Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     
     Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Как осуществляется налогообложение прибыли религиозных организаций в соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ?

     
     С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс). Основные концептуальные подходы Правительства РФ при подготовке данной главы НК РФ направлены на снижение налогового бремени законопослушных налогоплательщиков, выравнивание условий налогообложения налогоплательщиков, создание прозрачной налоговой системы, обеспечение ее стабильности.
     
     Главой 25 НК РФ установлен более либеральный по сравнению с ранее действующим законодательством порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль, в частности сняты действующие до 1 января 2002 года ограничения отнесения на затраты при исчислении налоговой базы тех или иных расходов, связанных с извлечением прибыли. Введение вышеуказанного порядка позволяет создать для всех хозяйствующих субъектов наиболее оптимальные условия деятельности.
     
     В целях обеспечения единого подхода к налогообложению организаций различных отраслей экономики Кодексом установлена единая ставка налога на прибыль в размере 24 % (для всех налогоплательщиков) с одновременной отменой всех налоговых льгот и налоговых вычетов.
     
     В то же время принята во внимание специфика деятельности религиозных организаций.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 26.09.1997 N 125 «О свободе совести и религиозных объединениях» (далее - Закон N 125-ФЗ) под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Религиозное объединение должно обладать определенными признаками:
     
     - вероисповедание;
     
     - совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
     
     - обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
     
     Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
     
     Таким образом, деятельность религиозных организаций направлена на духовно-попечительские, благотворительные, социальные и иные общественно полезные цели. При этом религиозные организации, в отличие от других некоммерческих организаций, не имеют гарантированных целевых поступлений в виде членских взносов, вступительных взносов, и основными источниками финансирования этих организаций являются средства верующих, полученные в результате проведения культовых действий и реализации предметов культа, а также средства, направляемые организациями, находящимися в собственности религиозных организаций.
     
     В соответствии с Законом N 125-ФЗ религиозные объединения отделены от государства, но в то же время государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот.
     
     С учетом вышеизложенного Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ) были подготовлены и приняты поправки в НК РФ, в соответствии с которыми:
     
     1. Не включаются в состав доходов, увеличивающих налоговую базу по налогу на прибыль (ст. 251 НК РФ):
     
     - имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, полученные религиозными организациями на осуществление ими уставной деятельности;
     
     - имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, поступившие религиозным организациям в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний, а также от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
     
     2. Принимая во внимание то, что организации, находящиеся в собственности религиозных организаций, и хозяйственные общества, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций, большую часть финансовых поступлений направляют на уставную деятельность религиозных организаций, данными поправками в НК РФ предусмотрено согласно подпункту 39.1 п. 1 ст. 264 Кодекса учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, расходы налогоплательщиков-организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вклада религиозных организаций, в виде сумм прибыли, полученной от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения, при условии перечисления этих сумм на осуществление уставной деятельности указанных религиозных организаций.
     
     Действие положений Закона N 57-ФЗ, касающихся религиозных организаций, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,
консультант отдела косвенных налогов Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Кто является плательщиком НДС при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества учреждениями образования, здравоохранения, науки, культуры?

     
     Пунктом 3 ст. 161 НК РФ установлены особенности уплаты НДС при реализации услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. Согласно данному пункту ст. 161 НК РФ при реализации вышеуказанных услуг плательщиками НДС признаются налоговые агенты - арендаторы имущества.
     
     Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального имущества учреждениями образования, здравоохранения, науки, культуры, то в НК РФ особенностей уплаты НДС при оказании таких услуг не предусмотрено. Таким образом, при оказании данных услуг НДС уплачивается в общеустановленном порядке учреждениями, оказывающими услуги по аренде.
     

     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ услуги по регистрации прав на недвижимость и по предоставлению информации о зарегистрированных правах не признаются реализацией услуг и, соответственно, НДС не облагаются. Облагаются ли данные услуги налогом с продаж?

     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ услуги по регистрации прав на недвижимость и по предоставлению информации о зарегистрированных правах не признаются реализацией услуг только в целях применения НДС.
     
     Что касается налога с продаж, то норма, предусматривающая исключение из понятия реализации товаров (работ, услуг) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них законодательством Российской Федерации функций, главой 27 «Налог с продаж» НК РФ не предусмотрена. В связи с этим услуги по регистрации прав на недвижимость и по предоставлению информации о зарегистрированных правах облагаются налогом с продаж в общеустановленном порядке.
     

