Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Общественная организация получила в 2002 году пожертвование от иностранной коммерческой организации на уставную деятельность. Будет ли эта сумма облагаться налогом на прибыль?

     
     Пунктом 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что при формировании налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели вышеуказанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     
     К таким целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     В соответствии со ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.
     
     Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
     
     Таким образом, пожертвование, полученное российской организацией от иностранного юридического лица при соблюдении требований гражданского законодательства, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Одновременно необходимо иметь в виду, что пожертвование юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.
     
     В соответствии со ст. 250 НК РФ средства в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, включаются в состав внереализационных доходов организации.
     

     Общественная организация финансируется в соответствии с уставом за счет вступительных и членских взносов. При этом уставом предусмотрено, что организация вправе распоряжаться имуществом и средствами, переданными ей членами по своему усмотрению. В связи с увеличением размера членского взноса у организации образовались свободные денежные средства, которые временно хранятся на депозитном счете в банке. Являются ли данные средства использованными не по целевому назначению и подлежат ли налогообложению согласно главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ?

     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы, использованные получателем по целевому назначению.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; добровольных взносов и пожертвований; поступлений от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходов от предпринимательской деятельности общественного объединения; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; других не запрещенных законом поступлений.
     
     С учетом вышеизложенного, считаем, что если уставом общественной организации предусмотрено, что организация вправе распоряжаться имуществом и средствами, переданными ей членами по своему усмотрению, то временно свободные средства членских взносов в случае их размещения на депозитных счетах в банке не признаются использованными не по назначению и не подлежат включению в состав доходов, учитываемых для целей налогообложения.
     
     В то же время доходы в виде процентов от размещения временно свободных средств взносов на депозитных счетах включаются в состав внереализационных доходов организации для целей налогообложения.
     

Г.В. Зинькова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Должны ли в 2002 году платить налог на прибыль бюджетные учреждения при осуществлении ими предпринимательской деятельности, если согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации такие доходы относятся к неналоговым доходам?

     
     Да, действительно ранее существовало несоответствие между Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) и Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) в части налогообложения доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Так, согласно положениям главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ российские организации (в том числе и бюджетные, если они получают доходы от предпринимательской деятельности) являются плательщиками налога на прибыль. В то же время, согласно положениям БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, являются неналоговыми доходами.
     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устранены вышеназванные несоответствия. Так, согласно внесенным в отдельные статьи БК РФ изменениям и дополнениям к неналоговым доходам относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, являются плательщиками налога на прибыль и должны уплачивать налог на прибыль с прибыли, исчисленной в соответствии с положениями главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     

     Научно-технологический центр является научной организацией Российской Академии наук (РАН), финансируемой из федерального бюджета на основе сметы доходов и расходов. Ежегодно нашей организации в рамках основной деятельности по постановлению РАН поручается подготовка и проведение международного симпозиума. Финансирование симпозиума осуществляется из разных источников, таких как РАН, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Минпромнауки России и средств, перечисляемых организациями за участие в симпозиуме.

     

     Организационным комитетом симпозиума устанавливается сумма взносов для участников симпозиума, которая включает транспортные расходы (встречу и проводы участника, транспортировку к месту проведения симпозиума и обратно), расходы за проживание, питание, прием в честь участников и т.п. Расходование средств производится в строгом соответствии со сметами, составленными по каждому из источников финансирования.

     

     Учитывая множество источников финансирования симпозиума, просим дать разъяснения, как уплачивается налог на прибыль по каждому виду финансирования.

     
     В соответствии со ст. 248 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с указанной главой 25 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, вышеуказанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К средствам бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемым бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но не использованным по целевому назначению в течение налогового периода либо использованным не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.
     
     К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования. К таким средствам относятся, в частности, средства бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемые бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; средства, полученные из РФФИ, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
     
     Таким образом, средства, полученные научно-технологическим центром в рамках основной деятельности на проведение международного симпозиума от РАН, Минпромнауки и РФФИ, являются целевыми и не подлежат включению в налоговую базу при исчислении налога на прибыль.
     
     Средства, полученные научно-технологическим центром от участников симпозиума в качестве платы за предоставленные им услуги (транспортные, проживание, питание и т.п.), следует рассматривать как выручку от реализации услуг.
     

