их заработной платы в фонде оплаты труда производится перерасчет по налогу за соответствующий период;
     
     в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов.
     
     Льготы по уплате налога предоставляются учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, на основании учредительных документов (решение учредителя о создании организации, устав, положение), в которых должны содержаться сведения о собственнике имущества данной организации (реестра акционеров), при наличии в учредительных документах организации записи о том, что они созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
     
     Указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 23 НК РФ льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 N 884 «Об утверждении товаров, реализация которых не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость, а также при производстве и (или) реализации которых осуществляющие их организации не подлежат освобождению от уплаты единого социального налога (взноса)».
     
     Статьей 181 НК РФ определен перечень подакцизных товаров и минерального сырья, подлежащих налогообложению.
     
     Хотелось бы обратить особое внимание читателей журнала на то, что при применении подпунктов 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что под работниками-инвалидами понимаются физические лица, являющиеся инвалидами I, II, III группы и работающие только по трудовым договорам.
     
     Понятие «работник» применяется в значении, определенном ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Так, в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
     
     Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     
     На вознаграждения, выплачиваемые инвалидам  I, II, III группы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), и авторским договорам, льготы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     

     Пример 1.

     
     Уставный капитал ООО «Улыбка» полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %. Общество осуществляет торгово-розничные операции по купле-продаже гражданского оружия и сопутствующих товаров, а также товаров, включенных и не включенных в Перечень, утвержденный Правительством РФ. При этом доля товаров, включенных в Перечень, составляет только 30 % от общего товарооборота. Имеет ли право  ООО «Улыбка» на льготное обложение единым социальным налогом?
     
     На первый взгляд, ООО «Улыбка» имеет право на льготу, установленную подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, так как удовлетворяет требованиям, выполнение которых необходимо для получения льготы.
     
     Вместе с тем данная льгота не распространяется на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в Перечне, утвержденном Правительством РФ от 22.11.2000 N 884.
     
     В связи с вышеизложенным ООО «Улыбка», реализующее товары, включенные в вышеуказанный Перечень, независимо от доли этих товаров в общем товарообороте не имеет права пользоваться льготой, установленной для общественных организаций инвалидов подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     

     Пример 2.

     
     В общественной организации инвалидов ООО «Слава» инвалиды составляют не менее 80 % членов организации, которым ежемесячно производятся выплаты в размере 4000 руб.
     
     В то же время ООО «Слава» занимается реализацией подакцизных товаров. Общий объем таких реализованных товаров составляет не более 6 % от общего товарооборота, или не более 3 % от общего валового дохода.
     
     Имеет ли ООО «Слава» право на льготу по уплате единого социального налога?
     
     Поскольку организация занимается реализацией подакцизных товаров, то на нее льготы, предусмотренные подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, не распространяются.
     
     При этом в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ ООО «Слава» имеет право не начислять единый социальный налог на выплаты, начисленные в пользу работников (то есть работающих только по трудовым договорам), являющихся инвалидами I, II или III группы, и не превышающие в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника.
     

     Пример 3.

     
     Некоммерческая спортивная организация «Лидер» (имеет код ОКОНХ 91700 «Физическая культура и спорт») учреждена рядом организаций различных организационно-правовых форм: ЗАО «Правда», ООО «Звезда»,  ОАО »Спорт».
     
     Имеет ли она право воспользоваться льготой по уплате единого социального налога?
     
     В данном случае у организации «Лидер» собственниками имущества являются организации различных организационно-правовых форм, а не общественные организации инвалидов, поэтому и права на льготу, предусмотренную подпунктом 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, у нее не возникает.
     
     3. В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются налогоплательщики, указанные в подпункте 2 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
     
     При применении подпункта 3 п. 1 ст. 239 НК РФ необходимо учитывать следующее.
     
     Определение дохода дано в ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» и «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 248 «Порядок определения доходов. Классификация доходов» главы 25 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационные доходы.
     
     Пунктом 1 ст. 249 «Доходы от реализации» главы 25 НК РФ определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг), от реализации имущества и имущественных прав.
     
     Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.
     
     Таким образом, положения подпункта 3 п. 1 ст. 239 НК РФ распространяются на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения которых является валовая выручка, то есть доход.
     
     При этом следует иметь в виду, что на сумму льготы (100 000 руб.) уменьшается не валовая выручка, а налоговая база, определяемая как произведение валовой выручки на коэффициент 0,1.
     
