Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об изменениях, внесенных в ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ


Об изменениях, внесенных в ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ

     
     Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Изменения, внесенные в ст. 145 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон N 57-ФЗ), принципиально изменили порядок предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС: разрешительный порядок предоставления вышеуказанного освобождения изменен на уведомительный порядок.
     
     Так же как и прежде, право на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, организации и индивидуальные предприниматели имеют при условии, что за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.
     
     Однако до вступления в силу п. 1 ст. 1 Закона N 57-ФЗ решение о правомерности освобождения организации или индивидуального предпринимателя от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, принимал налоговый орган на основании заявления налогоплательщика о предоставлении ему вышеуказанного освобождения. Принимая такое решение, налоговый орган осуществлял проверку представленных налогоплательщиком документов.
     
     После вступления в силу п. 1 ст. 1 Закона N 57-ФЗ налогоплательщик письменно уведомляет налоговый орган о своем праве на получение освобождения в соответствии со ст. 145 НК РФ с приложением подтверждающих документов. Ответственность за правомерность использования права на освобождение целиком ложится на налогоплательщика. Лишь при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган может определить, выполнены ли налогоплательщиком условия, предусмотренные ст. 145 НК РФ для получения освобождения. Соответственно, при нарушении условий, предусмотренных Кодексом, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
     
     Следует отметить, что как и прежде положения ст. 145 НК РФ не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье. Однако четко прописан период - три предшествующих последовательных календарных месяца до уведомления налогового органа о праве на освобождение, в течение которого налогоплательщик не может осуществлять реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
     
     Весьма важным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов является то обстоятельство, что в п. 6 ст. 145 НК РФ теперь имеется четкий перечень документов, которыми налогоплательщик подтверждает свое право на освобождение от уплаты НДС. Ранее перечень этих документов был прописан лишь в подзаконном акте - приказе МНС России. Теперь этот перечень определен нормой прямого действия - НК РФ.
     
     Особо подчеркнем еще одно важное изменение, внесенное в ст. 145 НК РФ. В п. 4 указанной статьи НК РФ теперь прямо прописано, что организации и индивидуальные предприниматели, принявшие решение об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и уведомившие об этом налоговый орган, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 месяцев, на которое оно предоставлено. Иными словами, добровольный отказ налогоплательщика, использующего право на освобождение, от этого права невозможен. Перейти к уплате НДС на общих основаниях налогоплательщик может только по истечении 12 месяцев, на которые он заявил свое право на освобождение от обязанностей плательщика НДС.
     
     В соответствии со статьей 16 Закона N 57-ФЗ п. 1 ст. 1 этого Закона вводится в действие по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 57-ФЗ, то есть с 1 июля 2002 года.
     
     Таким образом, после 1 июля 2002 года при применении ст. 145 НК РФ необходимо иметь в виду следующее.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета НДС и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн руб.
     
     Налогоплательщики, реализовавшие в каком-либо из трех предшествующих последовательных календарных месяцев подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье, не имеют права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.
     
     Сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ определяется исходя из выручки от реализации на территории Российской Федерации как облагаемых, в том числе по налоговой ставке 0 %, так и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг), фактически полученной в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами, в том числе от реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации (в соответствии со ст. 147 и 148 НК РФ), кроме выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) в части осуществления деятельности, подлежащей обложению единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».
     
     В выручку от реализации товаров (работ, услуг) не включаются доходы, полученные при осуществлении следующих операций:
     
     - реализация товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
     
     - операции, перечисленные в подпунктах 2, 3, 4 п. 1 и п. 2 ст. 146, а также ст. 162 НК РФ;
     
     - операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ;
     
     - средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работ, услуги).
     
     Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ является продажная стоимость ценных бумаг.
     
     Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС индивидуального предпринимателя, перешедшего на уплату стоимости патента по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», производится в общеустановленном порядке.
     
     Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не освобождает его от исполнения иных обязанностей (в том числе от обязанностей налогового агента) в соответствии с НК РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Налогоплательщики, использующие право на освобождение от исполнения обязанности плательщика НДС, направляют в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по НДС) письменное уведомление по форме, утвержденной приказом МНС России, с приложением к нему соответствующих документов. В настоящее время проект соответствующего приказа МНС России находится на согласовании.
     
     Документами, подтверждающими право на освобождение от уплаты НДС, являются:
     
     - выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации), заверенная печатью организации и подписями руководителя и главного бухгалтера. В выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг);
     
     - выписка из книги продаж;
     
     - выписка из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
     
     - копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
     
     При осуществлении налогового контроля в соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе истребовать любые необходимые документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.
     
     Письменное уведомление и документы направляются налогоплательщиком, использующим свое право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик использует право на освобождение.
     
     Для продления срока освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика организации и индивидуальные предприниматели направляют в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по НДС) соответствующее письменное уведомление о продлении срока освобождения, а также документы, указанные в ст. 145 НК РФ.
     
     Письменное уведомление и документы представляются налогоплательщиком, использующим свое право на продление срока освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС, не позднее 20-го числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик использует свое право на продление освобождения по окончании использования двенадцатимесячного срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
     
     Если налогоплательщик не обратился с письменным уведомлением о продлении права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил документы в соответствии со ст. 145 НК РФ, то он исчисляет и уплачивает НДС в общеустановленном порядке начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором закончилось право на освобождение.
     
     Если в течение периода, в котором налогоплательщики использовали право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС (в том числе если было использовано право на продление действие освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика), выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение в 1 млн руб. за каждые три последовательных календарных месяца либо будут иметь место факты реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья [в том числе реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья по тому виду деятельности, по которому уплачивается единый налог на вмененный доход], то налогоплательщики, начиная с месяца, в котором имели место такие факты, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и обязаны исчислять и уплачивать НДС в общеустановленном порядке.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) от уплаты НДС, не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с п. 5 ст. 145 НК РФ.
     
     Организации (индивидуальные предприниматели), направившие письменное уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика и принявшие для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, при поступлении от покупателей оплаты за товары (выполненные работы, оказанные услуги) обязаны начислить и уплатить в бюджет суммы налога, предъявленные покупателям в счетах-фактурах на эти товары (работы, услуги).
     
     Если налогоплательщики в течение двенадцатимесячного периода действия освобождения (продления освобождения) от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС, то согласно п. 5 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг). При этом у данных налогоплательщиков не принимаются к вычету суммы налога по материальным ресурсам, использованным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), по которым ими были выписаны счета-фактуры с НДС.
     
     По мнению автора, если налогоплательщики получили освобождение (продление освобождения) от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии с порядком, действовавшим до введения в действие подпункта 1 п. 1 ст. 1 Закона N 57-ФЗ, и период действия этого освобождения (продления освобождения) не истек к моменту введения в действие вышеупомянутого подпункта п. 1 данного Закона, то эти налогоплательщики продолжают пользоваться предоставленным им освобождением (продлением освобождения) до конца срока, на который оно было предоставлено.