Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     

О.В. Светлова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     В ходе выездной налоговой проверки российского предприятия было установлено, что между российским предприятием и иностранным юридическим лицом в 2000 году заключен договор о совместной деятельности (простого товарищества). Целью заключения вышеуказанного договора было извлечение прибыли путем осуществления совместной деятельности по вылову, обработке, переработке и реализации морепродуктов. Условиями договора о совместной деятельности определено, что внесенное имущество, которым обладали российский и иностранный партнеры на праве собственности, признается их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом.
     
     В связи с тем что условия договора о совместной деятельности противоречат ряду Федеральных законов, в том числе «О животном мире», «Об исключительной экономической зоне», следует ли всю реализацию готовой продукции в рамках договора о совместной деятельности признать доходом российской организации, выручку от реализации всей произведенной продукции считать исключительно выручкой российской организации и производить налогообложение организации в общеустановленном порядке?

     
     В соответствии со ст. 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (далее - Закон N 2116-1), действовавшего до 1 января 2002 года, объектом обложения налогом на прибыль являлась валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными указанной статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Пунктом 11 вышеуказанной статьи Закона N 2116-1 установлено, что прибыль, полученная в результате совместной деятельности нескольких предприятий без создания юридического лица, распределялась между участниками совместной деятельности до налогообложения на основании заключенного ими договора.
     
     Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности, после распределения включалась во внереализационные доходы и облагалась налогом в составе валовой прибыли (дохода) по установленным ставкам налога на прибыль (доход).
     
     Учитывая вышеизложенное, доходы, полученные российской организацией от реализации морепродуктов в рамках совместной деятельности, были правомерно включены в состав внереализационных доходов и подлежали обложению налогом на прибыль за 2000 год исходя из доли российского предприятия в совместной деятельности.
          

Е.Ю. Лунина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Предприятие осуществило капитальные вложения в 2001 году, получив на эти цели кредит банка со сроком погашения 2 года (2001-2002 годы). Имеет ли оно право пользоваться в 2002 году льготой по налогу на прибыль, предусмотренной п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» до окончания срока погашения кредита банка?

     
     С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», вводящего в действие главу 25 НК РФ, Закон N 2116-1 признан утратившим силу, за исключением отдельных положений, которые утрачивают силу в особом порядке. Льготы на финансирование капитальных вложений, предусмотренные п. 1 ст. 6 Закона N 2116-1, в данный перечень не включены.
     
     С учетом вышеизложенного предприятие, о котором идет речь в вопросе, начиная с 1 января 2002 года не вправе пользоваться льготой на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 269 НК РФ налогоплательщик вправе отнести на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, проценты по кредиту, полученному на капитальные вложения, причитающиеся к выплате в соответствии с кредитным договором, исчисленные с 1 января 2002 года.
     

     Предприятие было реорганизовано по состоянию на 1 октября 2001 года путем присоединения к нему двух других предприятий. Следует ли производить расчет налоговой базы по налогу на прибыль за 2001 год нарастающим итогом с учетом деятельности всех присоединенных предприятий?

     
     По нашему мнению, расчет налоговой базы по налогу на прибыль у реорганизованного юридического лица за 2001 год должен производиться с учетом деятельности самого юридического лица за девять месяцев отчетного года и налоговой базы реорганизованного юридического лица за IV квартал. При этом налоговая база присоединенных предприятий, сформированная за девять месяцев отчетного года, в годовой налоговый расчет не включается.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     Таким образом, при наличии у присоединенных организаций задолженности по налогу на прибыль по итогам деятельности за девять месяцев 2001 года обязанность по погашению указанной задолженности переходит к присоединившему их юридическому лицу в порядке правопреемства.
     

     Изменился ли порядок учета для целей налогообложения прибыли расходов по содержанию автотранспорта, полученного от физического лица по договору безвозмездного пользования, после вступления в силу главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ?

     
     Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
     
     При этом к договорам безвозмездного пользования применяются правила, установленные отдельными статьями главы 34 «Аренда» ГК РФ.
     
     По вопросу учета расходов организации по аренде имущества у физических лиц, не являющихся предпринимателями, осуществленных до 1 января 2002 года, следует руководствоваться письмом МНС России от 11.04.2000 N ВГ-6-02/271@.
     