     Являются ли реализацией товаров для целей исчисления НДС операции по передаче товаров по соглашению о предоставлении отступного в качестве исполнения заемщиком обязательств по договору займа?

     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признаются операции, связанные с передачей права собственности на товары, работы и услуги.
     
     Согласно ст. 807 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     В соответствии со ст. 409 ГК РФ по соглашению сторон обязательство может быть прекращено предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.д.).
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по передаче товаров по соглашению о предоставлении отступного в качестве исполнения заемщиком обязательств по договору займа являются операциями по реализации товаров и, соответственно, облагаются НДС в общеустановленном порядке.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     А.Н. Лозовая,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Российская организация занимается поставкой в страны СНГ продукции российских производителей. При этом данная организация несет определенные расходы, подтвержденные счетами-фактурами, на содержание офиса в Москве. В связи с введением с 1 июля 2001 года НДС по ставке в размере 0 % на товары, помещаемые под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы территории Российской Федерации, правомерно ли возмещение НДС, уплаченного по общехозяйственным расходам, и как уплачивается НДС с авансовых платежей, получаемых российской организацией в счет предстоящих поставок товаров?

     
     Согласно п. 2 ст. 171 и п. 3 ст. 172 НК РФ при реализации товаров, облагаемых НДС по ставке в размере 0 %, суммы налога, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления таких операций, принимаются к вычету.
     
     В связи с тем что общехозяйственные расходы, учитываемые в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы», включаются в затраты по производству и реализации экспортируемых товаров, суммы НДС, уплаченные по товарам, работам и услугам общехозяйственного назначения, принимаются к вычету в общеустановленном порядке при представлении в налоговые органы документов, перечень которых приведен в ст. 165 НК РФ.
     
     Что касается обложения НДС авансовых платежей, получаемых в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, то в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 162 НК РФ авансовые или иные платежи, получаемые в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, включаются в налоговую базу по НДС, за исключением случая, если такие авансовые платежи получены в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 %, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Перечень таких товаров и порядок применения данной льготы определяются Правительством РФ.
     
     Таким образом, в приведенном в вопросе случае при получении авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров на экспорт российская организация - экспортер уплачивает в бюджет НДС, исчисленный по расчетной ставке налога в размере 16,67 %.
     
     На основании п. 8 ст. 171 НК РФ суммы налога, уплаченные в бюджет по авансовым платежам, подлежат возмещению (вычету) после реализации товаров на экспорт.
     

     Российская организация на основании заключенных договоров с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь производит поставку товаров на территорию этого государства, а также приобретает товары (работы, услуги) у белорусских поставщиков. Какая ставка НДС применяется при реализации товара покупателям - субъектам Республики Беларусь, и будет ли эта реализация являться экспортом товара? Будет ли приниматься к вычету НДС, уплаченный белорусским поставщикам за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги? Какими документами должен быть подтвержден НДС, выставленный белорусскими поставщиками, для правомерности принятия его к вычету при расчетах с российским бюджетом?

     
     Согласно Федеральному закону от 22.05.2001 N 55-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве», переход с 1 июля 2001 года на взимание косвенных налогов по принципу «страна назначения» на Республику Беларусь не распространяется. В связи с этим после 1 июля 2001 года во взаимной торговле с Республикой Беларусь сохраняется порядок применения НДС, предусмотренный ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
     
     Таким образом, реализация товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Республики Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, операции по реализации товаров хозяйствующим субъектам Республики Беларусь осуществляются по ценам, увеличенным на сумму НДС, по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (20 и 10 %), за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 149 НК РФ.
     
     Что касается НДС, уплаченного белорусским поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), то налог на издержки производства и обращения российского налогоплательщика не относится и учитывается в порядке, установленном для отечественных товаров (работ, услуг), то есть принимается к вычету при исчислении платежей в бюджет. При этом в связи с отсутствием в белорусском налоговом законодательстве положений о выставлении продавцом покупателю счетов-фактур, служащих основанием для принятия сумм НДС к вычету, суммы НДС должны быть выделены отдельной строкой в первичных и расчетных документах.
     

