Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Модернизация налоговых органов Кубани: итоги первого этапа


Модернизация налоговых органов Кубани: итоги первого этапа

     
     А.Н. Курьянов,
государственный советник налоговой службы III ранга
     
О.Н. Чепурина,
советник налоговой службы II ранга, Краснодарский край

     
     Управление МНС России по Краснодарскому краю (далее - Управление) официально включилось в проект модернизации налоговых органов в мае 2001 года с момента подписания Министром Российской Федерации по налогам и сборам Г.И. Букаевым соответствующего приказа. Однако фактически подготовка началась значительно раньше, еще в 2000 году, когда сотрудников Управления направили для ознакомления с опытом работы коллег в Волгоградскую область. По их возвращении была разработана программа реформирования налоговых органов и план для ее воплощения.
     
     «Пилотными» были определены четыре налоговые инспекции: по курорту Анапа, городу Новороссийску, N 1 и N 2 по городу Краснодару. И следует отметить, что в них, да и во всем Краснодарском крае, уже имелись определенные достижения в области функционирования информационных систем, выгодно отличающие регион, в котором 90 % налоговой отчетности юридических лиц сдавалось в электронном виде. В Анапе уже начат прием документов посредством Интернета.
     
     В «пилотных» налоговых органах началась реализация основных мероприятий, направленных на совершенствование и, как следствие, - повышение эффективности их деятельности, в том числе введение функционально-ориентированной модели организации работы, освоение современных технологий и процедур, внедрение системы самоначисления и бесконтактной сдачи налоговой отчетности, переход на электронную обработку данных, обучение работников.
     
     При этом Управление столкнулось с двумя взаимосвязанными проблемами. Первая и главная - психологическая. Так, в результате проведенного анонимного анкетирования было установлено, что часть налоговых работников отрицательно отнеслась к переменам. Например, руководящий состав усматривал в этом покушение на авторитет инспекции, а инспектора - на свои рабочие места и даже (что труднее всего объяснить) - на личное достоинство. Были и недовольные тем, что работа с налогоплательщиками и корректировка информации в базах данных разделены, но открыто это не высказывалось. Иные сотрудники просто боялись нового порядка работы.
     
     Вторая проблема - перераспределение численности работников внутри инспекций. Здесь, как и следовало ожидать, каждый руководитель подразделения «тянул одеяло на себя». Поэтому с целью избежания субъективного подхода и единообразия распределения специалистов Управление провело хронометраж рабочих процедур. Результаты исследования показали следующее распределение сотрудников (без учета технического персонала) по основным функциональным блокам: общее обеспечение -  9-11 %, работа с налогоплательщиками - 16-18 %, информационно-аналитическая работа - 16-18 %, контроль налогообложения физических лиц - 18-20 %, контроль налогообложения юридических лиц - 39-41 %.
     
     На совещаниях, проведенных в налоговых органах, были даны разъяснения сути происходящих перемен, то есть были подробно освещены цели и задачи перехода на новые принципы работы. В дальнейшем были также проведены индивидуальные беседы с сотрудниками. Таким образом, выяснялись персональные пожелания, склонность каждого к тому или иному виду деятельности (работе с людьми, или с бумагами, или с компьютером). И результаты собеседований учитывались при переводе во вновь создаваемые отделы. Но даже несмотря на это эффекта «неприятия» сотрудниками новой организации деятельности в полной мере избежать не удалось. Вследствие этого состав «пилотных» инспекций обновился в 2001 году примерно на 5-7 %.
     
     Следующий шаг - переподготовка кадров. Это связано не только с внедрением нового программного обеспечения, но и с перераспределением между работниками функциональных обязанностей, необходимостью более глубокого их изучения. Как показывает практика, примерно 20 % инспекторского состава должны пройти курс переквалификации, а еще, как минимум, 60 % должны переучиваться частично.
     
     Для этого Управлением создан в 2001 году специальный класс на 16 мест, где регулярно проводятся занятия по обучению сотрудников «пилотных» инспекций работе с программой «Система электронной обработки данных (система ЭОД)». Кроме того, совместно с МНС России организовано обучение системных администраторов в учебном центре «Микроинформ». А ранее кубанские пользователи прошли стажировку по различным направлениям в Региональном научно-исследовательском вычислительном цент-ре (г. Нижний Новгород).
     
     В настоящее время все базовые инспекции обеспечены средствами вычислительной техники, удовлетворяющими на 75 % и более требованиям модернизации. Во всех базовых инспекциях внедрен и активно эксплуатируется программный продукт «Система ЭОД». Однако он требует доработки, чем и занимаются специалисты «пилотных» налоговых органов и Управления совместно с разработчиком.
     
     В заключение следует отметить неоспоримые преимущества проводимой модернизации, которая предполагает одновременно и детальную регламентацию всех процедур и обеспечивает значительную гибкость в вопросах отладки механизмов налогообложения и работы с налогоплательщиками. По нашему мнению, итогом этих усовершенствований налоговой службы должна стать четко организованная схема налогового администрирования (министерство - управление - инспекция - налогоплательщик) с предельно прозрачной и упрощенной системой налоговой отчетности.