     С вступлением в действие с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ расходы по ремонту основных средств (в том числе арендуемых, если договором между арендатором и арендодателем возмещение данных расходов арендодателем не предусмотрено) учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, предусмотренном ст. 260 НК РФ.
     

     Как правильно распределять прямые расходы при использовании метода начисления в налоговом учете прибыли в соответствии с главой 25 НК РФ?

     
     Порядок оценки остатков незавершенного производства (НЗП) и готовой продукции для целей налогообложения прибыли определен ст. 319 НК РФ.
     
     Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.
     
     При этом сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости. Если предприятие не использует метод нормативной (плановой) себестоимости, сумма прямых расходов распределяется на остатки НЗП в доле, соответствующей доле таких остатков в исходном сырье (в натуральных измерителях), за минусом технологических потерь.
     
     Оценка остатков готовой продукции на складе на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и остатках готовой продукции на складе и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, распределенных на остатки НЗП. При этом сумма прямых расходов распределяется на остатки готовой продукции на складе исходя из расчета по методу плановой (нормативной) себестоимости. Если предприятие не использует метод нормативной (плановой) себестоимости, сумма прямых расходов распределяется на остатки готовой продукции на складе пропорционально доле таких остатков в общем объеме выпущенной за текущий месяц продукции (в натуральных измерителях).
     
     Конкретный порядок распределения прямых расходов зависит от деятельности, осуществляемой организацией.
     

О налоге на добавленную стоимость

     

О.В. Прокудина,
ведущий специалист Департамента налоговой политики Минфина России

     

     Наша организация реализует по договору тепловую энергию российским организациям, а также посольствам иностранных государств, в том числе посольству Венесуэлы. Облагается ли НДС реализация данных товаров вышеуказанным покупателям?

     
     Согласно п. 1 ст. 146 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ объектом обложения НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. В связи с этим реализация тепловой энергии российским организациям осуществляется по ставке НДС в размере 20 %.
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, применяется ставка НДС в размере 0 %. При этом реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) подлежит налогообложению по ставке в размере 0 %, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно-технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей) либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении представительств которых применяется данная норма, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями совместно с МНС России.
     
     Письмом МНС России от 19.02.2001 N ВГ-6-06/145 «О перечне государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется нулевая ставка по налогу на добавленную стоимость» установлен перечень государств, в отношении которых на условиях взаимности применяется ставка НДС в размере 0 % при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатическим и административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей, и сведения о государствах, в отношении которых нулевая ставка в вышеуказанных случаях не применяется.
     
     Таким образом, для определения размера ставки НДС при реализации товаров иностранным представительствам следует руководствоваться вышеуказанным письмом МНС России.
     
     Что касается реализации тепловой энергии посольству Венесуэлы, то согласно вышеназванному письму МНС России в отношении дипломатического представительства Венесуэлы данная ставка налога применяется без ограничения в соответствии с принципом взаимности.
     
     Порядок применения ставки НДС в размере 0 % в отношении дипломатических представительств утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1033.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогообложение тепловой энергии, реализуемой посольству Венесуэлы, осуществляется по ставке НДС в размере 0 % в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 указанного постановления Правительства РФ.
     
     Так, согласно п. 4, 5 вышеприведенного постановления Правительства РФ организация, реализующая товары (работы, услуги) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, выставляют иностранным дипломатическим и приравненным к ним представительствам счета-фактуры с указанием нулевой ставки НДС.
     
     Эти счета-фактуры с пометкой «Для дипломатических нужд» выставляются при наличии:
     
     - договора, заключенного с дипломатическим представительством на поставку товаров (работ,
услуг), включающего спецификацию поставляемых товаров (работ, услуг) с указанием их стоимости;
     
     - официального письма дипломатического представительства (за подписью главы представительства или лица, его замещающего), заверенного печатью этого представительства, с указанием наименования, адреса организации, реализующей товары (работы, услуги) для официального использования дипломатическим представительством.
     
     Кроме этих документов, для подтверждения обоснованности применения ставки НДС в размере 0 % в налоговые органы также представляются заверенные в установленном порядке копии платежного документа и приходного кассового ордера, подтверждающие фактическое перечисление дипломатическими или приравненными к ним представительствами денежных средств в оплату соответствующих товаров (работ, услуг); счет-фактура (копия счета-фактуры, заверенная в установленном порядке), выписанный дипломатическому или приравненному к нему представительству, в котором указано, что товар (работа, услуга) был реализован с применением нулевой налоговой ставки.
      