     У российского предприятия заключен договор на поставку товаров организации, фактически находящейся и осуществляющей деятельность на территории Республики Казахстан, но зарегистрированной в городе Байконур. В связи с переходом в торговле с Республикой Казахстан на порядок взимания НДС по принципу «страна назначения» таможенные органы Республики Казахстан взимают налог при ввозе российских товаров. Статья 165 НК РФ, определяющая порядок подтверждения права на получение возмещения НДС, содержит в подпункте 1 п. 1 требование наличия контракта с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории Российской Федерации, а также (подпункт 2 того же пункта ст. 165 Кодекса)- поступления выручки от иностранного покупателя. В связи с этим просим разъяснить, является ли с точки зрения российских налоговых органов поставка товаров на территорию Республики Казахстан по договору с организацией, зарегистрированной в городе Байконур, экспортной? Подлежит ли выручка от реализации по таким сделкам освобождению от НДС с последующим возмещением сумм налога, уплаченным поставщикам материальных ресурсов производственного назначения?

     
     Российским организациям при заключении контрактов с предприятиями, фактически находящимися и осуществляющими деятельность на территории Республики Казахстан, следует обратить внимание на место регистрации покупателя в Республике Казахстан. Статус города Байконур предусматривает распространение на его территорию порядка налогообложения, действующего на территории Российской Федерации. Поэтому операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) из Российской Федерации в Республику Казахстан хозяйствующим субъектам, зарегистрированным на территории комплекса «Байконур», признаются операциями, совершаемыми на территории Российской Федерации, и порядок их обложения НДС осуществляется в соответствии с главой 21 НК РФ.
     
     Иными словами, в этом случае поставка товаров на территорию Республики Казахстан не относится к экспортной. Поэтому в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ такие товары реализуются по ценам, увеличенным на сумму НДС по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (20 и 10 %), за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 149 НК РФ, а подакцизные товары - по ценам, увеличенным и на сумму акциза. НДС, уплаченный поставщикам материальных ресурсов производственного назначения, у российского предприятия, реализующего товары организациям, зарегистрированным в городе Байконур, принимается к вычету в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 171 и 172 НК РФ.
     

     Основным видом деятельности нашей компании является поставка товаров на экспорт. Часть товаров закупается за рубежом и поставляется напрямую от тех иностранных фирм, с которыми заключены контракты и которым производятся выплаты. Остальные товары приобретаются у российских производителей и реализуются иностранным покупателям за пределы территории Российской Федерации. Однако данные российские производители полагают, что подобные сделки считаются внутрироссийскими и, несмотря на то, что закупаемые у них товары предназначены на экспорт, настаивают на уплате НДС при приобретении у них товаров нашей организацией (как это положено при осуществлении внутрироссийской сделки). Просим разъяснить, подлежат ли освобождению от НДС товары, приобретаемые нашей организацией у российских производителей, если в дальнейшем они будут реализованы на экспорт?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации в случае, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации. Иными словами, реализация товаров на территории Российской Федерации, в том числе реализация товаров на экспорт (за исключением товаров, реализация которых освобождена от обложения НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ), облагается НДС по ставкам, установленным ст. 164 НК РФ.
     
     Налогообложение по ставке НДС в размере 0 % производится при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников СНГ), помещенных под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по ставке налога в размере 0 % (ст. 164 НК РФ). Право на применение ставки НДС в размере 0 % имеет налогоплательщик, непосредственно реализующий товары на экспорт по контрактам с иностранным лицом - покупателем. Реализация товаров по контрактам, заключаемым между российскими лицами на территории Российской Федерации (за исключением товаров, указанных в ст. 149 НК РФ), облагается НДС по ставкам, установленным законодательством, независимо от того факта, что в дальнейшем такие товары могут быть реализованы на экспорт.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Л.А. Гуськова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Обязан ли банк учитывать и представлять в налоговые органы сведения о доходах в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах за пользование кредитными средствами, если налогоплательщик, получивший кредит, не назначил банк в качестве уполномоченного представителя по уплате налога на доходы физических лиц?

     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика является материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     Согласно п. 2 ст. 212 НК РФ определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком при уплате процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем один раз в налоговый период.
     
     Таким образом, п. 2 ст. 212 НК РФ не предусмотрено определение налогоплательщиком материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении кредитных средств. В связи с этим исчисление материальной выгоды при получении кредитных средств производится налоговым агентом.
     
