Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.Н. Воробьева,     
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

     Облагается ли НДС вознаграждение доверительного управляющего - индивидуального предпринимателя?

     
     Согласно п. 1 ст. 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) и на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
     
     Доверительным управляющим может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.
     
     В соответствии со ст. 1023 ГК РФ доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом.
     
     На основании ст. 143 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) индивидуальные предприниматели признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Пунктом 1 ст. 39 НК РФ определено, что реализацией товаров, работ или услуг индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ для целей налогообложения работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
     
     В п. 2 и 3 ст. 149 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, не подлежащих налогообложению. В соответствии с положениями настоящей статьи НК РФ освобождение от налогообложения не предусмотрено при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора доверительного управления имуществом.
     
     Учитывая вышеизложенное, вознаграждение доверительного управляющего облагается НДС в общеустановленном порядке.
     

     Имеют ли обратную силу акты законодательства о налогах и сборах?

     
     Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
     
     Положения ст. 5 НК РФ были приняты на основании ст. 54 Конституции Российской Федерации, определяющей правила действия закона во времени.
     
     Вышеуказанные положения основываются на общепринятых принципах справедливости и гуманизма, сформулированных в ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах.
     
     Как правило, правомерность либо противоправность поведения субъекта, а равно его ответственность за противоправное деяние определяются действующим законом.
     
     Обратная сила закона является исключением из правила, по которому применяется закон времени совершения правонарушения и которое содержит возможность применения нового закона к деяниям, совершенным до его издания или вступления в силу.
     
     При этом необходимо учитывать, что Пленумы Верховного Суда Российской Федерации, ВАС РФ в постановлении от 11.06.1999 N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" особо подчеркнули, что на основании п. 3 ст. 5 НК РФ не любому акту законодательства о налогах и сборах, улучшающему положение налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, может быть придана обратная сила, а только тем из них, которыми ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах устранена или смягчена либо установлены дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
     
     К актам законодательства, устраняющим ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, относятся акты, которыми устранена (отменена) либо не предусмотрена ответственность за деяния, являвшиеся в соответствии с ранее действовавшими законодательными актами правонарушениями.
     
     Под актами законодательства о налогах и сборах, смягчающими ответственность, понимаются акты, изменяющие строгость наказания, либо уменьшающие размер санкции, либо предусматривающие иное улучшение положения лица, привлекаемого к ответственности.
     
     К актам, устанавливающим гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей, относятся законодательные акты, устанавливающие меры, направленные на обеспечение соблюдения прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и их представителей при реализации последними прав и обязанностей, возложенных на них действующим законодательством (например положения ст. 3 НК РФ, предусматривающие толкование в пользу налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах).
     

     Распространяется ли на налоговые органы понятие "взыскатель", предусмотренное положениями и нормами законодательства об исполнительном производстве?

     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ налоговому органу предоставлено право требовать от налогоплательщика уплаты неуплаченной суммы налога, а в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок произвести взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных ст. 47, 48 НК РФ.
     
     Согласно ст. 1 Закона N 119-ФЗ сферой действия данного Закона является установление условий и порядка принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
     
     В соответствии со ст. 39, 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
     
     Доходы бюджетов образуются в том числе за счет налоговых доходов, к которым относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
     
     Согласно ст. 151, 154 БК РФ налоговые органы осуществляют исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета.
     
     Таким образом, в рамках принудительного исполнения судебных актов и актов налоговых органов о взыскании подлежащих перечислению в бюджет сумм налога за счет имущества налогоплательщика, в том числе находящихся на счете налогоплательщика - физического лица в банке денежных средств, налоговый орган, реализуя возложенные на него ст. 154 БК РФ полномочия, лицом, в пользу которого осуществляются указанные действия, то есть взыскателем, не является.
     
     Изложенное также подтверждается ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой исполнительный лист выдается взыскателю, а исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется налоговому органу по месту нахождения должника.
     