О налоге на доходы физических лиц

     

Е.А. Иванова

     

     26 апреля 1996 года я приобрела квартиру. Льготой по подоходному налогу в связи с приобретением квартиры на предприятии, где я работаю, не пользовалась. Прошу разъяснить возможность использования этой льготы в 2002 году.

     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (далее - Закон N 1998-1) утратил силу с 1 января 2001 года.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ с 1 января 2001 года введена в действие глава 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).
     
     В соответствии с положениями подпункта 2 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественный налоговый вычет по суммам, направленным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     
     Пунктом 2 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что имущественный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче им налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода. Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ).
     
     Если налогоплательщик не пользовался льготой по подоходному налогу в отношении приобретенного объекта до 1 января 2001 года (в случае, указанном в вопросе, - это квартира, приобретенная в 1996 году), то он вправе подать заявление в налоговый орган о возврате подоходного налога в 2002 году по данному объекту в порядке, установленном ст. 78 НК РФ, за 1999 и 2000 годы.
     
     Если возврат налога, произведенный за 1999 и 2000 годы, будет произведен не полностью, то на остаток заявленной льготы налогоплательщик может подать заявление о предоставлении имущественного налогового вычета в порядке, предусмотренном ст. 220 НК РФ, с зачетом суммы расходов по строительству (приобретению) квартиры или жилого дома, ранее отнесенных на уменьшение совокупного дохода такого налогоплательщика.
     

     Хлебокомбинат после выкупа арендуемого имущества был реорганизован 25 декабря 1992 года в ТОО «Хлебокомбинат», и учредители получили долю в имуществе, что подтверждено свидетельствами на долю каждого учредителя. Согласно ст. 59 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» ТОО «Хлебокомбинат» реорганизован в ЗАО «Хлебокомбинат». Получено свидетельство о реорганизации. Решением о выпуске ценных бумаг от 28 августа 1998 года доли были конвертированы в акции путем обмена одной доли на одну акцию. Согласно ст. 93, 94 ГК РФ доли являются имуществом, равно как и акции (ст. 128 ГК РФ). Следовательно, имущество независимо от названия (доли, акции) находилось в нашей собственности более пяти лет. Мы считаем, что, продав свое имущество - акции, в которые были конвертированы наши доли, на сумму более 125 000 руб., мы вправе применить п. 2 ст. 220 НК РФ, и нам должен быть предоставлен имущественный налоговый вычет на полную сумму, полученную от продажи акций. Правильно ли это?

     
     Начиная с 2001 года налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй НК РФ.
     
     При этом порядок налогообложения доходов, полученных по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, установлен ст. 214.1 НК РФ.
     
     В случае продажи физическим лицом принадлежащих ему ценных бумаг полученный по данной сделке доход определяется в виде разницы между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и расходами на их приобретение, реализацию и хранение.
     
     Если расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть документально подтверждены, то физические лица вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ в следующих размерах:
     
     а) в сумме, полученной от реализации ценных бумаг, - если ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика не менее трех лет;
     
     б) в сумме, не превышающей 125 000 руб., - если ценные бумаги находились в собственности плательщика менее трех лет.
     
     Согласно ст. 142 ГК РФ ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Все удостоверяемые ценной бумагой права в совокупности переходят с передачей ценной бумаги. В случаях, предусмотренных законом, для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой (акцией), достаточно их закрепления в специальном реестре.
     
     В случае продажи работниками акций ЗАО «Хлебокомбинат» подлежащий налогообложению доход должен определяться в виде разницы между суммой, полученной от их реализации, и суммой имущественного налогового вычета, размер которого определяется исходя из количества лет нахождения в собственности этих акций. При этом период нахождения в собственности акций будет определяться с даты перехода этих акций в собственность работников этого акционерского общества.
     
     Поэтому в вышеприведенном случае период нахождения в собственности акций для определения размера имущественного налогового вычета будет считаться начиная с 28 августа 1998 года.
     
