Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Нарушения таможенных правил (научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)


Нарушения таможенных правил
(научно-практический комментарий главы 16 Кодекса об административных правонарушениях)

     

А.Н. Козырин,
профессор, д.ю.н.

     
     Со вступлением в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) фактически полностью лишается своей деликтной составляющей. С 1 июля 2002 года признаются утратившими силу многие нормы раздела X «Нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения. Производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение» ТК РФ, и в первую очередь это касается положений главы 39 «Виды нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения» ТК РФ.
     
     Выведение из ТК РФ вопросов, связанных с деликтами в таможенной сфере и производством по делам о нарушениях таможенных правил, и их перемещение в КоАП РФ - решение, встретившее не-однозначную оценку у ученых и практиков. Очевидно, что переход от ТК РФ к КоАП РФ в вопросе привлечения к ответственности за нарушения таможенных правил потребует времени для соответствующей «настройки» и формирования новой правоприменительной практики.
     
     С принятием КоАП РФ значительно сокращено количество составов, признаваемых видами нарушений таможенных правил. Если в ТК РФ их было 40, то в КоАП РФ - только 22. Такое сокращение произошло прежде всего за счет «укрупнения» отдельных составов нарушений. Например, такие виды нарушений таможенных правил, как перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу помимо таможенного контроля (ст. 276 ТК РФ), сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу (ст. 277 ТК РФ), перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации (ст. 278 ТК РФ), были объединены в КоАП РФ в ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации».
     
     Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил. Основными объектами нарушения таможенных правил являются:
     
     - порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
     
     - порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
     

     - порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
     
     - порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;
     
     - порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.
     
     Отдельные деяния могут посягать одновременно на несколько из перечисленных объектов.
     
     Определение объекта нарушения таможенных правил содержится в ТК РФ.
     
     Так, под перемещением через таможенную границу Российской Федерации таможенное законодательство понимает совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач (ст. 18 ТК РФ).
     
     Особо следует отметить, что понятия «перемещение через таможенную границу» и «пересечение таможенной границы» не являются тождественными. Перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации может выражаться как в фактическом пересечении таможенной границы Российской Федерации (при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации), так и в подаче таможенной декларации или совершении иного действия, непосредственно направленного на реализацию намерения вывезти товары или транспортные средства (при вывозе товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации).
     
     При этом все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю (ст. 191 ТК РФ), а само перемещение товаров и транспортных средств производится только в соответствии с их таможенными режимами (ст. 22 ТК РФ).
     
     Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы; в других формах, предусмотренных действующим законодательством (ст. 180 ТК РФ).
     
     Таможенному контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также определенные виды деятельности.
     

     Товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала (при ввозе - с момента пересечения товаром и транспортным средством таможенной границы Российской Федерации, при вывозе - с момента принятия таможенной декларации) и до его завершения в соответствии с таможенным режимом (при ввозе - как правило, до выпуска товаров и транспортных средств, а при вывозе - до момента пересечения таможенной границы Российской Федерации) (ст. 192 ТК РФ).
     
     В таможенном законодательстве действует принцип выборочности таможенного контроля, который заключается в том, что при его проведении таможенные органы используют те формы таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы. Неприменение определенных форм таможенного контроля не означает, однако, что лица освобождаются от обязанности соблюдать предписания таможенного законодательства и не несут ответственности за совершенные правонарушения.
     
     На лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации либо осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, возлагается обязанность представлять этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных учреждений сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 182 ТК РФ). В целях проведения контроля должностные лица таможенного органа имеют также право доступа на территорию и в помещения, принадлежащие любым лицам, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы (ст. 184 ТК РФ).
     
     В случае если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства Российской Федерации или международного договора Российской Федерации, таможенный контроль может также проводиться после выпуска товаров и транспортных средств вне зависимости от времени, прошедшего с момента осуществления такого выпуска (ст. 193 ТК РФ). В такой ситуации таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный таможенный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим операциям с данными товарами.
     

     В соответствии с п. 15 ст. 18 ТК РФ таможенное оформление представляет собой процедуру помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями ТК РФ.
     
     В настоящее время большинство товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, оформляется в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение (ст. 127 ТК РФ).
     
     Для обеспечения соблюдения требования таможенного законодательства о надлежащем таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, приказом ГТК России от 20.05.1996 N 304 «О доставке товаров под таможенным контролем» введена процедура доставки товаров под таможенным контролем, под которой понимается перевозка товаров, транспортных средств и документов на них от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин, НДС, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики.
     