О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Просим разъяснить, на какую дату признаются доходы в иностранной валюте у комитента при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт через комиссионера и каков порядок ведения налогового учета применительно к данной операции.

     
     С 1 января 2002 года при налогообложении прибыли следует руководствоваться главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).
     
     Статьей 316 НК РФ определено, что в случае если реализация производится через комиссионера, налогоплательщик-комитент определяет сумму выручки от реализации на дату реализации на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту имущества (имущественных прав).
     
     При этом комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла такая реализация, известить комитента о дате реализации принадлежащего ему имущества.
     
     Согласно п. 8 ст. 271 НК РФ доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату признания соответствующего дохода. Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному Банком России на дату перехода права собственности по операциям с вышеуказанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований, и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.
     
     Учитывая вышеизложенное, доходы комитента, выраженные в иностранной валюте, при реализации товаров (работ, услуг) по договорам комиссии при методе начисления следует пересчитывать в рубли по официальному курсу иностранной валюты к рублю, установленному Банком России на дату признания дохода, то есть на дату реализации, указанную в отчете (извещении) комиссионера, представленном им комитенту в установленные НК РФ сроки.
     

     Учитывая, что перечень целевых поступлений, поименованный в ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим, просим разъяснить, могут ли средства, предоставляемые юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (субсидия), выданные в соответствии с положениями, установленными постановлением Правительства г. Москвы от 23.01.2001 N 87-ПП "О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг.", и использованные по прямому назначению в соответствии с условиями предоставления, в целях применения НК РФ относиться к целевому финансированию, не учитываемому при исчислении налога на прибыль.

     
     В соответствии с п. 2 ст. 251 главы 25 НК РФ (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ) при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся в том числе целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.
     
     Статьей 162 БК РФ предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
     
     Согласно ст. 6 БК РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     В соответствии со ст. 78 БК РФ предоставление субсидий допускается, в частности, из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
     
     Пунктом 2 постановления Правительства г. Москвы от 23.01.2001 N 87-ПП "О комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 гг." утверждена Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве на 2001-2003 годы.
     
     Приложением 2 "Положения о финансировании проектов и программ развития и поддержки малого предпринимательства в г. Москве" вышеназванного постановления Правительства г. Москвы предусматривается предоставление субсидий физическим и юридическим лицам на финансирование проектов и программ Комплексной программы. При этом условия предоставления субсидий устанавливаются законом г. Москвы о бюджете на очередной финансовый год.
     
     Исходя из вышеизложенного, средства, предоставляемые юридическим лицам (бюджетополучателям) в виде субсидий, выданных в целях реализации положений постановления Правительства г. Москвы от 23.01.2001 N 87-ПП, если они предусмотрены в бюджетной росписи доходов и расходов бюджета г. Москвы на соответствующий финансовый год и использованы организациями-получателями по прямому назначению, в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ не подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
     

     Относится ли к внереализационным доходам согласно ст. 250 НК РФ стоимость имущества, полученного предприятием в хозяйственное ведение от Комитета по управлению государственным имуществом по области (сети, насосные станции, оборудование и т.п.)?

     
     Согласно п. 2 ст. 248 НК РФ имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего работы, оказать передающему услуги).
     
     В соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ.
     
     Как следует из вопроса, предприятием было получено в хозяйственное ведение имущество от Комитета по управлению государственным имуществом.
     
     В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится, соответственно, в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Учитывая вышеизложенное, поскольку имущество, переданное Комитетом по управлению государственным имуществом в хозяйственное ведение унитарному предприятию, не подпадает под определение безвозмездно полученного имущества, то в целях применения главы 25 НК РФ стоимость такого имущества не подлежит обложению налогом на прибыль.
     

     Статьей 13 НК РФ установлено, что в состав федеральных налогов и сборов входят таможенные пошлины, которые до 1 января 2002 года исключались при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг).

     

     Однако в числе налогов, исключаемых из доходов от реализации, указанных в Методических рекомендациях по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26.02.2002 N БГ-3-02/98, экспортные пошлины не поименованы.