     Если в результате освидетельствования индивидуальный предприниматель получает инвалидность, то налоговая льгота применяется начиная с 1-го числа того месяца, в котором получена инвалидность.
     
     Индивидуальные предприниматели льготируются в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение налогового периода.
     
     В этом случае налоговым органом в общеустановленном порядке производится перерасчет авансовых платежей по налогу. При этом в расчете должна учитываться налоговая льгота пропорционально времени, в течение которого индивидуальный предприниматель находился на инвалидности.
     
     Если индивидуальный предприниматель в результате переосвидетельствования теряет инвалидность, то он не имеет права на использование налоговой льготы с 1-го числа месяца, в котором он утратил инвалидность.
     

     Пример.

     
     Предполагаемый доход инвалида III группы на 2002 год составит 500 000 руб.
     
     Налоговая льгота составляет 100 000 руб.
     
     С 10 сентября 2002 года индивидуальный предприниматель теряет право на инвалидность.
     
     Налоговая льгота составит 66 666 руб. [(100 000 руб. : : 12 мес.) х 8 мес.].
     
     Налоговая база составит 433 334 руб. (500 000 руб. - - 66 666 руб.).
     
     4. Пунктом 2 ст. 239 НК РФ установлено, что если в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), фондов обязательного медицинского страхования (ФОМС), то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в соответствующие фонды.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 239 НК РФ освобождаются также от уплаты налога налогоплательщики, указанные в подпункте 1 п. 1 ст. 235 настоящего Кодекса, с подлежащих налогообложению выплат и иных вознаграждений, выплачиваемых в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, ФСС РФ, ФОМС - в части, зачисляемой в тот фонд, на выплаты из которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает правом.
     
     При применении п. 2 ст. 239 НК РФ следует учитывать, что согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     
     При наличии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством следует руководствоваться нормами международного договора в части пенсионного, социального обеспечения и медицинской помощи иностранных граждан и лиц без гражданства.
     
     При отсутствии международного договора между Российской Федерацией и иностранным государством применение вышеуказанных норм регулируется законодательством Российской Федерации.
     
     5. При применении абзаца первого п. 2 ст. 239 НК РФ следует иметь в виду, что если иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с международным договором, законодательством Российской Федерации, не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение, медицинскую помощь за счет средств ПФР, ФСС РФ, ФОМС, то они освобождаются от уплаты налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет, ФСС РФ, ФОМС.
     
     6. При применении абзаца второго п. 2 ст. 239 НК РФ, следует учитывать, что если условиями договора, заключенного между налогоплательщиками, указанными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, и иностранными гражданами и лицами без гражданства закреплено положение о том, что данные иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то лицо (работодатель) вправе не начислять налог на выплаты в пользу таких работников.
     
     При этом условия договора не должны противоречить законодательству Российской Федерации. В соответствии с законодательством налог не начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства:
     
     - в федеральный бюджет - временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
     
     - в ФОМС - временно пребывающим на территории Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам;
     
     - в ФСС РФ - как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам.
     
     Таким образом, в вышеуказанных договорах между налогоплательщиками, поименованными в подпункте 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, и вышеуказанными иностранными гражданами и лицами без гражданства не может быть закреплено право на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.
     
     7. Рассмотрим особенности начисления единого социального налога в части:
     
     - поступающей в федеральный бюджет.
     
     Статьей 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона СССР от 24.06.1981 N 5152-X «О правовом положении иностранных граждан в СССР» под иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, понимаются иностранные граждане, которые имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел Российской Федерации.
     
     Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в Российской Федерации.
     
     Таким образом, определяющим обстоятельством для установления права иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации является их статус как постоянно проживающих (имеющих вид на жительство) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации право граждан на получение базовой части трудовой пенсии неразрывно связано с обязанностью производить уплату налога в федеральный бюджет. Лица (работодатели), осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и финансово-хозяйственной деятельности, уплачивают налог в федеральный бюджет только за тех иностранных граждан, которые имеют статус постоянно проживающих (имеющих вид на жительство) в Российской Федерации.
     