     Учитывая вышеизложенное, используемое в законодательстве Российской Федерации об исполнительном производстве, в том числе в п. 2 ст. 28, п. 4 ст. 54 Закона N 119-ФЗ, понятие "взыскатель" на налоговые органы не распространяется.
     

     Применяются ли не установленные законодательством о налогах и сборах льготы, введенные в действие законодательными актами, не связанными в целом с вопросами налогообложения?

     
     Споры, связанные с применением налоговых льгот, являются одними из самых сложных в судебно-арбитражной практике, касающейся сферы налогообложения по причине того, что налоговое законодательство крайне непоследовательно и противоречиво регулировало порядок предоставления льгот плательщикам налогов. Если выявлявшиеся противоречия касались актов законодательства разной юридической силы, судебные органы руководствовались общим подходом к решению законодательных коллизий, основанному на иерархии актов законодательства, то есть на учете правовой силы того или иного акта по отношению к другому акту.
     
     Намного сложнее было искать правовой выход в случае, если неоднозначное решение вопроса о предоставлении налоговых льгот вытекало из законодательных актов одного уровня или одинаковой юридической силы.
     
     Так, например, ст. 40 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" содержит п. 3, в соответствии с которым образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю, Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" содержал ст. 29 "Налоговые льготы в области пожарной безопасности" [которая утратила силу после введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"].
     
     На протяжении нескольких последних лет арбитражные суды при рассмотрении дел, связанных с применением налогоплательщиками льгот, установленных вышеназванными законодательными актами, исходили из того, что нормы, устанавливающие налоговые льготы, подлежат применению вне зависимости от того, в какой закон включены эти нормы (связанные или не связанные с вопросами налогообложения).
     
     Учитывая актуальность данной проблемы, Пленум ВАС РФ в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу п. 1 ст. 56 НК РФ льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно п. 1 ст. 1 части первой настоящего Кодекса состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
     
     Учитывая, что в настоящее время введены в действие главы части второй НК РФ, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (глава 21), акцизов (глава 22), налога на доходы физических лиц (глава 23), единого социального налога (глава 24), налога на прибыль организаций (глава 25), налога на добычу полезных ископаемых (глава 26), применение по вышеназванным налогам льгот, не установленных законодательством о налогах и сборах, не является правомерным.
     

     Когда наступает момент исполнения налогоплательщиком налоговой обязанности?

     
     Налоговым обязательством признается обязанность налогоплательщика уплатить определенный налог (сбор) при наличии обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 1, 2 ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
     
     Пунктом 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Аналогичное требование относительно самостоятельности исполнения налогоплательщиком возложенной на него обязанности содержит ст. 52 НК РФ, в соответствии с которой налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, то есть установлен порядок исчисления налога, и налогоплательщику предписывается самостоятельно исчислять сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период.
     
     Момент исполнения налоговой обязанности определяется п. 2 ст. 45 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
     
     Таким образом, для установления факта уплаты налога достаточно подать в банк платежное поручение на списание средств с банковского счета. Однако налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.
     
     С учетом права налогоплательщика исполнить налоговую обязанность в более ранний срок по сравнению со сроком, установленным законом, обязанность по уплате налога также считается исполненной после решения налогового или судебного органа о зачете излишне уплаченных или взысканных сумм налога в счет предстоящего платежа.
     
     При уплате налога с участием налогового агента обязанность по уплате налога считается исполненной с момента удержания налога агентом. При этом НК РФ не раскрывается момент удержания налога.
     
     Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
     
     Вместе с тем данную норму не следует понимать таким образом, что налогоплательщику во всех случаях предоставляется право выбора способа уплаты налога. Такой выбор имеется только у налогоплательщиков или налоговых агентов, являющихся физическими лицами. Иными словами, только налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся физическими лицами, вправе производить уплату налога наличными денежными средствами через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления либо через организации связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
     
     Налогоплательщики или налоговые агенты, являющиеся организациями, уплату налогов должны производить в безналичной форме. При исполнении обязанности по уплате налога в безналичном порядке налогоплательщик вправе использовать единственную предусмотренную НК РФ форму расчетов - расчеты платежными поручениями.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
     
     Таким образом, уплата налогов осуществляется налогоплательщиком самостоятельно денежными средствами, в валюте Российской Федерации (в исключительных случаях - в иностранной валюте), в наличной или безналичной форме.
     