     Следовательно, банки являются налоговыми агентами, обязанными исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога с доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком кредитными средствами.
     

     Касается ли п. 31 ст. 217 НК РФ профсоюзных комитетов первичных профсоюзных организаций или он может касаться также профсоюзных органов вышестоящих профсоюзных структур, а именно объединенных профсоюзных комитетов, объединяемых первичные профорганизации, областные комитеты профсоюзных организаций, общероссийских комитетов профсоюзных организаций? Если п. 31 ст. 217 НК РФ относится ко всем структурам профсоюзных организаций, то могут ли указанные в п. 31 ст. 217 НК РФ выплаты применяться и к оплате лечения работников аппаратов профсоюзных структур, осуществляемые в безналичном порядке, аналогично п. 10 ст. 217 НК РФ?

     
     Пунктом 31 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюза за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Наименование организации, производящей соответствующие выплаты, должно подтверждаться уставными и учредительными документами.
     
     Действующая редакция п. 31 ст. 217 Кодекса не предусматривает освобождение от налогообложения выплат, производимых членам профсоюза иными, помимо профсоюзных комитетов, профсоюзными организациями.
     
     При этом следует учитывать, что членами профсоюза признаются работники (временно не работающие, пенсионеры), состоящие на учете в первичной профсоюзной организации. В связи с этим соответствующие выплаты, производимые выборными органами таких профсоюзных организаций - профсоюзными комитетами, подпадают под действие п. 31 ст. 217 Кодекса и налогообложению не подлежат.
     
     Положение, предусмотренное п. 10 ст. 217 НК РФ, применяется только при условии, что оплата на лечение осуществляется за счет сумм, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
     

Е.А. Иванова

     

     Предоставляется ли имущественный налоговый вычет физическим лицам, заключившим договор долевого совместного участия в строительстве жилого дома, в том случае если свидетельство о праве собственности еще не получено? Принимаются ли к зачету расходы по погашению товарного кредита на строительство?

     
     Порядок применения налогоплательщиками имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры определяется с 1 января 2001 года положениями ст. 220 главы 23 НК РФ.
     
     Вышеуказанный имущественный вычет предоставляется налогоплательщику на основании  письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода и документов, подтверждающих целевые расходы и право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру.
     
     Учитывая вышеизложенное, одним из основных требований для предоставления имущественного налогового вычета является наличие свидетельства о праве собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру.
     
     Если свидетельство о праве собственности на квартиру не выдавалось, оснований для предоставления имущественного вычета за 2001 год физическим лицам, заключившим договор долевого совместного участия в строительстве жилого дома, не имеется.
     
     Кроме того, не могут быть приняты к зачету и расходы на погашение кредита на строительство, поскольку в 2001 году к погашению принимаются только проценты по ипотечным кредитам.
     

     18 ноября 1996 года мы зарегистрировались в администрации района как фермерское хозяйство. Приступили к работе с 1 февраля 1997 года. Наше хозяйство пользовалось льготой согласно п. 14 ст. 217 главы 23 НК РФ, то есть доходы членов нашего фермерского хозяйства, полученные в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, в течение пяти лет считая с года регистрации нашего фермерского хозяйства не подлежали налогообложению. Пять лет действия льготы истекли 18 ноября 2001 года. С какого времени мы должны были удерживать налог на доходы физических лиц: с 1 января 2001 года или с 18 ноября 2001 года?

     
     В соответствии с подпунктом «ш» п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон N 1998-1) освобождались от налогообложения доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства.
     
     При этом не имеет значения, в каком месяце календарного года крестьянское (фермерское) хозяйство было образовано. Под годом образования такого хозяйства считается год, в котором хозяйство было зарегистрировано.
     
     Фермерское хозяйство, о котором идет речь в вопросе, было зарегистрировано 18 ноября 1996 года. Следовательно, действие вышеназванной льготы распространялось на доходы, полученные членами хозяйства в 1996-2000 годах.
     
     По доходам, полученным членами фермерского хозяйства с 1 января 2001 года, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производится в общеустановленном порядке в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.
     
     Норма, предусмотренная п. 14 ст. 217 НК РФ, применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.
     
     Возникает ли материальная выгода за пользование беспроцентной ссудой членом профсоюза, полученной в первичной профсоюзной организации из членских взносов? Члены профсоюза не являются штатными работниками данной организации.
     