     

     Учитывая вышеизложенное, следует ли исключать из доходов от реализации с 1 января 2002 года экспортные таможенные пошлины?

     
     Пунктом 1 ст. 249 главы 25 НК РФ определено, что доходом от реализации для целей указанной главы признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ при определении доходов от реализации из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
     
     Статьей 18 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории, являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
     
     Учитывая вышеизложенное, вся сумма поступлений является доходом от реализации, а уплата вывозных (экспортных) таможенных пошлин включается в состав расходов в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     

В.К. Мареева

     

     Предусматривается ли в соответствии с главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ включение в расходы для целей налогообложения затрат на долевое финансирование по содержанию объектов жилищного фонда?

     
     Статьей 275.1 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, предусмотренной ст. 1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) (в ред. от 29.05.2002 N 57-ФЗ), в частности, определено следующее:
     
     1) налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств (включающие подсобное хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные производства и службы, осуществляющие реализацию услуг как своим работникам, так и сторонним лицам), определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если обособленное подразделение налогоплательщика получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием указанных в настоящей статье НК РФ объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием вышеуказанных в настоящей статье НК РФ объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеуказанных условий, убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десять лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении вышеуказанных видов деятельности;
     
     2) налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями в соответствии законодательством Российской Федерации и в состав которых входят структурные подразделения по эксплуатации объектов жилищного фонда, а также объектов социально-культурной сферы, вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание данных объектов. Вышеуказанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если органами местного самоуправления такие нормативы не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории и подведомственных указанным органам. Если вышеуказанные объекты находятся на территории иного муниципального образования, чем головная организация, применяются нормативы, утвержденные органами местного самоуправления по месту нахождения этих объектов.
     
     При этом расходы обслуживающих производств и хозяйств, включая расходы на содержание объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
     
     Включение в расходы для целей налогообложения затрат на долевое финансирование по содержанию объектов жилищного фонда НК РФ не предусмотрено.
     

     Может ли использоваться Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, для целей бухгалтерского учета?

     
     Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, может использоваться для целей бухгалтерского учета организациями при определении срока полезного использования объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету после 1 января 2002 года.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Л.А. Гуськова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Подлежат ли обложению в 2002 году налогом на доходы физических лиц выигрыши, полученные по лотереям?

     
     Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ) внесены изменения и дополнения в ст. 224 и 228 НК РФ, касающиеся налогообложения выигрышей по лотереям.
     
     Законом N 57-ФЗ предусмотрено, что с 1 января 2002 года выигрыши по лотереям подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 224 НК РФ (с учетом изменений и дополнений) по ставке 13 %.
     
     Исчисление и уплату налога на основании подпункта 5 п. 1 ст. 228 НК РФ производятся физическими лицами, получающими выигрыши от организаторов лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), - исходя из сумм таких выигрышей.
     
     Таким образом, при получении выигрыша по лотерее налогоплательщик самостоятельно исчисляет суммы налога, подлежащие уплате в бюджет по ставке 13 %, а также представляет налоговую декларацию в налоговый орган по окончании налогового периода.
     

     Следует ли рассматривать в качестве заемных средств денежные средства, выдаваемые физическим лицам в счет заработной платы, и производится ли исчисление материальной выгоды за пользование ими?

     
     Согласно ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.
     
     В подтверждение договора займа и его условий согласно ст. 808 ГК РФ может быть представлена  расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.
     
     В соответствии со ст. 810 ГК РФ заемщик обязан возвратить займодавцу полученную сумму займа в срок и в порядке, которые предусмотрены договором займа.
     
     Таким образом, заемные средства могут быть получены налогоплательщиком по договору займа.
     
     Следовательно, если нет договора займа или иного документа заемщика, а денежные средства выданы физическим лицам в счет заработной платы, налогообложение полученного дохода в виде заработной платы производится в соответствии с положениями ст. 210, 223, 226 НК РФ.
     

     Какие нормы следует применять при выплате норм компенсаций за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок в 2002 году?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением расходов за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок.
     