     Документами, подтверждающими нахождение акций в собственности налогоплательщика, являются договор купли-продажи акций, выписка из реестра владельцев ценных бумаг.
     

     В марте 2001 года по договору-купли продажи с соответствующим оформлением права собственности я выкупил у соседей комнату в трехкомнатной квартире (другие две комнаты принадлежат моей семье по праву собственности по итогам приватизации). Имею ли я право на получение имущественного налогового вычета?

     
     В соответствии со ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов.
     
     Налогоплательщики, приобретающие на праве собственности комнату, которая соответствует правилам пользования изолированными помещениями в квартире, установленным Жилищным кодексом РСФСР, вправе воспользоваться имущественным вычетом, предусмотренным подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     Вышеуказанный имущественный вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенную комнату, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком.
     

     Я и мой муж приобрели в 2001 году квартиру у предприятия за 280 тыс. руб. Оформлен договор купли-продажи и зарегистрирован в регистрационной палате в равных (1/2) долях. Оплата за квартиру в кассу предприятия была внесена по приходному ордеру мной одной. При заполнении декларации налоговая инспекция отказала моему мужу в льготе по возврату налога на доходы физических лиц, так как приходный ордер оформлен на меня. Вместе с тем мне льгота во возврату была предоставлена только из расчета 1/2 стоимости квартиры. Правомерны ли действия налоговой инспекции?

     
     В соответствии со ст. 220 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов.
     
     При этом общий размер имущественного налогового вычета не может превышать 600 000 руб. и предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
     
     При приобретении имущества в общую долевую либо общую совместную собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей собственности либо с их письменным заявлением (в случае приобретения жилого дома или квартиры в общую совместную собственность).
     
     В связи с этим имущественный налоговый вычет предоставляется каждому из супругов в пределах 1/2 доли исходя из документов, подтверждающих фактическую оплату соразмерно их доле.
     

Г.А. Ермилова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга, Московская обл.

     

     Работник организации имеет дочь в возрасте до 24 лет, обучающуюся в вузе на дневном факультете. Дочь вышла замуж и сменила фамилию. Имеет ли работник право на стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. ежемесячно и какие документы должны быть представлены в бухгалтерию?

     
     Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 218 НК РФ право на получение стандартного налогового вычета в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка имеют налогоплательщики, на обеспечении которых находится ребенок, являющиеся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями; льгота действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20 000 руб., налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом п. 1 ст. 218 НК РФ, не применяется.
     
     Налоговый вычет расходов на содержание ребенка (детей), установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей.
     
     Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке, за период обучения.
     
     Стандартный вычет предоставляется налогоплательщику одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты (свидетельство о рождении, справка из учебного заведения и т.д.).
     
     Данный налоговый вычет предоставляется независимо от того, состоит ребенок, обучающийся в учебном заведении, в зарегистрированном браке или нет.
     

     Организация по договору с учебным заведением оплатила стоимость обучения физического лица. С этим физическим лицом организация не связана договорами трудового или гражданско-правового характера. Оплата за обучение производится за счет чистой прибыли. Должна ли организация удерживать налог на доходы с данного физического лица?

     
     Согласно ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями обучения в интересах налогоплательщика.
     
     При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога с дохода, выплаченного в натуральной форме, налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит двенадцать месяцев.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация оплатила обучение физического лица, то есть физическое лицо получило доход в натуральной форме и других денежных выплат от организации, за счет которых можно было бы удержать налог, не получало, так как не являлось ее работником, бухгалтерия организации в установленные сроки должна письменно сообщить о невозможности удержания налога на доходы у источника выплаты в налоговый орган по месту своего учета, чтобы последующее удержание налога на доходы осуществляла налоговая инспекция по месту жительства вышеуказанного физического лица.
     

     Облагается ли налогом на доходы физических лиц финансовая помощь (субсидия), оказываемая Фондом занятости населения физическому лицу на организацию предпринимательской деятельности в соответствии с приказом Минтруда России от 16.02.2001 N 21 «Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета»?

     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
     
     В целях реализации Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» и Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2001 годы Минтруд России приказом от 16.02.2001 N 21 утвердил Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета, которым предусмотрено выделение территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости компенсационных выплат по организации предпринимательской деятельности, а также финансовой помощи (субсидии) безработным гражданам на организацию предпринимательской деятельности.
     