     Согласно ст. 212 НК РФ для определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитывается доход в виде материальной выгоды, полученной физическими лицами от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
     
     В соответствии со ст. 117 ГК РФ и ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» первичная профсоюзная организация по своему статусу относится к общественным организациям.
     
     В связи с этим при получении беспроцентных ссуд на возвратной основе членами профсоюза из средств первичной профсоюзной организации возникает объект налогообложения в виде материальной выгоды.
     
     В соответствии с положениями ст. 212 НК РФ за пользование налогоплательщиком беспроцентной ссудой в рублях после 1 января 2001 года материальная выгода определяется исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения налогоплательщиком заемных средств.
     
     Уплата налога с суммы материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование ссудой производится по ставке 35 % согласно п. 2 ст. 224 НК РФ.
     

     В настоящее время я нахожусь на пенсии, в прошлом работала в ООО и являюсь учредителем этого общества. Сейчас хотела бы выйти из состава общества и продать свою долю любому члену общества. По какой ставке будет подлежать налогообложению мой доход от реализации доли?

     
     Статьей 48 ГК РФ установлено, что участники общества права собственности или иного вещного права на имущество общества не имеют. Согласно п. 1 ст. 66 ГК РФ имущество, созданное за счет вкладов участников, а также произведенное и приобретенное обществом в процессе его деятельности, принадлежит такому обществу на праве собственности.
     
     Следовательно, если при выходе участников - физических лиц из состава учредителей общества с ограниченной ответственностью участникам этого общества выплачивается стоимость доли (в денежной или натуральной форме), превышающая сумму первоначального взноса участника в уставный капитал, сумма превышения подлежит включению в налогооблагаемую базу таких лиц по ставке 13 %.
     
     Имущественный вычет, предусмотренный п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется в отношении доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности, и не применяется при выплате стоимости доли имущества в уставном капитале при выходе из состава участников общества.
     

     Физическое лицо в 2000 году в связи с осуществлением долевого строительства жилья в течение всего 2000 года пользовалось льготой по основному месту работы в соответствии с Законом N 1998-1. В 2001 году в связи с вступлением в силу главы 23 НК РФ изменились условия предоставления льготы - имущественного налогового вычета (обязательное условие - наличие документа, подтверждающего право собственности), в связи с чем предоставление льготы прекратилось. В 2002 году физическое лицо по договору цессии (уступки требования) переуступило свою долю в строительстве другому лицу, получив при этом стоимость доли. Сможет ли физическое лицо, переуступившее свою долю, воспользоваться имущественным налоговым вычетом на покупку или строительство жилья еще раз, если учесть, что первый раз оно не смогло полностью воспользоваться льготой, и должно ли при этом физическое лицо произвести возврат налога, который ему вернули из бюджета, чтобы вновь воспользоваться имущественным вычетом на покупку или строительство жилья?

     
     Порядок применения налогоплательщиками имущественного налогового вычета на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры определяется с 1 января 2001 года положениями ст. 220 НК РФ.
     
     Налогоплательщики, воспользовавшиеся в 2000 году налоговым вычетом (полностью или не полностью) на строительство жилого дома (квартиры) в соответствии с подпунктом «в» п. 6 ст. 3 Закона N 1998-1, могут снова воспользоваться льготой по налогообложению в порядке, введенном главой 23 НК РФ, только по вновь строящемуся (приобретаемому) объекту.
     
     При этом возврат налога в связи с ранее предоставленной льготой не производится.
     
     Вышеуказанный имущественный вычет предоставляется налогоплательщику на основании  письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру.
     

     Имеет ли право физическое лицо на получение имущественного налогового вычета в соответствии со ст. 220 НК РФ в размере 125 000 руб. для уменьшения налоговой базы по доходам, полученным от реализации ценных бумаг (акций), в случаях:

     

     а) если продажа акций совершена один раз в январе 2001 года, то есть до вступления в действие Закона РФ от 30.05.2001 N 71-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (главу 23 “Налог на доходы физических лиц”)»;

     

     б) если продажа акций совершалась неоднократно в 1-м и 2-м полугодиях 2001 года?

