Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     Т.Н. Соколова
     

     На какие организации распространяются положения п. 3 ст. 279 "Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования" Налогового кодекса Российской Федерации: на организации, определяющие доходы (расходы) по методу начисления, или также на организации, определяющие доходы (расходы) по кассовому методу?

     

     Принимается ли убыток при реализации права требования как финансовой услуги для целей налогообложения, учитывая, что в п. 3 ст. 279 Налогового кодекса Российской Федерации это четко не определено?

     
     Порядок определения налоговой базы при уступке права требования у налогоплательщика-продавца, предусмотренный ст. 279 "Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), по сути, представляет собой определение размера убытка, учитываемого для целей налогообложения при продаже третьему лицу дебиторской задолженности покупателя за отгруженные товары (работы, услуги).
     
     Данные убытки включаются во внереализационные расходы отчетного (налогового) периода налогоплательщика - продавца товаров (работ, услуг) только в случае, если данный налогоплательщик осуществляет признание доходов и расходов для целей налогообложения по методу начисления.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 271 "Порядок признания доходов при методе начисления" НК РФ при реализации финансовым агентом услуг финансирования под уступку денежного требования, а также реализации новым кредитором, получившим указанное требование, финансовых услуг дата получения дохода определяется как день последующей уступки данного требования или исполнения должником данного требования. При уступке налогоплательщиком - продавцом товара (работ, услуг) права требования долга третьему лицу дата получения дохода от уступки права требования определяется как день подписания сторонами акта уступки права требования.
     
     Следовательно, положения п. 3 ст. 279 НК РФ распространяются на организации, определяющие доходы (расходы) только по методу начисления.
     
     Вышеуказанным пунктом ст. 279 НК РФ установлено, что доход (выручка) от реализации финансовых услуг определяется как сумма средств, полученных этим налогоплательщиком при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по приобретению вышеуказанного права требования.
     

     Вместе с тем п. 3 ст. 279 НК РФ не предусмотрен источник покрытия убытка или перенос убытка на будущее.
     
     Таким образом, в случае превышения расходов по приобретению права требования долга над доходами от его переуступки или погашения отрицательная разница не учитывается для целей налогообложения.
     

     Учитывается ли при предоставлении инвестиционных льгот отдельным категориям налогоплательщиков (действие которых продлено в соответствии с абзацем десятым ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ) принадлежность к какой-либо отрасли?

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с учетом поправок, внесенных Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 57-ФЗ), предусмотренные п. 9 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратившего силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений) (далее - Закон N 2116-1) дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
     
     Таким образом, вышеуказанные льготы предоставляются соответствующим категориям налогоплательщиков без учета их принадлежности к какой-либо отрасли.
     
     Аналогично освобождается от налогообложения прибыль, полученная от вновь созданного производства, предусмотренная п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 (по правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года).
     

     Предприятие осуществляет вид деятельности, по которому уплачивается налог по общеустановленной ставке, а также занимается розничной торговлей, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход.

     

     Должно ли было предприятие, заявляя льготу по капитальным вложениям, не связанным с розничной торговлей, учитывать износ, начисленный по амортизируемому имуществу, используемому в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход?

     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1 (утратившего силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений) при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остававшейся в распоряжении предприятия, уменьшалась на суммы, направленные предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставлялась вышеуказанным предприятиям, осуществлявшим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
     
     В соответствии с подпунктом 1.2.5 инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (действовавшей до 1 января 2002 года) (далее - Инструкция N 62) не являлись плательщиками налога на прибыль предприятия, осуществлявшие предпринимательскую деятельность в сферах, переведенных нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
     
     Прибыль, полученная предприятиями, переведенными на уплату единого налога, от иной деятельности, осуществлявшейся наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежала обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     
     Следовательно, и льготы, предусмотренные законодательством по налогу на прибыль, могли быть предоставлены только в отношении прибыли и расходов, связанных с видами деятельности, облагавшимися налогом на прибыль.
     
