Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

     Кто должен исчислить налог с дохода, полученного физическим лицом в натуральной форме?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
     
     На основании п. 2 ст. 226 НК РФ организация обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в отношении всех видов дохода, источником которых она является.
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога организация обязана в течение одного месяца письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
     
     Если организация не удержала налог, физическое лицо должно исчислить его самостоятельно и представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию (подпункт 3 п. 1 ст. 228 НК РФ).
     

     Отражается ли в справке о доходах сумма материальной помощи, выданная работодателем своему работнику в связи со смертью его жены?

     
     Доходы, полностью освобождаемые от налогообложения, перечислены в ст. 217 НК РФ.
     
     В главе III Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/415, указано, что доходы физических лиц, полностью освобождаемые от налогообложения независимо от суммы выплаты, в справке о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 29.11.2000 N БГ-3-08/379 «Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц», зарегистрированным Минюстом России 30.11.2000 N 2479, не учитываются.
     

     Следует ли включать в налогооблагаемую базу физических лиц суммы, оплаченные сотрудникам по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев на авиационном и железнодорожном транспорте при командировках внутри Российской Федерации?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование работников производится работодателями в обязательном порядке согласно действующему законодательству, а также по договорам добровольного страхования, предусматривающим выплаты в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
     
     Учитывая вышеизложенное, с 2001 года суммы страховых взносов, оплаченные организацией сотрудникам по добровольному страхованию пассажиров от несчастных случаев на авиационном и железнодорожном транспорте при командировках в пределах Российской Федерации, не подлежат включению в налогооблагаемую базу физических лиц.
     

     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц проездные билеты, приобретаемые организацией своим работникам для служебных поездок?

     
     Проездные билеты, приобретаемые на основании приказа руководителя организации, не подпадают под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и подлежат налогообложению в общеустановленном законодательством порядке.
     
     В случае необходимости организация может произвести возмещение расходов сотрудников на служебные поездки по городу на основании документов, подтверждающих произведенную оплату (билеты на проезд), в связи с названными поездками с указанием маршрутов следования, утвержденных руководителем организации.
     
     Суммы, выплачиваемые в возмещение названных расходов, понесенных налогоплательщиком в связи с выполнением трудовых обязанностей, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     

     Страховая компания в 2000 году заключила с физическими лицами договора страхования вкладов физических лиц в банках. По этим договорам в 2000 году наступил страховой случай, страховая компания признала претензию и начислила застрахованным суммы страхового возмещения. Подлежит ли налогообложению страховая выплата, произведенная в 2001 году?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 213 НК РФ по договору добровольного имущественного страхования [включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств] при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
     
     - гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая - по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
     
     - повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между полученной страховой выплатой и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных на страхование этого имущества страховых взносов.
     
     Таким образом, получение страховых выплат в иных случаях, в том числе и в случае страхового возмещения при страховании вкладов физических лиц в банке, в налогооблагаемый доход не включается.
     

     Следует ли включать в налогооблагаемый доход сотрудников бюджетных организаций суммы, уплаченные работодателем за лечение и медицинское обслуживание работников по договору, заключенному с медицинским учреждением?

     
     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению у физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     
     Учитывая вышеизложенное, если бюджетная организация, не являющаяся плательщиком налога на прибыль, направляет средства на лечение и медицинское обслуживание своих сотрудников, на такие перечисленные суммы положения п. 10 ст. 217 НК РФ не распространяются.
     

     Означает ли, что с введением в действие с 1 января 2001 года части второй НК РФ исчисляется материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, по полученному от организации беспроцентному займу до 21 января 1997 года? Мне в декабре 1994 года организацией была выдана беспроцентная ссуда на приобретение жилья со сроком погашения 15 лет. Кто и по какой ставке должен исчислять налог?

     
     В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ часть вторая НК РФ применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй НК РФ, она применяется к правам и обязанностям, которые возникают после ее введения в действие.
     
     Новый порядок налогообложения заемных средств, установленный частью второй НК РФ, применяется при определении материальной выгоды за пользование такими средствами после 1 января 2001 года независимо от того, заключен договор займа до или после 1 января 2001 года.
     
     Пунктом 2 ст. 5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Это положение не нарушается, поскольку перерасчет сумм полученной за период до 1 января 2001 года материальной выгоды по новому порядку (с учетом положений главы 23 НК РФ) не производится.
     
     В соответствии со ст. 26 и 29 НК РФ налогоплательщик вправе уполномочить организацию, выдавшую заемные средства, участвовать в отношениях по уплате налога на доходы с материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
     
     Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности.
     
     В случае неназначения налогоплательщиком, получившим заемные средства у организации, уполномоченного представителя налоговая база определяется, налог исчисляется и уплачивается налогоплательщиком на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах по заемным средствам.
     
     Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заемными средствами, облагается по ставке 35 % (п. 2 ст. 224 НК РФ).
     

