Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях) *1

     
     А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. - 2002. - № 7. - С. 118.

          
     2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств (ст. 16.2 КоАП РФ)
     
     Часть первая ст. 16.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, то есть за незаявление по установленной форме достоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
     
     В соответствии со ст. 168 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) декларированию таможенному органу Российской Федерации подлежат:
     
     1) товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации;
     
     2) товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется;
     
     3) иные товары и транспортные средства в случаях, определяемых актами законодательства Российской Федерации (например товары, находящиеся на таможенном складе, подлежат повторному таможенному оформлению в случае ликвидации такого склада).
     
     Само декларирование представляет собой заявление по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 169 ТК РФ).
     
     Согласно ст. 169 ТК РФ декларирование может осуществляться в письменной и устной форме, путем электронной передачи данных или иным способом. Основной формой декларирования является письменная. Юридические лица, перемещающие товары, в отношении которых взимаются таможенные платежи и применяются меры экономической политики, а также товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро, используют бланки таможенной декларации по форме ТД1 и ТД2 (грузовая таможенная декларация). Такой вид таможенной декларации применяется также лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, перемещающими товары для коммерческих целей. Физические лица в целях оформления товаров, перемещаемых для личного пользования, применяют таможенные декларации по форме Т-6 (используются в пограничных таможнях) и Т-7 (используются во внутренних таможнях).
     
     Товары, таможенная стоимость которых менее суммы, эквивалентной 100 евро включительно, в отношении которых не взимаются таможенные пошлины и налоги, а также к которым не применяются меры экономической политики, декларируются путем представления в таможенный орган письменного заявления, составленного в произвольной форме, с указанием установленных сведений (п. 2.2 приказа ГТК России от 16.12.1998 N 848 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации»).
     

     Устная форма декларирования практически не применяется, случаи ее использования единичны. Так, Правилами таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР, утвержденными МВТ СССР 15.12.1977 *1, оговорено право иностранных круизных туристов, проживающих на время пребывания в советских портах на судах и сходящих на берег только для совершения непродолжительных экскурсий, осуществлять устное декларирование перемещаемых ими товаров.
     _____
     *1 Опубликованы не были.          
     
     Инструкцией по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, утвержденной приказом ГТК России от 25.01.1999 N 38, для товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами (за исключением товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже и пересылаемых товаров), была введена конклюдентная форма декларирования.
     
     Под конклюдентными действиями понимается такое поведение лица, из которого усматривается его воля, намерение совершить определенные действия. В п. 1.1 упомянутой Инструкции конклюдентное декларирование определено как «форма заявления физического лица таможенным органам об отсутствии у него товаров, подлежащих письменному декларированию». В п. 2.3 этой же Инструкции незаявление физическим лицом по установленной письменной форме сведений о наличии у него товаров, подлежащих письменному декларированию, рассматривается как его заявление об отсутствии у него таких товаров. Из вышеприведенных норм можно сделать следующий вывод: конклюдентное декларирование предполагает заявление сведений не о товарах, подлежащих декларированию в такой форме, а об отсутствии товаров, подлежащих заявлению таможенному органу в письменном виде.
     
     Разработка подобного порядка была направлена, в первую очередь, на ускорение процедуры таможенного оформления и таможенного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации путем исключения из перечня товаров, подлежащих обязательному таможенному контролю, товаров, в отношении которых не применяются меры тарифного и нетарифного регулирования.
     
     Согласно части первой ст. 170 ТК РФ товары декларируются тому таможенному органу, в котором производится их таможенное оформление. Таким образом, местом декларирования товаров является место их таможенного оформления.
     

     В соответствии со ст. 127 ТК РФ таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в таможенных органах, в регионе деятельности которых расположены отправитель или получатель таких товаров и транспортных средств либо их структурное подразделение (филиал, представительство).
     