     Для этого в целях правильного исчисления налогов необходимо было обеспечить раздельное ведение учета по каждому виду деятельности, то есть вести раздельный учет численности персонала, имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводившихся ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     По вопросу учета сумм износа по амортизируемому имуществу, использовавшемуся в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, при предоставлении льготы по налогу на прибыль на финансирование капитальных вложений в случае, если организация осуществляла деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход и деятельность, облагавшуюся налогом на прибыль в общеустановленном порядке, следовало руководствоваться подпунктом 4.1.1 вышеуказанной Инструкции.
     
     В соответствии с данным подпунктом Инструкции N 62 при предоставлении льготы по прибыли, использовавшейся на капитальные вложения, принимались фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Из вышеуказанных затрат исключались суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежавшим предприятию с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств".
     
     Иными словами, при предоставлении льготы по налогу на прибыль учитывалась вся сумма износа, начисленного организацией по основным средствам, независимо от видов деятельности.
     

     Как учитывается для целей налогообложения прибыли программное обеспечение стоимостью более 10 000 руб., приобретенное после 1 января 2002 года? На данное программное обеспечение организация не имеет исключительных прав.

     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 264 "Прочие расходы, связанные с производством и реализацией" НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К вышеуказанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных (с учетом Закона N 57-ФЗ).
     
     Вместе с тем программное обеспечение стоимостью более 10 000 руб., на которое организация не имеет исключительных прав, нельзя отнести к нематериальным активам, поскольку в целях применения главы 25 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива необходимо наличие способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     Таким образом, расходы на приобретение программных продуктов, в частности программного обеспечения стоимостью более 10 000 руб., приобретенного после 1 января 2002 года, на которое организация не имеет исключительных прав, учитываются в составе прочих расходов.
     
     Эти затраты можно учитывать в регистре учета расходов будущих периодов только в случае, если по условиям договора предполагается, что осуществленные расходы в данном отчетном периоде относятся к будущим отчетным периодам.
      

     В ст. 255 НК РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором. Учитываются ли в этом случае расходы на оплату проезда к месту работы и обратно?

     
     В ст. 255 НК РФ установлен конкретный перечень производимых налогоплательщиком расходов на оплату труда, который не может быть закрытым в связи с возникновением у налогоплательщика дополнительного рода трудовых затрат, тем более с введением в действие с 1 февраля 2002 года Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Целями ТК РФ являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
     
     Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
     
     В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, согласно которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.
     
     В п. 26 ст. 270 НК РФ установлено, что не подлежат учету в целях налогообложения расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Исходя из вышеизложенного при заключении трудовых договоров, в которых указаны условия доставки работников к месту работы и обратно транспортом, включая ведомственный транспорт, фактически произведенные расходы включаются в статью расходов на оплату труда.
     

     В каких случаях в состав доходов включается имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг)?

     
     Так как системой бухгалтерского учета определен порядок отражения данных по выручке от реализации продукции (работ, услуг) по методу начисления, то есть после того как организацией признается в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др., в п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, определено, что не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг.
     
     В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, указано на то, что суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются имущество, имущественные права, работы, услуги, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.
     
     Но как только организацией будет осуществлена отгрузка товаров (работ, услуг) в адрес организации, от которой в порядке предварительной оплаты поступили ранее денежные средства, имущество, имущественные права, работы или услуги, то в бухгалтерском учете производятся следующие проводки:
     
     - Д-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" К-т 90 "Продажи" - на сумму отгруженных товаров, работ, услуг;
     
     - Д-т 90 "Продажи" К-т 41 "Товары" (43 "Готовая продукция", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство") - списание себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг;
     
     - Д-т 62, субсчет по учету полученных авансов и предварительной оплаты, К-т 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - погашение задолженности за покупателем.
     
     В п. 2 ст. 273 НК РФ установлено, что в целях главы 25 НК РФ датой получения доходов при кассовом методе учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом, что дает основания для увеличения доходов налогоплательщика, применяющего кассовый метод, для целей налогообложения.
     
     Дополнительным подтверждением вышеуказанному является п. 9 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ (в ред. Закона N 57-ФЗ).
     

     Как правильно организации осуществить расчет незавершенного производства для целей налогообложения?

     
     Учитывая ст. 318 и 319 НК РФ, при расчете остатков незавершенного производства следует принять во внимание следующее:
     
     1) расходы на производство и реализацию продукции, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, распределяются на прямые и косвенные.
     