     Облагаются ли налогом на доходы физических лиц путевки, полученные членом профсоюза для своего ребенка в оздоровительный лагерь, если они оплачены за счет членских взносов?

     
     На основании п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных вы- плат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Следовательно, при получении членом профсоюза путевки для своего ребенка в оздоровительный лагерь ее стоимость не включается в налогооблагаемую базу такого физического лица, если путевки оплачены за счет членских взносов.
     

     Должна ли профсоюзная организация включать в налогооблагаемый доход членов профсоюза выплаты, производимые не за счет членских взносов?

     
     В соответствии с п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     Таким образом, положение п. 31 НК РФ не распространяется на выплаты, производимые членам профсоюзной организации не за счет членских взносов.
     

     Подлежат ли налогообложению суммы документально подтвержденных расходов, возмещаемых Госкомспортом России, по проезду на российские соревнования и проживанию спортсменов?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению у физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм согласно законодательству Российской Федерации), связанных с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.
     
     В налогооблагаемый доход лиц, находящихся во властном подчинении организации, не включается оплата расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в том числе суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы по найму жилого помещения.
     
     Учитывая вышеизложенное, суммы документально подтвержденных расходов, возмещаемых Госкомспортом России, по проезду на российские соревнования и проживанию спортсменов и суммы суточных, выплачиваемых в пределах норм, налогом на доходы физических лиц не облагаются.
     

     Какой вычет предоставляется физическому лицу - инвалиду III группы, получившему инвалидность при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан?

     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что предоставление стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
     
     Одновременно п. 2 ст. 218 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1-3 п. 1 настоящей статьи НК РФ право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.
     
     Таким образом, гражданину, исполнявшему интернациональный долг в Республике Афганистан и имеющему инвалидность III группы вследствие ранения, контузии или увечья, предоставляется вычет в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода.
     

     Является ли рацион бесплатного питания, выдаваемого работникам плавсостава на судах внутреннего плавания, компенсационной выплатой, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ?

     
     Во исполнение постановления Совмина СССР от 25.04.1980 N 346 «О дополнительных мерах по за-креплению кадров на речном транспорте» распоряжением Совмина РСФСР от 07.05.1980 N 638-р Минречфлоту РСФСР разрешено устанавливать стоимость рациона бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей судов транспортного и технического флота.
     
     В соответствии с количественными нормами, определенными приложением N 3 к постановлению Совмина СССР «О дополнительных мерах по закреплению кадров на речном транспорте», в зависимости от цен конкретного региона определяется стоимостное выражение рациона бесплатного питания экипажей судов во время их нахождения в плавании.
     
     Таким образом, стоимость бесплатного питания, предоставляемого членам экипажей судов транспортного и технического флота, не включается в налогооблагаемый доход физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ).
     

     Подлежат ли налогообложению суммы коэффициентов и суммы надбавок за стаж работы, начисляемые и выплачиваемые в соответствии со ст. 10 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»?

     
     Суммы коэффициентов и суммы надбавок за стаж работы, начисляемых к заработной плате и выплачиваемых во исполнение ст. 10-11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», подлежат налогообложению согласно п. 1 ст. 224 НК РФ по ставке 13 % с учетом положений, предусмотренных п. 3 ст. 210 НК РФ.
     

     Подлежала ли налогообложению в 2001 году стоимость полученной работником новой
     спецодежды и спецобуви взамен пришедшей в негодность до окончания сроков носки?

     
     В соответствии со ст. 149 КЗоТ РФ на работах с вредными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.
     
     На основании п. 1 Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51, работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - средства индивидуальной защиты) в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, определенном Правительством РФ.
     
     Пунктом 10 Правил предусмотрено, что работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.
     
     В случае пропажи или порчи средств индивидуальной защиты в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причинам работодатель обязан выдать им другие исправные средства индивидуальной защиты.
     
     Учитывая вышеизложенное, стоимость полученной работником новой спецодежды и спецобуви взамен пришедшей в негодность до окончания срока носки подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ и не подлежит налогообложению в пределах установленных норм.
     

     Облагается ли налогом на доходы физических лиц пособие, выплачиваемое при увольнении без права на пенсию и при увольнении с правом на пенсию сотрудникам органов внутренних дел?

     
     Единовременное пособие, выплачиваемое при увольнении без права на пенсию и при увольнении с правом на пенсию сотрудникам органов внутренних дел на основании п. 17 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 (в ред. от 12.10.2000 N 772), подпадает под действие п. 1 ст. 217 НК РФ и не облагается налогом на доходы физических лиц.
      

     Каков порядок налогообложения доходов работников прокуратуры - прокуроров, следователей и технических работников в случае, если прокуратура области за счет средств фонда развития прокуратуры приобретает для своих работников жилье и передает его в собственность?

     
     В соответствии с п. 4 ст. 44 Закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон N 2202-1) прокуроры и следователи имеют право на дополнительную жилую площадь.
     
     Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны предоставлять прокурорам и следователям, назначенным на должность и (или) нуждающимся в улучшении жилищных условий, благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома в государственном или муниципальном жилищном фонде с учетом их права на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты. Вышеуказанное жилое помещение предоставляется прокурорам и следователям во внеочередном порядке, но не  позднее шести месяцев и независимо от срока их проживания в данном населенном пункте. Стоимость жилых помещений компенсируется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели органам прокуратуры Российской Федерации.
     
     Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи Закона N 2202-1 признаются прокуроры и следователи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством Российской Федерации и жилищным законодательством субъектов Российской Федерации.
     
     Прокуроры и следователи имеют право на компенсацию расходов, связанных с наймом (поднаймом) жилых помещений, до предоставления им в установленном порядке жилого помещения для постоянного проживания.
     
     Занимаемые прокурорами и следователями жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случае их освобождения предоставляются другим прокурорам и следователям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
     
     С согласия прокуроров и следователей им вместо предоставления жилого помещения выдается из средств федерального бюджета беспроцентная ссуда на приобретение или строительство жилья, которая погашается из тех же средств при условии работы названных лиц в органах прокуратуры в пределах территории данного субъекта Российской Федерации не менее 10 лет.
     
     Учитывая вышеизложенное, не подлежат налогообложению квартиры, предоставляемые прокурорам и следователям в соответствии с положением п. 4 ст. 44 Закона N 2202-1.
     
     В остальных случаях стоимость приобретенных квартир подлежит включению в налогооблагаемый доход работников.
     

     Подлежат ли налогообложению ссуды, выдаваемые на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 44 Закона N 2202-1?

     
     С 1 января 2001 года налогообложение сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами осуществляется в соответствии с положениями ст. 212 НК РФ независимо от того, на какие цели были получены эти заемные (кредитные) средства. Исключения для заемных средств, полученных физическими лицами на строительство (приобретение) жилья на основании законодательных актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления, не предусмотрено.
     

     Двухкомнатная квартира приобретена в долевую собственность на мужа, жену и двоих детей. Имеют ли право родители воспользоваться имущественным налоговым вычетом, приходящимся на долю детей?

     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ при приобретении имущества в общую долевую собственность размер имущественного налогового вычета, исчисленного в соответствии с настоящим подпунктом п. 1 ст. 220 Кодекса, распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности.
     
     Учитывая вышеизложенное, при приобретении квартиры в долевую собственность гражданин может воспользоваться имущественным налоговым вычетом в соответствии с приходящейся ему долей собственности.
     
     Сумма вычета, приходящаяся на долю участника долевой собственности, который таким вычетом воспользоваться не может, другими участниками долевой собственности использована быть не может.
     

     Согласно законодательству нашей области в числе социальных гарантий для лиц, занимавших государственные должности в нашем регионе, установлено право на выплату из областного бюджета денежного содержания или доплату до размера денежного содержания в течение 12 месяцев после прекращения осуществления ими полномочий. Распространяется ли действие п. 1, 3 ст. 217 НК РФ на указанные выплаты?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон N 119-ФЗ).
     
     Согласно ст. 3 Закона N 119-ФЗ понятие «государственный служащий», употребляемое в этом Законе, подразумевает государственных служащих федеральных органов государственной власти и государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Таким образом, нормы ст. 16 «Правовое положение государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа» Закона N 119-ФЗ распространяются на государственных служащих как на федеральном уровне, так и на уровне органов власти субъектов Российской Федерации.
     
     Пунктом 2 ст. 16 Закона N 119-ФЗ при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия).
     
     Какие-либо иные выплаты, в том числе денежное содержание или доплата до размера денежного содержания в течение 12 месяцев после прекращения осуществления полномочий, Законом N 119-ФЗ не предусмотрены, в связи с чем дополнительные выплаты для государственных служащих, установленные законами субъектов Российской Федерации, в том числе в виде дополнительных выплат, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие выплаты подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 81 ТК РФ) либо с сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ст. 81 ТК РФ) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
     
     Таким образом, с 1 января 2002 года выплачиваемая в соответствии со ст. 178 ТК РФ высвобожденному работнику средняя заработная плата на период трудоустройства (за исключением месячного выходного пособия) не относится к компенсационным выплатам, связанным с увольнением работника, и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     

     Благотворительный фонд социальной защиты производит выплаты материальной помощи неработающим пенсионерам. Предоставляются ли налоговые вычеты физическим лицам, если они обратились к налоговому агенту с заявлением на предоставление им стандартного налогового вычета и приложили документы, подтверждающие право вычета?

     
     Учитывая, что общественная организация не является работодателем по отношению к пенсионерам - членам организации, суммы выдаваемой материальной помощи подлежат налогообложению у источника выплаты без применения вычетов, предусмотренных ст. 217, 218 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 218 НК РФ если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей Кодекса, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьей Кодекса.