Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О международном опыте возврата НДС при применении ставки НДС в размере 0 %


О международном опыте возврата НДС при применении ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров

     

Т.И. Семкина,     
старший научный сотрудник НИФИ Минфина России

     
     Применение при экспорте товаров ставки НДС в размере 0 % означает, что НДС не уплачивается в бюджет при осуществлении операций по реализации товаров и экспортеры получают возмещение НДС по товарам (работам, услугам), используемым при производстве экспортируемых товаров. Возврат НДС, уплачиваемого по ставке 0 %, составляет в настоящее время около 30 % от общей суммы НДС, поступающей в бюджет.
     
     Данные налоговых органов многих стран свидетельствуют о широкомасштабных операциях по фальсификации данных об экспорте товаров с целью незаконного получения возврата налогов, что равносильно печатанию денег.
     
     Существуют несколько видов махинаций, связанных с применением при экспорте товаров ставки НДС в размере 0 %, известных в мировой практике.
     
     Вымышленный экспорт. Распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является реализация экспортером несуществующих товаров с использованием для подтверждения экспорта подложных документов.
     
     Представление искаженной информации об экспорте. Другим распространенным видом махинаций в отношении экспорта товаров является преднамеренное увеличение экспортером объема или цены экспорта за счет увеличения затрат. В связи с этим экспортер получает зачет (возмещение) НДС на бльшую сумму, чем он получил бы в действительности.
     
     Неправильное распределение подлежащих зачету сумм налогов. Многие экспортеры производят товары как на экспорт, так и для продажи на внутренних рынках. Ряд экспортеров преднамеренно искажают распределение НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при производстве товаров, реализуемых на экспорт и на внутреннем рынке, в пользу экспорта, увеличивая сумму НДС, подлежащую зачету (возврату).
     
     Для избежания фальсификации данных об экспорте товаров с целью незаконного получения возврата налогов в ряде стран используются специальные программы.
     
     В мировой практике существуют два метода подачи заявок на зачет (возмещение) НДС: один состоит в заполнении декларации по НДС, другой - в подаче отдельных заявок.
     
     В большинстве стран Европейского Союза, в Канаде, Новой Зеландии возврат налогов осуществляется на основе регулярно подаваемой декларации по НДС. Указанные в декларации суммы НДС возмещаются только после проверки. Экспортеры обязаны хранить свидетельство об экспорте в форме заверенной таможенной службой декларации на экспорт товаров и бухгалтерской, транспортной и другой документации, свидетельствующей об экспорте товаров. Если экспортер в ходе проверки не может представить необходимые документы, то данная операция не считается экспортом и облагается НДС по стандартной ставке.
     
     В Японии дополнительно требуется, чтобы экспортеры прилагали к декларации по НДС перечень товаров, (работ, услуг), используемых при производстве товаров, реализуемых на экспорт. В ряде других стран экспортеры обязаны подавать отдельную заявку на возврат НДС и представлять документацию в ее обоснование.
     
     Во Франции экспортеры должны представлять заявку вместе со своими декларациями по НДС, но без приложения документов в ее обоснование. Налоговые органы Франции могут потребовать внесения залога в виде гарантированной облигации, если экспортер является новым налогоплательщиком, имеет плохую репутацию по соблюдению налогового законодательства или запрашивает возврат НДС в первый раз.
     
     Зачет НДС при экспорте товаров обычно осуществляется в период от 15 до 30 дней. Законодательство ряда стран (Новой Зеландии, Японии и др.) предусматривает так называемую норму согласия, в соответствии с которой налогоплательщикам выплачиваются проценты, если возврат налогов не производится в установленные сроки (например с момента получения декларации налоговой службой).
     
     В большинстве стран количество заявок на возврат налогов так велико, что ресурсы налоговых служб не позволяют проводить тщательную проверку каждой заявки. Для решения этой проблемы в некоторых странах применяются компьютерные системы, которые проверяют заявки на возврат налогов, отбирая для проверок только те заявки, по которым имеется риск несоблюдения налогового законодательства. Там, где эти системы были введены, они оказались эффективным инструментом контроля за возвратом НДС, благодаря надежности применяемых критериев отбора заявок на возврат НДС для проведения проверок.
     
     Особенностью новозеландской системы отбора заявок на возврат НДС является закрепление утвержденного уровня возврата налогов (УУВН) за каждым налогоплательщиком (экспортером, реализующим товары на внутреннем рынке) в момент регистрации. УУВН дает налогоплательщику право на автоматический возврат налогов по любым заявкам в пределах сумм УУВН. Величина УУВН зависит от налогооблагаемой базы налогоплательщика и регулярно пересматривается.
     
     На первом этапе налогоплательщик представляет в налоговую службу декларацию по НДС. При этом он обязан прилагать к декларации документацию в ее обоснование. Затем с помощью компьютерной системы подлежащая возмещению сумма, указанная в декларации, сравнивается с величиной УУВН данного налогоплательщика. Если подлежащая возмещению сумма не превышает УУВН, налоговая служба поручает казначейству вернуть сумму НДС. Если подлежащая возмещению сумма превышает УУВН, заявка направляется к инспектору, который решает вопрос о необходимости проведения проверки. При оценке заявки на возврат НДС инспектор должен:
     
     - проверить, является ли данный возврат налогов первым для налогоплательщика. Если "да" и налогоплательщик не проверялся, инспектор должен направить заявку на возврат НДС на проверку;
     
     - проанализировать сведения о соблюдении налогоплательщиком налогового законодательства. Налогоплательщики, имеющие задолженность по уплате налогов или совершавшие другие нарушения налогового законодательства, подвергаются проверке;
     
     - определить, есть ли разница между суммой заявки на возврат НДС и УУВН. Значительные разницы дают повод для проверок;
     
     - уточнить, отклоняется ли в данный момент заявка на возврат НДС от ранее подаваемых заявок без каких-либо объяснений. Если "да", инспектор должен направить заявку на проверку;
     
     - проверить, совпадают ли суммы продаж и расходов декларации по НДС с данными в налоговой декларации по подоходному налогу. Значительные расхождения между ними являются поводом для проведения проверок.
     