     Ряд товаров и транспортных средств проходит таможенное оформление в пограничных таможенных органах. Так, в соответствии с приказом ГТК России от 01.07.1996 N 416 «О местах таможенного оформления товаров», по желанию экспортера таможенное оформление лесоматериалов и других товаров, вывозимых из Российской Федерации морским или речным транспортом насыпью, наливом или навалом в соответствии с таможенным режимом экспорта может осуществляться в пограничном таможенном органе, в зоне деятельности которого находится порт погрузки на судно, на котором в последующем вышеуказанные товары будут пересекать таможенную границу Российской Федерации.
     
     ГТК России в пределах своей компетенции вправе устанавливать, что таможенное оформление отдельных категорий товаров и транспортных средств может производиться только определенными таможенными органами.
     
     Декларирование транспортных средств, на которых перемещаются товары, осуществляется, как правило, одновременно с товарами. Например, транспортные средства, осуществляющие международные перевозки по процедуре МДП, декларируются таможенным органам путем представления транспортных документов и книжки МДП. Исключение составляют морские, речные и воздушные суда, сведения о которых заявляются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию Российской Федерации либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории Российской Федерации, а также порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируемые при пересечении таможенной границы Российской Федерации (части третья и четвертая ст. 170 ТК РФ).
     
     В соответствии со ст. 171 ТК РФ общие сроки подачи таможенной декларации не могут превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу. Для отдельных категорий товаров и транспортных средств допускается установление иных предельных сроков декларирования.
     
     Одним из спорных вопросов в применении ответственности за недекларирование товаров и транспортных средств является определение субъекта ответственности за данное противоправное деяние. Как известно, ответственность за совершенное административное правонарушение несет то лицо, на которое законодательством возложена обязанность совершить определенные действия либо воздержаться от них. Таможенное законодательство не дает однозначного ответа на вопрос о том, на кого возложена обязанность по декларированию товаров и транспортных средств. В ТК РФ определяется только перечень лиц, которые могут (но не должны) выступать в качестве декларанта перед таможенными органами. Список этот весьма широк, и критерии отбора конкретного субъекта ответственности до сих пор не определены на нормативном уровне. Так, например, согласно ст. 170 ТК РФ декларантом может быть лицо, перемещающее товары, либо таможенный брокер (декларант на основе договора). В соответствии с положениями ст. 18 ТК РФ названные лица вправе осуществлять определенные действия: декларировать, представлять и предъявлять товары от собственного имени. При этом таможенный брокер является посредником между лицом, перемещающим товары, и таможенным органом и не имеет права производить таможенное оформление товаров по собственной инициативе. Таким правом его наделяет лицо, перемещающее товары, при заключении договора об оказании услуг по производству таможенного оформления. При отсутствии такого договора таможенный брокер не только не обязан декларировать товары, но и не имеет права производить такое действие. Следует также отметить, что возникновение у посредника права производства таможенного оформления товаров на основании договора об оказании услуг не влечет за собой автоматическое возникновение обязанности произвести их декларирование. Следовательно, логично предположить, что такая обязанность лежит на лице, перемещающем товары через таможенную границу Российской Федерации, поскольку именно оно пользуется и распоряжается таким имуществом.
     
     К лицам, перемещающим товары, также отнесен достаточно широкий круг лиц: собственники товаров, их покупатели, владельцы либо иные лица, выступающие в качестве, достаточном для проведения с товарами действий, предусмотренных таможенным законодательством (п. 9 ст. 18 ТК РФ). Все вышеперечисленные субъекты так или иначе получают выгоду от перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации. Такое положение приводит к возникновению гипотетической ситуации, когда обязанность декларирования может быть возложена на несколько лиц. Допустим ли такой вариант? Если «да», то каким образом несколько лиц несут ответственность за исполнение данной обязанности? Если «нет», то по какому принципу из приведенного перечня лиц выбирается только одно?
     
