Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Письмо МНС России от 29.04.2002 N ВГ-6-03/638@ "О налоге с продаж"


Письмо МНС России
от 29.04.2002 N ВГ-6-03/638@

     

О налоге с продаж

     
     В связи с поступающими запросами о порядке применения главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.
     
     1. В соответствии со статьями 2, 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" с 1 января 2002 года вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" раздела IX "Региональные налоги и сборы" Налогового кодекса Российской Федерации, а также из статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" исключен пункт 3, который определял плательщиков, объект налогообложения, порядок установления и введения налога с продаж на территории субъекта Российской Федерации.
     
     Налог с продаж относится к региональным налогам.
     
     Вступление в действие главы 27 "Налог с продаж" Налогового кодекса Российской Федерации влечет за собой необходимость на региональном уровне провести работу по приведению в соответствие с федеральным законодательством законов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж.
     
     Управлениям Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации необходимо принять активное участие в подготовке соответствующих законопроектов и сообщить информацию о результатах проведенной работы Департаменту косвенных налогов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам с приложением принятых нормативных актов.
     
     При приведении законодательных актов субъектов Российской Федерации о налоге с продаж в соответствие с федеральным законодательством следует иметь в виду положение пункта 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Так, например, в проекте законодательного акта субъекта Российской Федерации целесообразно предусмотреть, что перечисление индивидуальными предпринимателями денежных средств со счетов в банках за приобретенные товары (работы, услуги) не является объектом налогообложения по налогу с продаж по правоотношениям, возникшим после 1 января 2002 года.
     
     2. В соответствии со статьей 347 главы 27 Налогового кодекса Российской Федерации налог с продаж устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Статьей 349 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Статьей 11 Кодекса дано определение индивидуального предпринимателя, под которым понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     С учетом вышеизложенного реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт признается объектом налогообложения по налогу с продаж.
     
     3. Операции по реализации товаров (работ, услуг) в том случае, если такая реализация осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц и индивидуальных предпринимателей, налогом с продаж не облагаются, так как отсутствует объект налогообложения, предусмотренный статьей 349 главы 27 Кодекса.
     
     4. Ввиду отсутствия объекта налогообложения, установленного статьей 349 главы 27 Кодекса, не облагаются налогом с продаж и операции по реализации товаров (работ, услуг), оплата которых производится покупателями - юридическими лицами за наличный расчет.
     
     5. Операции по выдаче заработной платы в натуральной форме не являются объектом налогообложения налогом с продаж, так как, во-первых, такие операции не являются реализацией, и, во-вторых, при получении товаров в качестве заработной платы не имеет место расчет наличными денежными средствами, либо с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Следовательно, объекта налогообложения, установленного статьей 349 главы 27 Кодекса, не возникает.
     
     6. Пунктом 3 статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" был определен перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не является объектом налогообложения налогом с продаж. Вместе с тем законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж могли устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагается налогом с продаж. Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 30.01.2001 N 2-П) установил, что такие полномочия субъектов Российской Федерации в части, допускающей расширение налоговых обязательств на региональном уровне, не соответствуют Конституции Российской Федерации.
     
     Статьей 350 главы 27 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж.
     
     Следует также иметь в виду, что перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) налогом с продаж, предусмотренный статьей 350 Кодекса, является исчерпывающим и обязателен для применения на территории всех субъектов Российской Федерации.
     

    Главный государственный советник налоговой службы
В.В. Гусев