     При характеристике порядка обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты, а также предоставления в отношении их таможенных льгот особое значение приобретает само понятие «таможенные платежи». Под ними в действующем законодательстве подразумеваются таможенная пошлина, иные налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами (ст. 18 ТК РФ). Статья 110 ТК РФ содержит следующий перечень таможенных платежей:
     
     1) таможенная пошлина;
     
     2) НДС;
     
     3) акцизы;
     
     4) сборы за выдачу лицензий таможенными органами и возобновление действия лицензий;
     
     5) сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата;
     
     6) таможенные сборы за таможенное оформление;
     
     7) таможенные сборы за хранение товаров;
     

     8) таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;
     
     9) плата за информирование и консультирование;
     
     10) плата за принятие предварительного решения;
     
     11) плата за участие в таможенных аукционах.
     
     В ряде случаев лицам, перемещающим товары и транспортные средства, предоставляются льготы по таможенным платежам, в частности в виде:
     
     - освобождения от уплаты таможенных платежей;
     
     - частичного освобождения от уплаты таможенных платежей;
     
     - снижения ставки таможенных платежей;
     
     - возврата уплаченных таможенных платежей;
     
     - предоставления рассрочки и отсрочки уплаты таможенных платежей;
     
     - установления необлагаемого минимума объекта налогообложения.
     
     Большинство льгот по уплате таможенных платежей включаются в содержание таможенного режима, в соответствии с которым товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации (например режимы таможенного склада, экспорта, временного ввоза/вывоза, реэкспорта).
     
     Объективная сторона нарушения таможенных правил определяется в каждом случае диспозицией конкретной статьи ТК РФ. Она может выражаться как в действии (незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу), так и в бездействии (недекларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу).
     
     Непосредственными объектами нарушения таможенных правил являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные нормативными правовыми актами по таможенному делу. Определение товаров и транспортных средств закреплено в ст. 18 ТК РФ, в соответствии с которой под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением собственно транспортных средств, то есть любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Таким образом, под товарами следует понимать имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу Российской Федерации, а под транспортным средством - имущество, посредством которого такие товары перемещаются (были перемещены). Правильное определение статуса непосредственного объекта зачастую является определяющим для верной квалификации правонарушения, а иногда и для привлечения лица к ответственности.
     
     Особо следует обратить внимание на то, что непосредственным объектом правонарушения являются только те товары или транспортные средства (или только та их часть), в отношении которых не выполнены требования, действующие в таможенном деле.
     

     За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут применяться административный штраф и конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
     
     Предусмотренные в КоАП РФ составы нарушения таможенных правил различаются по степени тяжести и частоте их совершения в сфере таможенной практики.
     
     В настоящей статье, публикуемой в нескольких номерах «Налогового вестника», комментируются наиболее существенные административные правонарушения в области таможенного дела.
     
     1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (ст. 16.1 КоАП РФ)
     
     Под незаконным перемещением понимается перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от него путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, или путем придания одним товарам вида других, либо с представлением таможенному органу поддельных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, документов, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам, или иных недействительных документов, либо с использованием поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам и (или) транспортным средствам.
     
     Одним из ключевых понятий, используемых при формулировании данного состава правонарушения, является понятие «таможенная граница». В соответствии со ст. 3 ТК РФ под таможенной границей подразумеваются пределы таможенной территории Российской Федерации, а также периметры свободных таможенных зон и свободных таможенных складов*1. Таможенная граница представляет собой очертание таможенной территории. С ее помощью устанавливаются пространственные пределы суверенитета государства в таможенной сфере. Таможенная граница может совпадать с Государственной границей Российской Федерации*2, а может от нее отличаться.
     _____
     *1 Понятие «таможенная территория» приведено в частях 1-3 ст. 3 ТК РФ, а понятия «свободная таможенная зона» и «свободный таможенный склад» - в ст. 75 ТК РФ.
     

     *2 Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»).
          

     Перемещение товаров или транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля означает, что такое перемещение совершается вне определенных таможенными органами мест или вне установленного времени производства таможенного оформления.
     
     Согласно ст. 27 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время их работы. Под местами пересечения таможенной границы Российской Федерации понимаются зоны таможенного контроля, которые создаются вдоль таможенной границы Российской Федерации (ст. 181 ТК РФ). Таможенное законодательство допускает возможность пересечения таможенной границы Российской Федерации в иных местах, а также вне времени работы таможенных органов, но только с их предварительного согласия. Нормативными правовыми актами по таможенному делу может быть установлено, что пересечение таможенной границы Российской Федерации отдельными видами товаров и транспортных средств может производиться только в определенных местах.
     