     При этом необходимо учесть, что постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" нормы расхода приняты в соответствии с подпунктами 11 и 12 п. 1 ст. 264 главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Вышеуказанные нормы используются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
     
     Для целей налогообложения доходов физических лиц и применения вышеуказанных положений ст. 217 НК РФ следует использовать приказ Минфина России от 04.02.2000 N 16н "Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок".
     

Т.В. Гаврилова

     

     Налогоплательщик в течение налогового периода получил доход от операций с ценными бумагами, осуществленных через нашу организацию. Доход налогоплательщику не выплачивался. На конец налогового периода все денежные средства были вложены налогоплательщиком в ценные бумаги, свободных денежных средств на его счете не осталось. Удержание налога по окончании налогового периода представляется невозможным. Обязана ли организация как налоговый агент предпринимать какие-либо действия, направленные на удержание налога на доходы физических лиц в описанных ситуациях, а также извещать налоговые органы по месту своего учета о невозможности удержания налога?

     
     В соответствии с п. 8 ст. 214.1 НК РФ налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как доход, полученный по результатам налогового периода, или на дату получения денежных средств при осуществлении выплат в течение календарного года. При этом сумма налога удерживается из денежных средств, перечисляемых (выплачиваемых) физическому лицу.
     
     В связи с этим организация как налоговый агент обязана в приведенных ситуациях определить налоговую базу, исчислить и удержать налог на доходы физических лиц из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику либо перечисляемых на его банковский счет.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога организация как налоговый агент обязана согласно п. 5 ст. 226 НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Под невозможностью удержать налог признаются, в частности, случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, в связи с отсутствием денежных выплат налогоплательщику, превысит 12 месяцев.
     

     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы иностранной валюты, выплачиваемые взамен суточных членам экипажей российских судоходных компаний в размерах, установленных распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний"?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды компенсационных выплат, установленных действующим законодательством, связанные, в частности, с выполнением работником трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" предусмотрено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
     
     Статьей 5 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) определено, что к нормам трудового законодательства относятся, в частности, постановления Правительства РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, распоряжение Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р "Об установлении предельных размеров норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний" не относится к законодательству о труде, и, соответственно, выплаты иностранной валюты, производимые членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний взамен суточных, не являются компенсационными выплатами и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13 %.
     

     Что будет являться облагаемым доходом при проведении операций по покупке-продаже наличной иностранной валюты одного государства за наличную иностранную валюту другого государства по кросс-курсу, отличному от кросс-курса Банка России? Возникает ли у акционерного коммерческого банка как налогового агента обязанность по удержанию налога на доходы физических лиц - клиентов банка, как являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, так и не являющихся таковыми, у источника выплаты при проведении вышеуказанных операций?

     
     Согласно п. 5 ст. 210 НК РФ доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения таких доходов.
     
     При обмене одной иностранной валюты на другую каждая из них должна быть пересчитана в рубли по курсу, установленному Банком России. В случае если суммы, рассчитанные по официальным курсам этих валют к российскому рублю, будут неравны, возникшая положительная разница будет являться доходом, подлежащим налогообложению.
     
     Поскольку при проведении операций по покупке-продаже наличной иностранной валюты одного государства на иностранную валюту другого государства по кросс-курсам, установленным коммерческим банком, физическое лицо получает от банка большее количество денежных средств, чем могло бы получить в условиях применения курса валюты, установленного Банком России, банк является источником дохода для этого физического лица. Следовательно, как налоговый агент банк должен будет удержать налог с такого дохода налогоплательщиков-резидентов по ставке 13 %, а с налогоплательщиков-нерезидентов - 30 %.
     
     При совершении гражданами операций по обмену иностранной валюты одного иностранного государства на иностранную валюту другого иностранного государства по кросс-курсу Банка России объект обложения налогом на доходы физических лиц не возникает.
     

     Физическое лицо приобрело недостроенный жилой дом или квартиру по договору о долевом участии в строительстве без внутренней отделки, получило документ, устанавливающий право собственности на недостроенный жилой объект.

     

     Имеет ли право физическое лицо на получение имущественного налогового вычета при приобретении недостроенного жилого объекта по расходам, связанным с доведением жилого дома или квартиры до 100 % готовности?