     
     Согласно п. 2 ст. 214.1 НК РФ фиксированный имущественный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, предоставляется налогоплательщику, если им не могут быть документально подтверждены расходы, связанные с приобретением и реализацией ценных бумаг, в следующих размерах:
     
     а) в сумме, полученной от реализации ценных бумаг, - если ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика не менее трех лет;
     
     б) в сумме, не превышающей 125 000 руб., - если ценные бумаги находились в собственности плательщика менее трех лет.
     
     Пунктом 2 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
     
     Документами, подтверждающими нахождение акций в собственности налогоплательщика, является договор купли-продажи акций, выписка из реестра владельцев ценных бумаг.
     
     Что касается физических лиц, неоднократно совершающих сделки купли-продажи ценных бумаг, то действующим законодательством не установлено ограничений по количеству совершаемых этими лицами в течение года сделок купли-продажи ценных бумаг.
     

     Налогоплательщик с 1994 года обучает ребенка в музыкальной школе, имеющей лицензию на образовательную деятельность. Письменный договор на обучение не составлялся. Может ли быть для получения социального вычета вместо договора представлена справка, в которой будут указаны реквизиты лицензии?

     
     В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.
     
     Таким образом, если дети обучаются на дневной форме обучения в дошкольных учреждениях или музыкальных школах (причем эти учреждения должны иметь соответствующую лицензию, которая подтверждает их статус в качестве образовательного учреждения), то налогоплательщики-родители имеют право на социальный налоговый вычет на фактические суммы оплаты за обучение своих детей в таких до-школьных учреждениях и музыкальных школах в  установленных НК РФ пределах.
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, подтверждающего статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
     

О государственной пошлине и налогах на имущество физических лиц

     
     Н.А. Орехов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Относится ли к государственной пошлине пошлина, взимаемая за патентование изобретений? Обоснованно ли взимание этого сбора?

     
     Взимание государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон N 2005-1), согласно ст. 1 которого под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
     
     Размеры взимаемой государственной пошлины указаны в ст. 4 Закона N 2005-1.
     
     Взысканный за патентование изобретений сбор государственной пошлиной не является.
     
     Разъяснение обоснованности взыскания пошлины за патентование изобретений входит в компетенцию Российского агентства по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).
     

     Какие документы должны быть направлены в суд иностранного государства взыскателем, если арбитражным судом Российской Федерации вынесено решение, которое подлежит направлению на исполнение на территории иностранного государства?

     
     В соответствии с п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» если арбитражным судом Российской Федерации вынесено решение, которое подлежит направлению на исполнение на территории иностранного государства, взыскатель может обратиться в суд этого государства с ходатайством о принудительном исполнении. Арбитражный суд Российской Федерации, вынесший решение, кроме исполнительного документа (исполнительного листа), выдает взыскателю:
     
     а) заверенную копию судебного решения;
     
     б) официальный документ о вступлении решения в законную силу, если это не следует из текста самого решения;
     
     в) если ответчик не принял участия в процессе рассмотрения дела документ, из которого следует, что ему было своевременно и в надлежащей форме вручено извещение о вызове в суд.
     
     Согласно ст. 35 вышеуказанного Постановления при направлении решения арбитражного суда для принудительного исполнения в иностранное государство копия решения арбитражного суда может сопровождаться и другими необходимыми документами: справкой о том, что решение ранее не исполнялось на территории Российской Федерации; справкой о том, в какой части решение исполнялось; документом о наличии соглашения сторон о подсудности.
     

     В ходе проверок, проводимых инспекциями в судах общей юрисдикции, устанавливаются факты неправильного исчисления государственной пошлины. Каков механизм довзыскания установленной суммы недобора?

     
     В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и ст. 13 НК РФ государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам.
     
     Согласно ст. 7 Закона N 2005-1 контроль за соблюдением положений вышеназванного Закона осуществляется налоговыми органами. Данное положение Закона N 2005-1 не противоречит требованиям подпункта 2 п. 1 ст. 32 НК РФ, в соответствии с которым налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
     
     Кроме того, ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» определено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, в том числе посредством налоговых проверок.
     
     Согласно ст. 101.1 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт. Форма акта и требования к его составлению регламентируются инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах». Производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах ведется в порядке, установленном разделом 4 вышеуказанной Инструкции.
     
     При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о государственной пошлине, налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе требовать от плательщиков государственной пошлины устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований.
     