     Размер финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности устанавливается в сумме, не превышающей двенадцатикратного размера заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, г. Москве и Санкт-Петербурге и т.д.
     
     Расходование выделенных средств физическому лицу контролируется органом по вопросам занятости населения на основании договора, заключенного между ним и физическим лицом.
     
     Учитывая вышеизложенное, средства, выделяемые физическому лицу в виде финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности Фондом занятости населения в соответствии с нормами вышеуказанного Положения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ.
     

     Организация в 2001 году приобрела для своих работников путевки в дом отдыха за счет чистой прибыли. Нужно ли включать в доход сотрудников стоимость путевок и облагать ее налогом на доходы? Какие предприятия и учреждения относятся к санаторно-курортным и оздоровительным учреждениям?

     
     В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы физических лиц в виде суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения:
     
     - за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций;
     
     - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства», утвержденному Госкомстатом СССР, Госстандартом СССР, Госпланом СССР 01.01.1976, в ред. от 15.02.2000:
     
     - к санаторно-курортным учреждениям относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, курортные поликлиники, бальнеологические лечебницы, грязелечебницы, специализированные санаторные пионерские лагеря круглогодичного действия;
     
     - к оздоровительным учреждениям относятся пионерские лагеря, дома отдыха, пансионаты без лечения и другие учреждения отдыха.
     
     Туристические путевки под льготу, предусмотренную п. 9 ст. 217 НК РФ, не подпадают. К туристическим организациям относятся туристические гостиницы, туристические базы, мотели, бюро путешествий, учреждения по организации международного туризма.
     
     Учитывая вышеизложенное, путевки в дома отдыха, приобретенные за счет чистой прибыли организации для своих работников, не подлежат налогообложению в соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ.
     

     В каком порядке осуществляется налогообложение дивидендов, выплачиваемых российскими организациями физическим лицам?

     
     Дивиденды, выплаченные физическим лицам в 2001 году, облагались налогом на доходы в соответствии со ст. 214 НК РФ, в ред. от 29.12.2000 N 166-ФЗ.
     
     Статьей 224 НК РФ была установлена ставка в размере 30 % для налогообложения дивидендов.
     
     Пунктом 2 ст. 214 НК РФ предусматривалась налоговая льгота, согласно которой сумма уплаченного распределяющей дивиденды организацией налога на прибыль организаций, относящаяся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов в пользу налогоплательщика, который в соответствии со ст. 11 НК РФ является налоговым резидентом Российской Федерации, подлежала зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы налогоплательщиком - получателем дивидендов.
     
     Если сумма уплаченного налога на прибыль организации, относившаяся к части дохода, распределявшегося в пользу налогоплательщика в виде дивидендов, превышала причитающуюся с налогоплательщика сумму налога на доходы в виде дивидендов, возмещение из бюджета не производилось.
     
     Таким образом, организации, уплатившие налог на прибыль по ставке 30 % и выше, могли произвести зачет в счет уплаты налога на доходы с дивидендов, выплаченных в 2001 году физическим лицам (налоговым резидентам Российской Федерации), суммы уплаченного налога на прибыль, относящейся к части прибыли, распределяемой в виде дивидендов.
     
     Вышеуказанный порядок налогообложения дивидендов, выплачивавшихся в 2001 году, применялся независимо от того, за какой предыдущий год они были начислены, с зачетом суммы уплаченного налога на прибыль в тот период, за который производилась выплата дивидендов физическим лицам.
     
     При исчислении налога на доходы с дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, следовало также иметь в виду, что если получателем дивидендов было физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации, то источник выплаты должен был исчислить и удержать сумму налога на доходы физических лиц с суммы дивидендов по ставке 30 %. При этом сумма налога на прибыль организации, относившаяся к части прибыли, распределявшейся в виде дивидендов в пользу физических лиц, не являвшихся налоговыми резидентами Российской Федерации, к зачету в счет уплаты налога на доходы физических лиц не принималась.
     
     С 1 января 2002 года установлен иной порядок налогообложения дивидендов, выплачиваемых физическим лицам.
     
     Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ установлена новая ставка для исчисления налога с дивидендов, выплачиваемых физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, - 6 % (п. 4 ст. 224 НК РФ).
     