     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 220 НК РФ недостроенный жилой дом или квартира не поименованы в перечне объектов, по затратам на приобретение которых предоставляется имущественный налоговый вычет, в связи с чем налогоплательщик не вправе заявить вычет по недостроенному жилому дому или квартире.
     
     Если в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности гражданин приобрел право собственности на оконченную строительством квартиру или жилой дом, то имущественный налоговый вычет предоставляется на сумму, затраченную им на приобретение в пределах 600 000 руб., без учета дополнительных затрат, произведенных после получения в собственность квартиры или жилого дома.
     

Е.А. Иванова

     

     В августе 1992 года я и моя сестра приватизировали в общую долевую собственность (по одной второй доли каждому) квартиру. 30 апреля 1996 года моя сестра умерла. Свидетельство о праве на наследование мною одной второй доли квартиры было зарегистрировано 24 июня 1997 года. Я продал свою квартиру в апреле 2002 года. Таким образом, с момента смерти сестры прошло более 5 лет, а с момента регистрации - меньше 5 лет. Имею я право воспользоваться имущественным налоговым вычетом на всю сумму от продажи как владеющий квартирой более пяти лет или нет?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающей в целом 1 000 000 руб. При продаже квартиры, находящейся в собственности налогоплательщика пять лет и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества.
     
     Имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Согласно ст. 216 НК РФ налоговым периодом признается год.
     
     В данном случае квартира находилась в собственности более пяти лет. При этом одна вторая доли квартиры находилась в собственности с августа 1992 года (с даты приватизации), и одна вторая доли квартиры, полученная по праву наследования, - с 30 апреля 1996 года.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации. Днем открытия наследства согласно п. 1 ст. 1114 ГК РФ является день смерти гражданина.
     
     В связи с этим при определении налоговой базы за 2001 год налогоплательщик имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме, полученной от продажи указанной квартиры, поскольку квартира находилась в собственности более пяти лет.
     

     В соответствии с Положением "О предоставлении вынужденным переселенцам долговременной беспроцентой ссуды на строительство (приобретение) жилья", утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.1997 N 106, гражданкой А. получена от Миграционной службы возвратная ссуда на приобретение квартиры на 10 лет, которую она ежеквартально в определенной сумме погашает. По договору купли-продажи в 2000 году ею приобретена в собственность комната за 80 000 руб. За счет собственных средств заплачено 35 500 руб., а за счет ссуды - 44 500 руб. В 2000 году она воспользовалась льготой по подоходному налогу на своем предприятии на сумму 34 044 руб. Имеет ли она право воспользоваться имущественным вычетом на оставшуюся сумму по доходам 2001 года, если в 2001 году эта комната гражданкой А. была продана. Положен ли ей имущественный вычет на сумму, которую она в 2001 году уже возвратила по ссуде?

     
     С 1 января 2001 года налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
     
     Налогоплательщики, являющиеся застройщиками либо покупателями жилого дома или квартиры, вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в следующем порядке.
     
     Налогоплательщики, начавшие пользоваться налоговой льготой на основании подпункта "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (далее - Закон N 1998-1) и не полностью ею воспользовавшиеся до 1 января 2001 года на условиях, предусмотренных названным Законом, имеют право на предоставление имущественного налогового вычета по этому же объекту (квартире или жилому дому) в порядке, установленном подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, с зачетом суммы расходов по строительству (приобретению) квартиры или жилого года, ранее отнесенных на уменьшение совокупного дохода такого налогоплательщика.
     
     Имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный жилой дом (квартиру), а также платежных документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств.
     
     Таким образом, обязательным условием для получения налогоплательщиком имущественного налогового вычета является наличие права собственности на квартиру (жилой дом) на момент заявления льготы (подачи декларации).
     
     Из вопроса следует, что в связи с приобретением комнаты гражданке А. предоставлена на основании подпункта "в" п. 6 ст. 3 Закона N 1998-1 налоговая льгота в части произведенных ею расходов на приобретение комнаты на сумму 34 044 руб. В 2001 году комната ею была продана, следовательно, в отношении доходов, полученных в 2001 году, права на имущественный налоговый вычет в части остатка неиспользованной льготы она не имеет, поскольку право собственности на эту комнату уже утрачено.
     
