Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     
     В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     

     Применяются ли правила и нормы международных договоров, если они противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
     
     Аналогичная правовая норма содержится в ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Правовые нормы, касающиеся налогообложения и сборов, содержатся в различных международных договорах Российской Федерации. Прежде всего это такие специальные налоговые соглашения, как двусторонние соглашения (конвенции) об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, соглашения, направленные на устранение двойного налогообложения в области судоходства, воздушного и автомобильного транспорта, иные международные договоры, в которых затрагиваются и вопросы налогового характера, например соглашения об установлении дипломатических и консульских отношений, договоры, определяющие принципы взаимоотношений международных организаций с Российской Федерацией как страной их базирования, и др.
     
     В соответствии со ст. 6, 15 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (далее - Закон N 101-ФЗ) одной из форм обязательности международного договора для Российской Федерации является ратификация договора.
     
     При этом обязательной ратификации подлежат международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные, нежели предусмотренные действующим законом правила.
     
     Согласно ст. 24, 31 Закона N 101-ФЗ международные договоры вступают в силу для Российской Федерации в порядке и сроки, установленные данным Федеральным законом.
     
     Международный договор подлежит выполнению Российской Федерацией с момента его вступления в силу для Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что международные налоговые соглашения порождают прежде всего обязанность налоговых органов договаривающихся стран следовать предписаниям этих соглашений. У налогоплательщика же в силу данных соглашений возникает лишь право воспользоваться предоставленной возможностью уменьшить налоговое бремя.
     

     Как начисляется и взимается земельный налог на основании документов, ранее выданных государственными органами?

     
     В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
     
     Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных ст. 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон N 122-ФЗ) проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
     
     Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.
     
     Таким образом, документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком, являются свидетельство о государственной регистрации прав, свидетельство на право собственности со специальной регистрационной надписью.
     
     Пункт 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ устанавливает, что права на недвижимое имущество, возникшие до  момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
     
     Вместе с тем сообщается, что в соответствии с п. 11 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 «По применению закона Российской Федерации “О плате за землю”« впредь до выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
     
     Таким образом, основанием для взимания земельного налога в случае, если права собственности, владения и пользования земельным участком граждан или юридических лиц не подтверждены документом о государственной регистрации, при наличии согласования с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству являются документы, удостоверяющие фактическое владение, пользование или распоряжение земельным участком.
     

     Как проводится выездная налоговая проверка?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном данным Кодексом. Выездная налоговая проверка проводится вне места нахождения налогового органа, то есть по месту нахождения налогоплательщика, объекта налогообложения или источника объекта налогообложения.
     
     Согласно ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на основании выносимого руководителем (его заместителем) налогового органа решения, форма которого разрабатывается и утверждается МНС России.
     
     Форма решения о проведении выездной налоговой проверки приведена в приложении N 1 к Порядку назначения выездных налоговых проверок, утвержденному приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318.
     
     Таким образом, вынесенное налоговым органом решение о проведении выездной налоговой проверки должно соответствовать установленной МНС России форме.
     
     Объектом выездной проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и территории, с использованием которых связана деятельность налогоплательщика.
     
     При этом налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное ограничение не распространяется на выездные налоговые проверки, которые проводятся:
     
     - в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
     
     - вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку.
     
     В соответствии с п. 1 Порядка назначения выездных налоговых проверок в решении о проведении выездной налоговой проверки должен указываться период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговой проверкой охватывается период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а не налоговый период, установленный для уплаты отдельных видов налогов.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что НК РФ ограничивает право налоговых органов проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период лишь в течение одного календарного года.
     
     Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
     
     Таким образом, налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку по тем налогам и за тот период, по которым в предыдущих календарных годах уже проводилась проверка, с соблюдением срока, установленного ст. 87 НК РФ.
     
     Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено в ст. 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.
     
     Учитывая, что НК РФ не устанавливает критериев исключительности, случаи, требующие увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, устанавливаются вышестоящим налоговым органом самостоятельно на основании имеющейся у них информации.
     
     Датой начала проверки считается дата предъявления руководителю организации или индивидуальному предпринимателю решения о проведении проверки, а датой окончания - дата подписания акта налоговой проверки лицами, проводившими ее.
     
     При этом НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по доказыванию налогоплательщику необходимости увеличения срока проведения выездной налоговой проверки.
     
     Кроме того, НК РФ не устанавливает обязанности вышестоящего налогового органа по вынесению каких-либо решений либо обязанности налогового органа, вынесшего решение о проведении выездной налоговой проверки, по внесению в него изменений в связи с увеличением продолжительности выездной налоговой проверки.
     

     Вправе ли налоговые органы требовать от организаций-налогоплательщиков представления каких-либо иных документов, кроме предусмотренных НК РФ?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон N 129-ФЗ).
     
     Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 129-ФЗ, п. 30 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерская отчетность организаций состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
     
     Таким образом, законодательство Российской Федерации не возлагает на налогоплательщиков-организации обязанности по представлению в составе бухгалтерской отчетности каких-либо иных, не предусмотренных Законом N 129-ФЗ документов.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговые органы при приеме от организаций-налогоплательщиков бухгалтерской отчетности не вправе требовать от последних представления каких-либо дополнительных документов, не предусмотренных Законом N 129-ФЗ, а также представления документов, не связанных с исчислением и своевременностью уплаты (удержания и перечисления) налогов.
     

     Может ли уплачивать налог представитель налогоплательщика?

     
     Согласно ст. 19 НК РФ ст. 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» до признания утратившим силу Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее - Закон N 2118-1) налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ, Законом N 2118-1 и действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, возложена обязанность уплачивать налоги.
     
     В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, и возлагается на налогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога.
     
     При этом в силу ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
     
     Согласно ст. 1, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.
     
     Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
     
     В ситуациях, являющихся основой для реализации соглашений, устанавливающих в качестве способа погашения задолженности третьего лица перед налогоплательщиком уплату причитающихся с последнего налогов, у третьего лица при уплате соответствующих налогов за налогоплательщика не имеется элементов налогообложения, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и, следовательно, отсутствует обязанность по уплате налогов.
     
     В данном случае обязанность по уплате налогов имеется у налогоплательщика, и, следовательно, она должна быть исполнена самостоятельно налогоплательщиком, а не иными лицами.
     
     Таким образом, реализация способа, в основу которого заложена обязанность третьего лица по уплате налогов, причитающихся с налогоплательщика, являющегося самостоятельным субъектом налогообложения, возможна только путем принятия соответствующих актов законодательства Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, уплата налога за налогоплательщика третьими лицами не является надлежащим исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налога и, как следствие, не влечет для налогоплательщика правовых последствий, предусмотренных для надлежащего исполнения обязанности по уплате налога.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что НК РФ устанавливает лишь два случая исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов третьим лицом: поручителем в порядке, установленном ст. 74 НК РФ, а также участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) в порядке, установленном ст. 180 НК РФ.
     
     Кроме того, необходимо учитывать, что участие налогоплательщика в соответствии со ст. 26 НК РФ в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя не изменяет установленного п. 2 ст. 45 НК РФ порядка исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налогов - предъявления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
     
     Вышеизложенное подтверждается ст. 29 НК РФ, согласно которой роль уполномоченного представителя налогоплательщика сводится к представлению интересов налогоплательщика в его отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     

     Имеет ли уполномоченный представитель налогоплательщика право подписывать налоговые декларации?

     
     В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
     
     Согласно ст. 26, 27, 29 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     При этом личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в вышеуказанных правоотношениях.
     
     Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, осуществляющее свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять вышеуказанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
     
     При этом действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
     
     Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что иное не предусмотрено НК РФ, уполномоченный представитель налогоплательщика, осуществляющий свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности, вправе подписывать налоговые декларации налогоплательщика.
     
     Вместе с тем следует принимать во внимание, что в соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» по смыслу главы 4 НК РФ, в том числе п. 1 ст. 26, субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя.
     
     В связи с этим при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст. 29 НК РФ не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
     

     Имеет ли право налоговый орган не разъяснять положения законодательства о налогах и сборах в случае обращения за разъяснением лица, не являющегося налогоплательщиком либо его представителем?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.
     
     Согласно п. 1.1 Положения об информировании налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов, утвержденного приказом МНС России от 05.05.1999 N БГ-3-15/120 (далее - Положение), налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщикам по месту их учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,  письменно разъяснять налогоплательщикам вопросы применения законодательства о налогах и сборах и порядок исчисления и уплаты налогов и сборов.
     
     Пунктом 3 Положения установлено, что налогоплательщик или его уполномоченный представитель имеет право обращаться в налоговый орган с письменным запросом по вопросам применения им законодательства о налогах и сборах и порядка исчисления и уплаты налогов и сборов. К запросу должны прилагаться все имеющиеся у налогоплательщика документы, относящиеся к запросу, а также материалы, позволяющие идентифицировать предмет запроса.
     
     В соответствии с подпунктом 2.4 п. 2 Положения информация, затрагивающая непосредственно права, свободы и законные интересы конкретного, поименованного в тексте налогоплательщика, предоставляется только этому налогоплательщику или его уполномоченному представителю.
     
     Таким образом, налоговые органы проводят разъяснительную работу с налогоплательщиками в каждом конкретном случае возникновения налоговых правоотношений. Теоретические вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах освещаются, в частности, в специальных изданиях для налогоплательщиков и налоговых органов.
     
     Если запрос, поступивший в налоговый орган, не содержит конкретного указания на налогоплательщика, налоговый орган, а также на решение налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, обязанность налогового органа отвечать на такой запрос отсутствует, так как последний не является запросом налогоплательщика.
     
     При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.