     С 1 января 2002 года вышеуказанным Федеральным законом также отменена налоговая льгота в виде зачета уплаченного российской организацией налога на прибыль в счет уплаты налога на доходы физических лиц (резидентов Российской Федерации) с сумм полученных ими дивидендов.
     
     Следует отметить, что с сумм дивидендов, выплачиваемых российскими организациями физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, налог удерживается, как и раньше, по ставке 30 %.
     

Л.А. Гуськова,
советник налоговой службы III ранга

     

     Положением о муниципальной службе, утвержденным решением районного Совета депутатов, муниципальным служащим гарантируется льгота по оплате жилищно-коммунальных услуг и арендной плате. Положением «О порядке возмещения расходов...», утвержденным постановлением главы района, определен порядок предоставления и финансирования указанных льгот. Включаются ли суммы, перечисленные в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, в облагаемый доход физических лиц?

     
     В соответствии с п. 1 и 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     Нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» не предусмотрены льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и арендной плате в связи с нахождением на муниципальной службе, а также отсутствует понятие «компенсационные выплаты» за такие услуги.
     
     Следовательно, дополнительные гарантии для муниципальных служащих, предусмотренные законами (постановлениями) субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, в том числе льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и аренде, не подпадают под понятие компенсационных выплат в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     В связи с этим суммы, перечисленные в счет оплаты жилищно-коммунальных услуг, подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     

     Прошу разъяснить, имею ли я право на социальный налоговый вычет в части оплаты услуг за протезирование зубов в частном стоматологическом центре?

     
     Налогоплательщик имеет право на получение с 1 января 2001 года социальных налоговых вычетов согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации.
     
     Вышеуказанный вычет предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности.
     
     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
     
     Физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не могут быть отнесены по своему статусу к медицинским учреждениям, то есть к медицинским организациям, определяемым ст. 11 НК РФ. На разный статус медицинских учреждений и лиц, занимающихся частной медицинской практикой, указано также в ст. 14 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья.
     
     В соответствии с вышеизложенным действующим налоговым законодательством не предусмотрено предоставление социального налогового вычета по медицинским услугам, оказанным налогоплательщикам индивидуальным предпринимателем.
     
     Ввиду того, что медицинские услуги (в данном случае по протезированию зубов) оказаны в частном стоматологическом центре частным врачом-предпринимателем, налоговый вычет гражданину предоставлен быть не может.
     

     Имею ли я право на получение имущественного налогового вычета при подаче декларации в 2002 году по расходам за 2001 год в связи с покупкой квартиры, если свидетельство о регистрации права собственности на жилье оформлено в 2002 году?

     
     Статьей 220 НК РФ предусмотрен имущественный налоговый вычет по суммам, израсходованным физическими лицами на новое строительство либо приобретение жилого дома или квартиры за счет собственных средств.
     
     Вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при подаче им в налоговый орган налоговой декларации, письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты налогоплательщиком денежных средств.
     
     Конкретный срок подачи декларации о предоставлении имущественного вычета действующим законодательством не предусмотрен. В связи с этим после оформления свидетельства и права собственности на жилье в январе 2002 года гражданин имеет право на получение имущественного вычета по расходам за 2001 год при подаче налоговой декларации в 2002 году.
     

     Надо ли физическому лицу платить налог с процентов по вкладу, находящемуся в коммерческом банке?

     
     Согласно п. 27 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если:
     
     - проценты по рублевым вкладам (за исключением срочных пенсионных вкладов, внесенных до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев) выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены указанные проценты;
     
     - проценты по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 года на срок не менее шести месяцев, выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действовавшей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который были начислены указанные проценты;
     
     - установленная ставка не превышает 9 % годовых по вкладам в иностранной валюте.
     
     В иных случаях доходы, полученные физическими лицами в виде процентов, подлежат налогообложению по месту их выплаты.
     
     Учитывая вышеизложенное, действие данной нормы НК РФ в части налогообложения процентных доходов по вкладам резидентов осуществляется по ставке 35 %, а по вкладам нерезидентов - 30 %, если иное не предусмотрено соответствующим договором (соглашением) об избежании двойного налогообложения, и распространяется на проценты, выплаченные либо перечисленные на счета клиентов банка в 2001 году, в том числе по договорам банковского вклада, заключенным до 1 января 2001 года.
      