     Поскольку ответственность судов общей юрисдикции, не являющихся ни плательщиками государственной пошлины, ни сборщиками этого платежа, за нарушение законодательства о госпошлине не определена, то руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении судьи к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
     
     Для устранения недобора по государственной пошлине налоговый орган направляет налогоплательщику требование об имеющейся задолженности. В случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок государственной пошлины взыскание ее производится:
     
     - с юридических лиц - в бесспорном порядке в соответствии со ст. 46, 47 НК РФ;
     
     - с физических лиц - в судебном порядке в соответствии со ст. 48 НК РФ.
     
     Установив факт излишне взысканной государственной пошлины, налоговый орган обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта и в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ по письменному заявлению произвести налогоплательщику зачет или возврат государственной пошлины.
     

     Следует ли налоговым органам проводить выездные налоговые проверки мировых судей по вопросу правильности исчисления государственной пошлины?

     
     Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи в Российской Федерации (далее - мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
     
     За рассмотрение мировыми судьями в судах общей юрисдикции дел взимается государственная пошлина в размерах, предусмотренных Законом N 2005-1, контроль за соблюдением которого осуществляют налоговые органы.
     

     Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрацию является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

     

     С какого момента правомерно взыскание налоговых платежей?

     
     В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налога на строения, помещения и сооружения (далее - налога на строения) считаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, а именно: собственники жилых домов, квартир, дач, гаражей и иных строений, помещений и сооружений.
     
     Как следует из п. 1, 2 и 4 ст. 5 Закона N 2003-1, налог на строения исчисляется по состоянию на 1 января текущего года по месту нахождения объектов налогообложения на основании сведений, ежегодно представляемых в налоговый орган учреждениями юстиции по регистрации прав, а также органами технической инвентаризации (БТИ).
     
     Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Исходя из вышеизложенного и в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 2003-1 по вновь возведенным строениям, помещениям или сооружениям налог исчисляется собственникам этих строений с начала года, следующего за их возведением, на основании сведений, представляемых учреждениями юстиции по регистрации прав и БТИ.
     
     Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ переход и прекращение права собственности на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
     

     Пунктом 6 ст. 5 Закона N 2003-1 предусмотрено, что при переходе права собственности на строение, помещение или сооружение в течение календарного года от одного плательщика налога на строения другому вследствие купли-продажи, мены либо дарения налог на строения исчисляется первоначальному владельцу с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новому собственнику - начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
     
     Согласно абзацу второму п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
     
     Абзацем первым п. 1 ст. 1162 ГК РФ предусмотрено, что свидетельство о праве на наследство выдается по месту открытия наследства нотариусом или уполномоченным в соответствии с законом совершать такое нотариальное действие должностным лицом.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона N 2003-1 за перешедшие по наследству строения налог исчисляется наследникам с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем открытия) наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Поэтому налог на строения получившим в наследство недвижимое имущество гражданам исчисляется после получения ими свидетельства о праве на наследство независимо от государственной регистрации их прав и исчисляется с месяца, в котором произошло открытие наследства.
     
     Согласно п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество. Поэтому в соответствии с Законом N 2003-1 исчисление налога вышеназванным физическим лицам производится с месяца, следующего за приобретением права на указанное имущество, независимо от государственной регистрации права собственности.
     

О налогообложении страховых выплат

     
     М.В. Романова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, к.э.н.

     

     Уменьшают ли налоговую базу налога на прибыль суммы денежных средств, выплачиваемые страховыми организациями лечебным учреждениям за проведение медосмотра по договорам добровольного медицинского страхования, в виде страховых выплат, если в Правилах добровольного медицинского страхования, утвержденных Росстрахнадзором, при выдаче лицензии страховой организации и договором страхования не предусмотрены такие медицинские услуги, или в виде расходов на ведение дела, если в договоре страхования не предусмотрена оплата страховщиками медицинского обследования страхователей (застрахованных) при заключении договоров страхования?

     
     На основании п. 1 ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» сумма налога определялась плательщиками на основании данных бухгалтерского учета и отчетности.
     
     Начиная с 1 января 2002 года согласно ст. 313 главы 25 «Налог на прибыль» НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если статьями настоящей главы НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются оправдательными документами.
     