     К прямым расходам относятся материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы амортизационных отчислений по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
     
     К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
     
     2) под незавершенным производством в целях главы 25 НК РФ понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть продукция, не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом; законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги; остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства.
     
     Материалы и полуфабрикаты, которые находятся в производстве, могут быть отнесены к незавершенному производству при условии, что они уже подверглись обработке;
     
     3) оценка остатков незавершенного производства на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании первичных учетных документов о движении и остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме произведенных в текущем месяце прямых расходов с учетом следующего:
     
     если у налогоплательщика производство основано на обработке и переработке сырья, то он распределяет сумму прямых расходов на остаток незавершенного производства в доле, которая соответствует доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за исключением технологических потерь.
     
     В этом случае под сырьем понимается материал, используемый в производстве в качестве материальной основы, который в результате последовательной технологической обработки (переработки) превращается в готовую продукцию;
     
     для налогоплательщиков, производство которых связано с выполнением работ (оказанием услуг), сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец текущего месяца) заказов на выполнение работ (оказание услуг) в общем объеме выполняемых в течение месяца заказов на выполнение работ (оказание услуг);
     
     для прочих налогоплательщиков сумма прямых расходов распределяется на остатки незавершенного производства пропорционально доле прямых затрат в плановой (нормативной, сметной) стоимости продукции.
     
     Учет и оценка незавершенного производства по плановой (нормативной) стоимости определены в специальном разделе Типовых указаний по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ), утвержденных Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР, ЦСУ СССР 24.01.1983 N 12.
     

     Какие расходы налогоплательщика на ремонт основных средств принимаются для целей налогообложения?

     
     Списание расходов на ремонт основных средств производится налогоплательщиком в соответствии со ст. 260 и 324 НК РФ, установившими следующее:
     
     1) расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы с признанием для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
     
     2) вышеуказанное положение или положения, приведенные в п. 1 ст. 260 НК РФ, применяются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение расходов по ремонту основных средств арендодателем не предусмотрено;
     
     3) для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщик вправе создавать резервы под предстоящий ремонт основных средств в соответствии с порядком, установленным в ст. 324 НК РФ;
     
     4) в аналитическом учете налогоплательщик формирует сумму расходов на ремонт основных средств с учетом группировки всех осуществленных расходов, включая стоимость запасных частей и расходных материалов, которые необходимо использовать для ремонта, расходов на оплату труда работников, занятых непосредственно ремонтом, и других расходов, имеющих прямое отношение к ремонту, включая услуги сторонних организаций.
     
     При образовании резерва предстоящих расходов на ремонт расчет отчислений производится исходя из совокупной стоимости основных средств и нормативов отчислений, утверждаемых налогоплательщиком в учетной политике.
     
     Для расчета совокупной стоимости амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию до вступления в силу главы 25 НК РФ, принимается восстановительная стоимость согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, а после вступления в силу указанной главы Кодекса совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости амортизируемых основных средств.
     
     При определении нормативов отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт налогоплательщик обязан устанавливать предельную сумму отчислений в резерв исходя из периодичности осуществления ремонта объектов основных средств, частоты замены элементов основных средств, в частности узлов, агрегатов, деталей, конструкций, и сметной стоимости ремонта. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт, сложившуюся за последние три года;
     
     5) отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последний день соответствующего отчетного (налогового) периода;
     
     6) если на конец налогового периода остаток средств резерва превышает сумму фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств, сумма превышения включается налогоплательщиком в состав внереализационных доходов с отражением в бухгалтерском учете по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы";
     
     7) если сумма фактически осуществленных расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически образованного резерва на ремонт основных средств, превышение списывается как прочие расходы, связанные с производством продукции (работ, услуг);
     
     8) если в соответствии с учетной политикой и графиком проведения ремонта основных средств у налогоплательщика появляется необходимость в накоплении средств для проведения ремонта основных средств, остаток таких средств может числиться на отдельном субсчете "Резерв на ремонт основных средств" счета 96 "Резервы предстоящих расходов";
     
     9) если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, в отношении которых налоговая база исчисляется отдельно, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения ведется по видам производства, по видам деятельности.