     Согласно ст. 127 ТК РФ время производства таможенного оформления определено как время работы таможенного органа. Таким образом, объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, может образовывать пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы Российской Федерации в установленных таможенными органами местах, но до начала или после окончания времени производства таможенного оформления.
     
     Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Под сокрытием в данной статье понимается использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или придание одним товарам вида других.
     
     Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, могут быть сокрыты от таможенного контроля путем:
     
     - использования способов, при которых визуальное обнаружение товаров во время таможенного контроля затруднено (в том числе тайников);
     
     - придания одним товарам вида других, то есть существенного изменения внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида.
     
     Под способом, затрудняющим обнаружение предметов, понимается физическое сокрытие перемещаемых предметов, при котором должностное лицо таможенного органа при досмотре багажа пассажира, товаров и транспортных средств не может обнаружить сокрытые от таможенного контроля предметы путем обычного визуального осмотра, либо сокрытие в местах, не предназначенных для транспортировки товаров, доступ в которые затруднен.
     
     Особым способом, затрудняющим обнаружение товаров, является использование тайников. Специфика этого способа обусловливается тем, что к тайникам относятся места:
     
     - специально оборудованные для сокрытия предметов от таможенного контроля, то есть полностью изготовленные для незаконного перемещения предметов (магнитные контейнеры, прикрепляемые к транспортным средствам в труднодоступных местах, дополнительные полости в автомашинах, не предусмотренные заводской конструкцией);
     
     - приспособленные, то есть подвергнутые конструктивным изменениям (предварительная разборка и монтаж конструктивных емкостей на транспортных средствах, их оборудование дополнительной оснасткой, приспособлениями; оборудование чемоданов с двойным дном).
     
     Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков предметов, которые позволяют отнести их к предметам иного вида.
     
     Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает также ответственность за перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также за использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
     
     Для понимания нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, определим понятия следующих видов документов:
     
     1) поддельных документов;
     
     2) недействительных документов;
     
     3) документов, полученных незаконным путем;
     
     4) документов, содержащих недостоверные сведения;
     
     5) документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам.
     
     Под поддельными документами понимаются полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, но незаконно измененные (путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа и т. п.).
     
     Недействительными документами являются документы, утратившие юридическую силу либо не приобретавшие ее.
     
     К документам, полученным незаконным путем, относятся документы, выданные с нарушением процедуры их выдачи либо полученные в результате неправомерных действий должностного лица, выдавшего такой документ.
     
     Документами, содержащими недостоверные сведения, считаются документы, фактически являющиеся подлинными, но сведения в которых не соответствуют действительности.
     
     Документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам, признаются документы, отвечающие установленным требованиям, но являющиеся основанием для перемещения иных товаров и транспортных средств.
     
     Представление таких документов должно находиться в причинно-следственной связи с принятием таможенным органом решения о возможности перемещения товаров и транспортных средств.
     
     Документы должны представляться таможенному органу непосредственно в момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
     
     Под незаконным перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации законодатель понимает их перемещение при помощи поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, но относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
     
     Под идентификацией понимается форма таможенного контроля, осуществляемая путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других идентификационных средств (ст. 185 ТК РФ).
     
     Таможенными органами могут идентифицироваться:
     
     а) транспортные средства;
     
     б) помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
     
     в) места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы;
     
     г) товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем.
     
     Средства идентификации (атрибуты таможенного обеспечения) должны отвечать следующим требованиям:
     
     а) невозможность подделки оттисков (в отношении печатей, штампов, подписей, маркировок);
     
     б) невозможность нарушения без видимых следов целостности атрибутов (в отношении пломб, клейких лент, замков);
     
     в) стойкость штемпельных и оттискных материалов и средств письма (паст, чернил, пломб, клеевых покрытий) к внешним климатическим воздействиям;
     
     г) четкость воспроизводимых отпечатков и оттисков на документы и упаковки товаров и транспортных средств.
     
     Средства идентификации могут изменяться или уничтожаться только таможенными органами или с разрешения последних, кроме случаев, когда существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств (часть 3 ст. 185 ТК РФ). Информация об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации должна быть немедленно сообщена таможенным органам. Это сообщение должно быть сопровождено доказательствами наличия указанной угрозы.
     
     Комментируемая статья КоАП РФ в качестве санкции за незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации предусматривает наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.
     

(Продолжение следует.)