     Что касается произведенных расходов по погашению беспроцентной возвратной ссуды, полученной от Миграционной службы на приобретение комнаты, то в соответствии с положениями ст. 220 НК РФ к вычету принимаются только проценты по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках Российской Федерации.
     
     Кроме того, на основании ст. 212 НК РФ для определение налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитывается доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии с положениями ст. 212 НК РФ за пользование налогоплательщиком беспроцентной ссудой в рублях после 1 января 2001 года материальная выгода определяется исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения налогоплательщиком ссуды.
     
     Уплата налога с суммы материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование ссудой производится по ставке 35 % согласно п. 2 ст. 224 НК РФ.
     

     На основании мирового соглашения между предприятием и физическим лицом, заключенного по результатам рассмотрения искового заявления в суде, предприятие выплачивает физическому лицу следующие суммы: компенсацию за некачественно выполненные предприятием отделочные работы квартиры, пени за просрочку исполнения договора, компенсацию за понесенные физическим лицом судебные издержки, возмещение морального вреда. Включаются ли данные выплаты в налогооблагаемый доход и является ли в данном случае предприятие налоговым агентом, в обязанность которого входит удержание и перечисление налога на доходы физических лиц?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе и связанных с возмещением иных расходов.
     
     Следовательно, выплаты физическим лицам, имеющие характер возмещения по решению суда причиненного им морального вреда, принятые на основании соответствующего законодательного акта, подпадают под действие названной нормы и налогообложению не подлежат.
     
     Компенсация морального вреда по гражданскому законодательству возмещается в двух случаях:
     
     - согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага;
     
     - согласно ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в случаях предусмотренных законом.
     
     Кроме того, согласно ст. 15 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
     
     Что касается выплат, произведенных предприятием физическому лицу в виде компенсации за некачественно выполненные предприятием работы по отделке квартиры и пени за просрочку исполнения договора, ни ГК РФ, ни вышеназванным Федеральным законом не предусмотрено такого рода компенсаций физическому лицу. В связи с этим такие выплаты включаются в налогооблагаемый доход физического лица по ставке 13 %.
     
     Перечень издержек, связанных с рассмотрением дела, установлен ст. 86 Гражданского процессуального кодекса РСФСР. При этом ГПК РСФСР не относит судебные издержки, понесенные физическим лицом, к компенсационным выплатам. Следовательно, возмещение за понесенные физическим лицом судебные издержки также подлежит налогообложению в общеустановленном порядке по ставке 13 %.
     
     В связи с вышеизложенным в налогооблагаемый доход физического лица по ставке 13 % будут включаться все приведенные в этом случае выплаты, кроме возмещения морального вреда. Обязанность по удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц возлагается на предприятие, которым эти выплаты произведены.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     

Об избежании двойного налогообложения

     
     Е.В. Анисимова,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Следует ли относить к доходам от источников в Российской Федерации или к доходам от источников за пределами Российской Федерации вознаграждения, выплачиваемые российским предприятием иностранным (в частности болгарским) адвокатам за услуги, оказанные исключительно на территории иностранного государства (подготовка документов, участие в судебных заседаниях)?

     
     Пункт 2 ст. 11 НК РФ дает определение источника выплаты доходов налогоплательщику, то есть лиц (физических лиц или организаций), на которых исходя из положений НК РФ может быть возложена обязанность по исчислению, удержанию и уплате налога с дохода, выплачиваемого другому лицу, в то время как ст. 208 НК РФ определяет, какой доход является доходом от источников в Российской Федерации с вытекающими налоговыми обязательствами. Соответственно, если доход соответствует критериям определения дохода от источников в Российской Федерации, то следующим шагом будет применение п. 2 ст. 11 НК РФ для определения лиц, на которых могут быть возложены вышеуказанные обязанности.
     
     Исходя из положений ст. 208 НК РФ доходом от источников в Российской Федерации признается, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершенные действия в Российской Федерации.
     
     С 1 января 1996 года применяется Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 08.06.1993. Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и если международным договором установлены правила иные, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.
     