О налогах на имущество физических лиц

     

В.Д. Волков,
советник налоговой службы II ранга, Московская обл.

     

     Кому следует начислять налоги на имущество физических лиц (прежнему или новому владельцу) при заключении договоров:
     
     1) пожизненной ренты;
     
     2) пожизненного содержания с иждивением?
     
     Гражданам, получившим имущество по таким договорам, выданы свидетельства о праве собственности.

     
     В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон N 2003-1) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
     
     Статьей 583 ГК РФ установлено, что по договору ренты одна сторона (получатель ренты) передает другой стороне (плательщику ренты) в собственность имущество, а плательщик ренты обязуется в обмен на полученное имущество периодически выплачивать получателю ренту в виде определенной денежной суммы либо предоставления средств на его содержание в иной форме.
     
     Согласно ст. 601 ГК РФ по договору содержания с иждивением получатель ренты - гражданин передает принадлежащие ему жилой дом, квартиру, земельный участок или иную недвижимость в собственность плательщика ренты, который обязуется осуществлять пожизненное содержание с иждивением гражданина и (или) указанного им третьего лица (лиц).
     
     Следовательно, налоги на имущество физических лиц следует начислять при заключении договоров пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением плательщикам ренты, то есть новым владельцам.
     

     Предоставляются ли льготы по уплате налогов на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим выслугу менее 20 лет (кроме инвалидов I и II группы)?

     
     В соответствии с п.1 ст. 4 Закона N 2003-1 от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более.
     
     Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.
     
     Исходя из вышеизложенного льготы по уплате налогов на имущество физических лиц гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим выслугу менее 20 лет, не предоставляются.
     

     Один из сроков уплаты доли налога на имущество физических лиц выпадает на воскресенье. Что является днем окончания срока уплаты - пятница или понедельник?

     
     В соответствии со ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока уплаты налога приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
     
     Таким образом, в данном случае последним днем окончания срока уплаты налога будет являться понедельник.
     

     Какие штрафы, санкции предусмотрены действующим законодательством за неполную уплату, неуплату и несвоевременную уплату гражданами налогов на имущество физических лиц?

     
     В случае неуплаты налогов в установленные сроки начисляется пеня за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени в соответствии со ст. 75 НК РФ принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.
     
     При неуплате налога в срок налогоплательщику направляется требование об уплате налога согласно ст. 69 и 70 НК РФ, в котором он извещается о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный налоговыми органами срок.
     
     Неуплата или неполная уплата гражданами налогов на имущество физических лиц в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ может квалифицироваться как другие неправомерные действия (бездействие), что влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога.
     

     Уплачивается ли налог на водное транспортное средство, которое не эксплуатируется?

     
     На строения, помещения и сооружения, а также водно-воздушные транспортные средства налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет.
     

     С какого момента уплачиваются налоги на строения наследником, если наследство открыто в 2000 году, а право собственности зарегистрировано наследником в 2002 году?

     
     В соответствии с Законом N 2003-1 и инструкцией МНС России от 02.11.1999 N 54 «По применению Закона Российской Федерации “О налогах на имущество физических лиц” «на строения, помещения и сооружения, перешедшие по наследству, налог уплачивается наследником с момента (времени) открытия наследства. Моментом (временем) открытия наследства является день смерти наследодателя, а при объявлении наследодателя умершим - день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
     

О налоге с продаж

     

Н.Д. Лозина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     

     Изменился ли в ряде регионов перечень продовольственных товаров, которые не подлежат обложению налогом с продаж?

     
     В ряде субъектов Российской Федерации этот перечень мог измениться в связи со следующим обстоятельством.
     
     До вступления в силу главы 27 «Налог с продаж» НК РФ законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации при введении на своей территории налога с продаж могли устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых не облагалась налогом с продаж. Конституционный Суд Российской Федерации установил в постановлении от 03.01.2001 N 2-П, что такие полномочия субъектов Российской Федерации в части, допускающей расширение налоговых обязательств на региональном уровне, не соответствуют Конституции Российской Федерации.
     