     Анализ существующих нормативных правовых актов по таможенному делу и соответствующей правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что субъектом нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена комментируемой статьей КоАП РФ, будет являться лицо, обладающее в отношении перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации правом собственности, пользования либо владения и являющееся в силу этого ответственным за его судьбу на территории Российской Федерации перед третьими лицами.
     
     Недекларирование товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     
     Пунктом 1 ст. 16.2 КоАП РФ установлено, что соответствующая норма не применяется в случаях, когда в действиях лица содержатся признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ [незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации].
     
     Согласно п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ под недостоверным декларированием понимается заявление в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и (или) транспортных средств, об их таможенном режиме либо других сведений, необходимых для принятия решения о выпуске (об условном выпуске) товаров и (или) транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. За недостоверное декларирование предусматривается ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.
     
     Пунктом 2 ст. 16.2 КоАП РФ предусматривается, что норма о привлечении к ответственности за недостоверное декларирование не применяется в случае, если в действиях лица содержатся признаки нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ [перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений].
     
     При применении ст. 16.2 КоАП РФ может возникнуть вопрос: что является недостоверным декларированием товаров и транспортных средств, а что - их недекларированием? Как уже отмечалось, под недостоверным декларированием понимается заявление не соответствующих действительности сведений о характеристиках товаров и транспортных средств, например об их наименовании, форме, стоимости, лице, их перемещающем. Недекларированием же признается бездействие, выражающееся в незаявлении сведений о наличии товаров и транспортных средств. В соответствии с письмом ГТК России от 17.12.1998 N 01-15/26606 «О направлении рекомендаций» заявление недостоверных сведений о количестве перемещаемого товара следует рассматривать как незаявление в таможенной декларации сведений о части перемещаемых товаров, то есть как недекларирование.
     
     В практике таможенных органов при привлечении лиц к ответственности за недостоверное декларирование часто возникает вопрос о том, каковы критерии для разграничения одного и нескольких фактов недостоверного декларирования (имеется в виду ситуация, когда лицом подается одна таможенная декларация, в различных графах которой заявлены недостоверные сведения об оформляемом товаре).
     
     Для разрешения данного вопроса следует исходить из того, что имел место один факт заявления сведений о товаре: подача таможенной декларации. Недостоверное заявление сведений о товаре и количестве товара будет влиять исключительно на размер взыскания за совершенное нарушение таможенных правил.
     
     Ответственность за недостоверное декларирование несет лицо, которое фактически заполнило таможенную декларацию (при подаче грузовой таможенной декларации - лицо, указанное в графе 8 ГТД), заявив тем самым сведения о перемещаемом товаре, в том числе и таможенный брокер (декларант на основе договора). Это вытекает из смысла ст. 172 ТК РФ, в соответствии с которой декларант несет в полном объеме ответственность, предусмотренную ТК РФ, независимо от того, является он лицом, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, или таможенным брокером. При этом ответственность наступает даже в случае, если недостоверные сведения заявлялись на основании документов, представленных лицом, перемещающим товары, при условии, что у таможенного брокера (декларанта на основе договора) была реальная возможность их проверить.
     
     3. Перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений (ст. 16.3 КоАП РФ)
     
     Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения, в нарушение установленного порядка применения этих мер и ограничений.
     
     В соответствии со ст. 21 ТК РФ ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации могут устанавливаться исходя из следующих целей:
     
     - из соображений экономической политики;
     
     - для выполнения международных обязательств Российской Федерации;
     
     - для защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации;
     
     - для защиты внутреннего потребительского рынка;
     
     - в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов;
     
     - по другим достаточно важным основаниям.
     
     Мерами экономической политики признаются только такие ограничения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, которые установлены исходя из соображений экономической политики Российской Федерации (ст. 18 ТК РФ).
     