     Статьей 14 "Доходы от независимых личных услуг" вышеуказанного Соглашения определено, что доход, полученный физическим лицом, имеющим постоянное место жительства в одном Договаривающемся государстве и получающим доход от оказания профессиональных услуг или другой деятельности независимого характера, облагается налогом только в этом Договаривающемся государстве, за исключением случая, если такие услуги оказываются в другом Договаривающемся государстве и доход относится к постоянное базе, которую физическое лицо регулярно имеет в этом другом государстве. Выражение "профессиональные услуги" включает, в частности, независимую деятельность адвокатов.
     
     Исходя из вышеизложенного данный доход не подлежит налогообложению в Российской Федерации, поскольку согласно положениям ст. 208 НК РФ данный доход не будет рассматриваться как доход от источников в Российской Федерации и в налоговые органы Российской Федерации не требуется представление документов, указанных в ст. 232 НК РФ.
     

     Немецкое предприятие имеет представительство на территории Российской Федерации, выполняющее функции по сбору информации и рекламе оборудования. Каким образом, учитывая положения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Федеративной Республикой Германия, будет облагаться движимое имущество, составляющее активы представительства?

     
     В соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество обязанность иностранного лица по уплате налога на имущество в Российской Федерации возникает в случае, если на территории Российской Федерации находится принадлежащее иностранному лицу недвижимое имущество и/или иностранное лицо осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, обладающее движимым имуществом. В данном случае представительство немецкой компании в Российской Федерации выполняет функции, связанные исключительно с рекламой, представлением товара (в рекламных целях без реализации и иного использования), сбором информации. Такая деятельность подпадает под п. 4 ст. 5 данного Соглашения, является вспомогательной и не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства. Поскольку п. 2 ст. 22 "Имущество" Соглашения регулирует налогообложение движимого имущества, относящегося к постоянному представительству (постоянной базе), следует руководствоваться пунктом 4 ст. 22 Соглашения, в соответствии с которым движимое имущество будет облагаться налогом на территории Федеративной Республики Германия.
     

     1. Немецкое предприятие оказывает услуги российскому предприятию по переоборудованию завода и установке новой автоматической линии по розливу (срок работ - менее 12 месяцев).

     

     2. В соответствии с отдельным контрактом немецкое предприятие один раз в год предоставляет немецких специалистов российскому предприятию на срок менее 25 дней для обучения обслуживающего персонала машин. Подпадает ли указанная в первом пункте деятельность под понятие "строительная площадка или монтажный объект", приводит ли предоставление персонала к образованию постоянного представительства для немецкого предприятия?

     
     В соответствии со ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество строительная площадка или монтажный объект образуют постоянное представительство при условии существования более 12 месяцев. Понятие "строительная площадка" и "монтажный объект" не определены Соглашением. Пунктом 2 ст. 3 Соглашения предусмотрено, что любой термин, не определенный Соглашением, имеет то значение, которое придается ему законодательством применяющего государства.
     
     В связи со вступлением в силу главы 25 НК РФ можно руководствоваться определением строительной площадки, которое дается в ст. 308 Кодекса, в соответствии с которой строительная площадка - это, в частности, место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимости.
     
     Понятие "реконструкция и техническое перевооружение" разъясняется в письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 как переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, в основном без увеличения численности - в первом случае - и как комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным - во втором случае.
     
     Перечень производимых работ по переоборудованию завода и установке нового промышленного оборудования соответствует вышеизложенному.
     
     В соответствии с контрактом на оказание услуг по обучению обслуживающего персонала машины розлива немецкое предприятие один раз в год предоставляет немецких специалистов российскому предприятию на срок менее 25 дней для оказания вышеуказанных услуг. В соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия и главы 25 НК РФ постоянное представительство образуется при регулярном осуществлении предпринимательской деятельности предприятием.
     
     В данном случае оказание услуги и извлечение дохода можно рассматривать как однократные и не приводящие к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации. В отношении извлекаемых доходов следует руководствоваться п. 2 ст. 309 НК РФ. Обязанности налогового агента в случае выплаты дохода иностранной организацией определены в п. 2 ст. 310 НК РФ.
     

О государственной пошлине и налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     В со