Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О постановке частных охранников на учет в налоговых органах


О постановке частных охранников на учет в налоговых органах

     

В.Н. Воробьева,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга

     
     В настоящее время у многих частных охранников и руководителей охранных предприятий возникает следующий вопрос: «необходимо ли частному охраннику после получения им лицензии на право занятия частной охранной деятельностью становиться на учет в налоговых органах в индивидуальном порядке»?
     
     В соответствии со ст. 1, 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон N 2487-1), регулирующего деятельность частных охранников и частных детективов, оказанием услуг, перечисленных в частях первой и третьей ст. 3 вышеуказанного Закона, разрешается заниматься только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения и имеющим специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел.
     
     В целях сыска Закон N 2487-1 разрешает предоставлять следующие виды услуг:
     
     - сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
     
     - изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
     
     - установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
     
     - выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
     
     - поиск без вести пропавших граждан;
     
     - поиск утраченного учреждениями, организациями имущества;
     
     - сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
     
     В целях охраны Закон N 2487-1 разрешает предоставлять следующие виды услуг:
     
     - защита жизни и здоровья граждан;
     
     - охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;
     
     - проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;
     
     - консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
     
     - обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
     
     В соответствии со ст. 4.8, 11 и 14 Закона N 2487-1, а также ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) граждане, получившие в установленном порядке лицензии, имеют право:
     
     - при наличии лицензии на частную детективную деятельность заниматься частной детективной деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, а также работать по трудовому соглашению в объединении частных детективных предприятий или в службе безопасности юридического лица;
     
     - при наличии лицензии на частную охранную деятельность работать по трудовому соглашению в частном охранном предприятии или службе безопасности юридического лица.
     
     Таким образом, в соответствии с законодательством физическому лицу, имеющему лицензию на право занятия частной охранной деятельностью, запрещено заниматься такой деятельностью индивидуально (самостоятельно).
     
     Нарушение или неисполнение данной нормы может повлечь в том числе аннулирование лицензии (ст. 10 Закона N 2487-1).
     
     Следовательно, частному охраннику для оказания услуг в сфере охраны (сыска) необходимо поступить на работу на предприятие, также имеющее лицензию на право осуществления вышеуказанных видов деятельности (ст. 11 Закона N 2487-1), так как предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном вышеуказанным Законом.
     
     Частные охранники, имеющие соответствующие лицензии и осуществляющие свою деятельность на основании трудовых договоров, заключаемых с организациями, специально учрежденными для выполнения охранной деятельности, не ведут индивидуальной деятельности, а источником выплаты доходов для них являются указанные организации. В соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по исчислению, удержанию и уплате в соответствующий бюджет налога с таких доходов возложена на налоговых агентов, в роли которых в данном случае выступают охранные предприятия. Следовательно, у частных охранников не возникает обязанностей по ведению Книги доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и подаче налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, поскольку фактически они не относятся к категориям налогоплательщиков, указанным в ст. 227 НК РФ. Фактов состояния на налоговом учете частных охранников, занимающихся охранной деятельностью самостоятельно на свой риск и получающих доходы от оказания услуг конкретным физическим лицам или организациям, не имеется.
     
     Вместе с тем согласно ст. 11 НК РФ частные охранники относятся к понятию «индивидуальные предприниматели», то есть к физическим лицам, зарегистрированным в установленном порядке и осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Соответственно, частные охранники обязаны подать заявление о постановке на учет в налоговые органы по месту жительства в течение десяти дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность (п. 3 и 6 ст. 83 НК РФ).
     
     При этом согласно ст. 116 НК РФ за нарушение десятидневного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ответственность в виде штрафа.
     
     В настоящее время налоговые органы Российской Федерации предъявляют штрафные санкции к сотрудникам охранных предприятий за несвоевременную постановку на учет в налоговом органе.
     
     При этом налоговые органы руководствуются положениями и нормами НК РФ, Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным охранникам, обязаны сообщать налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, в течение десяти дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия или истечения срока действия. Лицензирующий орган направляет соответствующие сведения в налоговый орган по месту жительства охранника. Моментом выдачи лицензии будет являться дата, когда лицензия выдана охраннику (а также когда лицензия выдана доверенному лицу, например начальнику службы безопасности), которая фиксируется в журнале у инспектора УЛРР ГУВД. С этого момента и будет отсчитываться десятидневный срок, в течение которого охранник должен подать заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту жительства. Если налогоплательщик до этого состоял на налоговом учете как простое физическое лицо и имеет свидетельство о постановке на налоговый учет, то с момента получения лицензии на занятие частной охранной (детективной) деятельностью он приобретает иной статус.
     
     Пункт 10 ст. 83 НК РФ обязывает соответствующий налоговый орган в случае несоблюдения налогоплательщиком в установленные сроки своих обязанностей принимать меры к постановке налогоплательщика на учет в налоговом органе. Постановка налогоплательщика на учет по инициативе налогового органа не освобождает этого налогоплательщика от ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет (п. 40 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что у частных охранников, получивших лицензии на занятие охранной деятельностью до 1 января 1999 года (до введения в действие части первой НК РФ), обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе отсутствует, так как положения части первой Кодекса применяются только к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
     
     Таким образом, привлечение частных охранников, получивших соответствующие лицензии в порядке, установленном Законом N 2487-1 до 1 января 1999 года, к ответственности в виде штрафа является необоснованным, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
     
     Вопрос о том, где хранится лицензия, не входит в компетенцию налоговых органов (сданы лицензии на длительное хранение в УЛРР ГУВД или они на руках у охранника или у руководителя охранного предприятия). Независимо от того, осуществляется лицом охранная деятельность или лицо уволилось из охранного предприятия, при действующей лицензии остается обязанность встать на учет в налоговом органе.
     
     При явке в налоговый орган по месту жительства частный охранник подает заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства и предъявляет документы, подтверждающие сведения заявителя:
     
     - паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
     
     - копию лицензии на право занятия охранной деятельностью;
     
     - документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства (при отсутствии паспорта).
     
     Постановка на учет в налоговом органе индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
     
     Таким образом, каждое физическое лицо, получившее лицензию на частную охранную деятельность, подлежит постановке на учет в качестве налогоплательщика - частного охранника.
     
     Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе рассматривается как налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 116 НК РФ, и влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
     
     Согласно п. 50 постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса Российской Федерации» в силу абзаца первого п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
     
     Согласно п. 1 ст. 105 НК РФ дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
     
     При применении вышеуказанных норм следует принимать во внимание, что понятие «индивидуальный предприниматель», определенное в п. 2 ст. 11 НК РФ, подразумевает частных нотариусов, частных охранников, частных детективов и используется только для целей НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговые споры между налоговыми органами и частными охранниками не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
     
     Следовательно, спор между налоговым органом и частным охранником подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
     
     В настоящее время в судах общей юрисдикции не признаются доводы частных охранников о том, что они не являются индивидуальными предпринимателями в силу Закона N 2487-1, так как согласно ст. 11 НК РФ частные охранники отнесены к индивидуальным предпринимателям и на них распространяются требования п. 6 ст. 83 Кодекса о постановке на учет в налоговом органе в десятидневный срок с момента получения лицензии, а также положения ст. 116 Кодекса о применении штрафных санкций за невыполнение требования о своевременной постановке на учет в налоговом органе.
     
     Таким образом, обязанность по подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе частными охранниками остается актуальной до внесения соответствующих изменений в НК РФ.