     Статьей 350 главы 27 «Налог с продаж» НК РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж, который является исчерпывающим и обязательным для применения на территории всех субъектов Российской Федерации.
     
     Так, например, в Сахалинской области до 1 января 2002 года, кроме продовольственных товаров, вошедших в перечень, предусмотренный на федеральном уровне (см. Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», далее - Закон N 2118-1), от обложения налогом с продаж освобождался еще ряд продовольственных товаров в соответствии с дополнительным перечнем, установленным на региональном уровне. В дополнительный перечень продовольственных товаров, не облагаемых налогом с продаж на территории Сахалинской области, были включены, например, соя и продукты ее переработки; грибы, ягоды, папоротник, белокопытник, черемша, произрастающие на территории Сахалинской области, а также продукты из них, произведенные на территории Сахалинской области.
     
     После вступления в силу главы 27 «Налог с продаж» НК РФ не являются объектом обложения налогом с продаж только продовольственные товары, предусмотренные ст. 350 НК РФ, и этот перечень является исчерпывающим.
     
     По сравнению с перечнем продовольственных товаров, не облагаемых налогом с продаж на федеральном уровне в соответствии с Законом N 2118-1, перечень продовольственных товаров, не облагаемых налогом с продаж, предусмотренный ст. 350 НК РФ, расширен: в него дополнительно включены мука и яйца птицы.
     

     Правомерно ли местные власти взимают налог с продаж при внесении физическими лицами абонентской платы за телефон? Если «да», то почему в таком случае не облагается налогом с продаж, например, оплата за электроэнергию?

     
     Статьей 350 НК РФ определен перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от обложения) налогом с продаж, который является исчерпывающим и обязательным для применения на территории всех субъектов Российской Федерации.
     
     Освобождение от обложения налогом с продаж операций по реализации услуг, предоставляемых абонентам телефонной сети, вышеуказанным перечнем не предусмотрено. Таким образом, операции по реализации этих услуг населению являются объектом обложения налогом с продаж.
     
     Согласно п. 1 ст. 354 НК РФ сумма налога с продаж включается в цену товара (работы, услуги), предъявляемую к оплате покупателю.
     
     Что касается оплаты за электроэнергию, то она входит в оплату за жилищно-коммунальные услуги, операции по реализации которых физическим лицам в соответствии со ст. 350 НК РФ не подлежат обложению налогом с продаж.
     

     Кто определяет порядок и сроки уплаты налога с продаж, а также утверждает декларацию по его уплате?

     
     Налог с продаж относится к региональным налогам.
     
     Согласно ст. 347 НК РФ порядок и сроки уплаты налога с продаж, форму отчетности по данному налогу определяет субъект Российской Федерации, устанавливая налог с продаж.
     

     Индивидуальные предприниматели приобретают товары (работы, услуги), осуществляя оплату за них путем перечисления денежных средств со счетов в банках (например с расчетного счета индивидуального предпринимателя). Возникает ли в данном случае объект обложения налогом с продаж?

     
     В соответствии со ст. 347 главы 27 НК РФ налог с продаж устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Статьей 349 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Операции по реализации товаров (работ, услуг), если такая реализация осуществляется путем перечисления денежных средств со счетов в банках по поручениям физических лиц и индивидуальных предпринимателей, налогом с продаж не облагаются, так как отсутствует объект налогообложения, предусмотренный ст. 349 НК РФ.
     

     Являются ли объектом обложения налогом с продаж операции по реализации товаров (работ, услуг) юридическим лицам за наличный расчет?

     
     Согласно ст. 349 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.
     
     Ввиду отсутствия объекта налогообложения, установленного ст. 349 НК РФ, не облагаются налогом с продаж и операции по реализации товаров (работ, услуг), оплата которых производится покупателями - юридическими лицами за наличный расчет.
     

     Облагаются ли налогом с продаж операции по выдаче заработной платы в натуральной форме?

     
     Операции по выдаче заработной платы в натуральной форме не являются объектом обложения налогом с продаж, так как, во-первых, такие операции не являются реализацией и, во-вторых, при получении товаров в качестве заработной платы не имеет место расчет наличными денежными средствами либо с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Следовательно, объекта налогообложения, установленного ст. 349 НК РФ, не возникает.
     

     Могут ли законодательные (пре