     Отобранные для аудита дела передаются аудитору вместе с копией отчета инспектора.
     
     При проведении проверки возврата НДС основное внимание уделяется, во-первых, контролю за общим оборотом, во-вторых, проверке доли (коэффициента) оборота по экспорту (в дальнейшем проверке или согласованию с данными, представленными таможенной службой), в-третьих, контролю подлежащих зачету (возврату) сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), используемых при производстве товаров, реализуемых на экспорт.
     
     В Новой Зеландии масштаб аудиторских проверок зависит от того, проводилась ли ранее аудиторская проверка возврата НДС. В первый раз аудиторская проверка проводится более тщательно и охватывает более широкий круг вопросов, чем последующие аудиторские проверки, в связи с более высоким риском махинаций со стороны тех, кто впервые осуществляет экспортные операции. Последующие аудиторские проверки ограничиваются проверкой конкретных заявок на возврат НДС.
     
     При проведении аудиторской проверки изучается и проверяется система бухгалтерского учета и отчетности налогоплательщика с целью проверки точности приводимой в этой системе информации. Затем изучается налоговая декларация с тем, чтобы убедиться в том, что ее данные соответствуют имеющейся документации. Наконец, выборочные оправдательные документы сравниваются с документами поставщиков для установления их действительности и непротиворечивости. Если отклонений от нормы не обнаружено, аудиторская проверка прекращается, и экспортер получает возврат НДС. В случае выявления каких-либо отклонений от нормы налогоплательщику отправляется письмо с сообщением об отсрочке возврата НДС.
     
     Затем аудитор обсуждает с экспортером спорные вопросы для выявления возможных корректировок. После рассмотрения всех замечаний и дополнительной информации, полученной от экспортера, аудитор составляет заключение по аудиторской проверке для последующего анализа. По окончании проверки экспортеру отправляется письмо о результатах аудита и всех предлагаемых корректировках.
     
     Последующие аудиторские проверки обычно проводятся в налоговой службе. В основном проверяются документы, подтверждающие экспорт товаров, и если они не противоречат данным налоговой декларации и не содержат явных отклонений от нормы, необходимость в анализе бухгалтерского учета и отчетности налогоплательщика не возникает. Необходимость в перекрестной проверке документов у поставщиков товаров (работ, услуг) может и не возникнуть.
     
     Неотъемлемой частью создания системы контроля за возвратом НДС экспортерам является тесное сотрудничество между таможенными и налоговыми органами. В большинстве стран таможенные органы не принимают непосредственного участия в рассмотрении заявок на возврат налогов. Их задача состоит в проверке точности заполнения экспортных деклараций, в том числе количества и стоимости экспортируемых товаров. Таможенные органы должны также убедиться, что заверенные декларации представлялись по фактически вывезенным за пределы страны товарам. В этих условиях таможенные органы должны применять эффективные системы досмотра товаров. К сожалению, многие из них не направляют достаточных ресурсов на решение этой программы. В большинстве развивающихся стран досмотру подвергается менее 3 % экспорта. В этих условиях таможенная служба ряда стран осуществляет выборочные проверки, обращая внимание на те виды товаров и экспортеров, которые связаны с высоким риском.
     
     Практика показывает, что контроль за возвратом НДС экспортерам значительно усиливается при наличии обмена информацией между налоговыми и таможенными органами, что делается с помощью компьютерных систем.
     
     Информация, представляемая в распоряжение налоговой службы таможенными органами, должна включать:
     
     - данные экспортных деклараций, включая реквизиты экспортера, вид, стоимость и количество экспортируемых товаров;
     
     - сведения о нарушениях налогового законодательства;
     
     - подробные данные о ценах на вывозимые аналогичные товары.
     
     Налоговые органы, в свою очередь, представляют таможенным органам сведения о названиях (регистрационных номерах) организаций, которые регулярно подают заявки на возврат НДС, для выбора организаций для досмотра.
     
     Кроме аудиторских проверок организации, системы обмена информацией с таможенными органами, некоторые страны применяют специальные программы контроля за возвратом НДС экспортерам.
     
     В ряде стран созданы специальные подразделения аудита для контроля над экспортерами.
     
     В некоторых странах с низким уровнем соблюдения налогового законодательства были введены различные виды систем удержания НДС. Один из видов таких систем обязывает крупных налогоплательщиков удерживать налог при закупке товаров у мелких или средних налогоплательщиков; другой вид обязывает крупных налогоплательщиков удерживать налог при проведении операций с большим числом мелких поставщиков с высокой степенью риска.
     
     Согласно применяемой системе удержания при покупке крупными экспортерами товаров у мелких или средних налогоплательщиков экспортеры выписывают счета-фактуры на покупки и частично или полностью удерживают НДС у своих поставщиков. Это позволяет налоговой службе полностью или частично обеспечивать поступление НДС по товарам (работам, услугам), используемым при производстве экспортных товаров до предоставления возврата НДС.
     
     При применении системы удержания налогов возникает необходимость контролировать у экспортера уплату в бюджет удержанных сумм НДС, а у поставщиков - сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, с тем чтобы она была уменьшена лишь на размер удержанной экспортером суммы НДС, но не более.