     При этом следует учитывать, что правовое положение и пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации регламентируется законодательством Российской Федерации, в частности:
     
     - Законом СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР»;
     
     - Правилами пребывания иностранных граждан на территории СССР (Российской Федерации), включая порядок оформления документов на право жительства на территории Российской Федерации иностранным гражданам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, определенными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.04.1991 N 212;
     
     - Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2146.
     
     С целью выяснения факта возникновения для лица (работодателя) обязанности производить уплату налога в федеральный бюджет за иностранного гражданина, привлеченного им для выполнения работ, необходимо установить, имеет ли иностранный гражданин статус постоянно проживающего в Российской Федерации, вид на жительство с правом постоянного проживания и отметку в паспорте о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации или свидетельство о регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации.
     
     При этом в соответствии со ст. 11 НК РФ под местом жительства физического лица понимается место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает.
     
     Требование о необходимости установления статуса иностранного гражданина и, соответственно, распространение для лица обязанности по уплате налога относятся также и к гражданам государств, ранее входивших в состав СССР, включая граждан государств-участников СНГ.
     
     Таким образом, налог в части, зачисляемой в федеральный бюджет, начисляется на выплаты и вознаграждения, выплачиваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам;
     
     - поступающей в ФОМС.
     
     Статьей 8 Закона РФ от 28.07.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют такие же права и обязанности, как и граждане Российской Федерации, если международным договором не предусмотрено иное.
     
     Налог в части, зачисляемой в ФОМС, не начисляется на выплаты, производимые иностранным гражданам, временно пребывающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера, а также авторским договорам;
     
     - поступающей в ФСС РФ.
     
     В соответствии со ст. 21 ТК РФ работник имеет право на обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
     
     Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к застрахованным лицам относятся граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
     
     Из содержания вышеуказанных нормативных актов следует, что социальное страхование распространяется на иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, независимо от времени их нахождения на территории Российской Федерации и, соответственно, на оплату труда (выплаты), производимую этим работникам, начисляется налог, зачисляемый в ФСС РФ.
     
     На выплаты, производимые иностранным гражданам, как временно пребывающим, так и постоянно проживающим в Российской Федерации и работающим по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам, налог в ФСС РФ не начисляется.
     
     В заключение обратим внимание читателей журнала на то, что в соответствии со ст. 245 НК РФ от уплаты единого социального налога освобожден ряд министерств и ведомств, а именно:
     
     - в соответствии с п. 2 вышеназванной статьи НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России, СВР России, ФПС России, Спецстрой России и другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, ФСНП России, Минюст России, ГФС России, ГТК России, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - в соответствии с п. 3 вышеназванной статьи НК РФ федеральные суды и органы прокуратуры не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания;
     
     - в соответствии с п. 4 вышеназванной статьи НК РФ ФСНП России, ГТК России не включают в налоговую базу для исчисления единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, суммы денежного содержания и вещевого обеспечения сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации, переводимых с 1 июля 2002 года на условия оплаты труда федеральной государственной службы.
     
     Льготы при исчислении страховых взносов в ПФР. Порядок исчисления страховых взносов в ПФР регламентируется Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон N 167-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ базой для начисления страховых взносов является налоговая база по единому социальному налогу, установленная главой 24 НК РФ.
     
     Таким образом, объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов в ПФР является объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст. 235, 237 и 238 НК РФ.
     
     Однако Закон N 167-ФЗ не устанавливает льгот по уплате страховых взносов в ПФР, как это предусмотрено для уплаты единого социального налога ст. 239 и 245 НК РФ, а также не содержит отсылочных норм на положения НК РФ, устанавливающие налоговые льготы по единому социальному налогу (на ст. 239 и 245 НК РФ).
     
     Вместе с тем ст. 16 Федерального закона от 29.05.2002 N 61-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2002 год» установлено, что в 2002 году от уплаты страховых взносов, зачисляемых в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, и страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии освобождаются Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России, СВР России, ФПС России, другие федеральные органы исполнительной власти, в составе которых проходят службу военнослужащие, ФСНП России, Минюст России, ГФС России, ГТК России, военные суды, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в части сумм денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудниками органов налоговой полиции, уголовно-исполнительной системы и таможенной системы Российской Федерации, имеющими специальные звания, в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Следовательно, на выплаты и вознаграждения, освобожденные от уплаты единого социального налога в соответствии со ст. 239 НК РФ, страховые взносы в ПФР начисляются в общеустановленном порядке.