     По своей природе меры экономической политики представляют собой нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности. Основными инструментами нетарифного регулирования являются:
     
     1) квотирование, то есть установление количественных ограничений на ввоз и (или) вывоз определенных видов товаров;
     
     2) лицензирование, то есть выдача уполномоченными органами разрешений на осуществление определенных экспортных и/или импортных операций.
     
     К товарам, в отношении которых применяются меры экономической политики, относятся, в частности, подакцизные товары, подлежащие маркировке, валюта Российской Федерации, радиотехнические средства, некоторые пищевые продукты.
     
     Ограничения на ввоз товаров в Российскую Федерацию либо вывоз из нее товаров могут устанавливаться только международными договорами Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации (ст. 21 ТК РФ). При этом в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.10.1995 N 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» не допускается установление ограничений на осуществление внешнеторговой деятельности органами государственной власти Российской Федерации. Иными словами, правовые акты федеральных органов исполнительной власти не могут самостоятельно закреплять меры экономической политики и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, а вправе только развивать ранее введенные положения. Полномочия по регулированию различных направлений внешнеторговой деятельности делегированы Президенту Российской Федерации и Правительству РФ (ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
     
     Таким образом, комментируемая статья КоАП РФ применима лишь в случае, если мера экономической политики или ограничение введено международным договором, законодательным актом Российской Федерации либо нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства РФ в пределах их компетенции.
     
     Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует любое несоблюдение установленного порядка применения мер экономической политики и иных ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (например нарушение порядка перемещения иностранной валюты и валюты Российской Федерации, перемещение подакцизных товаров, маркированных марками, приобретенными с нарушением установленного порядка, и т.д.).
     
     При этом важно отметить, что ответственность за правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ, наступает лишь в случае, если в действиях лица отсутствуют признаки таможенных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена иными статьями КоАП РФ. Так, при пересылке физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации с использованием международных почтовых отправлений товаров, запрещенных к перемещению таким способом (например, в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1239, не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях более 10 упаковок лекарственных средств), привлечь виновного к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ можно будет, если не имел места факт недекларирования или недостоверного декларирования товаров. Если же перемещение в нашем примере лекарственных средств будет сопровождаться их недекларированием (недостоверным декларированием), то действия их получателей будут квалифицированы по ст. 16.2 (недекларирование или недостоверное декларирование), а не по ст. 16.3 КоАП РФ.
     
     Нередко на практике таможенные органы привлекают к ответственности иностранных физических лиц за перемещение через таможенную границу Российской Федерации коммерческих партий немаркированных сигарет и ликероводочных изделий иностранного производства.
     
     Однако на самом деле иностранные физические лица приобретают вышеуказанные товары в иностранных государствах и перемещают их через таможенную границу Российской Федерации без соблюдения мер экономической политики, не совершая при этом иных нарушений таможенных правил.
     
     Согласно Инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров акцизными марками, утвержденной приказом ГТК России от 28.12.2000 N 1230, ответственными за маркировку подакцизных товаров являются импортеры таких товаров. При этом импортерами признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключившие с иностранными лицами внешнеторговый договор, согласно которому подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации (п. 8 вышеуказанной Инструкции). Акцизные марки могут быть проданы импортерам только при наличии данных договоров.
     
     Таким образом, субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ, может быть только то лицо, на которое действующим законодательством возложена обязанность соблюдения порядка применения мер экономической политики и иных ограничений.
     
     Статья 16.3 КоАП РФ может применяться только при отсутствии в действиях лица признаков состава преступления. Состав уголовно наказуемого деяния, исключающего привлечение физических лиц к ответственности по данной статье, установлен ст. 189 УК РФ («Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники»).
     
     Противоправные действия лица, выразившиеся в несоблюдении порядка применения мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли, а также других запретов и ограничений, установленных в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации влекут наложение административного штрафа:
     
     - на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;
     
     - на должностных лиц - от 30 до 40 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой;
     
     - на юридических лиц - от 300 до 400 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.
      

(Продолжение следует.)