     В соответствии с подпунктом «г» п. 7 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491 (далее - Положение N 491), к расходам, включавшимся в себестоимость оказывавшихся страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитывавшимся при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относились расходы на ведение дела в виде оплаты предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе в виде оплаты услуг учреждений здравоохранения, других предприятий, учреждений и организаций по выдаче справок, статистических данных, заключений и т.п.
     
     Затраты страховой организации по оплате медицинского обследования при заключении договоров страхования жизни и здоровья уменьшали налоговую базу налога на прибыль страховщика, если оплата такого медицинского обследования в соответствии с договорами осуществлялась страховой организацией.
     
     Как следует из п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» под страховой выплатой понимается выплата, которую обязан произвести страховщик застрахованному лицу, выгодоприобретателю или третьему лицу в связи с наступлением страхового события.
     
     Страховое событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности.
     
     Страховым событием по добровольному медицинскому страхованию является обращение застрахованного лица в медицинское учреждение за получением медицинской помощи, требующей оказания медицинских услуг в пределах перечня, предусмотренного договором страхования, связанное с внезапным, случайным ухудшением состояния здоровья застрахованного в результате заболевания, травмы, отравления или других несчастных случаев, произошедших в течение действия договора страхования.
     
     Согласно п. 1 ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования).
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы денежных средств, выплачиваемые страховыми организациями лечебным учреждениям за проведение медосмотра по договорам добровольного медицинского страхования, не уменьшают налоговую базу налога на прибыль в виде страховых выплат, если в Правилах добровольного медицинского страхования, утвержденных Росстрахнадзором, при выдаче лицензии страховой организации и договором страхования не предусмотрены такие медицинские услуги, или в виде расходов на ведение дела, если в договоре страхования не предусмотрена оплата страховщиками медицинского обследования страхователей (застрахованных) при заключении договоров страхования.
     

     Относятся ли страховой организацией на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли страховые выплаты в виде оплаты путевок на санаторно-курортное лечение на основании лицензии, правил страхования и Программ добровольного медицинского страхования, лицензированных в установленном порядке Департаментом страхового надзора Минфина России?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     
     Как следует из вопроса, правила страхования и программы добровольного медицинского страхования, лицензированные в установленном порядке Департаментом страхового надзора Минфина России, предусматривают возможность получения застрахованными лицами санаторно-курортного лечения.
     
     Страховые выплаты по договорам добровольного медицинского страхования осуществляются в виде оплаты счетов медицинских учреждений за оказание медицинских услуг застрахованным физическим лицам, в том числе в виде оплаты стоимости путевок санаторно-курортного лечения.
     
     Согласно подпункту «а» п. 1 раздела I Положения N 491 в состав доходов страховщиков, учитывавшихся при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включалась выручка страховщика, формировавшаяся в том числе за счет поступлений страховых взносов по договорам страхования, сострахования и перестрахования, за вычетом страховых выплат, отчислений в страховые резервы и страховых взносов по договорам, переданным в перестрахование.
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 294 главы 25 НК РФ начиная с 1 января 2002 года к расходам страховых организаций в целях настоящей главы Кодекса для целей налогообложения прибыли относятся расходы, понесенные при осуществлении страховой деятельности в виде страховых выплат по договорам страхования, сострахования и перестрахования. В целях главы 25 НК РФ к страховым выплатам относятся выплаты рент, аннуитетов, пенсий и прочие выплаты, предусмотренные условиями договора страхования.
     
     Учитывая вышеизложенное, страховые выплаты в виде оплаты путевок на санаторно-курортное лечение на основании лицензии, правил страхования и Программ добровольного медицинского страхования, лицензированных в установленном порядке департаментом страхового надзора Минфина России, относятся страховой организацией на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения прибыли.
     

О плате за загрязнение окружающей природной среды

     
     Н.Н. Васькин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга, Московская обл

     
     Предприятие состоит в инспекции на учете как плательщик платы за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ, размещение отходов. Необходимо ли платить за арендованные автотранспортные средства вышеуказанный платеж, если договором аренды этот вопрос не оговорен?
     
     При аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации в соответствии со ст. 636 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.
     
     В соответствии со ст. 646 ГК РФ при аренде транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации арендатор также несет расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства.
     
     Учитывая вышеизложенное, предприятие должно перечислять плату за загрязнение окружающей природной среды за арендованные транспортные средства, если этот вопрос не оговорен иначе договором.
     

   &n