     Уплата налогов в неденежной форме (векселями, товарно-материальными ценностями) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрена. В НК РФ также не предусмотрено применение зачетных схем уплаты налогов.
     

     Распространяются ли решения налогового органа о приостановлении операций по счету организации на платежные документы, предъявляемые самой организацией на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту)?

     
     В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, означающее прекращение банком всех расходных операций по данному счету, применяется для обеспечения исполнения решения налогового органа о взыскании налога или сбора.
     
     Приостановление операций по счетам и прекращение банком всех расходных операций по данному счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
     
     Таким образом, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету по платежам, исполнение которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации отнесено к очередности, следующей за исполнением налоговых платежей, и, соответственно, на налоговые платежи вышеуказанные ограничения не распространяются.
     
     При этом под налоговыми платежами понимаются не только решения налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках, но и поручения самого налогоплательщика, связанные с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора.
     
     Вышеизложенное подтверждается ст. 134 НК РФ, согласно которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика поручения последнего, связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, не является основанием для привлечения банка к ответственности в соответствии с названной статьей НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 855 ГК РФ с учетом ст. 37 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК РФ к первой и второй очереди.
     
     Учитывая вышеизложенное, банк вправе осуществлять расходные операции по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), только в случае, если вышеуказанные платежные документы помещены в картотеку к счету налогоплательщика ранее платежных документов, предусматривающих платежи в бюджет, и (или) ранее приостановления операций по счетам налогоплательщика.
     

     Допускается ли изменение срока уплаты налога и сбора, осуществляемого в форме отсрочки?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налога или сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном главой 9 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 63 НК РФ по федеральным налогам и сборам органом, в компетенцию которого входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, является Минфин России. Исключение составляют налоги и сборы, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, государственная пошлина, налоги и сборы, поступающие во внебюджетные фонды.
     
     В соответствии с п. 2, 3 ст. 63 НК РФ при перечислении федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Минфина России, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, - на основании решения соответствующего финансового органа. При перечислении регионального налога и сбора в бюджеты разного уровня срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, изменяется на основании решения финансового органа этого субъекта Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, - на основании решения финансового органа муниципального образования.
     
     Пунктом 1 ст. 64 НК РФ установлено, что рассрочка или отсрочка по уплате налога может быть представлена в срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
     

     Каков порядок применения ст. 46 и 47 НК РФ?

     
     В соответствии с п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 НК РФ.
     
     При этом вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика не поставлено НК РФ в зависимость от отзыва инкассового поручения из банка, в котором открыты счета налогоплательщика, и наоборот, не установлено в качестве основания для отзыва инкассового поручения вынесение такого решения.
     
     Таким образом, вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направление соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения не требует отзыва налоговым органом инкассового поручения из банка, в котором открыты счета налогоплательщика.
     
     Вышеизложенное также подтверждается п. 1, 4 ст. 47 НК РФ, согласно которым судебные приставы - исполнители не наделены полномочиями по взысканию налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что в соответствии с п. 2.8 Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного приказом МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 от 25.07.2000, в случае изменения суммы задолженности организации налоговый орган информирует об этом службу судебных приставов с приложением расшифровки уточненной суммы задолженности и иных подтверждающих документов.
     
     Учитывая вышеизложенное, в случае уменьшения суммы недоимки по налогу, числящейся за налогоплательщиком, в результате полного или частичного исполнения банком, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения налогового органа на списанную со счета сумму уменьшается сумма налога, подлежащая взысканию с налогоплательщика судебным приставом - исполнителем.